Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка

Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.

mainImg
Афро-шотландка Лесли Локко, курирующая нынешнюю выставку, в жизни не только архитектор, но и писательница. Ее литературные достоинства – о них чуть позже – не всем окажутся по вкусу. Однако не исключено, что свойственное литературному ремеслу умение выстроить длинный нарратив позволило ей добиться большей цельности, чем у предыдущей биеннале современного искусства. В этом году гендерный состав снова регулировали – удалось достичь практически полного равенства 50/50. А вот практикам из Африки и африканских диаспор был дан зеленый свет, в итоге их больше половины.
 
Восемьдесят девять участников биеннале разделены по нескольким специальным проектам. Главные – «Форс-Мажор» в Центральном павильоне Джардини и «Опасные связи» в Арсенале. Ну а теперь по порядку…
Опасные связи
Чтобы все 38 собранных здесь бюро настроились на один лад, Лесли Локко разослала просьбу ознакомиться с одноименной книгой Шодерло де Лакло.
 
Перед каждой командой была поставлена задача – показать, как архитектура связана с опасными, болевыми точками общества. Задание, как всегда, участники поняли по-разному, и между тем экспозиция Арсенала выглядит как цельный и продуманный спектакль. При малом количестве макетов понимаешь, что в конечном счете архитектура сродни театру и сценографии, поскольку ее главная цель – режиссировать пространство. Инструменты – подсветка, цвет, падающие узорные тени, акценты видео-проекций.
 
Между тем от «Лаборатории будущего» исходя из названия и поставленной задачи ждешь внимательного и критического прочтения истории, так же как и реальных предложений по решению сегодняшних проблем. Но в большинстве случаев проблемы на выставке скорее озвучивают, чем решают, так что получается некий многоголосый плач, не лишенный театральности.
Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

При входе мы попадаем в своего рода нартекс глубокого синего тона «как за час до рассвета», цвета меланхолии, остающейся внутри нас, когда мы принимаем даже самые желанные перемены – эпиграф к экспозиции – из Анатоля Франса: «мы должны умереть для одной жизни, прежде чем войти в другую».

Уже в следующем зале, превращенном в зеркальную ротонду со старыми колоннами и словно бы ритуальным световым кругом из черных светил-зеркал, новое перевешивает. Далее начинается большой ряд видео-работ: они разграничивают пространство и служат паузами для погружения в ту или иную тему.
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

После мультимедийного вступления первый собственно архитектурный проект – «Гриот» от американской студии Barnes. Джером Барнс вспоминает об историческом первенстве египетского ордера и, как бы вмешиваясь в историю, помещает свою работу в контекст классической, колониальной для него, архитектуры: от Колизея до американского университета Ховарда. Первый вариант «колонны идентичности», который Барнс отправил куратору, был выполнен с помощью искусственного интеллекта. В итоге же он сделан из огромного куска черного испанского мрамора Marquina. «Это показывает, насколько тяжело быть черным. Все это вместе производит большой смысл».  
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Но манифестации очевидного жюри не смущают, и следующий проект от студии DAAR получил главный приз – Золотого льва. Название студии из Палестины раскрывается как Decolonizing Architecture and Art Residency. За ней и правда большой опыт работы в лагерях для беженцев и в опасных зонах. В нынешней экспозиции они пытались «деколонизировать» фашистскую архитектуру в сицилийском местечке Борго Рицца. Для этого фасад одного из исторических зданий условно дефрагментирован и в 15 элементах разложен по полу. Они еще и печеньки поверх разложили. 
Проект бюро DAAR (Золотой лев 2023). Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © decolonizing.ps

Памятуя о высокой оценке этого замысла, хочется еще и еще раз перечитывать кураторский текст, но глубина посыла, а главное, связь с воплощением, так и не открывается.

А ведь рядом есть социальные проекты куда более ясные, смелые и доходчивые по форме. Студия Killing Architects выпустила расследование о китайских концентрационных лагерях для уйгуров. Рациональность построения этих «комбинатов по перевоспитанию», через которые людей пропускают как по конвейеру, ужасает, особенно страшно то, что это происходит сейчас, а не в историческом прошлом. Показать такой крик о бедствиях уйгуров – моральный подвиг для биеннале, так как это грозит потерей потенциальных китайских спонсоров.
  • zooming
    Проект Killing Architects, посвященный концлагерям для уйгуров. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Проект Killing Architects, посвященный концлагерям для уйгуров. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Поблизости стенд анти-гламурного журнала Funambulist, уже по обложкам которого становится ясно, как острейшие темы социума связаны с архитектурой и пространством.
  • zooming
    Funambulist. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Funambulist. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Неожиданно в середине Арсенала накал проблемных тем перебивается студией Flores i Prats Architects. Ее главное название – «Эмоциональное наследие». Она про то, как архитектору внимательно и любовно стоит входить в ранее построенное здание, учитывая накопленный в нем опыт жизни и переживаний (ну, чем не то, что сделал Александр Бродский в музее «Полторы комнаты»). Flores i Prats привезли в Венецию материалы, раскрывающие процесс, незаконченные рисунки, модели и фильмы, документы, содержащие сомнения и размышления. Из всего этого сделан маленький театр, где посетитель ходит между столами и видит на крошечных макетах в том числе самого себя.
  • zooming
    1 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Внутри этой пространной выставки обнаруживаются четыре подраздела. «Рисование со временем» – первый этап вторжения в историческое здание, когда сам процесс медленного всматривания и рисования дает первоначальные идеи модификации и приспособления. «Ценность использования» – о некоммерческой значимости элементов, которые можно найти в заброшенном здании – дверей, окон, облицовки, остекления, керамической плитки, гипсовой отделки. «Незавершенное состояние руин» – о сохранении разрушенности и объединении всего в здании-палимпсесте, как следа времени в совокупности оставленных отметин. И, наконец, «Право наследовать» про своего рода ответственность перед материальностью и историей здания, которое имеет право на сопротивление проектным решениям, в связи с чем действия дизайнера должны не разрушать, а развивать то, что было раньше.
  • zooming
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Идея архитектурной деликатности поддержана китайской студией ZAO/standardarchitecture. Они показывают серию макетов музея Ханчжоу – его модернистские формы идеально вписаны в природный ландшафт.
 
Учитывая, что параллельно в Венеции показывают персоналку Кенго Кумы, новым словом такой пример не назовешь, – но такого рода общность зрителя скорее радует, поскольку хорошей архитектуры много не бывает.
  • zooming
    1 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Другой эффектный способ репрезентации своей работы выбрали Wolff Architects из ЮАР. Это целая стена снимков, отпечатанных на ткани в технике цианотипии. Здесь промежуточные работы и эскизы, фотографии, присланные коллегами в процессе общих обсуждений, следы каких-то детальных исследований. Подача материала вдохновляет, хотя серьезные стейтменты, которые звучат в кураторском тексте, не считываются.
Проект Wolff Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

К заострению общего дискурса возвращает подбор видео-работ, из которых особо выделяется «специальный участник» израильский режиссер Амос Гитай. Из своей трилогии о жизни в одном доме разных поколений и народностей Гитай сделал нарезку, да и добавил свежие снимки дома. Посыл его фильмов очень своевременный – соседним народам надо искать общий язык, преодолевать вражду и расчеловечивание, а дом, как среда обитания, это то, вокруг чего выстраивается общая жизнь, тяга к дому помогает забыть чудовищные ссоры.
Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров
Форс-мажор
Под таким названием в центральном павильоне Лесли Локко собрала 16 участников из Африки и африканской диаспоры. Согласно куратору, форс-мажор – это воображение. «Невозможно построить лучший мир, сначала не придумав его».
 
Другое дело удалось ли им поразить воображение зрителя…

В верхнем зале павильона Локко расположила нечто, для нее особенно ценное.
Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Для Олалекана Джейифуса жюри не пожалело Cеребряного льва. Коллажи Джейифуса показывают All-Africa Protoport, футуристический транспортный узел, утопающий в зелени. Все в нем вдобавок пропущено сквозь желтый фильтр, который придает проекту вид благополучных мечтаний. Российскому зрителю это может напомнить советские иллюстрации к фантазиям Булычева, а мировому – винтажные образы Америки в фильмах Уэса Андерсона. В этом деколонизированном и декарбонизированном мире все пышат гламуром, а среди африканских героев будущего находится место для представителей только одной расы.
  • zooming
    1 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    7 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
 
Возможно, читатели Лесли Локко заметят близость этой идиллии ее книгам, в которых литературные критики видят образец бульварной литературы, которую можно бросить в чемодан перед отпуском. «Из своей эдинбургской квартиры Локко мчится между экзотическими краями и залитыми солнцем пляжами, вызывая в воображении сильного, красивого мужчину, от нежного прикосновения которого к шелковой оболочке ткани мурашки по коже. В своем воображении она слышит гортанные вздохи ее любовника, волнение романтики, напряжение, страсть…» (The Scotsman, 11.07.2012). Такие вот мечты о будущем и такая сила воображения.

Тем временем ниже, на первом этаже, среди достаточно проходных работ выделяются проекты общественных сооружений. Архитектурных макетов на биеннале немного, поэтому каждый привлекает внимание хотя бы в силу малочисленности.
Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Музей в Барбадосе от Дэвида Аджайе посвящен рабству. Он состоит из двух частей – огромного мемориала-инсталляции и собственно здания музея. Каре из огромных, наискось срезанных столбов, размещено как лес-частокол на круглом поле – памятник потерянным жизням. Именно форма столбов служит связкой с основным зданием музея: оно также в плане круглое с со световыми цилиндрами-колодцами, также наискось срезанными.
  • zooming
    1 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Далее еще несколько макетов африканской гигантомании. В Национальном соборе в столице Ганы Аккре обыгран мотив национальной архитектуры: крыша и стены имитируют свисающие ткани. Этот мотив периодически повторяется в разных частях биеннале. Рядом таких же невероятных масштабов Президентская библиотека. Четыре пары скругленных полуцилиндров со световыми вырезками-окнами объединены цокольным этажом. Опять же здесь прямые отсылки к традиции деревенских африканских хижин. Современность и прошлое удачно смешаны, но остаются повисшие в воздухе вопросы. Смущают невероятные размеры и сам посыл: неужели задача архитектуры будущего служит тому или иному коллективизму, где вместо культуры – религия, неужели в будущем библиотеки по прежнему как в авторитарных государствах будут называться в честь президентов, а не именами ученых или писателей?
  • zooming
    1 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    7 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    8 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    9 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    10 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

В конечном счете возникает ощущение, что самый африканский из павильонов больше других мечтает о заоблачном счастье для всех, а не благополучии каждого индивида, и не предлагает практических решений для экстренных вопросов.
 
В то же время бюро Нормана Фостера презентовало домик беженца; надо сказать, подобными проектами для третьего мира бюро занимается давно – в 2016 году на биеннале Аджайе показывали купол дронопортов для доставки предметов первой необходимости в отдаленные районы. В соседнем финском павильоне наглядно демонстрируют устройство биотуалета, а немцы показывают повторное использование не только строительных материалов, но и туалетных кабинок. 
Дом для беженцев. Foster & partners. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Бывшие колонизаторы продолжают заботиться о бренном.

***

Мысли об Африке и конструктивные предложения по всем сложным регионам безусловно необходимы. Вот только остаётся вопрос, не превращаются ли некоторые понятия в современном дискурсе в спорную скороговорку кураторских текстов, частных стейтментов и ресентиментов. Так, Золотого льва за выслугу лет получил архзвезда из Нигерии Демас Нвоко. В своих работах он последовательно обращается к местным материалам и формам, напоминая венецианского патриарха Карло Скарпу. Сам Нвоко критикует и настаивает на глубоком неприятии всех европейских заимствований, включая технические, хотя сам же перекликается по подходам. В следующем году в Венеции будет артбиеннале c коротким названием «Повсюду иностранцы». Снова про диаспоры или про индивидуальности?

12 Июля 2023

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Смелый выбор
Куратором следующей, 18-й биеннале архитектуры в Венеции назначена Лесли Локко, исследовательница и преподавательница архитектуры, а также успешная писательница.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.