Гибкая сторона силы

В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?

mainImg
Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева http://www.totan.ru/
Проект:
Wonderdom
Россия

2022 / 10.2023
Дмитрий Черепков в своем экопарке Ясно Поле инициировал появление уже многих домов и объектов, как собственного авторства, так и спроектированных Владимиром Кузьминым – к примеру, известные дома-коровы или портал, – и Тотаном Кузембаевым – к примеру, объект Кубоед. В парке есть гостиница и гостевые дома, сады и огороды, сыроварня, конюшня, телята и козы, много всего есть. Пока еще не было домов, напечатанных на 3D-принтере – так вот теперь они уже почти есть. Напечатано 2 дома, они готовы к отделке, возводится третий, начато строительство еще двух. Все они спроектированы Тотаном Кузембаевым и обладают общим генокодом: округлые, пузатые, похожи на тыквы, а рамки окон выдвигаются вперед этакими носиками. Все под широкой кровлей, похожей на шляпу – среди изобилия даров природы ни дать, ни взять – пан Тыква, только светло-желтый и, в отличие от предложенного мной литературного прообраза, очень уверенный в себе. Ну, или пан Бульба. Округлые, компактные такие домики. 
Wonderdom в экопарке Ясно Поле. Проект
© АБ Totan

Процесс из строительства – то есть 3D печати, – прессе и всем желающим продемонстрировали неделю назад. Это было любопытное зрелище, тем более что вторую, более совершенную машину, привезенную в парк за день до презентации впервые запустили прямо при журналистах. «Не беспокойте их первые пару часов», – попросил Дмитрий Черепков. Впрочем, все получилось. 
  • zooming
    Тотан Кузембаев, автор проектов первых домов, напечатанных в Ясно Поле на 3D-принтере. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дмитрий Черепков, основатель и владелец проекта Ясно Поле. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тут требуются две оговорки. Трехмерная печать из бетона в России – столь популярная современная технология – в России уже практикуется, но каким-то странным образом. К примеру если посмотреть примеры реализаций на сайте компании АМТ, которая поставила в Ясно Поле первый принтер, то несложно заметить, что скругления углов или зигзаги на фасадах, как и полосатая фактура – есть, но в конечном счете все превращается в довольно банальную хижинку или замок: испортить впечатление может и розовый цвет, и металлочерепица, и кургузая башенка, да что угодно может. Впрочем, как видно на сайте другой компании, RVS, тоже участвующей в проекте, простота тоже не всегда выручает. Вроде бы построили по суперновой технологии, и в то же время что-то гложет, что-то не то. 

Наверное, нужен архитектор. Какой-нибудь, современный, с именем или творческими амбициями, способный «отжать» из современной технологии ее пластические достоинства. 

Получается, Ясно Поле – первое место, куда позвали автора с авангардными предпочтениями. Напомним, первые 5 домов – Тотана Кузембаева. На следующие объявлен конкурс. Получается, технология в нашей стране уже в какой-то степени прижилась, а вот форму для нее создать еще предстоит.

Тут – следующая оговорка. Сейчас в Ясно Поле используется 2 типа машин. Для одной бетон смешивают с водой до подачи, и по трубкам передают готовую смесь, довольно далеко. В другой машине смесь готовится в самый последний момент, в емкости прямо перед соплом. Первая машина стала ограничением для проекта Тотана Кузембаева: там рамки окон вытянуты носами-консолями, но вынос пришлось сократить, окна в реализованных домах как будто срезаны, да еще и зашлифованы по торцу. Несколько сложные впечатления вызывает соседство полосатой фактуры «колбасок» бетонной печати и зашлифованный срез. 
  • zooming
    Wonderdom в экопарке Ясно Поле. Проект
    © АБ Totan
  • zooming
    Дом, построенный принтером АМТ. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая машина, которую запустили в день показа, позволяет больше: поскольку смесь готовится прямо перед печатью, а по трубкам передается сухой, есть возможность регулировать скорость застывания, в какой-то момент добавлять ускорители, и консоли с такой технологией реализовать можно, – рассказывает директор по производству компании RVS Вадим Тарасов. Печать только начали, и это один из опытных образцов, посмотрим, что получится. Торопиться в работе над первым проектом печатники не планируют, но когда технология будет отработана, дом можно будет печатать чуть ли не за сутки. 
Начало печати дома на принтере RVS. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Начало печати дома на принтере RVS. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но вернемся к технологии. 

Для печати дома нужна ровная бетонная площадка. Вокруг нее и над ней устанавливают структуру, по которой движется аппарат. Скорость движения, характеристики массы и линии плана – все настраивается программно, но, как мы видели, требует постоянного контроля. В том числе: вручную надо разрывать пакет и досыпать смесь. 
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Толщина бетонной «колбаски» регулируется, но в среднем составляет 3–5 см. В результате печати получаются тонкие стенки: внешняя и внутренняя. Пространство между ними – в случае Ясно поля – заполняют арбалитом, опилками, смешанными с цементом, он служит утеплителем, укрепляет конструкцию (в других проектах мы видели, что между внешней и внутренней стенкой печатают еще и зигзагообразные ребра жесткости). Арматуру из металлических прутьев или стекловолокна вкладывают во время печати как продольно, так и поперечно, соединяя внешнюю и внутреннюю стенку. Для коммуникаций оставляют отверстия, вкладывая с стенки во время печати, к примеру, пластмассовую трубку; окна на время застывания требуют опалубки. 
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Опалубка в окне. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Отверстие для коммуникаций. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фрагмент арматуры в откосе окна.
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

При засыхании и «усадке» в стене могут появиться небольшие трещины: для конструкции они не опасны, но их лучше маскировать. Для маскировки предусмотрены температурные швы – они не сквозные, сопло в определенном месте делает небольшую петлю, которая способна замаскировать шов в себе. В двух первых домах швы вертикальные, в третьем эстетичный диагональный. 
Температурный шов. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Трещина. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Стены получают естественную, связанную с процессом производства, полосатую поверхность. Она довольно красива сама по себе, позволяет разнообразные узоры, как естественного «плетения», оно выглядит более привлекательно, так и разного рода наложенные на поверхность рисунки; они в визуальном отношении скорее сомнительны. 
Декоративная печать. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Декоративная печать. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Существенно, что бетон из машины имеет много мелких отверстий, он гигроскопичен и не устойчив к морозу. Поэтому его надо красить – и закруглить напечатанный объем открытым куполом тоже сложно. В Ясно поле выбрали «резиновую» краску светло-желтого цвета, варианты цвета можно увидеть ниже, но, безусловно, жалко, что поверхность не получилось оставить открытой или покрыть чем-то прозрачным. 
Выкраски. Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Покрашенная поверхность vs открытая.
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кровля, таким образом, тоже следствие необходимости. Было бы интересно напечатать купольный объем, – и судя по разговорам, в Ясно поле планируют дом-луковицу – но ее потребуется чем-то прикрыть или гидро-заизолировать. Опять же, посмотрим, то получится. Отсюда широкие кровли-шляпы. Снизу их планируется зашить деревом. 

Пока трехмерная печать кажется скорее экспериментом, привлекательным для туристов, чем каким-то прагматичным решением, способным на быстрое распространение. Впрочем, скорость печати достаточно высока – если удастся выйти на озвученные сутки, то, надо думать, последующая отделка будет длиться дольше. 

Но эксперимент любопытный: ощущение такое, что форма «печатных» домов рождается пресловутым методом проб и ошибок прямо у нас на глазах. Да и лепится тоже: на фасадах первых домов хорошо заметны вмятины настроек и колебаний, – строгий ценитель скажет, что надо было лучше и заранее отладить, а искусствоведу мятая форма напомнит поверхности новгородских и псковских храмов. 

Остается не забывать звать архитекторов. Будем надеяться, что конкурс окажется продуктивен. 
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Строительство первых домов Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектор:
Тотан Кузембаев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева http://www.totan.ru/
Проект:
Wonderdom
Россия

2022 / 10.2023

26 Сентября 2023

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.