Новый источник знаний

Публичная библиотека Музея современного искусства «Гараж» расширяет свое собрание книг по архитектуре и урбанистике.

mainImg
Открывшаяся в декабре 2014-го библиотека в основном хранит издания о проблемах современного искусства – в соответствии со специализацией самого «Гаража». Однако архитектурный раздел планировался там изначально, причем, кроме книг, там появились и журналы: оформлена подписка на Domus, Abitare, Mark, Casabella, Volume, Icon, Architectural Review, «Проект Россия», SPEECH:, имеется и архив этих периодических изданий.

Развитие этой тематической части вышло на новый уровень, когда фонд «Русский Авангард» передал библиотеке «Гаража» все свое книжное собрание – значительное по объему и разнообразное по содержанию. Помимо изданий самого фонда, в первую очередь, трудов С.О. Хан-Магомедова, в эту коллекцию также входят уникальные книги – изданные в Италии XVI века архитектурные трактаты Витрувия и Серлио, первые издания трудов Эжена Виолле-ле-Дюка (в том числе его «Русское искусство» 1877 года), книги из личных библиотек И.В. Жолтовского и А.В. Щусева.
 
Библиотека Музея «Гараж», 2014. Фото: Александр Мурашкин © Музея современного искусства «Гараж»
Библиотека Музея «Гараж», 2014. Фото: Александр Мурашкин © Музея современного искусства «Гараж»

Значительную часть архитектурного раздела библиотеки составляют советские издания, в том числе – посвященные конкурсам на проекты Дворца Советов и домов-коммун, а также журналы «Архитектура СССР», «Советская архитектура», «Строительство Москвы» и многие другие. Но перечисленное – лишь небольшая часть от собрания с очень широким спектром тем: тут и фундаментальные монографии о русских архитекторах Нового времени – как 1950-х годов, так и более поздние, и издания института «Стрелка».

Важно отметить, что расположенная в Образовательном центре «Гаража» библиотека (он находится в Парке Горького рядом с выставочным павильоном Шигеру Бана) открыта для всех желающих и ориентирована на удобство посетителя: это читальный зал, где большинство книг входит в фонд открытого доступа, а чтобы получить читательский билет, достаточно паспорта.
 
Библиотека Музея «Гараж», 2014. Фото: Александр Мурашкин © Музея современного искусства «Гараж»

Сейчас собрание пополняется зарубежными изданиями об архитектуре XX – XXI веков. Среди уже приобретенных – «Проект Япония», масштабное исследование Рема Колхаса и Ханса-Ульриха Обриста об архитекторах-метаболистах, «Архитектура в униформе» – каталог одноименной выставки об архитектуре в годы Второй Мировой войны под кураторством Жан-Луи Коэна, и его же история современной архитектуры, охватывающая все регионы планеты: «Будущее архитектуры с 1889». Также в библиотеке можно найти книги о послевоенной калифорнийской программе Case Study Houses и о «Баухаузе», об истории регионального планирования в Нидерландах и «пригородах-садах».

Библиотека существует как подразделение научного отдела Музея современного искусства «Гараж»; отдел возглавляет историк искусства Саша Обухова.

«Гараж» тесно связан с архитектурой как институция: благодаря ему был отреставрирован и введен в «общественный оборот» Бахметьевский гараж К.М. Мельникова, в Парке Горького появился павильон Шигеру Бана, а в этом году там откроется приспособленное Ремом Колхасом и OMA под выставочные нужды бывшее здание ресторана «Времена года» 1960-х годов. Популяризация архитектуры через ее качественные «физические» проявления теперь логически продолжена деятельностью библиотеки, рассчитанной – благодаря разнообразию собрания – как на любителей, так и на профессионалов.

Библиотека открыта со вторника по пятницу с 13:00 по 21:00, в субботу – с 12:00 по 20:00. Выходные дни – воскресенье и понедельник.
 
Библиотека Музея «Гараж», 2014. Фото: Александр Мурашкин © Музея современного искусства «Гараж»
Библиотека Музея «Гараж», 2014. Фото: Александр Мурашкин © Музея современного искусства «Гараж»
Библиотека Музея «Гараж», 2014. Фото: Александр Мурашкин © Музея современного искусства «Гараж»
Библиотека Музея «Гараж», 2014. Фото: Александр Мурашкин © Музея современного искусства «Гараж»
Библиотека Музея «Гараж», 2014. Фото: Александр Мурашкин © Музея современного искусства «Гараж»

05 Марта 2015

Похожие статьи
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».