Восстановить ИНИОН по проекту Белопольского

Собираем подписи под письмом Дмитрию Медведеву с просьбой восстановить здание ИНИОН РАН в соответствии с проектом Якова Белопольского.

mainImg
Председателю правительства
Российской Федерации
Д. А. Медведеву
Восстановить здание ИНИОН РАН в соответствии с проектом
выдающегося советского архитектора Якова Белопольского

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мы, российские архитекторы, очень встревожены сообщениями, появившимися в последнее время в средствах массовой информации и в других источниках, о том, что здание ИНИОН РАН, поврежденное пожаром, будет восстанавливаться не в соответствии с изначальным архитектурным проектом. Широкая общественность уже выразила требование, подтвержденное многими тысячами подписей, чтобы восстановлено было здание, спроектированное выдающимся советским архитектором Яковом Белопольским. Комплекс ИНИОН РАН – символ российской науки и культуры. Мы считаем необходимым заявить о значимости этого объекта.

Здание ИНИОН РАН представляет безусловную культурную, историческую, художественную ценность. Уникальная функция здания предопределила его архитектурный образ; Институт и Библиотека стали зримым выражением эпохи расцвета нашего государства, его прогресса в области науки и искусства, его выдающейся роли в области просвещения общества. В лаконичных, выразительных формах здания, в его монументальном облике отражено время самоотверженного служения научным идеям, развития научной мысли как основы процветания страны.

Создатели проекта здания – выдающиеся советские архитекторы. Здание ИНИОН было построено в 1964 – 1967 гг. по проекту Якова Белопольского, Ефима Вулых и Льва Мисожникова.

Яков Борисович Белопольский – народный архитектор СССР, автор архитектуры мемориалов Воину-освободителю в Трептов-парке и «Родина-Мать» на Мамаевом кургане. Он один из авторов планировки и застройки Юго-Запада Москвы, Фрунзенской набережной, Цирка на проспекте Вернадского, комплекса домов на Ленинском проспекте и многих других любимых мест нашего города. Здания, им построенные, без сомнения, составляют гордость нашего архитектурного наследия XX века. Почти каждый проект Белопольского являлся своеобразной вехой советской архитектуры, отражавшей своё время. ИНИОН – одна из его лучших работ.

Каждая деталь этого проекта, все его аспекты – очень значимы. Место строительства здания было выбрано не случайно. Юго-запад Москвы был одним из символов материального и культурного развития СССР 1960-х годов. Здесь построены многочисленные научные институты, школьные здания, библиотеки, а также Дворец Пионеров. Здание ИНИОН расположено на пересечении двух планировочных направлений и играет важную градостроительную роль: ценное общегородское пространство – площадь на перекрёстке Нахимовского проспекта и Профсоюзной улицы в значительной степени сформировано объёмом этого здания. Данное пространство представляет собой сложившийся архитектурный ансамбль 1960-х – 1970-х годов, своеобразную площадь научных учреждений, в который помимо ИНИОН входят корпуса Центрального экономико-математического института РАН, Института экономики и международных отношений РАН и Института океанологии РАН.

В современной отечественной истории есть уже опыт бережного отношения к такого рода архитектурному наследию. Имеется прецедент не так давно закончившейся реконструкции знаменитой центральной городской библиотеки в Выборге, которая, несомненно, послужила образцом для ряда архитектурных и инженерных решений в Библиотеке ИНИОН. Здание выборгской библиотеки (арх. Аалто, 1933-1935 гг.) в 2010-2013 годах подверглось тщательной реставрации. Финансирование осуществлялось на паритетных началах из федерального бюджета, а также из международных источников.

Данная тема имеет не только архитектурный аспект, ее значение – гораздо шире. Сохранённое здание ИНИОН будет знаменовать связь настоящего с нашим славным прошлым, являться своеобразным оплотом исторической преемственности современной России по отношению к развитому, сильному государству, каким являлся Советский Союз в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Напротив, утрата здания будет символизировать зримый упадок отечественной науки, более того – деградацию и гибель культуры страны.

С учетом всего вышесказанного мы считаем, что замещение здания ИНИОН неким новым объёмом недопустимо. В случае, если это ошибочное административное решение будет принято, оно не только не будет способствовать демонстрации исторической связи с нашим славным прошлым, но и станет прискорбным свидетельством неспособности государства к сохранению, а, следовательно, и к приумножению собственного культурного и научного наследия.

Мы уверены, что воссоздание здания ИНИОН, выполненное в соответствии с проектом выдающегося советского архитектора Якова Белопольского, и оснащение его современными технологиями мирового уровня станет символом бережного отношения к отечественной истории, науке и культуре.

1. Александр Викторович Кузьмин, архитектор, Президент Российской академии архитектуры и строительных наук, генеральный директор ОАО «НИЦ «Строительство», действительный член Российской академии художеств, профессор Международной академии архитектуры, народный архитектор Российской Федерации, почетный строитель России и Москвы

2. Сергей Олегович Кузнецов, Главный архитектор г. Москвы, Первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы

3. Андрей Владимирович Боков, доктор архитектуры, заслуженный архитектор Российской Федерации, Президент Союза архитекторов России, академик Российской академии архитектуры и строительных наук

4. Андрей Леонидович Гнездилов, главный архитектор ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», Член правления Союза Московских Архитекторов

5. Николай Иванович Шумаков, архитектор, Президент Союза московских архитекторов, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», Заслуженный архитектор Российской Федерации, академик Российской академии художеств, , академик отделения Международной академии архитектуры в Москве, член Архитектурного совета Москвы

6. Андрей Леонидович Баталов, доктор искусствоведения, Заместитель генерального директора Московского Кремля по научной работе, заслуженный деятель искусств Российской Федерации

7. Дмитрий Олегович Швидковский, доктор искусствоведения, профессор, ректор Московского архитектурного института, Действительный член и вице-президент Российской академии художеств, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации

8. Юрий Петрович Гнедовский, архитектор, Почетный Президент Союза архитекторов России, народный архитектор Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии Президента России в области литературы и искусства, академик Российской академии архитектуры и строительных наук

9. Виктор Николаевич Логвинов, архитектор, Первый вице-президент Союза архитекторов
России, академик отделения Международной академии архитектуры в Москве, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук

10. Яркун Джафорович Мухаметханов, архитектор, Вице-президент Союза архитекторов
России, заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат Государственной Премии СССР

11. Феликс Аронович Новиков, доктор архитектуры, Заслуженный архитектор РСФСР, народный архитектор СССР, академик международной Академии архитектуры, лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат Государственной Премии СССР

12. Святослав Викторович Миндрул, архитектор, Генеральный директор ОАО “Моспроект”, вице-президент Союза московских архитекторов, лауреат Государственной Премии Российской Федерации, заслуженный архитектор Российской Федерации

13. Юрий Павлович Волчок, кандидат архитектуры, вице-президент Союза московских архитекторов, руководитель отдела отечественной и зарубежной архитектуры Новейшего времени Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства, профессор Московского архитектурного института, академик отделения Международной академии архитектуры в Москве, советник Российской академии архитектуры и строительных наук

14. Александр Петрович Кудрявцев, кандидат архитектуры, Вице-президент и Председатель Совета по охране наследия Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Международной академии архитектуры, народный архитектор Российской Федерации

15. Ирина Михайловна Коробьина, кандидат архитектуры, директор Государственного музея архитектуры им, А.В. Щусева, действительный член Международной академии архитектуры в Москве, Советник Российской академии архитектуры и строительных наук

16. Александр Андреевич Скокан, архитектор, академик международной Академии архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, лауреат Государственной премии РСФСР

17. Евгений Викторович Асс, архитектор, ректор Архитектурной школы МАРШ

18. Владимир Ионович Плоткин, архитектор, профессор отделения Международной академии архитектуры в Москве, член правления Союза московских архитекторов

19. Николай Всеволодович Лызлов, архитектор, Вице-президент Союза московских архитекторов, профессор Московского архитектурного института, профессор отделения Международной академии архитектуры в Москве

20. Сергей Александрович Скуратов, архитектор, член правления Союза московских архитекторов, академик отделения Международной академии архитектуры в Москве, почетный строитель города Москвы

21. Сергей Викторович Гнедовский, архитектор, Вице-президент Союза архитекторов России, Заслуженный архитектор Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук

22. Георгий Дмитриевич Солопов, архитектор, Вице-президент Союза архитекторов России

23. Юрий Эдуардович Григорян, архитектор, Руководитель учебных программ Института «Стрелка»

24. Николай Вадимович Лютомский, архитектор, лауреат Государственной премии Российской Федерации

25. Борис Александрович Шабунин, архитектор, профессор Московского архитектурного института, лауреат Государственной премии Российской Федерации

26. Юрий Игоревич Аввакумов, архитектор

27. Андрей Владимирович Ефимов, доктор архитектуры, профессор МАРХИ, Лауреат Государственных премий Российской Федерации 1997 и 2000 гг., заслуженный деятель искусств Российской Федерации

28. Никита Токарев, архитектор, директор Архитектурной школы МАРШ, член Правления Союза московских архитекторов

29. Екатерина Антоновна Шорбан, кандидат искусствоведения, аттестованный эксперт Государственной историко-культурной экспертизы при Министерстве культуры Российской Федерации, эксперт Российского фонда фундаментальных исследований, Лауреат Премии Правительства РФ в области культуры

30. Наталья Олеговна Душкина, кандидат архитектуры, профессор Московского архитектурного института,, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры Российской Федерации, член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по наследию ХХ века, член DOCOMOMO

31. Надежда Иосифовна Завьялова, кандидат архитектуры, аттестованный эксперт Государственной историко-культурной экспертизы при Министерстве культуры Российской Федерации

32. Владимир Федорович Шухов, председатель DOCOMOMO Россия, Президент Фонда «Шуховская башня»

33. Ольга Кабанова, искусствовед, архитектурный критик, журналист

34. Николай Владимирович Переслегин, архитектор, член Союза архитекторов России, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

35. Юрий Александрович Веденин, доктор наук, основатель Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, заместитель председателя Союза краеведов России, Председатель правления Общества изучения русской усадьбы

36. Александр Владимирович Попов, архитектор-реставратор высшей категории, Лауреат Государственной премии РСФСР, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, руководитель Реставрационного центра «Архитектура-Производство-Обучение»

37. Сергей Борисович Куликов, главный архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, член коллегии и член Президиума Общественного совета Министерства культуры Российской Федерации, Лауреат премии Правительства Российской Федерации

38. Александр Александрович Зайцев, архитектор, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, руководитель мастерской №6 ОАО «Моспроект»

39. Татьяна Ефимовна Каменева, кандидат архитектуры, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, аттестованный эксперт Государственной историко-культурной экспертизы при Министерстве культуры Российской Федерации

40. Степан Владиславович Липгарт, архитектор

41. Кирилл Константинович Губернаторов, архитектор

42. Никита Владиславович Иноземцев, студент исторического факультета МГУ, член координационного совета общественного движения «Архнадзор»

43. Николай Юрьевич Васильев, кандидат искусствоведения, Генеральный секретарь DOCOMOMO Россия

44. Ольга Владимировна Казакова, кандидат искусствоведения, старший научный советник НИИТАГ, ученый секретарь Совета по наследию Российской академии архитектуры и строительных наук

45. Елена Сесаровна Гонсалес-Родригес, архитектор, архитектурный критик, куратор

46. Анна Юлиановна Броновицкая, кандидат искусствоведения, доцент Московского архитектурного института, член секции по наследию советского периода Федерального научно-методического совета по наследию при Министерстве культуры Российской Федерации, директор по исследованиям Института модернизма

47. Виктория Викторовна Иноземцева, писатель

48. Александра Николаевна Селиванова, кандидат архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы, старший научный сотрудник НИИ Теории и истории архитектуры и градостроительства, руководитель Центра авангарда при Библиотеке «Просвещение трудящихся»

49. Денис Витальевич Ромодин, кандидат политических наук, член Союза Краеведов России, секретарь московского отделения DOCOMOMO Россия

50. Елена Леонидовна Русакова, социальный психолог, директор Научно-методического центра «Гуманист», депутат Совета муниципального округа Гагаринский Г. Москвы

51. Виктор Викторович Хречко, историк искусства, руководитель портала Archi.ru

52. Нина Игоревна Фролова, шеф-редактор портала Archi.ru, старший научный редактор Научного издательства «Большая Российская Энциклопедия»

53. Юлия Валентиновна Тарабарина, кандидат искусствоведения, главный редактор портала Archi.ru, старший научный сотрудник ГИИ
***

Поставить подпись под письмом:
Здание ИНИОН РАН после пожара, 2015
Фотография © Алексей Народицкий

17 Февраля 2015

Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.