RSS
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44

Концепция Музея науки и техники в Томске

скачать все изображения одним архивом

информация:

Никита Явейн

Никита Явейн

Nikita Yavein / Россия
Антон Яр-Скрябин

Антон Яр-Скрябин

Anton Yar-Scriabin / Россия
Студия 44

Студия 44

Company: / Россия

авторский коллектив

Архитекторы: Н. И. Явейн, А. П. Яр-Скрябин
При участии: А. И. Амелькович, А. В. Веткина, И. В. Кожина, А. А. Кутилиной, А. А. Патрикеева, Р. О. Покровского, К. О. Счастливцевой

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: Томский государственный архитектурно-строительный университет

награды:

    Проект – победитель международного конкурса, I место.
Концепция Музея науки и техники в Томске
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

28.04.2023

Алёна Кузнецова. Антон Яр-Скрябин: «В каждой детали, узле или стыке глубины не меньше, чем во всем объеме или фасаде здания»

Знакомим читателей с Антоном Яр-Скрябиным, партнером «Студии 44». Его команда ответственна за кампусы ИТМО и СПбГУ, а также за общеобразовательную школу и Детский театр балета Академии танца Бориса Эйфмана. Поговорили о фрактальности архитектуры, «марафонской стене» и постоянном урезании сроков проектирования как главной антитенденции.

Архи.ру: У вас необычная фамилия откуда она? А еще вы полный тезка Чехова. Антон Яр-Скрябин: Я Антон, потому что Павлович. Бабушка у меня учительница, она сказала: Раз Павлович, должен быть Антон . Скрябин фамилия отца, Яр фамилия по маминой ...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Концепция Музея науки и техники в Томске
© Студия 44

описание:

Создание в Томске нового просветительского центра – Музея науки и техники – становится прекрасным поводом для самоидентификации города путем обращения к местным градостроительным, культурным и архитектурным традициям, их переосмысления и развития.

В начале Томска была крепость. И, как заведено на Руси, она являлась не только оборонительным сооружением, но также жилым, богослужебным и производственным. Крепость несла в себе символику Святого града и ковчегоспасения. В архитектурном решении Музея на берегу Томи авторы стремились синтезировать многозначный образ, напоминающий одновременно и о крепостной стене, и о ковчеге, и о стругах, с которых в 1604 году высадились на берег у впадения Ушайки в Томь сибирские первопроходцы.

Протяженный объем длиной 184 м и шириной 27 м поставлен параллельно береговой линии и защитной дамбе. Над двухэтажным основанием с двускатной кровлей возвышаются в панораме Томи пять мощных «башен» архетипической формы: шестерик, четверик, барабан (круг), крест и восьмерик. Внутри башен расположены тематические блоки Музея. Еще одна – самая высокая и самая тонкая доминанта – представляет собой «смотровую башню» с тремя уровнями обзорных площадок. Если башни Томской крепости (угловые, воротные, городовые, колокольные) имели шатровое венчание, то башни Музея завершают ажурные «короны» различного геометрического рисунка, за которыми скрывается либо плоская эксплуатируемая кровля, либо своего рода «обратный шатер», установленный вершиной вниз с целью сбора и использования атмосферных осадков.

Еще один традиционный элемент здания – галереи вдоль протяженных фасадов на высоте второго этажа (основной экспозиционный уровень) с лестницами, ведущими в галереи с уровня земли. В русском зодчестве XVI-XVII веков такие галереи, окружавшие церковь, трапезную или дворец на уровне подклета, называли гульбищами. В отличие от исторических прототипов, гульбища Музея – не открытые. Однако, в точном соответствии со своими предтечами, они играют роль главных общественных пространств здания, мест для встреч, общения, социализации, отдыха и любования окрестными видами. Гульбище соединено с открытыми публичными пространствами перед главным фасадом двумя пандусами, которые ассоциируются как с трапами, так и со взвозами в избы.

Говоря об открытости комплекса внешнему миру, его притягательности для публики и игровом характере сооружения, нельзя не упомянуть еще об одном источнике формообразования. Речь идет об архитектуре триумфальных арок, выставочных и ярмарочных павильонов, всего того, что по своей природе просто обязано привлекать взгляды, пробуждая интерес и желание войти вовнутрь. Так, в числе архитектурных прообразов Музея – деревянная триумфальная арка и павильон, возведенные в Томске в 1891 году к приезду наследника цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, а также павильоны Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве. Опыт русского деревянного зодчества конца XIX века помножен в нашем проекте на инновации русского авангарда и конструктивизма 1920-х годов.

В деревянной застройке Томска часто встречаются двухэтажные дома, поражающие своей масштабностью, парадностью, дворцовым строем всего облика. Различные вариации этих домов основаны на сочетании нижней каменной базы (цокольной части) и основной деревянной части. Здание Музея также имеет кирпичную отделку нижнего уровня. Это кладка, выполненная особым образом, – с интервалами между блоками кирпичей.

Дерево – один из самых фактурных и декоративных материалов, идет ли речь о традиционном накладном декоре или о выразительной тектонике деревянного каркаса. Музей будет построен в Заисточье (Татарской слободе), районе, который славится самобытным, по-восточному щедрым декором элементов, особенно наличников. В проекте архитекторы пытаются доказать, что лаконичный геометрический рисунок деревянного каркаса с разнообразными вариациями решеток по своей орнаментальности и силе художественного воздействия может поспорить с живописным узорочьем резного декора.

Бытует мнение, что деревянная архитектура недолговечна, что это архитектура «со сроком годности». На взгляд авторов проекта, это не так. Современные средства и надлежащий уход (к слову, недорогой и несложный) многократно умножают срок службы деревянных зданий. Что же касается морального старения, то дереву оно практически не грозит. Этот материал был востребован и популярен всегда, а в наши дни и вовсе стал излюбленным материалом эко-тека. Линия развития деревянной архитектуры на Руси непрерывна; она не есть нечто раз и навсегда застывшее и уже неоднократно доказала свою способность видоизменяться в духе времени, сохраняя при этом свои непревзойденные экологические качества, особую душевность и высокую технологичность.

Наружная подсветка здания

Для подсветки фасадов предлагается использовать светильники следующих типов:
  • Ленточные светильники – для акцентирования карнизов и фронтонов.
  • Приборы с регулировкой силы света – для обрамления витражей узкими световыми полосами.
  • Прожекторы с заливающей оптикой и с широким лучом – для омывающего освещения стен.
  • Прожекторы с узким лучом – для прицельного выделения архитектурных деталей без рассеивания света в окружающее пространство.
Приборы устанавливаются в приямках, в плоскости тротуаров, на фасадах, на соседних домах. Более подробные сведения о подсветке – после разработки светотехнического раздела проекта специализированной организацией.

Конструктивные решения

Конструктивная схема сооружения представляет собой смешанную систему:
  • подземная часть сооружения (отм. – 3.000 м.) фундаменты, стены, колонны, перекрытия выполняется из монолитного железобетона;
  • первый надземный этаж (отм. 0.000 м) выполняется из монолитных железобетонных колонн и несущих монолитных и кирпичных стен;
  • второй, третий этажи (отм. +4.500 м и отм. +8.000 м) и все башни выполнены из деревянно-клееных конструкций по стоечно-ригельной системе. Все деревянно-клееные конструкции доводятся до необходимого предела огнестойкости.
Кровля – из металлического оцинкованного фальцованного листа по сплошному деревянному настилу. Наружные стены первого этажа частично решены с применением облицовочного лицевого кирпича по системе «вентилируемый фасад» (на участках несущих кирпичных и ж/б стен), частично по системе «сэндвич» с использованием деревянных реечных элементов в качестве лицевого наружного слоя.

«Зеленые решения»

В комплексе мероприятий по внедрению «экологических» проектных решений предусматривается:

А. Организация системы водопонижения
 – инженерной подготовкой территории, обеспечивающая защиту от негативного воздействия возможного подтопления как на период строительства, так и на период эксплуатации. Предусмотрена дренажная сеть, которая выполняет функции организации и отвода дренажных вод в локальные очистные сооружения (ЛОС) и далее городские сети ливневой канализации;
Б. Организация системы сбора ливневых атмосферных осадков
 – с кровель башен для целей вторичного использования (полив зеленых насаждений и территории)
В. Организация системы учета расходов ресурсов
 – для каждой из функциональных зон/блоков
Г. Минимизация светового загрязнения от ночного освещения
-применением осветительных приборов с точно определенным и соответствующим параметрам проекта светораспределением.
Д. Минимизация водопотребления
 – установкой на вводе в здание водомера с импульсным выходом в обвязке

Данный комплекс инженерных решений позволит осуществить сертификацию объекта по международной системе «зеленой сертификации» (BREEAM)

архитектурно-планировочные решения:

Функционально-планировочная организация здания

Сооружение представляет собой двухэтажный объем 184х27 м, в который «врезаны» шесть «башен» (пять «тематических» и одна обзорная). В состав сооружения входят следующие блоки:

  • Блок входной зоны с вестибюльной группой и служебными помещениями.
  • Блок постоянной экспозиции и лабораторного комплекса.
  • Блок культурно-образовательной и досуговой зоны с конференц-залом, 3D-кинотеатром и научным театром.
  • Блок общественного питания.
  • Блок фондохранилища и мастерских.
  • Блок административно-хозяйственных и технических помещений.
  • Авто- и велопарковки.
Зона временных выставок расположена южнее входной группы, а зона постоянной экспозиции – севернее. В подземном этаже (отм. – 3.000 м, под башней «крест») расположены открытые фондохранилища Музея.

В первом этаже (отм. 0.000 м) расположены (с юга на север):
  • Зрительские ярусы научного театра.
  • Входная зона с вестибюльной группой (вестибюль, фойе, билетные кассы, гардероб, магазин, детские игровые комнаты, санузлы для посетителей) со входом на центрально расположенную обзорную башню.
  • Подсобные помещения (пост охраны, служба безопасности, санузлы для персонала).
  • Зрительский амфитеатр тематической зоны «Я и мой мир».
  • Зрительский амфитеатр тематической зоны «Начала наук».
  • Помещения лабораторий и мастерских (с отдельным служебным входом).
  • Зрительный зал 3D-кинотеатра.
Помимо основной входной зоны в первом этаже организованы автономные входы в научный театр и 3D-кинотеатр (по торцам здания), а также для частых посетителей (через магазин и далее – прямо в свою тематическую зону).

Во втором этаже (отм. +4.500 м) расположены (с юга на север):
  • Зал временных выставок.
  • Кафе.
  • Вводный зал постоянной экспозиции.
  • Экспозиционные пространства тематических зон «Я и мой мир», Начала наук», «Энергия Сибири», «Технологии управления». 
Тематические зоны могут быть как объединены в единое пространство со сквозным проходом, так и отделены друг от друга с помощью трансформируемых перегородок. Интегральной частью перетекающих пространств являются и крытые галереи-гульбища вдоль восточного и западного фасадов здания.

В третьем этаже (отм. +8.000 м) предусмотрены офисы администрации и технические блоки. 

решения генерального плана:

Градостроительное и ландшафтно-планировочное решение 

Участок строительства площадью 3,5 га находится в пойме реки Томи, на 2,0 м ниже верхней бровки существующей защитной дамбы обвалования. По дамбе проходит ЛЭП, нормативный отступ от которой объектов капитального строительства составляет 20 м (в случае прокладки линии электропередач подземным способом данный отступ может быть сокращен).

Здание расположено таким образом, чтобы не нанести вреда существующим ценным деревьям. Элемент благоустройства – круглая пешеходная дорожка близ южного торца здания – бережно опоясывает хвойную рощицу. Зеленый ландшафт между зданием и Мавлюкеевским озером также максимально сохраняется и получает удобную систему пешеходных связей.

Пространство между обращенным к реке главным фасадом здания и проходящей по верху дамбы дорогой трехуровневое: нижний, ближайший к зданию уровень (отм. 0.000) отдан под открытый паркинг; на широкой берме метром выше (отм. +1.000) предлагается обустроить площадки для размещения уличных экспонатов музея; наконец, на отм. +2.000 м задумана прогулочная эспланада с рядами деревьев и кустарников, газонами, цветниками, скамьями, фонарями и другими элементами благоустройства.

Уровни связаны целой системой лестниц, самая торжественная из них расположена в створе главного входа в Музей и может быть украшена декоративной скульптурой и музейными экспонатами. По другую сторону автодороги предусмотрен широкий трехмаршевый спуск к воде с двумя бермами. Еще один спуск ведет на территорию вновь создаваемого пляжа.

Концепция Музея науки и техники в Томске
© Студия 44

события:

  • 28.07.2014 — 21.10.2014
  • Томск
  • конкурс

Музей науки и техники в Томске

Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Разрез. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Разрез. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Фасады. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Фасады. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
План. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Планы этажей. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Планы этажей. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Ситуационный план. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Генеральный план. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Генеральный план. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44

Никита Явейн,

другие постройки:
  • Проект реставрации Конюшенного ведомства, Санкт-Петербург
  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Чешуйчатое крыло, Омск
  • Деловой комплекс на Кузнецовской улице, Санкт-Петербург
  • Дом на проспекте Римского-Корсакова, Санкт-Петербург
  • ЖК Мануфактура, Санкт-Петербург
  • Мемориальный комплекс посвященный Ленинградской битве, Санкт-Петербург
  • МФК на Матросова, Санкт-Петербург
  • IT-кампус Неймарк в Нижнем Новгороде, участок 1, Нижний Новгород
  • IT-кампус Неймарк в Нижнем Новгороде, участок 2, Нижний Новгород

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Романов
  • Андрей Михайлов
  • Николай Переслегин
  • Наталья Сидорова
  • Дмитрий Остроумов
  • Юлий Борисов
  • Григориос Гавалидис
  • Татьяна Гук
  • Александр Асадов
  • Антон Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Роман Леонидов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Олег Шапиро
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Скуратов
  • Валерий Лукомский
  • Александр Скокан
  • Наталия Шилова
  • Станислав Белых
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Никешкин
  • Дмитрий Сухов
  • Георгий Трофимов
  • Вера Бутко
  • Игорь Шварцман
  • Константин Ходнев
  • Сергей Чобан
  • Анна Иванова
  • Михаил Давыдов
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Буш
  • Валерий Каняшин
  • Юлия Солдатенкова
  • Павел Андреев
  • Всеволод Медведев
  • Антон Надточий
  • Алексей Орлов
  • Михаил Канунников
  • Андрей Асадов
  • Никита Явейн
  • Ростислав Цайзер
  • Владислав Андреев
  • Илья Машков
  • Александра Кузьмина
  • Зураб Басария
  • Василий Крапивин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Николай Кикава
  • Степан Липгарт
  • Иван Кожин
  • Александр Самарин
  • Игорь Членов
  • Дмитрий Ликин
  • Энди Сноу
  • Андрей Чуйков
  • Раис Баишев
  • Марина Егорова
  • Елена Пучкова
  • Евгений Новосадюк
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Евгений Подгорнов
  • Анастасия Абашева
  • Виталий Лутц
  • Александр Котенков
  • Сергей Переслегин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Алексей Гинзбург
  • Юлия Тряскина
  • Григорий Мустафин
  • Полина Воеводина
  • Евгений Зеленов
  • Олег Мединский
  • Тимур Абдуллаев
  • Екатерина Абдуллаева
  • Маргарита Авдышева
  • Левон Айрапетов
  • Александр Аношкин
  • Алексей Афоничкин
  • Владислав Бек-Булатов
  • Антон Белов
  • Александр Бровкин
  • Татьяна Бузулукова
  • Петр Васильев
  • Алина Георгиевская
  • Павел Гордеев
  • Илья Гринберг
  • Никита Демидов
  • Никита Дергунов
  • Наталья Жилкина
  • Алексей Зародов
  • Екатерина Зырина
  • Алексей Ильин
  • Дарья Ильина
  • Олег Карлсон
  • Алексей Кибкало
  • Анна Куликова
  • Алексей Курков
  • Евгений Кутай
  • Мария Кутай
  • Антон Ладыгин
  • Дмитрий Лапин
  • Екатерина Ляпунова
  • Николай Макаров
  • Сергей Марков
  • Станислав Михаловский
  • Олеся Могилевская
  • Мария Николаева
  • Виктор Перов
  • Алексей Полищук
  • Роман Пономарёв
  • Валерия Преображенская
  • Виктория Раубо
  • Василий Рыбаков
  • Мария Салех
  • Александр Стариков
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Шурыгин
  • Олег Шурыгин

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция проекта храмового комплекса в Куркино, Москва
  • Пять часовен
  • Концепция экспозиционного проекта «Русский логос» в культурно-просветительском центре «Башня»
  • Музей Царской семьи на станции Дно Псковской области
  • Новый облик кампуса РАНХиГС, конкурсный проект
  • Погодинская
  • ЖК Капранова, 3
  • Магнитогорский музыкальный театр
  • Креативный центр в г. Тобольск

Новости российской архитектуры:

Технологии:

24.12.2025

Юбилейный год РЕХАУ

В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
РЕХАУ
23.12.2025

​Формула Real Brick

Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
Брикус
22.12.2025

​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств

В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
Новые горизонты
19.12.2025

«Марсианская колония» на ВДНХ

Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Шелби
18.12.2025

​ЖК Voxhall: выбор материала и технические решения

Эксперты компании Славдом делятся опытом реализации фасадов жилого комплекса бизнес-класса Voxhall в центре Москвы: от подбора материала до его индивидуальной разработки.
Компания Славдом
18.12.2025

Материал как метод

Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
ОРТОСТ-ФАСАД
другие статьи