Пять часовен
© Мастерская «Прохрам»
Пять часовен
информация:
Дмитрий Остроумов
Dmitry Ostroumov / Россия
Мастерская «Прохрам»
Prohram Studio / Россияавторский коллектив
Пять часовен
© Мастерская «Прохрам»
Архи.ру об этом объекте:
Юлия Тарабарина. Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем в процессе «трансмутации Вселенной»
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Мастерская Прохрам имеет офисы в Москве и Петербурге и специализируется на храмовой архитектуре: церковных зданиях, комплексах, интерьерах и выставках. Работает комплексно, привлекая коллег смежных специальностей стеклодувов, мозаичистов, иконопи... читать дальшеПять часовен
© Мастерская «Прохрам»
описание:
Концепция пяти экспериментальных часовен
Проект пяти экспериментальных часовен представляет собой переосмысление традиционной храмовой архитектуры – как продолжение сакральной традиции и её выражение в межкультурном поле, акцентированном на православии.
Пять часовен – это небольшие сакральные сооружения, отсылающие как к архаическим формам, так и к развитию религиозной традиции. Такое соединение прошлого и будущего позволяет определить их как выполненные в духе сакрального археофутуризма.
Число пять выбрано не случайно: оно символизирует четыре стороны света и объединяющую их центральную точку средокрестия. Концептуально предполагается размещение часовен по четырём сторонам света, в пределах географического пространства Русской цивилизации. Таким образом создаётся единое сакральное поле, раскрывающееся в пространстве и маркированное пятью объектами, связанными единой идеей, но находящимися на значительном удалении друг от друга.
Первая часовня – в честь Преображения Господня
Её предполагаемое местоположение – Крайний Север. Архитектурная форма – треугольная, основана на иконографии Преображения и восходит к древнерусским северным иконам, где Христос изображён в стреловидной треугольной мандорле, из которой нисходят лучи света.
Вторая часовня – западная
Расположена на условном Западе и частично отсылает к сакральной архитектуре северных регионов Западной Европы. В её образе читается переосмысление нордической традиции в христианском контексте.
Третья часовня – восточная
Связана с образом восхода и устремления вверх. Поверхность стен предполагается выполнить в штукатурке, в технике мазанки, с намеренными неровностями и утратами фактуры – для создания ощущения архаичности и подлинности материала.
Четвёртая часовня – южная
Представляет собой исихастирий – место для уединённой или совместной созерцательной молитвы в духе исихастской традиции. Внутреннее пространство задумано тёмным, с небольшими просветами; вдоль стен расположены стасидии для практики умного делания.
Пятая часовня – центральная
Размещается в центре русского цивилизационного пространства – условно, на Алтае.
Символически она представляет собой эсхатон, воплощённый в архитектуре, – образ Небесного Града, кубического в своей геометрии, как в описании апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Апокалипсисе.
Вместе с тем, в символическом плане данная часовня соотносится с образом Этимасии – «престола уготованного», приготовленного для Второго пришествия Спасителя, грядущего вершить суд Любви над миром.