Совместная работа Тианена и Йанара началась несколько лет назад, когда фотограф опубликовал книгу Йанара об архитектуре «Портреты». В ней этот турецкий архитектор, ныне обосновавшийся в Финляндии, писал о нескольких финских архитекторах и художниках и о своем отношении к их работе. Сейчас два автора не только сделали выставку вместе, но и планируют опубликовать книгу на ту же тему. В книге будет на два объекта больше, чем в экспозиции, так как эти два здания пока еще строятся.
Эта выставка – очень хороша и отличается при этом от типичных архитектурных экспозиций. Там нет огромного количества изображений, видеоэкранов, впечатляющих рендеров или макетов. Вместо всего этого там есть тексты Йанара и сравнительно небольшие фотографии Тианена. Однако их содержание и выборка более чем впечатляют. Сотрудник MFA, дизайнер Ханну Хеллман (Hannu Hellman) создал прекрасную экспозицию с табуретами Аалто для удобства чтения текстов.
История путей двух авторов к тишине рассказана посредством набора для каждого здания из 5 фотографий, сделанных Тианеном, и текста Йанара. Для экспозиции они выбрали прекрасные примеры культовой архитектуры Финляндии начала 3-его тысячелетия.
Юсси Тианен невысоко ценит современный метод быстрого фотографирования. Он типичный представитель старой школы – со штативом, тяжелой камерой и скрупулезным планированием работы. Его снимки – примеры очень чистой и тщательно «сделанной» основополагающей архитектурной фотографии. Он внимательно ждет, пока особый скандинавский свет не осветит здание или пространство в нужный момент времени, и часто обходится без людей на снимках. Все это требует много сил и терпения, чего не хватает многим фотографам молодого поколения. Такой подход позволяет посетителю выставки близко и неспешно рассмотреть здание во всех его аспектах: архитектуре, пространстве, свете, кирпиче, металле, стекле и дереве. Изображения с глубиной, тонкой деталировкой и выверенными пропорциями раз за разом притягивают заинтересованный взгляд.
Тексты Йанара поэтичны и наполнены чувством. Он пишет на турецком, на выставке же представлены переводы на английский и финский. Автор подходил к каждому зданию по-разному, и его путь туда и пережитый опыт описаны очень лично, даже интимно. Для читателя и зрителя очень важно понять, что переживание священного и возвышенного может быть универсальным, не зависеть от биографии и религии того, кто входит в часовню или церковь. Также это переживание никак не связано с возрастом здания: Йанар обрел эту особую тишину и святость в совершенно современных пространствах.
Тианен признается, что совершенно не религиозен. Йанар же родился в Стамбуле, где находится Айя София – одно из чудеснейших и таинственнейших сакральных пространств мира, и где религия занимает важное место в звуковом ландшафте города. По его признанию, в Финляндии церковные колокола присутствуют в нем совершенно по-другому, но также играют ключевую роль.
На выставке представлены разные церкви – и крупные, и совсем небольшие пространства. И среди них – такие жемчужины, как часовня Св. Лаврентия Avanto Architects в Вантаа, церковь Куоккала Lassila Hirvilammi Architects в Ювяскюля и Экуменическая часовня Св. Генриха Sanaksenaho Architects в Турку. Они доказывают самим своим существованием, что финские приходы и общины очень смелы в архитектурном плане. Многие из этих построек стали большим, но приятным вызовом для своих архитекторов, и большинство из них появились в результате хорошо организованных конкурсов.
«В мою первую встречу с Финляндией она показалась мне самым тихим местом на Земле. Я не имею в виду физическую тишину – я говорю о чувстве безмятежности, которое поднимается откуда-то глубоко, глубоко внутри, о всепоглощающем спокойствии. Я никогда не встречал ничего подобного больше нигде. И эти финны превращают тишину в искусство.»
Хюсейн Йанар
«Я смотрю глазами фотографа, не критика.»
Юсси Тианен
Выставка «Два пути к тишине. Интерпретация современной финской церковной архитектуры» продлится до 1 июня 2014.