История «невероятно уменьшающегося музея»

В Лос-Анджелесе утвердили проект нового здания для LACMA авторства Петера Цумтора: ради него снесут четыре модернистских корпуса, и площадь музея в итоге сократится. Так, пространства для выставок станет почти на 1000 кв.м меньше, хотя коллекции постоянно пополняются.

Автор текста:
Алина Измайлова

mainImg
0 В этом году в Лос-Анджелесе должны начать перестройку Музея искусства одноименного округа (Los Angeles County Museum of Art, LACMA) – один из самых крупных на западном побережье США. Проект нового здания разработал Петер Цумтор; местный наблюдательный совет уже утвердил его. Это будет, пожалуй, первая в истории США высокобюджетная музейная реконструкция, после которой выставочное пространство не увеличится, а, наоборот, сократится. При этом ради нового комплекса придется снести четыре модернистских здания.
Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
Изображение с сайта buildinglacma.org

Общая стоимость проекта – 650 млн долларов, из них 125 млн долларов выделят из местного бюджета, оставшуюся долю покроют частные источники. Строительные работы планируют начать в конце этого года и завершить в 2023.
Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
Изображение с сайта buildinglacma.org

Работу над новым зданием для LACMA Цумтор начал около десяти лет назад, когда его к сотрудничеству пригласил нынешний директор институции Майкл Гован. Проект пришлось несколько раз переделывать – и из раза в раз выставочное пространство становилась меньше. Историю, которая разворачивается вокруг LACMA, журналисты и критики уже окрестили «невероятно уменьшающимся музеем», по аналогии с фантастическим фильмом 1950-х. И если изначально дело затевалось для того, чтобы добавить дополнительные 4600 м2залов, то после возведения нового здания зона экспозиции потеряет около 930 м2.
Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
Изображение с сайта buildinglacma.org

Утвержденный проект – это уже третий вариант, предложенный Цумтором. Сначала, в 2013, была задумана постройка, похожая на каплю густого черного цвета. Именно первый проект больше всего понравился архитектурным критикам, хотя они, конечно же, окрестили его «чернильным пятном». Цумтор настаивал, что это лилия, органическая форма. Но из-за некоторых нестыковок (среди минусов назывались форма и цвет – в жарком климате музей превратился бы в «тепловой остров») швейцарскому архитектору пришлось переработать концепцию. Он поменял цвет фасада на «скучный» бежевый и изменил план здания. У постройки, которая занимала участок, ограниченный со всех сторон дорогами, появился «хвост», перекинутый через Уилшир-бульвар. В 2017–2019 проект снова претерпел изменения. В последнем изводе площадь выставочного пространства – примерно 10 200 м– вместо обещанных 15 800 м2.
  • zooming
    1 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org
  • zooming
    2 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org
  • zooming
    3 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org

Местных жителей и экспертов разочаровал внешний вид будущего музея; исключением стал, наверное, только Брэд Питт. Актер сказал на заседании муниципального совета по согласованию проекта, что понять суть концепции из рендера невозможно – нужно попасть в музей, чтобы «увидеть мастерство [создания] игры света и тени». В поддержку Цумтора выступила там же и актриса Дайан Китон. Тем не менее, аскетичный внешний вид LACMA сильно проигрывает на фоне его более ярких соседей – Автомобильного музея от бюро Kohn Pedersen Fox (2015) или Музея киноакадемии, который строится сейчас по проекту Ренцо Пьяно. Проект Цумтора журналисты пренебрежительно сравнивают с журнальным столиком или логотипом сети придорожных закусочных.
Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
Изображение с сайта buildinglacma.org

Следует сказать, что в распоряжении LACMA – 125 000 экспонатов, большая их часть приобретена в последние 60 лет. Чтобы представить энциклопедический размах коллекции: здесь собраны голландская живопись Золотого века, скульптура Южной Азии, доисторическая керамика Западной Мексики, сосуды корейской династии Чосон, немецкий экспрессионизм, искусство династии Сефевидов и многое другое (подробнее тут). При этом коллекция продолжает расти, что значит: немалую часть объектов придется отправить в запасник. Арт-критик, трижды лауреат Пулитцеровской премии Кристофер Найт назвал ситуацию катастрофической «для показа постоянной экспозиции». При этом в проекте Цумтора нет никаких намеков на возможное расширение: это самодостаточная и законченная одноэтажная конструкция, которая не подразумевает дальнейшей реконструкции.
Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
Изображение с сайта buildinglacma.org

Нынешний комплекс состоит из четырех «устаревших» модернистских корпусов, которые, как считается, уже не справляются с возложенной на них функцией. Три из них в 1960-х построил архитектор Уильям Перейра. В 1980-х появился корпус по проекту Hardy Holzman Pfeiffer Associates (HHPA). Защитники архитектурного наследия уверены, что, несмотря на все технические недостатки существующего комплекса, нельзя игнорировать его значение для истории «Города Ангелов». «Хуже всего, – пишет один из редакторов издания Architect's Newspaper Антонио Пачеко, – что дорогостоящее [архитектурное] решение уничтожит жизненно важный культурный ресурс: сам музей, каким жители Лос-Анджелеса его знают». Активное продвижение концепции Пачеко называет «попыткой применить колониальный менталитет к Лос-Анджелесу» со стороны «влиятельных людей типа Цумтора и Гована». Журналист обвиняет «приезжих» (это касается не только вышеназванных персонажей) в том, что те не ценят сложившегося облика города и, «ослепленные собственным гением», видят в нем только tabula rasa для воплощения своих идей. Напомним, что 75-летний Петер Цумтор является лауреатом Притцкеровской премии, а Гован, возглавивший лос-анджелесское учреждение культуры в 2006, протеже Томаса Кренса и успел поработать в музеях Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао.
  • zooming
    1 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org
  • zooming
    2 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org
  • zooming
    3 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org

Причины, по которым здание так сильно ужалось, до конца не понятны. Одно из предположений – недостаточное финансирование и возможность сократить срок строительства с 68 месяцев до 51-го. Также называется «сдвиг в музейной философии» – из-за чего, в частности, музей строго одноэтажный. Считается, что это было одно из требований Гована. «Я большой сторонник горизонтальных музеев, – сказал он как-то на совместном с Цумтором выступлении. – Все великие по моему мнению музеи горизонтальны». Смысл в том, что одноуровневые учреждения более «доступны», они устраняют иерархию. Но вряд ли это удачный вариант для Лос-Анджелеса, плотность которого растет с каждым годом.

27 Апреля 2019

Автор текста:

Алина Измайлова
Похожие статьи
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Танцы с вулканом
Бюро MAD представило свой первый проект в Южной Америке: многофункциональная башня станет самым высоким зданием столицы Эквадора – Кито.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Каменные кубики
Многоквартирный дом Ziel для Монтевидео, спроектированный MVRDV, задуман как серия облицованных камнем разных пород блоков-вилл.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
«Устойчивая» жизнь
В Нанкине строится многофункциональный комплекс по проекту UNStudio, где собраны вместе офисы, жилье, филиал знаменитого арт-центра и общественные пространства у воды.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Библиотека-базилика
Бюро Wutopia Lab превратило недостроенное здание по проекту Дэвида Чипперфильда в самую популярную библиотеку в Шанхае.
Занавес на парижском «болоте»
Жак Муссафир реконструировал небольшое здание 1970-х в историческом квартале Марэ в Париже: банальный уличный фасад получил подвижный многосоставный занавес с древовидным рисунком от нидерландской студии Inside Outside.
Грот многоликий
Небольшое, на первый взгляд невзрачное, полуразрушевшееся и даже не очень древнее здание – Грот в Саду имени Баумана – АБ «Народный архитектор» отреставрировало со всей тщательностью, применимой к памятнику наследия. Сохранили романтическую привлекательность руины, добавили медийное содержание, исследовали каскадный фонтан, который, как оказалось полностью сохранился. Это целая история, рассказываем.
Первый среди равных
Здание детского сада в Белоярском – не просто еще один пример современного образовательного пространства. Его проектирование началось давно, расположен он на Крайнем Севере, и еще он государственный, подчиняется нормативам, и на стройке пришлось экономить (ну да это как всегда). Но форма получилась актуальной, планировки современными, по ощущениям – он очень свеж. Проект планируют тиражировать.
Дворец под фонтаном
Завершилась реконструкция дворца-музея Лоо в нидерландском Апелдорне: бюро KAAN разместило под центральным двором торжественные залы, не уступающие историческим, а во дворе – фонтан.
Подводный велобульвар
У Центрального вокзала в Амстердаме, на реке Эй открылась подводная парковка на 4000 велосипедов: ее кровля одновременно служит общественным пространством. Авторы проекта – бюро VenhoevenCS.
Республика детей
Проектируя школу в Картмазово, бюро GAFA исходило из детского восприятия городской среды: башни жилого комплекса, к которому относится учебное заведение, превращаются в «донжоны» и «колокольни», а само здание школы – в средневековый отчасти «вернакулярный» квартал у подножия крепостных стен.  
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.