История «невероятно уменьшающегося музея»

В Лос-Анджелесе утвердили проект нового здания для LACMA авторства Петера Цумтора: ради него снесут четыре модернистских корпуса, и площадь музея в итоге сократится. Так, пространства для выставок станет почти на 1000 кв.м меньше, хотя коллекции постоянно пополняются.

Автор текста:
Алина Измайлова

mainImg
0 В этом году в Лос-Анджелесе должны начать перестройку Музея искусства одноименного округа (Los Angeles County Museum of Art, LACMA) – один из самых крупных на западном побережье США. Проект нового здания разработал Петер Цумтор; местный наблюдательный совет уже утвердил его. Это будет, пожалуй, первая в истории США высокобюджетная музейная реконструкция, после которой выставочное пространство не увеличится, а, наоборот, сократится. При этом ради нового комплекса придется снести четыре модернистских здания.
Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
Изображение с сайта buildinglacma.org

Общая стоимость проекта – 650 млн долларов, из них 125 млн долларов выделят из местного бюджета, оставшуюся долю покроют частные источники. Строительные работы планируют начать в конце этого года и завершить в 2023.
Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
Изображение с сайта buildinglacma.org

Работу над новым зданием для LACMA Цумтор начал около десяти лет назад, когда его к сотрудничеству пригласил нынешний директор институции Майкл Гован. Проект пришлось несколько раз переделывать – и из раза в раз выставочное пространство становилась меньше. Историю, которая разворачивается вокруг LACMA, журналисты и критики уже окрестили «невероятно уменьшающимся музеем», по аналогии с фантастическим фильмом 1950-х. И если изначально дело затевалось для того, чтобы добавить дополнительные 4600 м2залов, то после возведения нового здания зона экспозиции потеряет около 930 м2.
Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
Изображение с сайта buildinglacma.org

Утвержденный проект – это уже третий вариант, предложенный Цумтором. Сначала, в 2013, была задумана постройка, похожая на каплю густого черного цвета. Именно первый проект больше всего понравился архитектурным критикам, хотя они, конечно же, окрестили его «чернильным пятном». Цумтор настаивал, что это лилия, органическая форма. Но из-за некоторых нестыковок (среди минусов назывались форма и цвет – в жарком климате музей превратился бы в «тепловой остров») швейцарскому архитектору пришлось переработать концепцию. Он поменял цвет фасада на «скучный» бежевый и изменил план здания. У постройки, которая занимала участок, ограниченный со всех сторон дорогами, появился «хвост», перекинутый через Уилшир-бульвар. В 2017–2019 проект снова претерпел изменения. В последнем изводе площадь выставочного пространства – примерно 10 200 м– вместо обещанных 15 800 м2.
  • zooming
    1 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org
  • zooming
    2 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org
  • zooming
    3 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org

Местных жителей и экспертов разочаровал внешний вид будущего музея; исключением стал, наверное, только Брэд Питт. Актер сказал на заседании муниципального совета по согласованию проекта, что понять суть концепции из рендера невозможно – нужно попасть в музей, чтобы «увидеть мастерство [создания] игры света и тени». В поддержку Цумтора выступила там же и актриса Дайан Китон. Тем не менее, аскетичный внешний вид LACMA сильно проигрывает на фоне его более ярких соседей – Автомобильного музея от бюро Kohn Pedersen Fox (2015) или Музея киноакадемии, который строится сейчас по проекту Ренцо Пьяно. Проект Цумтора журналисты пренебрежительно сравнивают с журнальным столиком или логотипом сети придорожных закусочных.
Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
Изображение с сайта buildinglacma.org

Следует сказать, что в распоряжении LACMA – 125 000 экспонатов, большая их часть приобретена в последние 60 лет. Чтобы представить энциклопедический размах коллекции: здесь собраны голландская живопись Золотого века, скульптура Южной Азии, доисторическая керамика Западной Мексики, сосуды корейской династии Чосон, немецкий экспрессионизм, искусство династии Сефевидов и многое другое (подробнее тут). При этом коллекция продолжает расти, что значит: немалую часть объектов придется отправить в запасник. Арт-критик, трижды лауреат Пулитцеровской премии Кристофер Найт назвал ситуацию катастрофической «для показа постоянной экспозиции». При этом в проекте Цумтора нет никаких намеков на возможное расширение: это самодостаточная и законченная одноэтажная конструкция, которая не подразумевает дальнейшей реконструкции.
Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
Изображение с сайта buildinglacma.org

Нынешний комплекс состоит из четырех «устаревших» модернистских корпусов, которые, как считается, уже не справляются с возложенной на них функцией. Три из них в 1960-х построил архитектор Уильям Перейра. В 1980-х появился корпус по проекту Hardy Holzman Pfeiffer Associates (HHPA). Защитники архитектурного наследия уверены, что, несмотря на все технические недостатки существующего комплекса, нельзя игнорировать его значение для истории «Города Ангелов». «Хуже всего, – пишет один из редакторов издания Architect's Newspaper Антонио Пачеко, – что дорогостоящее [архитектурное] решение уничтожит жизненно важный культурный ресурс: сам музей, каким жители Лос-Анджелеса его знают». Активное продвижение концепции Пачеко называет «попыткой применить колониальный менталитет к Лос-Анджелесу» со стороны «влиятельных людей типа Цумтора и Гована». Журналист обвиняет «приезжих» (это касается не только вышеназванных персонажей) в том, что те не ценят сложившегося облика города и, «ослепленные собственным гением», видят в нем только tabula rasa для воплощения своих идей. Напомним, что 75-летний Петер Цумтор является лауреатом Притцкеровской премии, а Гован, возглавивший лос-анджелесское учреждение культуры в 2006, протеже Томаса Кренса и успел поработать в музеях Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао.
  • zooming
    1 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org
  • zooming
    2 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org
  • zooming
    3 / 3
    Новое здание Музея искусства округа Лос-Анджелес LACMA (2019)
    Изображение с сайта buildinglacma.org

Причины, по которым здание так сильно ужалось, до конца не понятны. Одно из предположений – недостаточное финансирование и возможность сократить срок строительства с 68 месяцев до 51-го. Также называется «сдвиг в музейной философии» – из-за чего, в частности, музей строго одноэтажный. Считается, что это было одно из требований Гована. «Я большой сторонник горизонтальных музеев, – сказал он как-то на совместном с Цумтором выступлении. – Все великие по моему мнению музеи горизонтальны». Смысл в том, что одноуровневые учреждения более «доступны», они устраняют иерархию. Но вряд ли это удачный вариант для Лос-Анджелеса, плотность которого растет с каждым годом.

27 Апреля 2019

Автор текста:

Алина Измайлова
Похожие статьи
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Сосновый принт
Штаб-квартира энергетической компании ST International и её арт-пространство SONGEUN в Сеуле по проекту Herzog & de Meuron.
Хирургия фасадов
Офисное здание Îlot Balmoral в Монреале спроектировано канадским бюро Provencher_Roy специально для компаний, чья деятельность связана с культурными инициативами.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Дом исчезает
Инсталляция для некрополя на востоке Китая воспроизводит оплетающий жилище плющ, в то время как оно само как будто уже исчезло.
Архипелаг впечатлений
Для благоустройства жилого комплекса «Level Южнопортовая» бюро GAFA использует рецепт Зарядья: чтобы преодолеть высоту и плотность башен архитекторы привносят во двор реку и парящий мост, а также различные климатические зоны, оставляя место для разнообразных вариантов проведения досуга.
Питомник для «зеленого» строительства
В Алмере открылась международная садоводческая выставка Флориада–2022. Ее мастерплан, разработанный MVRDV, предназначен одновременно и для нового городского района, который позже появится на ее месте.
На груди утеса-великана
Культурный и общественный центр в китайском Чунцине торжественно возвышается над рекой Янцзы. Архитекторы бюро aoe приняли вызовы брутального ландшафта и сделали все возможное, чтобы природный объект сохранил свою уникальность.
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Предгорья и вершины
В концепции ревитализации территории завода «Станкоагрегат» бюро ОСА соединяет два масштаба: экстремально высокие башни и относительно сомасштабные человеку урбан-виллы. В условиях сверхплотной застройки это позволяет высвободить территории для общественных пространств и деревьев, а также адаптировать проект к условиям меняющегося рынка.
Сахарный отдых
Варшавское бюро BULAK PROJEKT спасло от сноса исторические корпуса сахарного завода в городе Жнин, превратив их в комфортный и при этом невероятно аутентичный гостиничный комплекс.
Асимметрия опор
Многоквартирный дом с коммерческой «базой» на итальянском курорте Лидо-ди-Йезоло по проекту бюро ELASTICOFarm и BPLAN Studio.
Проект Италия
В итальянской коммуне Таварнелле-Валь-ди-Пеза построили новую штаб-квартиру компании Furla. В студии GEZA Architettura попробовали интегрировать свою сугубо индустриальную архитектуру в природный ландшафт Тосканы.
Быстрое течение
Новый проект Брусники для Тюмени: на месте бывших портовых территорий появится жилой район с разнообразной застройкой и общественными пространствами. К разработке мастер-плана подключилось бюро Mandaworks, к архитектуре – ODA и Stefan Forster.
«Обувная» ДНК
В Пальма-де-Мальорка по проекту MVRDV и GRAS строится новый квартал по заказу семьи владельцев Camper: он должен вернуть славу центра ночной жизни району Гомила.
Комфорт на высоте
Бюро UNStudio выиграло конкурс на проект высотного здания и двух среднеэтажных корпусов социального жилья в Дюссельдорфе.
Технологии и материалы
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр органично интегрирован в историческую застройку московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой натуральной неокрашенной древесины. Наличники окон, разработанные по историческим эскизам из различных регионов России, дополнили образ старинного особняка.
Плитка в городе
Рассказываем, какую роль тротуарная плитка способна играть в создании комфортной городской среды.
Ценности культуры
У международной команды EQUITONE есть повод для гордости: за последние годы продукция компании использовалась в строительстве более двадцати знаковых объектов культуры по всему миру.
Сейчас на главной
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Река и фабрика
Благоустройство набережной возвращает Клязьме, некогда питавшей крупную мануфактуру Орехово-Зуево, важную роль, но на этот раз общественную: теперь отдыхать у реки, заниматься спортом или любоваться видами можно даже во время паводков.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Озерный город
Максим Атаянц спроектировал крупный жилой комплекс на озере Черном в городе Кургане. Его каналы напоминают о «Городе набережных», а колокольня на острове призвана перекликаться с калязинской.
Неизвестная Грузия
Ресторан сети «Хачапури и вино» на Трубной улице с мозаикой из пионерского лагеря, яркими коврами на фоне бетона и винтажной мебелью в сочетании с мелкой плиткой.
Сосновый принт
Штаб-квартира энергетической компании ST International и её арт-пространство SONGEUN в Сеуле по проекту Herzog & de Meuron.
Хирургия фасадов
Офисное здание Îlot Balmoral в Монреале спроектировано канадским бюро Provencher_Roy специально для компаний, чья деятельность связана с культурными инициативами.
Актерский дворик
Благоустройство по-театральному: во дворе главного корпуса ГИТИСа появился амфитеатр, танцевальный зал, а также помещение для хранения и экспонирования реквизита, созданного студентами.