19.01.2015

Республиканский Дворец финансов

Один из крупнейших административных центров Парижа и самая большая европейская стройка своего времени, здание французского Минфина продемонстрировало кардинально новый подход к пространственной организации государственного учреждения.

информация:

Здание Министерства экономики, финансов и бюджета Франции
(Ministère de l’Economie, des Finances et du Budget)
12-й округ Парижа, квартал Берси
Архитекторы: Поль Шеметов (Paul Chemetov), Боржа Уидобро (Borja Huidobro)
Годы строительства: 1984–1989
Общая площадь: 226 000 м²

 
Общий вид © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Общий вид © Paul Chemetov, Borja Huidobro



Правление президента Франции Франсуа Миттеррана (1981–1995) в области архитектуры ассоциируется с серией его «Больших проектов», среди которых – многие знаковые сооружения Парижа: новый комплекс Национальной библиотеки, Опера Бастилии, Пирамида Лувра, Институт арабского мира, Большая Арка Дефанса; тогда же был создан парк Ла Вилетт, а вокзал Орсэ – превращен в одноименный музей.

Строительство нового здания Министерства финансов было связано с выселением его отделов из Лувра с целью расширения музея: готовилась Всемирная выставка 1989 года. Выбор участка для нового строительства на юге-востоке города, в 12-м округе был обусловлен идеей более равномерного расположения административных учреждений в Париже: большинство из них до сих пор находится в более престижных западных кварталах. Жесткие временные рамки, установленные президентом, предусматривали строительство и сдачу в эксплуатацию новых зданий за пять лет.

Архитектурный конкурс объявили в 1982: под главные корпуса Министерства отвели два участка на берегу Сены. Из 137 предложенных проектов четыре вышли в финал. Признанный лучшим вариантом «Республиканский дворец контроля за государственной казной» Поля Шеметова и Боржи Уидобро стал ответом на задание конкурса – создать «проект, способный оставить свой след в архитектурной эстетике и современном градостроительстве».
 
Вид с моста Берси © Bercy Photos DH SIMON
Вид с моста Берси © Bercy Photos DH SIMON

Концепция здания основана на образах виадука и монументального портала. С одной стороны, оно образует своеобразные въездные ворота в восточный Париж, которых «всегда не хватало»: именно по участку строительства проходила в XVIII веке крепостная стена. С другой – вторит ритму моста Берси, достигая кинематографического эффекта при взгляде на фасад из вагона метро.
 
Опоры здания, погруженные в Сену © Bercy Photos DH Simon
Опоры здания, погруженные в Сену © Bercy Photos DH Simon

По словам Поля Шеметова, здание «должно было существовать относительно реки», но конфигурация участка не позволяла применить классическое расположение параллельно Сене. В ответ на это ограничение архитекторы прибегнули к «речной метафоре: здание получает форму моста, в котором лишь последняя опора уходит под воду». Примечательно, что все строения, расположенные по берегам Сены в Париже от дворца Шайо до Ботанического сада обращены фасадами на реку, и Министерство финансов – единственный пример расположения перпендикулярно оси реки.
 
Фрагмент фасада, арка через улицу Берси © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Фрагмент фасада, арка через улицу Берси © Paul Chemetov, Borja Huidobro

Главное здание длиной 370 метров представляет собой ряд разнопролетных арок. Первая и последняя, по 70 метров каждая, «перешагивают» через улицу Берси и автотрассу, соответственно. Одна из них соединяет главное здание с соседним корпусом; вторая уходит своими передними опорами в Сену, заглубляясь на 45 метров. «Единственный способ отметить присутствие здания на реке – встать в нее ногами, не быть отгороженными дорогой. Трасса, проходящая по берегу реки – ошибка, и мы в какой-то степени ее пристыдили», – пояснял свой замысел Поль Шеметов.
 
Вид с улицы Берси © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Вид с улицы Берси © Paul Chemetov, Borja Huidobro

Для строительства был выбран модуль 90х90 см, использованный также в благоустройстве 3 гектаров прилегающего сада. Три модуля составляют высоту потолков в офисах Министерства, четыре модуля – высоту от пола до пола. Бетонные, стальные, стеклянные, деревянные, мраморные, и, главное, каменные элементы фасадов также следуют этой модульной сетке. Применение натурального камня в наружной облицовке постройки «усиливает традиционный образ моста и подчеркивает общественную значимость здания, которое получает еще большую монументальность за счет укрупненных оконных проемов».
 
Модули фасада © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Модули фасада © Paul Chemetov, Borja Huidobro



Внутри сооружение представляет собой настоящий микрогород: почтовое отделение, пять ресторанов для сотрудников, три кафе, ясли на 120 детей, спортивный зал, а также благоустроенные террасы, фонтаны, галереи, мосты, соединяющие разные части ансамбля обеспечивают всем необходимым 5000 сотрудников Минфина.

Планировка офисных помещений рассчитана на программную эволюцию пространства и перераспределение служб Министерства с течением лет: передвижные перегородки, инженерные коммуникации, размещенные в толще подвесных потолков, переносные планки со встроенными элементами питания. Модульная система проникла и во внутреннюю планировку: количество модулей, отводимое каждому конкретному офису, определено местом его обитателей в административной иерархии.
 
Внутренняя улица © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Внутренняя улица © Paul Chemetov, Borja Huidobro



Размеры здания сделали необходимой автоматизацию системы сообщений внутри Министерства, не утратившую актуальности и в наши дни господства электронной почты: впервые использованная во Франции именно здесь система télédoc распределяет каждый день 5 тонн писем и документов в металлических коробах по 9-километровым рельсам.

Архитекторы сумели вписаться в обещанный в 1982 бюджет строительства: квадратный метр стоил как два квадратных метра социального жилья. Таким образом, общая стоимость проекта составила 2,9 млрд франков в ценах 1984 года, то есть около 450 млн евро. «Мы стремились уменьшить расходы, искали пути максимальной экономии, но, в то же время, каждое поколение должно оставить видимый след из творений зодчих на земле нашей страны», – прокомментировал тему затрат на строительство Министр финансов Пьер Береговуа в 1985 году.

В соответствии с законом об 1% бюджета строительства общественных зданий, который затрачивается на произведения искусства – выполненные по заказу или приобретенные работы современных художников, в Минфине можно увидеть произведения более 30 авторов, среди которых – живописные полотна Матты, Пьера Алешинского, скульптуры Сезара и Бурделя, настенные панно Пьера Сулажа.

Здание открыто для посетителей в Дни Наследия – третьи выходные сентября. В другое время на сайте Министерства можно заказать бесплатную экскурсию.
Генплан двух главных корпусов © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Генплан двух главных корпусов © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Министерство Финансов Франции © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Министерство Финансов Франции © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Стальной каркас строящегося Министерства © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Стальной каркас строящегося Министерства © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Ритм фасада © Bercy Photos Philippe Ricard
Ритм фасада © Bercy Photos Philippe Ricard
Эстакада метро и фрагмент фасада © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Эстакада метро и фрагмент фасада © Paul Chemetov, Borja Huidobro

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Винодельня Кихот
Фриденсрайх Хундертвассер, 1988 – 2006
Винодельня Кихот

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

19.08.2019

Tejas Borja. Революция в керамической черепице

Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Компания «Красные крыши»
14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
другие статьи