Республиканский Дворец финансов

Один из крупнейших административных центров Парижа и самая большая европейская стройка своего времени, здание французского Минфина продемонстрировало кардинально новый подход к пространственной организации государственного учреждения.

Автор текста:
Татьяна Киселева

mainImg
Здание Министерства экономики, финансов и бюджета Франции
(Ministère de l’Economie, des Finances et du Budget)
12-й округ Парижа, квартал Берси
Архитекторы: Поль Шеметов (Paul Chemetov), Боржа Уидобро (Borja Huidobro)
Годы строительства: 1984–1989
Общая площадь: 226 000 м²

 
Общий вид © Paul Chemetov, Borja Huidobro



Правление президента Франции Франсуа Миттеррана (1981–1995) в области архитектуры ассоциируется с серией его «Больших проектов», среди которых – многие знаковые сооружения Парижа: новый комплекс Национальной библиотеки, Опера Бастилии, Пирамида Лувра, Институт арабского мира, Большая Арка Дефанса; тогда же был создан парк Ла Вилетт, а вокзал Орсэ – превращен в одноименный музей.

Строительство нового здания Министерства финансов было связано с выселением его отделов из Лувра с целью расширения музея: готовилась Всемирная выставка 1989 года. Выбор участка для нового строительства на юге-востоке города, в 12-м округе был обусловлен идеей более равномерного расположения административных учреждений в Париже: большинство из них до сих пор находится в более престижных западных кварталах. Жесткие временные рамки, установленные президентом, предусматривали строительство и сдачу в эксплуатацию новых зданий за пять лет.

Архитектурный конкурс объявили в 1982: под главные корпуса Министерства отвели два участка на берегу Сены. Из 137 предложенных проектов четыре вышли в финал. Признанный лучшим вариантом «Республиканский дворец контроля за государственной казной» Поля Шеметова и Боржи Уидобро стал ответом на задание конкурса – создать «проект, способный оставить свой след в архитектурной эстетике и современном градостроительстве».
 
Вид с моста Берси © Bercy Photos DH SIMON

Концепция здания основана на образах виадука и монументального портала. С одной стороны, оно образует своеобразные въездные ворота в восточный Париж, которых «всегда не хватало»: именно по участку строительства проходила в XVIII веке крепостная стена. С другой – вторит ритму моста Берси, достигая кинематографического эффекта при взгляде на фасад из вагона метро.
 
Опоры здания, погруженные в Сену © Bercy Photos DH Simon

По словам Поля Шеметова, здание «должно было существовать относительно реки», но конфигурация участка не позволяла применить классическое расположение параллельно Сене. В ответ на это ограничение архитекторы прибегнули к «речной метафоре: здание получает форму моста, в котором лишь последняя опора уходит под воду». Примечательно, что все строения, расположенные по берегам Сены в Париже от дворца Шайо до Ботанического сада обращены фасадами на реку, и Министерство финансов – единственный пример расположения перпендикулярно оси реки.
 
Фрагмент фасада, арка через улицу Берси © Paul Chemetov, Borja Huidobro

Главное здание длиной 370 метров представляет собой ряд разнопролетных арок. Первая и последняя, по 70 метров каждая, «перешагивают» через улицу Берси и автотрассу, соответственно. Одна из них соединяет главное здание с соседним корпусом; вторая уходит своими передними опорами в Сену, заглубляясь на 45 метров. «Единственный способ отметить присутствие здания на реке – встать в нее ногами, не быть отгороженными дорогой. Трасса, проходящая по берегу реки – ошибка, и мы в какой-то степени ее пристыдили», – пояснял свой замысел Поль Шеметов.
 
Вид с улицы Берси © Paul Chemetov, Borja Huidobro

Для строительства был выбран модуль 90х90 см, использованный также в благоустройстве 3 гектаров прилегающего сада. Три модуля составляют высоту потолков в офисах Министерства, четыре модуля – высоту от пола до пола. Бетонные, стальные, стеклянные, деревянные, мраморные, и, главное, каменные элементы фасадов также следуют этой модульной сетке. Применение натурального камня в наружной облицовке постройки «усиливает традиционный образ моста и подчеркивает общественную значимость здания, которое получает еще большую монументальность за счет укрупненных оконных проемов».
 
Модули фасада © Paul Chemetov, Borja Huidobro



Внутри сооружение представляет собой настоящий микрогород: почтовое отделение, пять ресторанов для сотрудников, три кафе, ясли на 120 детей, спортивный зал, а также благоустроенные террасы, фонтаны, галереи, мосты, соединяющие разные части ансамбля обеспечивают всем необходимым 5000 сотрудников Минфина.

Планировка офисных помещений рассчитана на программную эволюцию пространства и перераспределение служб Министерства с течением лет: передвижные перегородки, инженерные коммуникации, размещенные в толще подвесных потолков, переносные планки со встроенными элементами питания. Модульная система проникла и во внутреннюю планировку: количество модулей, отводимое каждому конкретному офису, определено местом его обитателей в административной иерархии.
 
Внутренняя улица © Paul Chemetov, Borja Huidobro



Размеры здания сделали необходимой автоматизацию системы сообщений внутри Министерства, не утратившую актуальности и в наши дни господства электронной почты: впервые использованная во Франции именно здесь система télédoc распределяет каждый день 5 тонн писем и документов в металлических коробах по 9-километровым рельсам.

Архитекторы сумели вписаться в обещанный в 1982 бюджет строительства: квадратный метр стоил как два квадратных метра социального жилья. Таким образом, общая стоимость проекта составила 2,9 млрд франков в ценах 1984 года, то есть около 450 млн евро. «Мы стремились уменьшить расходы, искали пути максимальной экономии, но, в то же время, каждое поколение должно оставить видимый след из творений зодчих на земле нашей страны», – прокомментировал тему затрат на строительство Министр финансов Пьер Береговуа в 1985 году.

В соответствии с законом об 1% бюджета строительства общественных зданий, который затрачивается на произведения искусства – выполненные по заказу или приобретенные работы современных художников, в Минфине можно увидеть произведения более 30 авторов, среди которых – живописные полотна Матты, Пьера Алешинского, скульптуры Сезара и Бурделя, настенные панно Пьера Сулажа.

Здание открыто для посетителей в Дни Наследия – третьи выходные сентября. В другое время на сайте Министерства можно заказать бесплатную экскурсию.
Генплан двух главных корпусов © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Министерство Финансов Франции © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Стальной каркас строящегося Министерства © Paul Chemetov, Borja Huidobro
Ритм фасада © Bercy Photos Philippe Ricard
Эстакада метро и фрагмент фасада © Paul Chemetov, Borja Huidobro


19 Января 2015

Автор текста:

Татьяна Киселева
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.

Сейчас на главной

Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: Мы учились у Пиранези и Палладио
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Город за рекой
Концепция крупного ЖК на 20 гектарах у реки в Тюмени делает ставку на общественное пространство городского бульвара, который авторы выстраивают вдоль набережной, и на образность «разновременного» города, что позволяет им смело стилизовать в рамках намеренной эклектичности.