Масштабный план создания одного из крупнейших культурных центров в мире потерпел неудачу по финансовым причинам. Он должен был быть профинансирован частными девелоперами, которым взамен предоставлялось право дополнить его офисными зданиями, гостиницами и жилыми домами.
Общая стоимость проекта – 25 миллиардов долларов. Наряду с созданием культурного центра международного значения, его реализация ввела бы вновь в оборот 42 га пустырей в самом центре гавани Гонконга, на полуострове Коулун.
Идея основания подобного ансамбля принадлежит Совету по туризму Гонконга. По итогам социологических опросов туристов еще в середине 1990-х было выяснено, что большинство из них находят, что на острове слишком мало культурных институтов. Подобное строительство должно было привлечь в Гонконг как туристов, так и иностранных инвесторов.
В 1998 была представлена концепция «Культурный район Западного Коулуна», а в 2001-2002 был проведен международный конкурс на проект генерального плана участка.
В нем победил Норман Фостер: он предлагал перекрыть больше половины (55%) района огромным тентом, который должен был стать таким же символом Гонконга, каким здание Оперного театра Утцона стало для Сиднея. Этот «балдахин» стал бы самой большой крышей в мире (25 га).
Под ним запланирован парк, занимающий около 70% всей площади (а Гонконг страдает от недостатка зелени), три театра на 2000, 800 и 400 зрителей, концертный зал на 10 000 мест, комплекс из четырех музеев (причем открыть там филиалы собирались парижский Центр Помпиду, Фонд Соломона Гуггенхайма и Музей современного искусства в Нью-Йорке), выставочный центр площадью 10 000 кв. м и водная арена.
Первоначально планировалось начать строительство в 2007, а закончить – в 2011. Но более полутора лет назад к проекту возникли разнообразные претензии. Местные художники выразили недовольство доминированием западных культурных институтов в проекте, а многие политики обратили внимание общественности на слишком «щедрые» условия для девелоперов. Первоначально выигравший тендер застройщик должен был построить все музеи и театры и покрыть расходы на их содержание в течение 30 лет. За это он мог построить и продать офисные и жилые здания на прилегающей территории.
Теперь же он мог рассчитывать только на половину коммерческой застройки (на остальное проводится дополнительный тендер), а сверх того - должен был основать специальный трастовый фонд в размере 3,87 млрд. долларов на содержание некоммерческих учреждений ансамбля на все тот же тридцатилетний период.
В результате, в течение трех недель после объявления новых правил, все девелоперы, собиравшиеся принять участие в тендере, отозвали свои заявки. Представители правительства Гонконга заявили, что организуют новый комитет и создадут новый план развития «культурного района» к сентябрю 2006. Но уже ясно, что самая дорогостоящая часть проекта Фостера – гигантский тент – не будет построена в любом случае.
Эксперты же скептически относятся к перспективам реализации этого плана вообще в связи с уступками правительства популистски настроенным политикам, т. е. установлению непомерно высокой цены для застройщиков.