Олег Панитков: «Комфорт в загородном доме – это прежде всего безопасность и надежность»

Генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения – о требованиях к современному загородному дому со стороны заказчика, и о тех параметрах, на которые действительно стоит обращать внимание, затевая его строительство.

Технологии Реклама
mainImg

Олег Панитков, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения
Изображение предоставлено Schiedel
zooming
«Активный дом», где использована керамическая дымоходная система компании Schiedel
Изображение предоставлено Schiedel

Архи.ру:
Как изменилось отношение к жизни за городом за последние 20 лет?

Олег Панитков:
За 20 лет, и особенно в последние годы, отношение изменилось радикально. Во-первых, все больше людей стало относиться к жизни за городом как к отдыху. То есть главным в загородной жизни стало получение удовольствия от земли, от природы, отдых от городской суеты.

Раньше только элита, имея от 15 соток до гектара земли, могла себе позволить роскошь отдыха за городом, во многом похожий на ту дачную жизнь, что вели горожане в начале XX века. Основная же масса населения обладала участками до 6 соток, которые были предназначены для выращивания овощей и обеспечения дополнительного пропитания. Что интересно, что практика владения небольшими наделами под подсобное хозяйство не уникальна. Такая же практика присутствует в Дании, в Австрии, причем в этих странах участки по большей части, имеют еще меньшую площадь – около 4 соток. Сегодня, практически каждый может позволить себе иметь участок большей площади, причем со всеми необходимыми коммуникациями, и совсем не для выращивания картошки, а для комфортного загородного отдыха в любое время года.

С этим связано и еще одно существенное изменение статуса загородного жилья – оно используется не только в выходные дни и отпуск, но и для постоянного проживания. В то время как раньше очень мало горожан имело опыт круглогодичного проживания за городом – обычно выезд за город был сезонным, в теплое время года. Сегодня количество проживающих за городом резко увеличилось, причем речь о людях в разном возрастном и социальном статусе, особенно это касается мегаполисов, таких как Москва и Санкт-Петербург: это и пожилые люди, которые сдают в городе квартиру, предпочитая жить ближе к природе, и совсем недавно образовавшаяся, но уже многочисленная прослойка тех, кто работает дистанционно, а в город наведывается лишь для каких-то особо важных встреч. 20 лет назад, конечно, все было иначе.

Как эти изменения повлияли на загородное строительство?

В начале 1990-х большинство сооружений на участках носили характер убежища и укрытия, но никак не жилья со всеми его атрибутами – нормальными коммуникациями, водоснабжением и тем, что мы сегодня ассоциируем с удобством.

Более того, большинство этих домов строились без конструктора, без архитектора, и часто – без соблюдения нормативов. Такое «жилье» трудно назвать не только комфортным, но даже безопасным, что доказывает пожарная статистика. В домах, которые построены до 2010 года, вне зависимости от материалов – будь то дома деревянные или кирпичные или каменные фиксируется большое количество возгораний из-за проблем с проводкой, из-за проблем с каминами, с печным оборудованием.

Нигде, ни в одной стране мира, дом круглогодичного проживания невозможно поставить на учет или застраховать, если он не прошел экспертизу. У нас же в стране объявлена дачная амнистия, позволяющая эти дома запросто оформить. В результате мы получаем достаточно рискованное и не очень ликвидное жилье.

Что касается домов, которые построены после 2010 года, они меньше горят. Это значит, что культура проживания за городом выросла, и люди, строя себе жилье для отдыха, уже задумываются над тем, как сделать его безопасным, то есть повысились требования к качеству жизни. «Качество жизни» – понятие достаточно новое для нас, но оно подсознательно воспринимается всеми. Сегодня мы наблюдаем осознанное отношение к выбору дома, к материалам, из которых он возводится, к коммуникациям, т.е. всему тому, что является залогом будущего комфорта.

Чего ждут от загородного дома сегодня?

За последние пять лет заказчик сильно помолодел. Мы проводили опросы и согласно им буквально еще 5 лет назад средний возраст тех, кто строил и покупал загородные дома, составлял 45-50 лет. Сегодня – это достаточно молодые люди, 30-35 лет, зачастую путешествующие за границу и хорошо представляющие себе все те блага, которые может подарить загородная жизнь. У них более высокий запрос и на архитектуру, и на материалы. И вместе с тем, если раньше каждый был сам себе строитель, то теперь заказчики ожидают готового продукта, причем надежного и безопасного. Это как с автомобилями: если до 2000-ых каждый имел в багажнике ключ на «10» и ключ на «13» и знал, что делать с жигулями/москвичами/волгами, то теперь никто не хочет, да и не может, разбираться с ключами – максимум воду залил в бачок омывателя. Так и с домом – максимум комфорта и минимум проблем с эксплуатацией – это основное требование.

Как отреагировал рынок на новые запросы?

С одной стороны, после кризиса 2014 года потребитель более внимательно смотрит на то, что предлагают. Но с другой – из-за низкой покупательской способности появилось много компаний однодневок, которые предлагают двухсотметровый со всеми коммуникациями дом за миллион рублей, да еще и за очень короткий срок, и на такое предложение находится спрос. Но надо понимать, что не может хороший дом стоить 1 млн рублей.

У производителей домов есть хорошая поговорка «Лучший заказчик – этот тот, кто строит второй дом». Потому что у такого человека есть понимание, что к чему. Дело в том, что у большинства тех, кто приобретает недвижимость за городом, нет опыта проживания в отдельном доме – как правило, большинство горожан живут в квартирах. За границей опыт проживания в отдельно стоящем доме достаточно большой и людей имеющих его несоизмеримо больше, чем в России. ам прежде всего думают о вентиляции, о пожарной безопасности, об эксплуатации, о том, как обеспечить комфорт зимой/летом, сколько это будет стоить.... Ведь никто не строит дом на год – его строят на всю жизнь. И кажущаяся дешевизна оборачивается дорогостоящими переделками. Мой совет – пользоваться услугами компаний, которые работают «под ключ», у которых проверенные поставщики и подрядчики.

Наша ассоциация, в которую входят различные производители, стоит на защите не только их интересов, но в первую очередь интересов потребителя. Ведь если есть доверие потребителя, рынок развивается, и у всех есть работа. Надо понимать, что те компании, которые имеют собственное производство, будут соблюдать все нормативы, и вся их продукция будет аккредитована. Это значит гарантированное качественное строительство и долговременная эксплуатация – никому не нужны суды и испорченная репутация. А дешевые предложения должны наводить на мысль, что здесь что-то не так.

Естественно не могу не спросить у вас, как у генерального директора Ассоциации деревянного домостроения, вырос ли интерес к деревянному домостроению за последние 20 лет?

С деревянным домостроением в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация. Дерево – традиционный материал, к нему лежит душа любого человека , причем не только в России, но и во всем мире, и даже в Италии. Если мы заходим в Яндекс и набираем «деревянный дом», то мы видим 500 тысяч запросов в месяц. «Каркасный дом» – 450 тысяч. А если мы набираем «дом из кирпича» – 140 тысяч, «дом из газобетона» – 100-110 тысяч. То есть даже общий суммарный запрос на другие материалы для строительства не перекрывает интерес к дереву. Недавно мы проводили опросы эфире Общественного российского телевидения – согласно ему 86 процентов респондентов хотели бы построить дом из дерева. При этом по данным Росстата в 2018 году из дерева в ИЖС было построено всего 30 процентов жилья, то есть строительство идет в обратной пропорции.

В чем же причина такого несоответствия желаний и реализуемых проектов?

Мы видим основную причину в отсутствии приемлемой системы кредитования строительства загородной недвижимости.

Дом из кирпича можно строить 3-5 лет, а дом из дерева нельзя бросить на зиму, надо закрыть сразу теплый периметр, то есть первоначальный взнос будет значительно выше. Из-за отсутствия доступных кредитов, люди меняют свое мнение, и уходят в долгострой. Хотя в результате все равно его стоимость вместе с коммуникациями и отделкой будет такая же, как и за деревянный. Так растянутая на несколько лет проплата становится весомым аргументом против деревянного строительства в борьбе желания жить в деревянном доме и возможности построить его.

И именно поэтому необходимо изменить механизм кредитования. В Европе кредитование строительства идет под 2–4%, в России в ИЖС без субсидирования – 13–15%. Конечно, при таких условиях, быстрые темпы развития деревянного домостроения невозможны, хотя современные технологии и материалы в этой отрасли дадут фору по экологичности, по безопасности, по уровню комфорта, низким эксплуатационным затратам, и блочному и кирпичному строительству.

Часто ли в своем стремлении к новому качеству жизни будущие домовладельцы задаются вопросами энергоэффективности, экологичности, пожаробезопасности, и какими бы параметрами вы руководствовались и на что обращали внимание при строительстве загородного дома?

Действительно, сейчас все эти качества становятся предметом обсуждения и зачастую основой выбора того или иного решения: люди стали больше думать о будущем и об экологии. Я лично считаю, что комфорт – это прежде всего безопасность и надежность.

В первую очередь – пожаробезопасность. И дело тут не в том, из чего построен дом – современные деревянные материалы отличаются пожароустойчивостью, и как мы уже говорили – дело не в материале, а в том, что причиной пожара чаще всего являются неисправные инженерные системы – сказывается качество проводки, автоматики, которая регулирует замыкание.

Вторая причина – это неправильное печное оборудование. Большая доля домов горит из-за некачественных дымоходов. Поэтому для любимых дачниками печей и каминов надо выбирать системные решения, которые себя зарекомендовали, и которые могут решать сразу несколько задач, в том числе и задачу энергоэффективности.

Строя дом, не стоит забывать о том, что экономика проекта включает в себя затраты не только на строительство, но и на дальнейшую эксплуатацию дома, и последующие расходы связаны с отоплением и охлаждением помещений, а также с обеспечением качества среды.

Наш опыт по строительству «Активного дома», где использована керамическая дымоходная система компании Schiedel, показал, что любые дома можно делать энергоэффективными. Закрытая система позволяет использовать камин как резервный источник тепла, без влияния на обмен воздуха в доме. Ее уникальность заключается в том, что воздух забирается не из помещения, тем самым охлаждая его, а с улицы, то есть в нем реализована система рекуперации.

Частный дом, дымоход Permeter, подключение к камину
Изображение предоставлено Schiedel

Еще одним преимуществом керамических дымоходов Schiedel является то, что они подходят и для котлов, и для камина, и для печи. Универсальность системы и ее эксплуатационные качества – в отличии от металлических дымоходов, керамические не подвержены коррозии, а значит прослужат намного дольше, – делают ее незаменимой, особенно при строительстве «пассивного» энергосберегающего дома.
Частный дом, дымоход Permeter, подключение к камину
Изображение предоставлено Schiedel
Частный дом, дымоход Kerastar, подключение к печи-камину
Изображение предоставлено Schiedel

Еще одним фактором, определяющим комфортность проживания в собственном доме, является вентиляция – посторонние запахи и сквозняки могут доставить немало неприятных моментов. Это очевидные вещи, есть и скрытые угрозы – пыль и микробы- поэтому обспечение нормального микроклимат в помещении – одна из главных задач при строительстве. Вентканалы, разработанные в компании Schiedel , способны обеспечить необходимый воздухообмен в любых помещениях частных домов, коттеджей и таунхаусов. Блоки из легкого бетона не нуждаются во внутреннем оштукатуривании и дополнительной облицовке, быстро монтируются и имеют долгий срок службы. Система комплектуется дефлекторами, которые защищают каналы от атмосферных осадков и используют ветровую энергию для стабилизации тяги.

К сожалению, большинство, думая о новом доме, сосредотачивается на том, как он выглядит снаружи и внутри. Но к счастью, сегодня мы живем в информационном поле – все пользуются интернетом, и все больше людей задумываются о том, как дом будет жить, поэтому я рекомендую обращаться к специалистам, которые продумывают все такие , казалось бы , мелочи, на стадии подготовки проекта, чтобы загородная жизнь в дальнейшем доставляла настоящее удовольствие.

16 Мая 2019

Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.