Как нередко выглядят спонтанно установленные кондиционеры на фасадах – примеров не счесть. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проблема кондиционеров на фасаде не нова. Хаотично разбросанные разномастные коробки уродуют лицо дома, как папиломы, бесцеремонно нарушая замысел архитектора, попирая нормы эстетики – хуже только белые стеклопакеты с толстыми рамами на исторических зданиях, где оригинальные окна имеют тонкие и темные деревянные переплеты.
Поговорив со специалистами, мы попытались выяснить, каким образом можно решить проблему и решается ли она вообще. Начали с поиска закона о кондиционерах. Источник в Москомархитектуры сообщил, что это закон №305, но он имеет пока рекомендательный характер и относится не ко всей застройке, а только к новой, то есть на новых домах рекомендовано предусматривать специальное место для кондиционеров. Фактически, этот закон никак не ограничивает свободу граждан в убивании фасадов. Но ведь в Европе такого произвола на фасадах нет. Почему? Ограничение этой свободы – дело рук самих граждан. Сознательные ТСЖ понимают, что с уродливыми кондиционерами дом и квартиры в нем падают в цене, а кто же хочет, чтоб его жилье превратилось в неликвид? О том, каким образом можно действовать в существующей ситуации, и как улучшить ее в будущем, размышляют наши эксперты. Опрос проведен при поддержке компании ТехноДекорСтрой.
«Должны быть законы, СНИПы. Надо разработать приемы крепежа, это не так уж и сложно.
У нас никто этим не занимается. На Западе ты не можешь на дом тарелку телевизионную поставить. Ты должен сначала, чтобы общее собрание жильцов ТСЖ тебе это позволило. А оно, скорее всего, не разрешит, потому что уродливые добавления понижают капитализацию дома. Допустим, приезжают наши люди и меняют маркизы на окнах. Их через суд заставляют поставить такие же, как во всем доме, чтобы не искажать вид фасада. Наше личное пространство заканчивается на внутренней раме. Рамы снаружи и стены принадлежат городскому пространству. В России можно чего-то добиться только через собрание жильцов и суд.
Юрий Михайлович Лужков в свое время не выпустил законы, а теперь поздно уже, так все запущено, что метастазы пошли. Никакие законы не работают. На сегодня проблема с кондиционерами на фасадах – не решаемая. В нашем объекте RedSide мы все предусмотрели, чтобы уродских кондиционеров не ставили: балконы длиной 3 м, высотой 70 см – есть место для трех маленьких кондиционеров. А жильцы покупают один большой, двухметровый, чтобы сэкономить. И он торчит и уродует фасад.
В Ницце, например, это запрещено. В стекле можно вырезать место для кондиционера и в раму его вставить. У нас аналогией являются так называемые бакинские кондиционеры – помните, были такие? А стены трогать нельзя.
У меня есть идея, как написать нормы для кондиционеров: надо установить регламент, типологию, высоту, блоки для разного типа квартир. Но кто этим займется?».
***
Павел Брызгалов, директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер»
«ФСК «Лидер» уделяет внимание аккуратной эксплуатации фасадов. Именно поэтому в своих проектах еще на этапе проектирования мы предусмотрели возможность размещения наружного блока для кондиционеров в специально отведенных для этого местах – на фасадах домов проектом предусмотрены специальные корзины, которые позволяют сохранить первоначальный облик объекта, не нарушая конструкцию фасадов.
Наша компания сохраняет за собой авторские права на внешний вид фасадов, что помогает избежать вандализма со стороны жителей, у которых, при наличии специально отведенных мест для крепления кондиционеров, отсутствует необходимость самостоятельно крепить наружный блок в неустановленных местах.
Кроме того, мы разработали и включили в ДДУ пункт о кондиционировании, где сказано о том, что наружные блоки кондиционеров собственник устанавливает только в места, предусмотренные проектом и согласованные с эксплуатирующей организацией.
Законодательно размещение кондиционеров на фасадах жилых домов не регулируется».
Дмитрий Васильев соучредитель и главный архитектор компании ARCHIMATIKA
«Мы предусматриваем места установки кронштейнов, но мало кто ими пользуется по той причине, что фактически как-либо наказать за установку кондиционера в другом месте невозможно.
Поэтому сейчас застройщики пришли к выводу, что надо прописывать в договоре с эксплуатирующей организацией обязательность установки кондиционеров в положенных местах и штрафные санкции за установку их в любом другом месте. В случае несоблюдения этого пункта договора нарушитель оплачивает штраф и должен за свой счет привести фасад в изначальный вид и установить кондиционер в отведенном для него месте.
Например, в ЖК Central Park предусмотрена установка кондиционеров в лоджиях, как указано в договоре, и никто его не нарушает.
Для того чтобы владельцы недвижимости не портили фасады, нужно, во-первых, предусмотреть места для установки кондиционеров, а во-вторых, сделать их удобными, чтобы установка кондиционеров в них была недорогой и практичной.
Более того, важно не только продумать удобное расположение корзин и установить закладные детали, трубки под выводы фреонопроводов и так далее, но важно продумать и обеспечить систему дренажа либо внутреннего, либо наружного, в зависимости от решения».
***
Роман Никушкин заместитель начальника проектно-технологического института концерна «КРОСТ»
«Мы не ставим корзины для кондиционеров, а на всех объектах компании где-то уже в течение 3-4 лет изначально предусматриваем центральное кондиционирование. Один внешний блок кондиционера ставится на этаж и обеспечивает холодом от 8 до 12 квартир. Когда проектируется дом, закладываем все магистральные трассы, делаем разводку в коридорах, заводим в квартиры конец трубок, другой конец подключаем к центральному внешнему блоку, который на фасаде закрываем декоративной решеткой в специально предусмотренных нишах. Покупателям предлагаем подключиться – или не подключаться – к этой системе. Пока, конечно, случается так, что жители успевают купить квартиру и сразу поставить блоки кондиционеров, – тут, если время упущено, мы уже ничего не можем сделать, это их право. Но в основном блоков, хаотично расставленных на фасадах, в наших домах, строительство которых было завершено в последние два года, нет, нет ни корзин, ни кронштейнов».
«О законодательном регулировании установки кондиционеров на фасадах нам мало что известно. Но что касается архитектурной практики, то тема установки кондиционеров очень важная и актуальная. У нас люди во что бы то ни стало хотят поставить кондиционеры, например, даже на северной стороне фасада, где нет сильного обогрева. Поэтому очень важно при проектировании дома или жилого комплекса изначально закладывать специальные архитектурные решения, которые предусматривают установку кондиционера на фасаде, если проектом не предусмотрены встроенные системы (в этом случае речь идет о жилье бизнес-класса). Среди таких решений можно привезти поэтажные ниши с декоративными экранами или индивидуальные блоки.
Важно, чтобы предложенные решения вписывались в структуру фасада, и более того, могли служить своеобразными акцентами. Например, в нашем проекте ЖК «Город-курорт МАЙ» в подмосковных Горках цветные экраны, закрывающие кондиционеры, создают контрастную цветовую палитру фасада. В ЖК «Северный» декоративные решетки «балконов» для кондиционеров придают больше пластики боковому фасаду. Благодаря этому он легче воспринимается на визуальном уровне, так как тянется вдоль всей улицы».
Станислав Кондратьев, директор департамента продукта Группы ПИК
«К сожалению, в законодательстве нет прописанных обязательных требований, регламентирующих расположение и внешний вид кондиционеров на фасадах зданий. Поэтому каждый застройщик самостоятельно принимает решения о том, как и где размещать кондиционеры. Далеко не всегда эти решения оптимальны.
Если говорить о цивилизованных подходах к решению проблемы размещения кондиционеров на фасадах, то их на сегодняшний день несколько. В домах бизнес-класса чаще всего используются центральные системы кондиционирования. Сама система подразумевает размещение блоков на кровле здания или технических балконах/лоджиях, фасады при этом не требуют никаких мероприятий для размещения внешних блоков кондиционеров. Такой способ кондиционирования не подходит для проектов класса «стандарт», потому что не все жильцы готовы платить за кондиционирование, и в этом случае применение центральной системы становится нецелесообразным.
Другой вариант – индивидуальные системы кондиционирования. Обычно их размещают в специальных нишах или в закрепленных на фасадах корзинах. Ниши позволяют не делать на фасаде выступающих элементов, но площадь квартир уменьшается, а конфигурация комнат становится не самой удобной. Поэтому в домах класса «стандарт» мы предпочитаем использовать корзины под наружные блоки для кондиционеров, закрепленные на фасадах зданий. Данные корзины имеют специальную конструкцию, которая облегчает монтаж внешнего блока. Мы предпочитаем использовать сплит-системы, требующие размещения корзины для каждой комнаты с окном. Это выходит значительно дешевле, чем установка мультисплит-систем, которые используют один внешний блок для нескольких комнат.
В Группе ПИК требований к корзинам несколько. Первое – они должны вписываться в цветовую гамму фасада. Сейчас мы используем оцинкованные корзины, с порошковой окраской на заводе, которая предотвращает коррозию. В дальнейшем планируем перейти на композитные материалы, которые в принципе исключают вероятность коррозийных процессов. Нужно помнить, что разные фасадные системы требуют разных решений по креплению кондиционеров. А также не забывать о решениях, при помощи которых будет отводиться конденсат от внешних блоков. Мы делаем специальные дренажные стояки в теплом контуре здания, чтобы избежать попадания конденсата от кондиционера на фасад.
Наконец, еще один важный момент в проектах Группы ПИК – отсутствие привязки к производителю. Некоторые застройщики используют корзины таких размеров, которые подходят исключительно для определенных производителей кондиционеров. Блоки от других производителей туда могут не поместиться. Неудобство для клиента очевидно, но это также отражается и на внешнем облике зданий, так как клиенты вынуждены монтировать такие внешние блоки не в корзины, а в другие места на фасаде.
Последнее по списку, но не по значимости, что нужно учитывать, это прокладка разводки на этапе отделки дома. В квартирах, сдающихся с готовой отделкой, подразумевается, что вся разводка сделана заранее, и собственнику остается только подключить блоки к выводам. Наша разводка подходит для кондиционеров любых производителей. В ином случае такая простая вещь как кондиционер может испортить не только внешний вид здания, но и ремонт в квартире».
***
Игорь Шварцман, руководитель компании «Сергей Киселев и Партнёры»
«Разумеется, житель любой квартиры предпочитает вывесить кондиционер на стене даже если для него предусмотрено место на лоджии или балконе – лоджия это «своя» площадь, всем хочется обустроить на ней кладовку или – реже – столик для утреннего кофе. Или попросту добавить квартире общую площадь. Так произошло в нашем доме в Текстильщиках, где архитекторы предусмотрели решетки в ограждении лоджий, за которыми можно разместить блоки кондиционеров . Эти решетки – неотъемлемая часть фасада, элемент его пластики, но эти аргументы как минимум не понятны ни жильцам, ни чиновникам. И на Нагатинской похожая ситуация: на ряде балконов было предусмотрено отгороженное место с решетчатым полом. Так ведь домонолитили перекрытие, убрали выгородку – и готовое дополнительное помещение.
Сборные корзины для кондиционеров, «ТехноДекорСтрой»
Законов, насколько я знаю, нет, ничем не регулируется сохранность архитектурного облика в целом и размещение кондиционеров в частности, бороться в суде бесполезно. Мы пытались вести разговоры и с жильцами, и с застройщиками, но не могу сказать, что были услышаны.
Можно пытаться использовать наш арсенал проектных средств: одинаковые корзины, которые становятся и частью фасада. Или вот – недавно мы ездили в Киев к коллегам из «Архиматики», они показывали свой яркий район Комфорт-Таун, там нет корзин по причине экономии, но оставлены закладные под потенциальные кронштейны – инвентарные кронштейны уж лучше, чем разнобой самопальных корзин. То же и с остеклением – когда оно единообразное (или его единообразно нет), что так или иначе продумано в проекте, результат совсем иной, чем после стихийного остекления».
***
Забалуев Сергей Руководитель отдела по инженерным системам
ООО «Фасадные Решения»
Компания специализируется на производстве и монтаже декоративных элементов для фасадов. В том числе и кожухов (корзин) под кондиционеры.
«Вопросом «защиты» фасадов новых зданий от хаоса застройщики начали заниматься относительно недавно. Единственным способом защиты от хаотичности установки кондиционеров на фасадах является договор ДДУ (договор долевого участия), в котором застройщик прописывает условия размещения кондиционеров. Крупные игроки строительного рынка приняли на вооружение несколько вариантов решения:
Декоративные кожухи (корзины) на фасаде, которые устанавливаются под или над окнами комнат. Жилец имеет право установить кондиционер в них.
Вентиляционная решетка в ограждении балконов. Жилец имеет право установить кондиционер на балконе. На фасаде запрещено. Решетка необходима для воздухообмена.
Технических проблем при установке корзин на фасадах новых зданий много. На каждом объекте все индивидуально. Мы стараемся предусмотреть все основным моменты на стадии разработки проекта АР и деталировочных чертежей. Из основных: габариты корзины, внешний вид и цвет, вписать в архитектурную концепцию, долговечность корзины (защита от коррозии и стойкость к атмосферным воздействиям), способ крепления к несущим конструкциям здания, возможность снятия корзины для эксплуатации кондиционера и т.д.
Проблем установки корзин на фасадах исторической застройки еще больше. Применяется крайне редко».
***
Одно из возможных решений проблемы кондиционеров на фасадах – сборные корзины для кондиционеров, в частности такие, какие предлагает компания "ТехноДекорСтрой".
Сборный вариант хорош тем, что позволяет выбрать между экономной установкой кронштейнов и установкой корзин, позволяющей достичь более целостного и яркого образа фасада современного здания. Один из удобных и универсальных вариантов – закрепленный на кронштейнах экран, который прикрывает фасадную поверхность кондиционера, и оставляет свободными торцы. Именно такие экраны использованы на фасадах ЖК «Варшавское шоссе» ГК «ПИК», упомянутых выше.
Сборные корзины для кондиционеров, «ТехноДекорСтрой»
Сборные корзины, полностью оцинкованные или окрашенные изготавливаются без применения сварки, так как сварочные швы это первое место для образования коррозии. «ТехноДекорСтрой» изготавливает корзины для кондиционеров на заказ по эскизу архитектора проекта – в этом случае корзины или экраны могут быть наилучшим образом вписаны в задуманную образность фасада и не нарушат, а усилят и подчеркнут авторский замысел. Нужно только вовремя задуматься о будущей жизни фасада вашего здания.
«Рябь на воде»
Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
Кондиционер против фасада
Согласование установки кондиционеров было введено в 2005 г. и отменено после того, как мэром Москвы стал Сергей Собянин.
Технологии и материалы
От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Трансформация точечным методом
В шанхайском районе Уэст-Банд готов культурно-развлекательный комплекс GATE M Dream Center: территорию бывшей цементной фабрики перепрофилировали по замыслу бюро MVRDV.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
Коллективное творчество
Представлен проект культурного и административного центра для муниципалитета Эмсделта, разработанный бюро Benthem Crouwel и Snøhetta.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.