Елена Архипова: «Красота интерьера – в диалоге предметов»

Разговор с руководителем компании ARCHI STUDIO.

Реклама

«В этом году мы отмечаем двадцатилетие компании и я могу сказать, что все цели, которые я перед собой за это время поставила в этом направлении, достигнуты», – говорит создатель ARCHI STUDIO, архитектор Елена Архипова. Ни один из кризисов не смог помешать развитию, которое продолжается и сейчас: команда открывает яркие бренды и строит амбициозные планы, а элегантный офис в доме Жолтовского вскоре прирастет новыми площадями.

– Елена, Вам довелось наблюдать развитие мебельного рынка практически с начала его становления в постсоветские годы. Более того, ваша миссия – познакомить наших людей с иконами дизайна – стала катализатором спроса на дизайнерскую мебель в России. Расскажите, с чего всё начиналось?

– После работы в дизайн-студии в Болонье (Италия), в которой я проектировала не только интерьеры, но и мебель, я вернулась в Россию, и в 1994 году открыла свое дело. Начала с того, что устроила выставку под названием «Классика современного дизайна» в отремонтированном Белом зале родного МАрхИ, где все защищают дипломы. Там были представлены впервые в России культовые предметы мебели по проектам Макинтоша, Мис ван дер Рое, Ле Корбюзье и др. мастеров. Единственные фотографии этой выставки смогла найти в газете «Коммерсантъ», и в газете «Сегодня». Своих фотографий нет, потому что приходилось разрываться и быть сразу во всех лицах.
А мой небольшой дизайнерский стенд на выставке «Мебель-94» на Красной Пресне коммерческого успеха, естественно, не имел, но начало было положено.

– У Вас не было ни команды, ни влиятельной поддержки. Почему Вы решили оставить интересную работу в Италии и вернуться в Москву?

– Да, я вернулась потому, что хотела жить на Родине и была готова поделиться опытом, который приобрела в Италии. Мне было интересно проектировать интерьеры для первых «новых русских», вести рубрику в журнале «Домовой», когда ко мне обратились итальянские фабриканты и предложили стать их представителем, я не смогла отказаться. Еще в 1991 году, в Милане я выставляла мебель, сделанную по моим проектам, на известном Миланском мебельном салоне, там не было русских посетителей. А когда они появились, то к моему сожалению их за ручку итальянцы отвели в павильоны дешевой классики. Я не могла с этим смириться.

Кроме того мне было безумно жаль, что появлявшиеся в это время в России интерьерные журналы сознательно одурачивают людей из-за оплаченной кем-то рекламы: В 90-е годы печатному слову слепо верили. И я фактически объявила войну страшной безвкусице. Так что изначально, моей целью было не продвижение брендов (компания представляет ведущие итальянские фабрики – Poltrona Frau , Cassina, MISSONI HOME, Alivar, FLOS и др.), а продвижение ХОРОШЕГО ВКУСА.

– Как Вы тогда сформулировали для себя главные цели?

– Я хотела показать, что в проектировании мебели главное – мысль. Нужно было донести до людей, что помимо дерева и кожи есть и другие материалы, есть дизайнеры и архитекторы, которые могут делать не утилитарную мебель, а произведения дизайна, которые разлетаются по музеям мира. И потому, в частности, на стенде «Мебели-94» я выставила стеклянное кресло фабрики Fiam Italia, знаменитую лежанку Ле Корбюзье и столики Сааринена. Тогда я была уверена, что достаточно дать стимул нашим дизайнерам, и, если не в 1995-м, то в 1998 все бросят силы на проектирование мебели… Цель была такая. И надо сказать, что после увлечения людей псевдоклассикой у нас настал очень плодотворный период. Среди посетителей стенда «Мебели-94» были молодые дизайнеры из 2RStudio, с которыми мы говорили на одном языке, и руководитель бюро, Андрей Рудаков, предложил мне стать соучредителем компании. Я согласилась, и в свою очередь сделала его соучредителем в своем представительстве итальянских фабрик. Так что какой-то отрезок времени мы проработали вместе. В 1995–1996 году у нас было порядка 70 человек в штате, которых я стала периодически вывозить на фабрики в Италию и знакомить с ведущими брендами. После чего итальянские партнеры поняли, что Россия созрела для того, чтобы создавать представительства… А потом наступило время, когда и наши заказчики стали признавать, что сами не могут создать интерьер так, как это сделает профессионал – архитектор или дизайнер. И в этот период начали появляться действительно отличные объекты!

– Какие конкурсы в области дизайна и архитектуры Вы считаете наиболее интересными?

– Думаю, надо отдать должное конкурсу «Архип», организованному журналом SALON. Он реально способствовал популяризации интерьерного дизайна в России. Сейчас мне очень нравится премия АРХИWOOD и то, что делает Архплатформа на онлайн-площадке Pinwin, где мы сейчас объявили свой конкурс «Лучший интерьер в современном стиле» в связи с двадцатилетием. Я счастлива разглядывать достойные работы, присланные на конкурс. Жюри конкурса (Росита Миссони и арх. Джулио Капеллини, Виторио Ливи, Джулио Бавузо ) сложно выбрать победителя Это не первый наш опыт – еще в 1998 году ARCHI STUDIO выступала организатором конкурса «Лампа для России». Тогда работы участников оценивали и награждали дизайнеры фабрики Lucheplan. Поданые проекты были яркими, но на тот момент очень далеки от индустриального воплощения, поэтому не могу похвастаться их реализацией, но я уверена, что этот конкурс тоже очень многим дал импульс для творчества.

– Что Вас вдохновляет в интерьере?

– Если же говорить о том, что «заряжает», то энергетически мне комфортно там, где интерьер не перегружен, где существует гармония не только между различными объемами перетекающих пространств, но и гармония пропорций каждого отдельно взятого предмета. Разглядывать такой интерьер, это как слушать симфоническую музыку. Хороший дизайнер, как и хороший дирижер не допустит ни одной фальшивой ноты. А если говорить о жилом интерьере , то я предпочитаю, дом в котором есть и современные предметы и вещи с историей. Например, кресло Poltrona Frau, которое еще бабушка покупала, и которое с годами становится только красивее. Даже в своем офисе мы сохранили старые двери с витражами , в их рисунке читается рука мастера. Кроме того, получилось гениальное планировочное решение – любой, кто к нам приходит, сразу видит свет сквозь эти стеклянные перегородки. Например, в нашей переговорной можно почувствовать «диалог» между вот этим столиком Сааринена – и совершенно анонимной черной столешницей. В целом мне интересен не только сам объект как таковой, но и, как он «разговаривает» с соседями.

– Продукция ведущих итальянских брендов для многих является синонимом хорошего вкуса. Но реально ли сейчас приобрести дизайнерский предмет по приемлемой цене?

– В мебельном секторе нет безумной разницы в цене между брендовыми предметами и прочими марками. Любой, даже не очень состоятельный человек, может позволить себе одну значимую вещь, икону дизайна. Это может быть совсем небольшой предмет – подушка, лампа, столик. Существуют, например, модели светильников, которые вполне доступны: два раза не сходить в ресторан в Москве, и дома будет стоять лампа Филиппа Старка фабрики FLOS. Так что для ценителей и знатоков хорошего дизайна нет ничего невозможного.
***
20 лет – хороший возраст!
Архи.ру желает процветания компании ARCHI STUDIO и благополучия сотрудникам и партнерам компании.

Сайт компании ARCHI STUDIO
Представительсво компании ARCHI STUDIO на портале Архи.ру

21 Ноября 2014

Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.