English version

Собрание сочинений

Проектируя для Одинцовского района Московской области масштабный жилой район, «Мастерская Алексея Иванова «Архстройдизайн АСД» разработала сразу несколько форматов застройки.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

13 Марта 2013
mainImg
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД http://www.archaos.ru
Проект:
ВТБ City
Россия, Москва, Московская область, Одинцовский р-н, с.п. Успенское

2011 — 2012
0 Конкурс эскизных проектов нового района состоялся в декабре прошлого года, его организатором выступила компания «ВТБ Недвижимость», которая и владеет территорией площадью 99,87 га в едва ли не самом престижном месте Московской области, между Рублево-Успенским и Новорижским шоссе. Добрая половина этих гектаров, правда, приходится на охранную зону газопровода, которая дробит участок на три почти равных сегмента. С одной стороны, это принудило инвестора включить в состав будущего жилого района ландшафтный парк (никакие другие варианты использования охранной территории невозможны), а с другой, подсказало ему идею создания трех разных по классу микрорайонов. Собственно, предметом конкурса и стали эти районы – участники должны были предложить варианты либо микрорайона малоэтажных жилых домов, либо квартала таунхаусов, либо коттеджного поселка. «Мастерская Алексея Иванова «Архстройдизайн АСД», обладающая солидным опытом работы в каждом из этих жанров, предложила концепцию развития территории целиком, потому проект и получил название «Антология».

«Наше «собрание сочинений» предлагает не только разные типы застройки, но и три принципиально разных схемы генплана, – рассказывает архитектор Алексей Иванов. – Мы исходили из того, что покупатели коттеджей ценят более традиционное жилье, аудитория таунхаусов не против некоторых вольностей, а жители городского квартала открыты для инноваций и экспериментов, так что в нашей концепции жилье от участка к участку постепенно эволюционирует от традиционного к футуристическому».

Вообще у заказчика на момент проведения конкурса уже была схема функционального зонирования будущего поселения, на которой планировки всех трех кварталов были проработаны довольно подробно, однако участники состязания могли менять ее по своему усмотрению, и команда Алексея Иванова этой возможностью воспользовалась. Сам участок в плане представляет собой крайне замысловатую фигуру, которую, наверно, можно сравнить разве что с молотком с одним заостренным концом. Это заострение – граница ближайшего к дороге участка, который планируется отвести под микрорайон малоэтажной многоквартирной застройки. По другую сторону от условной «ручки» раскинулся более прямоугольный в плане участок таунхаусов, перпендикулярно дороге вытянулась территория будущего парка, а уже за ней – будущий коттеджный поселок, который сам по себе в плане напоминает рыбку, хвостом примкнувшую к парку, а острым носом развернувшуюся подальше от шоссе.
Изначальный генплан развития территории
Генплан, разработанный мастерской Алексея Иванова

В варианте ВТБ эта «рыбка» была буквально усеяна домовладениями – квадратными в плане домами и такими же компактными участками, на которые была нарезана вся территория. Между линиями застройки проектировщики ВТБ пустили дорогу, которая описывала в центре поселка нехитрую петлю. «Как будто лассо туда забросили, - поясняет Алексей Иванов, которому такая планировка с самого начала показалась не слишком гуманной. – Слишком много домов, никакой иерархии пространства и, как следствие, отсутствие гармонизированной среды обитания – сплошные коттеджи, заборы, дороги». Архитекторы разработали иной градостроительный сценарий: проложили одну центральную аллею, сместив ее ближе к западной границе участка, в самом широком его месте очертили полукруг, расположив дома амфитеатром, в центре которого разместили общественную площадь. А для того, чтобы не сажать абсолютно все домовладения на одну-единственную ось, от аллеи они пустили несколько коротких «отростков» и еще одну петлю спроектировали ближе к парку – в результате и панорамы поселка стали интереснее, и по общему количеству домовладений проигрыша почти нет. Что же касается архитектурного решения коттеджей, то здесь Алексей Иванов верен своему принципу предлагать потребителю то, что проверено временем. Почти плоские кровли с широкими свесами, большие окна, сочетание темного камня и светлого дерева – аллюзии на «дом прерий» Райта очевидны, и архитектор этого не скрывает. Использование дерева придает домам большую камерность и теплоту, создавая образ уютного загородного жилища, близкого к природе.
ВТБ City © Архстройдизайн АСД
ВТБ City © Архстройдизайн АСД

Таунхаусы в проекте застройщика располагались двумя змейками, обвивавшими внутриквартальный проезд то с одной стороны, то с другой. Вроде бы и довольно интересный планировочный прием, но размноженный на всю территорию, он грозил обернуться однообразием среды и панорам. «Архстройдизайн АСД» пустили дорогу по периметру участка с таким расчетом, что от автотрассы ее будет отделять полоса зеленых насаждений, а не домов – это позволило максимально удалить от дороги сами таунхаусы. Сблокированы дома по-разному: и «лесенкой», и строчками, и в виде небольших дуг. Подобное расположение позволило разместить на участке максимальное число домовладений, но за счет того, что все они развернуты в разные стороны, домов, которые бы смотрели «окна в окна», здесь нет. Ощущение приватности каждого отдельно взятого жилища также подчеркивают многоскатные кровли и развернутые в разные стороны секции, которые к тому же имеют разную высоту. Эти объемы как будто образованы вставленными друг в друга несколькими домиками, за счет чего приобретают живописный силуэт, позволяющий компенсировать предельную плотность застройки.
ВТБ City © Архстройдизайн АСД

И, наконец, район малоэтажной застройки архитекторы решают в нарочито футуристическом ключе.
Автор планировочной схемы архитектор Александр Хомяков дал схеме название «Flexebility», что предполагает гибкий подход к освоению  участка: т.е. изменение очередей строительства и финансирования и  возможность независимой корректировки каждого кластера. Транспортное обслуживание осуществляется по наружному периметру квартала.  В остроконечный треугольник участка архитекторы вводят биссектрису широкого зеленого бульвара, по обе стороны от которого располагают дома. Это довольно крупные сооружения, в плане имеющие форму овалов и плавных дуг и потому напоминающие корабли. Сходство с лайнерами им придают и многочисленные террасы, образованные за счет уменьшения площади каждого последующего этажа, а также облицовка прозрачным и разноцветным стеклом. Стилобаты всех зданий максимально развиты – вмещая в себя многочисленные общественные функции и парковки, они также служат для организации уютных пешеходных плаз, защищенных от солнца и осадков. А их кровли архитекторы озеленяют, так что главная палуба домов-кораблей превращается в полноценный сквер, соединенный с соседним широким мостом. Фактически у бульвара возникает верхний уровень, предназначенный преимущественно для жильцов домов.
ВТБ City © Архстройдизайн АСД

Иными словами, каждый из трех сегментов будущего «ВТБ city» архитекторы соединяют с ландшафтным парком: в коттеджный поселок из него ведет аллея, в квартал таунхаусов – широкий променад, а в район малоэтажной застройки парк сам словно вливается широким протуберанцем, сообщая вполне городской по духу и плотности среде отчетливый привкус жизни на природе. 
ВТБ City © Архстройдизайн АСД
ВТБ City © Архстройдизайн АСД
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД http://www.archaos.ru
Проект:
ВТБ City
Россия, Москва, Московская область, Одинцовский р-н, с.п. Успенское

2011 — 2012

13 Марта 2013

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Растворение цвета
В дизайне обновленных пространств для офисов Райффайзен банка архитекторы VOX не просто использовали фирменный желтый цвет в качестве основного акцента – это было почти неизбежно – они «зажгли» его множеством оттенков, отразили, растворили и заставили сиять. Похоже на солнечных зайчиков на стене.
Семейное гнездо
Дом для семьи архитектора Никиты Капитурова, основателя бюро Snegiri Architects, совмещает сруб, фахверк и деревянный каркас. Его вид и структура отражает семейные ценности: связь поколений, стремление к естественности и любовь к искусству. Внутри «лесного домика» нашлось место для коллекции предметов дизайна.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.