English version

Собрание сочинений

Проектируя для Одинцовского района Московской области масштабный жилой район, «Мастерская Алексея Иванова «Архстройдизайн АСД» разработала сразу несколько форматов застройки.

mainImg
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД http://www.archaos.ru
Проект:
ВТБ City
Россия, Москва, Московская область, Одинцовский р-н, с.п. Успенское

2011 — 2012
Конкурс эскизных проектов нового района состоялся в декабре прошлого года, его организатором выступила компания «ВТБ Недвижимость», которая и владеет территорией площадью 99,87 га в едва ли не самом престижном месте Московской области, между Рублево-Успенским и Новорижским шоссе. Добрая половина этих гектаров, правда, приходится на охранную зону газопровода, которая дробит участок на три почти равных сегмента. С одной стороны, это принудило инвестора включить в состав будущего жилого района ландшафтный парк (никакие другие варианты использования охранной территории невозможны), а с другой, подсказало ему идею создания трех разных по классу микрорайонов. Собственно, предметом конкурса и стали эти районы – участники должны были предложить варианты либо микрорайона малоэтажных жилых домов, либо квартала таунхаусов, либо коттеджного поселка. «Мастерская Алексея Иванова «Архстройдизайн АСД», обладающая солидным опытом работы в каждом из этих жанров, предложила концепцию развития территории целиком, потому проект и получил название «Антология».

«Наше «собрание сочинений» предлагает не только разные типы застройки, но и три принципиально разных схемы генплана, – рассказывает архитектор Алексей Иванов. – Мы исходили из того, что покупатели коттеджей ценят более традиционное жилье, аудитория таунхаусов не против некоторых вольностей, а жители городского квартала открыты для инноваций и экспериментов, так что в нашей концепции жилье от участка к участку постепенно эволюционирует от традиционного к футуристическому».

Вообще у заказчика на момент проведения конкурса уже была схема функционального зонирования будущего поселения, на которой планировки всех трех кварталов были проработаны довольно подробно, однако участники состязания могли менять ее по своему усмотрению, и команда Алексея Иванова этой возможностью воспользовалась. Сам участок в плане представляет собой крайне замысловатую фигуру, которую, наверно, можно сравнить разве что с молотком с одним заостренным концом. Это заострение – граница ближайшего к дороге участка, который планируется отвести под микрорайон малоэтажной многоквартирной застройки. По другую сторону от условной «ручки» раскинулся более прямоугольный в плане участок таунхаусов, перпендикулярно дороге вытянулась территория будущего парка, а уже за ней – будущий коттеджный поселок, который сам по себе в плане напоминает рыбку, хвостом примкнувшую к парку, а острым носом развернувшуюся подальше от шоссе.
Изначальный генплан развития территории
Генплан, разработанный мастерской Алексея Иванова

В варианте ВТБ эта «рыбка» была буквально усеяна домовладениями – квадратными в плане домами и такими же компактными участками, на которые была нарезана вся территория. Между линиями застройки проектировщики ВТБ пустили дорогу, которая описывала в центре поселка нехитрую петлю. «Как будто лассо туда забросили, - поясняет Алексей Иванов, которому такая планировка с самого начала показалась не слишком гуманной. – Слишком много домов, никакой иерархии пространства и, как следствие, отсутствие гармонизированной среды обитания – сплошные коттеджи, заборы, дороги». Архитекторы разработали иной градостроительный сценарий: проложили одну центральную аллею, сместив ее ближе к западной границе участка, в самом широком его месте очертили полукруг, расположив дома амфитеатром, в центре которого разместили общественную площадь. А для того, чтобы не сажать абсолютно все домовладения на одну-единственную ось, от аллеи они пустили несколько коротких «отростков» и еще одну петлю спроектировали ближе к парку – в результате и панорамы поселка стали интереснее, и по общему количеству домовладений проигрыша почти нет. Что же касается архитектурного решения коттеджей, то здесь Алексей Иванов верен своему принципу предлагать потребителю то, что проверено временем. Почти плоские кровли с широкими свесами, большие окна, сочетание темного камня и светлого дерева – аллюзии на «дом прерий» Райта очевидны, и архитектор этого не скрывает. Использование дерева придает домам большую камерность и теплоту, создавая образ уютного загородного жилища, близкого к природе.
ВТБ City © Архстройдизайн АСД
ВТБ City © Архстройдизайн АСД

Таунхаусы в проекте застройщика располагались двумя змейками, обвивавшими внутриквартальный проезд то с одной стороны, то с другой. Вроде бы и довольно интересный планировочный прием, но размноженный на всю территорию, он грозил обернуться однообразием среды и панорам. «Архстройдизайн АСД» пустили дорогу по периметру участка с таким расчетом, что от автотрассы ее будет отделять полоса зеленых насаждений, а не домов – это позволило максимально удалить от дороги сами таунхаусы. Сблокированы дома по-разному: и «лесенкой», и строчками, и в виде небольших дуг. Подобное расположение позволило разместить на участке максимальное число домовладений, но за счет того, что все они развернуты в разные стороны, домов, которые бы смотрели «окна в окна», здесь нет. Ощущение приватности каждого отдельно взятого жилища также подчеркивают многоскатные кровли и развернутые в разные стороны секции, которые к тому же имеют разную высоту. Эти объемы как будто образованы вставленными друг в друга несколькими домиками, за счет чего приобретают живописный силуэт, позволяющий компенсировать предельную плотность застройки.
ВТБ City © Архстройдизайн АСД

И, наконец, район малоэтажной застройки архитекторы решают в нарочито футуристическом ключе.
Автор планировочной схемы архитектор Александр Хомяков дал схеме название «Flexebility», что предполагает гибкий подход к освоению  участка: т.е. изменение очередей строительства и финансирования и  возможность независимой корректировки каждого кластера. Транспортное обслуживание осуществляется по наружному периметру квартала.  В остроконечный треугольник участка архитекторы вводят биссектрису широкого зеленого бульвара, по обе стороны от которого располагают дома. Это довольно крупные сооружения, в плане имеющие форму овалов и плавных дуг и потому напоминающие корабли. Сходство с лайнерами им придают и многочисленные террасы, образованные за счет уменьшения площади каждого последующего этажа, а также облицовка прозрачным и разноцветным стеклом. Стилобаты всех зданий максимально развиты – вмещая в себя многочисленные общественные функции и парковки, они также служат для организации уютных пешеходных плаз, защищенных от солнца и осадков. А их кровли архитекторы озеленяют, так что главная палуба домов-кораблей превращается в полноценный сквер, соединенный с соседним широким мостом. Фактически у бульвара возникает верхний уровень, предназначенный преимущественно для жильцов домов.
ВТБ City © Архстройдизайн АСД

Иными словами, каждый из трех сегментов будущего «ВТБ city» архитекторы соединяют с ландшафтным парком: в коттеджный поселок из него ведет аллея, в квартал таунхаусов – широкий променад, а в район малоэтажной застройки парк сам словно вливается широким протуберанцем, сообщая вполне городской по духу и плотности среде отчетливый привкус жизни на природе. 
ВТБ City © Архстройдизайн АСД
ВТБ City © Архстройдизайн АСД
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД http://www.archaos.ru
Проект:
ВТБ City
Россия, Москва, Московская область, Одинцовский р-н, с.п. Успенское

2011 — 2012

13 Марта 2013

Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.