Наличники: пока в наличии

Уже несколько лет московский фотограф Иван Хафизов занимается созданием виртуального музея резных наличников. Задача коллекции – показать наличники большинства городов России, Белоруссии, Казахстана и Украины, а, возможно, в перспективе и Польши, которые Хафизов фотографирует и классифицирует. На реализацию этого замысла нужны средства, которые энтузиаст в настоящий момент собирает.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

21 Ноября 2012
mainImg
Масштабный проект по фотофиксации всех сохранившихся до наших дней деревянных резных наличников начался почти случайно. В 2006-м году Иван Хафизов оказался в городе Энгельс Саратовской области, где от скуки начал снимать разноцветные ставни на деревянных домах. «Домов было много, краски местные жители не жалели, поэтому иногда встречались совершенно безумные цветовые сочетания. В общем, из этой командировки я привез штук сто фотографий разноцветных оконных наличников, – вспоминает Хафизов. –  А через месяц была поездка по Ярославской области, и оказалось, что наличники на окнах Ростова Великого совершенно иные, нежели те, что были в Энгельсе!» Этот феномен заинтересовал фотографа, и он стал снимать наличники уже осознанно – переходя от дома к дому и пытаясь разобраться в том, чем они похожи и чем отличаются… Позже Иван посетил Челябинск, Дмитров, Казань, Чебоксары, Ижевск, в каждом из городов существенно пополняя свою коллекцию. И, наконец, его осенило: а что, если выложить все наличники разных городов в сеть, причем сделать так, чтобы их можно было не только смотреть, но и сравнивать?
zooming
Омские наличники со ставнями. Фотография с сайта http://nalichniki.com
zooming
Фотограф Иван Хафизов в Кижах на съемке

Сказано – сделано: в 2010-м году в сети появился виртуальный музей Nalichniki.com, где многочисленные наличники классифицированы по географическому признаку, возрасту, виду резьбы, яркости и цвету, а также степени сложности. Сейчас в этой коллекции 70 городов из двадцати с чем-то регионов страны. «Проект, безусловно, очень масштабный, но у него есть конечная цель: собрать коллекцию наличников всех регионов России (и, если удастся, сопредельных государств) и классифицировать ее. – говорит Иван Хафизов. –  Дело в том, что никто из наших предков этого не сделал: ни современные тогда еще живому деревянному зодчеству ученые умы царской России, ни фундаментальные исследователи советской эпохи. А ведь с каждым годом наличников становится все меньше!»
zooming
Коллекция деревянных наличников Из Тарусы Калужской области. Фотография с сайта http://nalichniki.com

К слову, именно до обидного малое количество информации об искусстве домовой резьбы заставило Ивана не ограничиваться только фотографированием предметов своего увлечения – коллекционирование стало полноценным исследованием, и сегодня Хафизов может часами пересказывать собранные по разным городам истории создания и сохранения наличников. «Вообще наличники — один из самых недооцененных элементов нашей традиционной культуры: они есть в каждом городе и в каждом городе уникальны, поэтому вполне могли бы стать их визитной карточкой, но вместо этого их практически не замечают …» – разводит руками фотограф.
zooming
Оконный наличник из Чебоксар. Фотография Ивана Хафизова

Всю работу по сбору необходимой информации Иван выполняет один: продумывает маршрут очередной экспедиции, ездит по городам, проводит фотосъемку и обрабатывает многочисленные снимки, раз в 1-2 недели пополняя свой сайт. Долгое время энтузиаст тратил на все это собственные средства, но масштаб исследования уже настолько велик, что личного бюджета банально не хватает, поэтому с ноября этого года сайт Nalichniki.com организует процедуру краудфандинга, или, проще говоря, сбора народного финансирования.
zooming
Карта России. Зеленые метки - это уже отснятые города, а желтые - те, наличники в которых пока не сфотографированы. Фотография с сайта http://nalichniki.com

Всего Иван Хафизов планирует собрать 980 тысяч рублей, которые будут потрачены на 9 экспедиций по 150 историческим городам Центрального Федерального округа. В долгосрочной же перспективе исследователь мечтает составить атлас всех сохранившихся на территории России наличников. «Очень хочется найти возможность сохранить для потомков неземную красоту резных деревянных наличников», –  делится своим замыслом Хафизов, уверенный в том, что не только vodka, matryoshka и balalayka должны ассоциировался с исконно русскими традициями – в ряду самых узнаваемых символов нашей страны могу и должны также появиться и nalichniki.
zooming
Резной наличник из Кинешмы. Фотография Ивана Хафизова
zooming
Резные наличники России. Ивановская область, Юрьевец. Фотография с сайта http://nalichniki.com


21 Ноября 2012

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.