Советы не посторонних

Блогеры на этой неделе обсуждают градостроительные предложения для нового губернатора Перми, современную церковную архитектуру, а также проекты студентов «Стрелки», посвященные изучению городской среды. Об этих и других событиях читайте в новом обзоре блогов.

mainImg
На прошлой неделе в связи с отставкой  губернатора Перми Олега Чиркунова общественный деятель Денис Галицкий сформулировал  в своем блоге  советы для новой главы области Виктора Басаргина. В частности, он предлагает  остановить проектирование нового здания художественной галереи и оперного театра. В случае с оперным театром он рекомендует проанализировать другие конкурсные проекты. Что же касается галереи, то блогер советует выбрать для строительства  другое место (на сегодняшний день выделена территория между Спасо-Преображенским собором и железной дорогой). Архитектор Петер Цумтор может остаться автором проекта, только если это не потребует чрезмерного финансирования из бюджета, считает блогер. Эти «наказы» спровоцировали появление новых предложений. Так, архитектор Игорь Луговой уверен, что надо провести новый архитектурный конкурс на здание галереи. Кроме того, архитектор выступает за разработку нового Генплана Перми. Денис Галицкий также пишет о необходимости создания общественных консультативных органов, которые будут координировать процесс обсуждения проектов. Архитектор Александр Ложкин предлагает решить проблему согласования проектов путем принятия четких ограничений предельно допустимых параметров – регламентов, в рамках которых можно проектировать и строить без согласований и публичных слушаний. И только то, что выходит за пределы регламентов должно выноситься на обсуждения, считает архитектор. Он добавляет, что в первую очередь необходимо принять высотный регламент застройки.

Священник Константин Камышанов в статье портала «Православие и мир» рассуждает о состоянии современного церковного искусства. Он пишет, что сегодня, проектируя православные храмы, архитекторы или копируют, или стараются максимально приблизиться к старым образцам. Священник называет это  подделкой под «детский» рисунок или «кукла куклы». До 20 столетия каждый век русского зодчества давал совершенно новый концепт храма. Автор надеется, что 21 век сыграет свою роль в развитии церковной архитектуры. Так, например, стоит задуматься о новой композиции храмов. Классическая стандартная композиция не позволяет разместиться достаточному количеству людей, а сочетание объемов цилиндра алтаря, куба четверика, трапезной и пирамиды колокольни – крайне неудачно, пишет священник.

Портал «Теории и практики» рассказывает о промежуточных результатах исследований студентов «Стрелки», полученных в ходе изучения темы SENSEable City Moscow. Студентам было предложено изучить ежедневную активность горожан, анализируя информацию, полученную на порталах, в социальных сетях и т.д. Объектами исследования стали политические протесты, туризм, ДТП и даже сексуальность. Так, например, при анализе московских протестов задача заключалась в том, чтобы выявить, как социальные сети и новые технологии активизировали людей. На втором этапе исследования студенты на основании полученных данных приступят к разработке своих проектов.
zooming
Ресторанный ландшафт Москвы, Филипп Кац. Иллюстрация: «Теории и практики»
Общественная организация «Архнадзор» публикует резолюцию слушаний Общественной палаты РФ относительно архитектурной концепции развития ГМИИ имени Пушкина. В ней говорится, что Общественная палата поддерживает идею создания «Музейного квартала» на Волхонке и музеефикацию семи старинных городских усадеб, расположенных по соседству с главным зданием музея. Но при этом подчеркнуто, что проект  нуждается в доработке, в частности,  рекомендовано расширять музей в рамках существующего исторического облика кварталов, окружающих ГМИИ. Для выработки рекомендаций по усовершенствованию проекта предложено создать рабочую группу, в которую войдут представители музейных сообществ и Общественной палаты.

На этой неделе «Архнадзор» опубликовал на своем сайте статью Пьеро Каццолы об архитекторе Алоизио да Карезано (Алевизе Старом), который построил на рубеже XV-XVI веков великокняжеский дворец Ивана III в Кремле. Статья публикуется с комментариями и в переводе Михаила Талалая, который, в частности, указывает среди комментариев, что работы Каццолы оказали значительное влияние на исследования С.С. Подъяпольского. Издательство «Старая Басманная» планирует в скором времени выпустить сборник трудов Каццолы «Русский Пьемонт» об итальянскиъх архитекторах в России.

W3writer в своем блоге оценивает  парк «Сокольники» в Москве после реновации. В парке убрали большинство летних кафе, установили таблички с указателями, пешеходные дорожки выложили тротуарной плиткой, сделали  доступным WiFi.

Lunteg публикует фрагмент статьи о «доме-невидимке» на углу Хользунова переулка и улицы Россолимо, написанной бывшим жителем этого дома, журналистом Ольгердом Жемайтисом. Дом построен на излете конструктивизма в 1931 году, до 1960-х в нем жили преподаватели и слушатели Академии Генерального штаба, поэтому к нему часто подъезжали «воронки», увозя «врагов народа». Вероятно поэтому, считает автор статьи, о доме не принято было говорить в советские времена, да и сейчас экскурсионные маршруты проходят мимо него; никакого охранного статуса дом не имеет.

Блог «Архитектурное наследие» пишет о восстановлении деревянного терема конца XIX-начала XXI века в деревне Осташево Костромской области. Терем пришлось полностью разобрать и отвезти на площадку в Кириллов, где сгнившие бревна заменили на новые. После сборки и очередной разборки, терем вернут на прежнее место, где уже соберут окончательно. В дальнейшем московские архитекторы планируют организовать в нем музей русской старины. Пост в блоге группы ЭРА («Экологии рядовой архитектуры») посвящен варварской реконструкции дома Кушелева-Безбородко в Петербурге. Дом построен не позднее начала XIX века, является памятником архитектуры федерального значения. Сейчас на его лицевом флигеле строят 2-этажную мансарду, искажая габариты и композиционное решение памятника.

На портале «Наше наследие» говорится о постепенном уничтожении музея-заповедника «Архангельское», которое началось еще в 30-е годы прошлого столетия и продолжается до сих пор. А periskop рассказывает о Смоленском вокзале, образце позднего сталинского ампира.

16 Мая 2012

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.