Охрана наследия: под грифом «условно»

Первая половина августа – разгар отпускного сезона, так что рассчитывать на обилие архитектурных новостей сейчас не приходится. Активнее всего СМИ в этот период обсуждали итоги 34-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, прошедшей в Бразилии, последствия сноса усадьбы Алексеевых в Москве и готовящийся частичный демонтаж «Дома на Мосфильмовской». Об этих и других новостях архитектуры и градостроительства читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Злополучный небоскреб «Охта-центр» и итоги обсуждения газпромовского проекта в Бразилии на 34-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО стали едва ли не главной новостью начала августа. Сначала городской суд Санкт-Петербурга отказал в удовлетворении жалобы противников «Охта-центра» на постановление правительства города, разрешавшее строительство башни. Напомним, законодательство Санкт-Петербурга не позволяет на участке, вплотную прилегающем к центру города, возводить строения выше 100 метров в высоту, но в октябре прошлого года правительство северной столицы приняло постановление, разрешающее «Газпрому» поднять башню для своего общественно-делового центра на 403 метра. Именно это решение и пытались опротестовать лидеры петербургского «Яблока», но, увы, безуспешно. Подробнее об этом написали «Коммерсант» и «Время новостей».

А несколькими днями позже в прессе появилась информация о том, как прошло заседание 34-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Бразилиа. Как сообщают портал ЗАКС.ру и «Новая Газета СПб», позиция Комитета всемирного наследия остается неизменной: в том виде, в каком проект газпромовской башни продвигается сейчас, реализован быть не может. Петербургские чиновники в долгу не остались: как сообщает  Газета.ру, они обвинили ЮНЕСКО в фотомонтаже. По их мнению, Всемирный комитет демонстрирует неправильные карты и фотографии будущей башни «Газпрома» («Охта-центра»), и Смольный уже послал запрос о «некорректных» фотоматериалах главе Комитета всемирного наследия. «Известиям» об итогах 34-й сессии рассказала постоянный представитель России при ЮНЕСКО и председатель исполнительного совета организации Элеонора Митрофанова. А «Новые известия», в свою очередь, написали об итогах работы сессии в целом – список Всемирного наследия пополнился 15 новыми объектами.

На фоне происходящего с «Охта-центром» и сессии Комитета всемирного наследия почти незамеченным осталось решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга по другому знаковому делу, связанного с памятником архитектуры. Речь о фактическом разрушении уникального памятника петербургской архитектуры: построенного по проекту Огюста Монферрана дома князя А. Я. Лобанова-Ростовского, более известного как Дом со львами. Вердикт суда, вынесенный после длительного процесса, оказался неутешительным, но, увы, весьма ожидаемым: все согласовано, разрешено и законно, а права граждан, обратившихся в суд, не нарушены. Подробнее об этом рассказывает «Новая Газета СПб».

В Москве тем временем продолжался скандал, связанный со сносом 24 и 25 июля усадьбы Алексеевых. Как сообщает Газета.ру, активисты общественного движения «Архнадзор» подали судебный иск против Москомнаследия и ООО «Экобытсервис», требуя приостановить строительные работы на улице Бахрушина, 11. Впрочем, как не замедлила сообщить газета «Московская перспектива», столичные чиновники не чувствуют за собой никакой вины. По мнению первого заместителя мэра столицы Владимира Ресина, этот снос совершенно не противоречил законодательству. Весьма остро на эту историю отреагировал и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. По его мнению, подобный конфликт столичных архитекторов с общественниками может расколоть сообщество профессиональных экспертов в области градостроительства на два лагеря. Как пояснил главный архитектор столицы «Времени новостей», он намерен в срочном порядке собрать Экспертно-консультативный общественный совет (ЭКОС). «Я хочу, чтобы люди поняли: или мы вместе – ЭКОС и главный архитектор, – или мы порознь», – заявил г-н Кузьмин.

Любопытно, что на фоне все чаще возникающих в Москве скандалов со сносом исторических строений столичные чиновники демонстрируют соблюдение всех формальных регламентов ограничения хозяйственной деятельности на территории памятников. Так, на днях на официальном сайте московского правительства был опубликован очередной список памятников с утвержденными мэром города границами территории объектов культурного наследия и режимами использования земель внутри охраняемых зон. Подробнее об этом рассказывает «Время новостей». А чуть позже в столице был утвержден порядок включения памятников Москвы в госреестр объектов культурного наследия. Как сообщает Газета.ру, решения мэрия будет принимать на основании историко-культурной экспертизы, но последнее слово все равно останется за чиновниками. Нужно ли говорить, общественники убеждены: делается это специально для того, чтобы строительству торговых и офисных центров в городе ничто не мешало. Косвенным подтверждением этого предположения можно считать недавнюю пресс-конференцию представителей Москомархитектуры, Москомнаследия и префектуры Центрального административного округа столицы, на которой чиновники в один голос вступились за интересы инвесторов, реализующих свои проекты на территории исторической застройки, и горько сетовали на острую нехватку в туристической зоне города бюджетных гостиниц. «Время новостей»

Вернулся в начале августа в число обсуждаемых тем и «Дом на Мосфильмовской». По решению властей Москвы, высоту дома урежут на 21 метр – с 213 метров до 192 метров. Однако конкретный вариант сноса этажей не утвержден и проектная документация не согласована. Непонятен и механизм урегулирования отношений с покупателями идущих под снос площадей, однако компания «ДОН-Строй» обещает найти решение, «которое устроит все стороны». Об этом сообщают «Ведомости», Газета.ру, «Московская перспектива» и «Известия».

Оказался в центре внимания августовской прессы и русский конструктивизм. Легендарный дом Наркомфина вспомнили благодаря мэру Москвы Юрию Лужкову, который дал поручение подготовить необходимые документы для расселения его последних жильцов. «Известия» задались вполне резонным вопросом: успеет ли знаменитый на весь мир памятник конструктивизма дождаться прихода реставраторов. А поводом для публикаций о Константине Мельникове и его постройках стал 120-летний юбилей великого архитектора. Об этой дате написали «Известия» и «Московская перспектива».
zooming
фото Александра Иванова. http://alex-i1.livejournal.com/
фото Александра Иванова. http://alex-i1.livejournal.com/
zooming
фото Александра Иванова. http://alex-i1.livejournal.com/
zooming
фото Александра Иванова. http://alex-i1.livejournal.com/
zooming
zooming
Дом на Мосфильмовской. Фото Юрия Пальмина
zooming
Дом на Мосфильмовской. Фото Юрия Пальмина
zooming
Дом со львами
zooming
Дом К.Мельникова
zooming
Дом Наркомфина

13 Августа 2010

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.