В частности, в числе готовящихся мероприятий Ирина Коробьина назвала выставки архитекторов Рафаэля Виньоли и Рэма Колхаса, юбилеи классиков советского модернизма и легендарного директора Музея архитектуры Виктора Балдина. Между тем, сейчас в музее проходит выставка неоклассической архитектуры Ленинграда 1920-30-х годов «Будни нового стиля», посвященная памяти Давида Саркисяна. Архитектурный критик Сергей Хачатуров на страницах «Времени новостей» высоко оценил эту экспозицию «за зрелищность и отсутствие занудства».
Самая же громкая архитектурная выставка месяца открылась на этот раз не в Москве и даже не в Санкт-Петербурге, а в Перми. Директор музея современного искусства Марат Гельман собрал вместе самые известные произведения художника, за последние 15 лет не раз представлявшие Россию на крупнейших международных выставках и биеннале. Подробнее о значении этой экспозиции рассказывает в «Коммерсанте» Григорий Ревзин. Оценить саму выставку можно с помощью фоторепортажа «Российской газеты».
Главный организатор этой представительной ретроспективы – Марат Гельман буквально вчера вновь стал героем газетных публикаций. Как сообщает «Газета», главный архитектор Москвы Александр Кузьмин и спикер Мосгордумы Владимир Платонов демонстративно покинули заседание Общественной палаты, посвященное Генеральному плану развития столицы до 2025 года после того, как к дискуссии подключился господин Гельман. Известный галерист и политтехнолог заявил, в частности, что «для нас Москва – это любовь, для Лужкова – овощная грядка».
В начале апреля в прессе вновь наблюдался рост интереса к теме российского павильона на предстоящей Международной архитектурной биеннале в Венеции. Сразу несколько статей на эту тему появилось в последнем номере «Огонька». Основной материал написал куратор павильона Григорий Ревзин, в котором подробно объяснил, почему на этот раз главной темой выбрала конверсия промышленных зданий. А о том, как сегодня живет Вышний Волочок – «модельный» город, выбранный для реализации этой идеи, рассказывает статья Алены Кудрявцевой «Тверская Венеция». Сергей Чобан, куратор и автор концепции российского павильона, рассказал о нем в интервью журналу «АртХроника». В беседе с Миленой Орловой он поднял и более общие вопросы, например, такие, как социальная ответственность проектировщика, несовершенство градостроительной политики Москвы, неумение и нежелание сохранять историко-культурное наследие. На вопрос о том, что сделал бы на посту главного архитектора российской столицы сам Чобан, архитектор ответил: «Если бы я попал на эту должность, то стал бы самым непопулярным главным архитектором Москвы за всю ее историю – я бы ввел жесточайший высотный регламент».
Впрочем, пока должность главного архитектора города вакантна лишь в Сочи. Там, как пишут «Новые известия», на этой неделе была произведена замена начальника управления архитектуры и градостроительства администрации. Прежний (Олег Шевейко) был уволен «за бездеятельность», а исполняющим обязанности главного архитектора назначена Наталья Клейменова, занимавшая ранее аналогичную должность в Ульяновске. Впрочем, уже 8 апреля в прессе появились сообщения о том, что и Клейменова не удержалась на этой должности долго. Как сообщает портал «Ульяновск онлайн», на эту должность назначен новый специалист – Андрей Юрьевич Кузьминский, архитектор и градостроитель из Адлера. Что же касается Натальи Клейменовой, то она продолжит работать в должности заместителя главного архитектора города.
Противоречивые градостроительные новости не перестают приходить и из Санкт-Петербурга. Губернатор города Валентина Матвиенко предложила решить спорный вопрос о высотке «Охта центра» не путем референдума, за который активисты бьются в суде, а с помощью соцопроса. Это взывало новую волну критики в адрес главы города, пишет «Коммерсант». Не рассчитывая более на справедливость питерских властей, защитники исторического облика города обратились с жалобой в Европейский суд по правам человека по поводу нарушений, допущенных, главным образом, в ходе общественных слушаний по высотке. Подробнее об этом также рассказывает «Коммерсант».
Новый скандальный поворот обозначился в судьбе другой «горячей точки» на карте Петербурга, а именно Сенной площади. Обнародование проекта ее реконструкции прошлой осенью вызвало нешуточный скандал. Главный архитектор Юрий Митюрев тогда заверил общественность, что квартал может рассматриваться только комплексно, а конкурс на разработку концепции реконструкции площади будет объявлен в начале 2010 года. Однако это не помешало девелоперам «раскроить» проект на множество мелких участков и попытаться согласовать застройку каждого из них в отдельности. Подробнее об этом – «Новая газета».
В апреле продолжилась полемика по поводу готовящегося закона о реституции церковного имущества. «Независимая газета» опубликовала критическую статью Михаила Ситникова, который убежден, что «обсуждение законопроекта о возвращении РПЦ памятников культуры религиозного назначения и процесс их фактической передачи происходят сегодня независимо друг от друга». А портал INFOX.ru в качестве одного из основных экспертов по скандальному вопросу реституции пригласил директора Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадия Попова.
Также в начале апреля стало известно о том, что суд отказался удовлетворить иск активистов о том, чтобы признать незаконным бездействие Департамента имущества города Москвы и Москомнаследия по отношению к разрушающимся платам Гурьевых в Потаповском переулке.
И все же в начале апреля позитивных новостей как будто бы больше. В течение двух прошедших недель журналисты больше писали об открывшихся и предстоящих выставках (включая Венецианскую биеннале), чем о градостроительных скандалах и очередных утратах. Остается уповать на то, что позитивное весеннее настроение, вместе с конструктивными предложениями умных людей, сойдут с газетных полос и преобразуют жизненные реалии в духе добра и справедливости. Обещать этого нельзя, но всегда ведь можно надеяться на лучшее.