Конкурсный проект: концепция музея науки и техники в Томске
информация:
-
статус
проект -
даты
2014 -
место
Томск
Эуштинская ул., 49а -
координаты
56.466534, 84.937277 -
функция
Культурный / Музей -
общая площадь
10 000 м2
Александр Асадов
Alexander Asadov / РоссияАндрей Асадов
Andrey Asadov / РоссияАрхитектурное бюро ASADOV
ASADOV architects / Россияавторский коллектив
Инженерная концепция: компания Engex, рук. А.Никифоров
Архи.ру об этом объекте:
Анна Городинская. Музей, который тянется к звездам
Музей над парком, музей-парк или здание музея как объект экспозиции… Три версии конкурсного проекта музея науки в Томске от Архитектурного бюро Асадова.
Международный конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию музея науки в Томске, организованный конкурсным бюро САР, прошел осенью 2014 года под девизом наука для человека новый музей должен стать частью крупномасштабного проекта Томские... читать дальшеописание:
Версия 1 – «ОБЛАКО»
Первоначальное решение предполагало 100% сохранение паркового массива и размещение музея над поверхностью озера. С землей Облако соединяли эвакуационные лестницы с загрузочными и пассажирскими лифтами, а также эскалатор главного входа, поднимающий посетителей вверх из небольшого холма-вестибюля. Легкости и воздушности Облаку придавала оболочка из металлической сетки, обволакивавшая поверхность здания и пронизанная «смотровыми окнами».
Версия 2 – «ХОЛМ»
Параллельно мы прорабатывали альтернативный вариант, максимально растворявшийся в природном ландшафте. Основной объем музея был превращен в пологий холм, заглубленный относительно земли и поросший вновь высаженными деревьями. Над поверхностью холма возвышалась легкая прозрачная пластина блока лабораторий, остекленный фасад которой отражал окружающий парк днем, а вечером становился медиа-экраном, транслировавшим математические алгоритмы в виде арт-инсталляций.
Версия 3 – «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ»
В итоге, у нас сформировалось два противоположных подхода – музей над парком и музей-парк. Для максимального сохранения парка мы прижали здание к существующему корпусу университета, растянув его между озером и подъездной дорогой. Вбирая в себя все «соки ландшафта», музей постепенно набирает высоту и взмывает вверх башней-маяком, как бы олицетворяя легендарную фразу «через тернии к звездам».
В выборе фасадных материалов мы руководствовались инновационным обликом музея, а также параметрами качества и долговечности отделки. Рельефная, складчатая поверхность наружных стен достигается путем использования объемных алюминиевых панелей, работающих на контрасте с гладкой прозрачной плоскостью витражей. Обильное озеленение кровли выполнено по системе экстенсивного озеленения, не требующего дополнительного ухода. Участки мощения кровли и прилегающей территории предполагают использование декоративных бетонных плиток индивидуальной формовки.
Инженерная концепция
Концепция энергоэффективности была разработана на основе климатического анализа региона. Климат Томской области можно охарактеризовать как континентально-циклонический, характеризующийся быстрой сменой погодных условий, особенно в межсезонье.
Разрабатывая инженерную концепцию музея, мы решили следовать принципу – «здание как экспонат науки и техники». С помощью целого ряда современных решений, инженерия музея превращается в интерактивную инсталляцию, работу которой можно будет увидеть на специальных дисплеях, расположенных в здании.
1. Гибридная вентиляция
Основным инновационным решением, продиктованным самой формой здания, стало применение гибридной вентиляции с использованием «земляного канала» (расположенного вдоль озера) и «солнечной трубы» (т.е. объема башни). При прохождении воздуха через «земляной канал» происходит охлаждение или нагрев, что снижает затраты на его обработку. Из-за разности температур наружного и внутреннего воздуха создается тяга, обеспечивающая движение воздуха, которое усиливается «солнечной трубой». Если естественной тяги становится недостаточно, автоматически включаются вентиляторы. Данное решение позволяет обойтись без крышных вентустановок, обычно не украшающих здание.
2. Датчики углекислого газа
Для дополнительного снижения энергозатрат мы предлагаем применить систему вентиляции с переменным расходом воздуха, работающую по сигналам датчиков СО2.
3. Аккумуляция энергии
При работе естественной вентиляции возможна выработка энергии за счет раскрутки лопастей вентилятора потоком вытяжного воздуха в «солнечной трубе».
4. Ночное понижение температур
Уменьшение энергии на отопление возможно за счет понижения температур помещений ниже расчетных в ночное время и в нерабочие часы.
5. Пассивное охлаждение
Значительный перепад между дневной и ночной температурой воздуха позволяет использовать ночное захолаживание помещений. Таким образом, ограждающие конструкции не будут накапливать избыточную теплоту, но, наоборот, охлаждать внутренний воздух в течение дня.
6. Тепловой насос
Использование теплового насоса позволит эффективно вырабатывать энергию для отопления и охлаждения. В качестве естественного источника тепла предлагается использовать воду из озера.
7. Теплые полы и холодные потолки
Данные системы, подключенные к тепловому насосу, позволят создать комфортные условия для посетителей и персонала.
8. Экономичное освещение
Снижение мощности внутреннего освещения (за счет использования современных световых приборов) снизит нагрузку на охлаждение помещений. Для автоматического отключения освещения возможно использование датчиков присутствия. Для наружного освещения целесообразно применить светильники с датчиком дневного света или с астрономическим реле времени.
9. Зеленая кровля
Озеленение крыши обеспечивает дополнительную защиту здания от шума и холода, а также от перегрева в теплое время года, тем самым снижая нагрузки на системы отопления и кондиционирования.
10. Инженерия как часть экспозиции
Использование интерактивных стен и приложения для iPad с гидом по музею и отображением работы инженерных систем здания в онлайн-режиме.
архитектурно-планировочные решения:
Выставочное пространство организовано в виде череды из нескольких залов, в которых перед посетителем постепенно раскрываются все экспозиции. Начиная от главного входа, посетитель проходит через все залы в направлении озера, а затем поднимается на 2 уровень, откуда можно окинуть взглядом пройденный путь, и продолжить знакомство с выставкой. На этом же уровне располагается конференц-зал – трансформер и научный театр. Кульминацией экспозиции является многосветное пространство внутри башни, в котором расположены наиболее масштабные экспонаты. Поднимаясь по пандусу (к которому примыкают учебные лаборатории), посетители попадают на верхний уровень с панорамным кафе и обсерваторией. С южной стороны на этом уровне располагаются солнечные коллекторы и ветрогенераторы, не только вырабатывающие дополнительную энергию для здания, но и являющиеся интерактивным дополнением экспозиции музея.
Парковое пространство является органичным продолжением выставочной коллекции. Новая сеть дорожек соединяет площадки с экспонатами и образует единое познавательно-рекреационное пространство. Поверхность озера также становится площадкой для научных экспериментов, связанных с водой. Участок набережной, расположенный в «хвосте» музея, превращается в активное публичное пространство для проведения воркшопов на открытом воздухе, а также летнюю террасу кафе. Кровлю музея мы превращаем в продолжение уличной экспозиции, увеличивая тем самым парковое пространство и обеспечивая дополнительные эвакуационные выходы из выставочных залов. Таким образом, появляется возможность сквозной циркуляции через здание, а также дополнительные возможности для экспозиций.
В конструктивном плане здание представляет довольно простой объем, с четким модульным шагом опор. Большие пролеты выставочных залов перекрываются металлическими фермами, а более частая сетка колонн в зоне антресольных этажей позволяет обойтись безбалочными монолитными перекрытиями. Башня имеет металлический рамный каркас, на котором держатся верхние перекрытия.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
Канон севера
Дмитрий ОстроумовУчебник рисования?
Террасное построение
Андрей Романов, Екатерина КузнецоваОстов кремля, осколки метеорита
Андрей АсадовТехнологии:
DO Buro: Мы будем работать над тем, чтобы к нам приходили за яркими идеями
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.ПАО "СИБУР Холдинг", DO buro
Первое в Австралии здание, которое генерирует энергию для собственного потребления
В фасад восьмиэтажного сооружения встроено 1182 солнечные батареи. Они производят больше электричества, чем потребляет здание.Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего производителя окон РЕХАУ
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.РЕХАУ
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.ПАО "СИБУР Холдинг", Бюро .dpt
Архитектурная свобода с композитными панелями SIBALUX
На примере объектов, реализованных с применением технологий SIBALUX, показываем, как современные фасады выходят в третье измерение, используя 3D кассеты из алюминиевого и стального композита.СИБАЛЮКС
Wowhaus: Поликарбонат – это невидимый герой городских пространств
Руководители проектных групп архитектурного бюро Wowhaus Валерия Лифшиц и Татьяна Старченко рассуждают о пользе поликарбоната в оформлении современных городских пространств и в экспозиционном дизайне.ПАО "СИБУР Холдинг", WOWHAUS