RSS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44

Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского

информация:

  • статус
    проект
  • даты
    20222023
  • место
    Красноярск
    улица Перенсона, 2
  • координаты
    56.008673, 92.868378
  • функция
    Культурный / Театр
  • общая площадь
    19 800 м2
  • высота
    36 000
  • Большой зрительный зал (900 мест)
    Дубль-сцена – 685 м2
    Музей – 260 м2
    Репетиционные залы – 1300 м
    Детская оперная студия – 490 м2
    Студия звукозаписи – 200 м2
    Многофункциональный зал – 335 м2
    VIP зона с конференц-залом – 325 м2


     
Никита Явейн
Иван Кожин

авторский коллектив

Студия 44:
Никита Явейн, Иван Кожин, Арсений Киргизов, Виктория Новикова, Андрей Патрикеев, 
Соня Сордия, Николай Трофименков, при участии Алены Амелькович, Бориса Немцева, Саши Покатович

Студия  «Шоу Консалтинг»:
Художественный руководитель: Глеб Фильштинский, ГИП: Михаил Брусницын; Гидал Шугаев, Наталья Тузова, Александр Берман

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: Красноярское государственное автономное учреждение культуры Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского (по инициативе губернатора Александра Усса при поддержке компании «Норникель»)
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

28.06.2023

Юлия Тарабарина. Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра

Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.

Я ошиблась. Рассказывая о проекте победителя конкурса на реконструкцию Красноярского театра оперы и балета, бюро Wowhaus, я сообщила, что театр будет снесен полностью, помимо сохраняемых скульптур девушек-муз и воспроизводимого звездчатого витража фо...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44

описание:

Здание Красноярского театра оперы и балета (1978, арх. И. А. Михалёв) принадлежит 
к распространенному в 1960-1980-х годах типу планировки, получившему название «балкон на помещениях», при котором застекленные фойе и вестибюль с гардеробами располагались под верхними ярусами зрительного зала. Большинство зрелищных сооружений того периода состояли из коробки зрительного зала и пристроенных к ней вспомогательных помещений: фойе с билетными кассами (со стороны главного входа), офисов администрации (со стороны тыльного фасада) и т.д. Уступая основному объему по высоте и капитальности, пристроенные помещения быстрее ветшали, устаревали морально и технологически.
 
Нечто подобное произошло и с Красноярским театром оперы и балета. Его зрительный зал со сценической коробкой в целом выдержали испытание временем: все 900 посадочных мест (в партере, бельэтаже, ложах бельэтажа и бенуара) обладают хорошей видимостью, а сценическая коробка нуждается разве что в увеличении площади карманов.

Что же касается театральной машинерии, механики сцены, акустического и светового оборудования, хранения и перемещения декораций, кондиционирования и т.д. все это требует модернизации. Устарела и недостаточна инфраструктура комплекса помещений, обслуживающих сцену: театр остро нуждается в новых грим-уборных, репетиционных залах, кабинетах для сотрудников театра. То же можно сказать и об инфраструктуре приема посетителей.

Но, пожалуй, главное качественное приращение, необходимое Красноярскому театру, связано с новой миссией театров в современном обществе. Сегодня театры все чаще прирастают «сопутствующими» функциями – лекториями, творческими студиями, выставочными залами, становясь якорными объектами многофункциональных культурных центров общегородского значения. Красноярской опере такая «общественная нагрузка» показана хотя бы в силу ее ответственного центрального местоположения в структуре городских пространств.

Если сегодня над плоской кровлей существующего театра возвышается только верхушка сценической коробки с колосниками, то по итогам реконструкции на крыше должен вырасти целый агломерат функциональных блоков различного назначения: вторая сцена, многофункциональный зал, репетиционные залы балета, хоровые залы, вокальные классы, студия звукозаписи, детская студия и наконец ресторан с панорамным видом на Енисей и Коммунальный мост. Большинство вышеперечисленных объемов снабжено обращенными на город витринными окнами.

Городской ландшафт, таким образом, может выступать в качестве естественной декорации или своеобразного задника сцены (при необходимости светоизоляции окна завешиваются складными шторками). Витраж многофункционального зала оборудован прозрачным светодиодным экраном, обращенным на площадь перед театром.

С появлением «сопутствующих» функций в составе театрального организма, последний получает не только двойной количественный прирост полезных площадей, но и новое качество, – становится общественно-культурным центром новой формации.

В окружении новых надстроек на полукруглой кровле зрительного зала устраивается открытый амфитеатр, предназначенный как для отдыха, так и для проведения различных шоу под открытым небом. Мы рассчитываем, что это камерное общественное пространство будет обладать притягательной силой агоры главной городской площади от античности до наших дней. И если «площадь на театре» действительно станет излюбленным местом свиданий, встреч и общения, это будет буквальной материализацией известного красноярского мема «встретимся на опере».

«Площадь на театре» и видовая терраса по периметру кровли здания находятся на отметке +19.600 м; для подъема всех желающих прямо с улицы на эту шестиэтажную высоту проектом предусмотрены остекленные эскалаторы. Верхняя площадь с террасой – завершающий штрих в иерархической системе общественных пространств, куда входят теплые крытые пространства вестибюля и фойе театра, а также связанное с ними визуально и физически городское пространство Театральной площади.

В настоящей концепции коробка зрительного зала и сцены практически полностью сохраняет свои габариты (добавляется дополнительный ряд колосников). Этот смысловой «сердечник» здания со всех сторон взят в корсет новых объемов: с флангов к нему примыкают театральный музей, новый кассовый вестибюль, блок приема VIP-гостей, загрузочные кухонь, склад для хранения декораций, а с тыла – семиэтажная пластина нового административно-артистического блока.

Зона главного входа в театр расширяется в сторону Театральной площади, за счет чего вестибюль и фойе театра становятся гораздо просторней и комфортней. В вестибюле гардеробы организуются ближе ко входу («театр начинается с вешалки»), а на их месте напротив главного входа обустраивается основной буфет. Расположенное уровнем выше фойе театра получает продолжение в виде балкона с роскошным панорамным видом на город.

Архитектурное решение нового театрального центра отражает наше стремление взглянуть на памятники зрелого модернизма 1960–1970-х годов сквозь призму его идейного предтечи – русского авангарда и конструктивизма 1920–1930-х годов. Особенно это влияние чувствуется в оформлении пространства на кровле, где геометрия и графичные силуэты построек вдохновлены эскизами театральных декораций работы Александры Экстер, Александра Веснина и Любови Поповой. В образах «верхнего театра» есть нечто от ярмарочных шатров, от деревянных помостов для выступлений скоморохов, но также – от металлоконструкций производства красноярских заводов.

Многообразие визуальных ракурсов, смены и наложения планов, вольная асимметрия и динамичное напряжение формы сообщают силуэту театрального здания акцентное звучание в панораме левобережной предмостной площади. Ажурные микро-доминанты вступают в диалог с городским окружением, служа ориентиром, витриной, рекламной установкой нового культурно-досугового центра.

Изучая колористические решения российских театров, мы обнаружили любопытный факт: «фирменный» цвет интерьеров Большого театра в Москве называли цветом «раскаленного чугуна». Атласной тканью именно такого «пылающего» цвета были обтянуты стены фойе в конце XIX века. Мы предлагаем использовать в отделке театра панели из окрашенного в массе архитектурного бетона и выкраску красным элементов металлоконструкций. Нам показалось, что этот цвет подойдет к городскому интерьеру Театральной площади, выделит здание театра на фоне рядовой застройки и будет символически транслировать окружению тепло очага культуры.
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вход в театр
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Эскалатор. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Эскалатор
© Студия 44
Афмитеатр на кровле. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Внутренняя площадь
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Фойе
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Зрительный зал
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Фойе
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Ресторан
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Многофункциональный зал
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Ситуационный план
© Студия 44
Генеральный план. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Генеральный план
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
«Площадь на театре»: открытый амфитеатр на кровле. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Объемно-пространственное рещение. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Объемно-пространственное решение
© Студия 44
«Площадь внутри театра»: общественное пространство в нижнем ярусе: фойе театра. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Функциональное зонирование. Схема распределения функций в пристраиваемых объемах. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Функциональное зонирование
© Студия 44
Функциональное зонирование. Схема распределения функций в пристраиваемых объемах. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Функциональное зонирование
© Студия 44
Аксонометрия. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Планы на отметке -6.300 и -3.300. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Планы на отметке 0.000 и 3.400. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Планы на отметке 6.800 и 10.200. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Планы на отметке 13.600 и 17.000. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Планы на отметке 19.600 и 21.390. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Схема демонтируемых конструкций. Серым сохраняемые, красным демонтируемые. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема демонтирируемых конструкций
© Студия 44
Востоный фасад (главный вход). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Восточный фасад
© Студия 44
Южный фасад. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Южный фасад
© Студия 44
Северный фасад. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Северный фасад
© Студия 44
Тыльный западный фасад (офисы администрации). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Западный фасад
© Студия 44
Разрез 1-1 (продольный). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Разрез 1-1
© Студия 44
Разрез 2-2 (поперечный). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Разрез 2-2
© Студия 44
Разрез 3-3 (поперечный). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Разрез 3-3
© Студия 44
Разрез 4-4 (поперечный). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Разрез 4-4
© Студия 44
Разрез 5-5 (поперечный). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Разрез 5-5
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Григориос Гавалидис
  • Николай Кикава
  • Раис Баишев
  • Сергей Никешкин
  • Александр Котенков
  • Сергей Кузнецов
  • Василий Крапивин
  • Владимир Плоткин
  • Георгий Трофимов
  • Андрей Романов
  • Вера Бутко
  • Евгений Зеленов
  • Александра Кузьмина
  • Станислав Белых
  • Марина Егорова
  • Никита Явейн
  • Андрей Асадов
  • Алексей Орлов
  • Анастасия Абашева
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Сухов
  • Алексей Полищук
  • Михаил Канунников
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Илья Машков
  • Полина Воеводина
  • Олег Мединский
  • Ростислав Цайзер
  • Иван Кожин
  • Зураб Басария
  • Игорь Членов
  • Даниил Лоренц
  • Константин Ходнев
  • Григорий Мустафин
  • Александр Самарин
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Шилова
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Михайлов
  • Сергей Чобан
  • Виталий Лутц
  • Павел Андреев
  • Сергей Труханов
  • Энди Сноу
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Чуйков
  • Юлий Борисов
  • Николай Переслегин
  • Евгений Подгорнов
  • Антон Лукомский
  • Константин Таранов
  • Анна Иванова
  • Михаил Давыдов
  • Юлия Тряскина
  • Юрий Виссарионов
  • Валерий Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Сергей Орешкин
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Надточий
  • Антон Яр-Скрябин
  • Наталья Сидорова
  • Александр Асадов
  • Александр Скокан
  • Игорь Шварцман
  • Степан Липгарт
  • Роман Грибанов
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Буш
  • Татьяна Гук
  • Татьяна Зульхарнеева

Проект из каталога (случайный выбор)

Торговый комплекс в 39 микрорайоне Люблино
Александр Скокан, Валерий Каняшин, 2005 – 2008
Торговый комплекс в 39 микрорайоне Люблино

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом Эстет
  • Жилой и культурно-досуговый центр на месте здания СЭВ
  • Пилатес Botanica
  • Академия Единоборств
  • Бизнес-центр на Ходынской
  • ЖК Portland
  • Кафе PIMS в Dubai Hills
  • Офис Stratera
  • Бутик женской одежды «Sashaskvo»

Новости российской архитектуры:

Силы магнетизма
21.02.2025

Силы магнетизма

Андрей Гнездилов
Пояс Ориона
20.02.2025

Пояс Ориона

Николай Переслегин, Георгий Трофимов, Сергей Переслегин
Далеко гляжу
20.02.2025

Далеко гляжу

Илья Едемский
Время как театр
19.02.2025

Время как театр

Зоя Рюрикова

Технологии:

14.02.2025

Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER

В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Группа компаний BRAER
12.02.2025

Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов

На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
СИБАЛЮКС
27.01.2025

Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна

Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025

Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий

Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025

Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре

Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
ГК ДИАТ
другие статьи