Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
информация:
-
статус
проект -
даты
2022 — 2023 -
место
Красноярск
улица Перенсона, 2 -
координаты
56.008673, 92.868378 -
функция
Культурный / Театр -
общая площадь
19 800 м2 -
высота
36 000 -
Большой зрительный зал (900 мест)
Дубль-сцена – 685 м2
Музей – 260 м2
Репетиционные залы – 1300 м2
Детская оперная студия – 490 м2
Студия звукозаписи – 200 м2
Многофункциональный зал – 335 м2
VIP зона с конференц-залом – 325 м2
Никита Явейн
Nikita Yavein / РоссияИван Кожин
Ivan Kozhin / РоссияСтудия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Студия 44:
Никита Явейн, Иван Кожин, Арсений Киргизов, Виктория Новикова, Андрей Патрикеев,
Соня Сордия, Николай Трофименков, при участии Алены Амелькович, Бориса Немцева, Саши Покатович
Студия «Шоу Консалтинг»:
Художественный руководитель: Глеб Фильштинский, ГИП: Михаил Брусницын; Гидал Шугаев, Наталья Тузова, Александр Берман
Никита Явейн, Иван Кожин, Арсений Киргизов, Виктория Новикова, Андрей Патрикеев,
Соня Сордия, Николай Трофименков, при участии Алены Амелькович, Бориса Немцева, Саши Покатович
Студия «Шоу Консалтинг»:
Художественный руководитель: Глеб Фильштинский, ГИП: Михаил Брусницын; Гидал Шугаев, Наталья Тузова, Александр Берман
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: Красноярское государственное автономное учреждение культуры Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского (по инициативе губернатора Александра Усса при поддержке компании «Норникель»)
Архи.ру об этом объекте:
28.06.2023
Юлия Тарабарина. Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Я ошиблась. Рассказывая о проекте победителя конкурса на реконструкцию Красноярского театра оперы и балета, бюро Wowhaus, я сообщила, что театр будет снесен полностью, помимо сохраняемых скульптур девушек-муз и воспроизводимого звездчатого витража фо... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
13.06.2023
Юлия Тарабарина. Модернизм в авангарде
описание:
Здание Красноярского театра оперы и балета (1978, арх. И. А. Михалёв) принадлежит
к распространенному в 1960-1980-х годах типу планировки, получившему название «балкон на помещениях», при котором застекленные фойе и вестибюль с гардеробами располагались под верхними ярусами зрительного зала. Большинство зрелищных сооружений того периода состояли из коробки зрительного зала и пристроенных к ней вспомогательных помещений: фойе с билетными кассами (со стороны главного входа), офисов администрации (со стороны тыльного фасада) и т.д. Уступая основному объему по высоте и капитальности, пристроенные помещения быстрее ветшали, устаревали морально и технологически.
Нечто подобное произошло и с Красноярским театром оперы и балета. Его зрительный зал со сценической коробкой в целом выдержали испытание временем: все 900 посадочных мест (в партере, бельэтаже, ложах бельэтажа и бенуара) обладают хорошей видимостью, а сценическая коробка нуждается разве что в увеличении площади карманов.
Что же касается театральной машинерии, механики сцены, акустического и светового оборудования, хранения и перемещения декораций, кондиционирования и т.д. все это требует модернизации. Устарела и недостаточна инфраструктура комплекса помещений, обслуживающих сцену: театр остро нуждается в новых грим-уборных, репетиционных залах, кабинетах для сотрудников театра. То же можно сказать и об инфраструктуре приема посетителей.
Но, пожалуй, главное качественное приращение, необходимое Красноярскому театру, связано с новой миссией театров в современном обществе. Сегодня театры все чаще прирастают «сопутствующими» функциями – лекториями, творческими студиями, выставочными залами, становясь якорными объектами многофункциональных культурных центров общегородского значения. Красноярской опере такая «общественная нагрузка» показана хотя бы в силу ее ответственного центрального местоположения в структуре городских пространств.
Если сегодня над плоской кровлей существующего театра возвышается только верхушка сценической коробки с колосниками, то по итогам реконструкции на крыше должен вырасти целый агломерат функциональных блоков различного назначения: вторая сцена, многофункциональный зал, репетиционные залы балета, хоровые залы, вокальные классы, студия звукозаписи, детская студия и наконец ресторан с панорамным видом на Енисей и Коммунальный мост. Большинство вышеперечисленных объемов снабжено обращенными на город витринными окнами.
Городской ландшафт, таким образом, может выступать в качестве естественной декорации или своеобразного задника сцены (при необходимости светоизоляции окна завешиваются складными шторками). Витраж многофункционального зала оборудован прозрачным светодиодным экраном, обращенным на площадь перед театром.
С появлением «сопутствующих» функций в составе театрального организма, последний получает не только двойной количественный прирост полезных площадей, но и новое качество, – становится общественно-культурным центром новой формации.
В окружении новых надстроек на полукруглой кровле зрительного зала устраивается открытый амфитеатр, предназначенный как для отдыха, так и для проведения различных шоу под открытым небом. Мы рассчитываем, что это камерное общественное пространство будет обладать притягательной силой агоры главной городской площади от античности до наших дней. И если «площадь на театре» действительно станет излюбленным местом свиданий, встреч и общения, это будет буквальной материализацией известного красноярского мема «встретимся на опере».
«Площадь на театре» и видовая терраса по периметру кровли здания находятся на отметке +19.600 м; для подъема всех желающих прямо с улицы на эту шестиэтажную высоту проектом предусмотрены остекленные эскалаторы. Верхняя площадь с террасой – завершающий штрих в иерархической системе общественных пространств, куда входят теплые крытые пространства вестибюля и фойе театра, а также связанное с ними визуально и физически городское пространство Театральной площади.
В настоящей концепции коробка зрительного зала и сцены практически полностью сохраняет свои габариты (добавляется дополнительный ряд колосников). Этот смысловой «сердечник» здания со всех сторон взят в корсет новых объемов: с флангов к нему примыкают театральный музей, новый кассовый вестибюль, блок приема VIP-гостей, загрузочные кухонь, склад для хранения декораций, а с тыла – семиэтажная пластина нового административно-артистического блока.
Зона главного входа в театр расширяется в сторону Театральной площади, за счет чего вестибюль и фойе театра становятся гораздо просторней и комфортней. В вестибюле гардеробы организуются ближе ко входу («театр начинается с вешалки»), а на их месте напротив главного входа обустраивается основной буфет. Расположенное уровнем выше фойе театра получает продолжение в виде балкона с роскошным панорамным видом на город.
Архитектурное решение нового театрального центра отражает наше стремление взглянуть на памятники зрелого модернизма 1960–1970-х годов сквозь призму его идейного предтечи – русского авангарда и конструктивизма 1920–1930-х годов. Особенно это влияние чувствуется в оформлении пространства на кровле, где геометрия и графичные силуэты построек вдохновлены эскизами театральных декораций работы Александры Экстер, Александра Веснина и Любови Поповой. В образах «верхнего театра» есть нечто от ярмарочных шатров, от деревянных помостов для выступлений скоморохов, но также – от металлоконструкций производства красноярских заводов.
Многообразие визуальных ракурсов, смены и наложения планов, вольная асимметрия и динамичное напряжение формы сообщают силуэту театрального здания акцентное звучание в панораме левобережной предмостной площади. Ажурные микро-доминанты вступают в диалог с городским окружением, служа ориентиром, витриной, рекламной установкой нового культурно-досугового центра.
Изучая колористические решения российских театров, мы обнаружили любопытный факт: «фирменный» цвет интерьеров Большого театра в Москве называли цветом «раскаленного чугуна». Атласной тканью именно такого «пылающего» цвета были обтянуты стены фойе в конце XIX века. Мы предлагаем использовать в отделке театра панели из окрашенного в массе архитектурного бетона и выкраску красным элементов металлоконструкций. Нам показалось, что этот цвет подойдет к городскому интерьеру Театральной площади, выделит здание театра на фоне рядовой застройки и будет символически транслировать окружению тепло очага культуры.
к распространенному в 1960-1980-х годах типу планировки, получившему название «балкон на помещениях», при котором застекленные фойе и вестибюль с гардеробами располагались под верхними ярусами зрительного зала. Большинство зрелищных сооружений того периода состояли из коробки зрительного зала и пристроенных к ней вспомогательных помещений: фойе с билетными кассами (со стороны главного входа), офисов администрации (со стороны тыльного фасада) и т.д. Уступая основному объему по высоте и капитальности, пристроенные помещения быстрее ветшали, устаревали морально и технологически.
Нечто подобное произошло и с Красноярским театром оперы и балета. Его зрительный зал со сценической коробкой в целом выдержали испытание временем: все 900 посадочных мест (в партере, бельэтаже, ложах бельэтажа и бенуара) обладают хорошей видимостью, а сценическая коробка нуждается разве что в увеличении площади карманов.
Что же касается театральной машинерии, механики сцены, акустического и светового оборудования, хранения и перемещения декораций, кондиционирования и т.д. все это требует модернизации. Устарела и недостаточна инфраструктура комплекса помещений, обслуживающих сцену: театр остро нуждается в новых грим-уборных, репетиционных залах, кабинетах для сотрудников театра. То же можно сказать и об инфраструктуре приема посетителей.
Но, пожалуй, главное качественное приращение, необходимое Красноярскому театру, связано с новой миссией театров в современном обществе. Сегодня театры все чаще прирастают «сопутствующими» функциями – лекториями, творческими студиями, выставочными залами, становясь якорными объектами многофункциональных культурных центров общегородского значения. Красноярской опере такая «общественная нагрузка» показана хотя бы в силу ее ответственного центрального местоположения в структуре городских пространств.
Если сегодня над плоской кровлей существующего театра возвышается только верхушка сценической коробки с колосниками, то по итогам реконструкции на крыше должен вырасти целый агломерат функциональных блоков различного назначения: вторая сцена, многофункциональный зал, репетиционные залы балета, хоровые залы, вокальные классы, студия звукозаписи, детская студия и наконец ресторан с панорамным видом на Енисей и Коммунальный мост. Большинство вышеперечисленных объемов снабжено обращенными на город витринными окнами.
Городской ландшафт, таким образом, может выступать в качестве естественной декорации или своеобразного задника сцены (при необходимости светоизоляции окна завешиваются складными шторками). Витраж многофункционального зала оборудован прозрачным светодиодным экраном, обращенным на площадь перед театром.
С появлением «сопутствующих» функций в составе театрального организма, последний получает не только двойной количественный прирост полезных площадей, но и новое качество, – становится общественно-культурным центром новой формации.
В окружении новых надстроек на полукруглой кровле зрительного зала устраивается открытый амфитеатр, предназначенный как для отдыха, так и для проведения различных шоу под открытым небом. Мы рассчитываем, что это камерное общественное пространство будет обладать притягательной силой агоры главной городской площади от античности до наших дней. И если «площадь на театре» действительно станет излюбленным местом свиданий, встреч и общения, это будет буквальной материализацией известного красноярского мема «встретимся на опере».
«Площадь на театре» и видовая терраса по периметру кровли здания находятся на отметке +19.600 м; для подъема всех желающих прямо с улицы на эту шестиэтажную высоту проектом предусмотрены остекленные эскалаторы. Верхняя площадь с террасой – завершающий штрих в иерархической системе общественных пространств, куда входят теплые крытые пространства вестибюля и фойе театра, а также связанное с ними визуально и физически городское пространство Театральной площади.
В настоящей концепции коробка зрительного зала и сцены практически полностью сохраняет свои габариты (добавляется дополнительный ряд колосников). Этот смысловой «сердечник» здания со всех сторон взят в корсет новых объемов: с флангов к нему примыкают театральный музей, новый кассовый вестибюль, блок приема VIP-гостей, загрузочные кухонь, склад для хранения декораций, а с тыла – семиэтажная пластина нового административно-артистического блока.
Зона главного входа в театр расширяется в сторону Театральной площади, за счет чего вестибюль и фойе театра становятся гораздо просторней и комфортней. В вестибюле гардеробы организуются ближе ко входу («театр начинается с вешалки»), а на их месте напротив главного входа обустраивается основной буфет. Расположенное уровнем выше фойе театра получает продолжение в виде балкона с роскошным панорамным видом на город.
Архитектурное решение нового театрального центра отражает наше стремление взглянуть на памятники зрелого модернизма 1960–1970-х годов сквозь призму его идейного предтечи – русского авангарда и конструктивизма 1920–1930-х годов. Особенно это влияние чувствуется в оформлении пространства на кровле, где геометрия и графичные силуэты построек вдохновлены эскизами театральных декораций работы Александры Экстер, Александра Веснина и Любови Поповой. В образах «верхнего театра» есть нечто от ярмарочных шатров, от деревянных помостов для выступлений скоморохов, но также – от металлоконструкций производства красноярских заводов.
Многообразие визуальных ракурсов, смены и наложения планов, вольная асимметрия и динамичное напряжение формы сообщают силуэту театрального здания акцентное звучание в панораме левобережной предмостной площади. Ажурные микро-доминанты вступают в диалог с городским окружением, служа ориентиром, витриной, рекламной установкой нового культурно-досугового центра.
Изучая колористические решения российских театров, мы обнаружили любопытный факт: «фирменный» цвет интерьеров Большого театра в Москве называли цветом «раскаленного чугуна». Атласной тканью именно такого «пылающего» цвета были обтянуты стены фойе в конце XIX века. Мы предлагаем использовать в отделке театра панели из окрашенного в массе архитектурного бетона и выкраску красным элементов металлоконструкций. Нам показалось, что этот цвет подойдет к городскому интерьеру Театральной площади, выделит здание театра на фоне рядовой застройки и будет символически транслировать окружению тепло очага культуры.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
19.12.2024
Звери в пещере
Сергей Падалко18.12.2024
Река и форм, и смыслов
Антон Надточий, Вера Бутко18.12.2024
Лунка и сопка
Антон Шаталов17.12.2024
Жизнестроительство на своей шкуре
Технологии:
20.12.2024
КНАУФ ГИПС
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной детской больницы
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.КНАУФ ГИПС
18.12.2024
Новые горизонты
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство стиля и образов
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.Новые горизонты
17.12.2024
РЕХАУ
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре с алюминиевыми СПК
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.РЕХАУ
16.12.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый квартал»
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.АО «Фирма «КИРИЛЛ»
13.12.2024
ПАО "СИБУР Холдинг", IND
Архитектурная вселенная материалов IND
Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.ПАО "СИБУР Холдинг", IND