RSS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44

Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского

информация:

  • статус
    проект
  • даты
    20222023
  • место
    Красноярск
    улица Перенсона, 2
  • координаты
    56.008673, 92.868378
  • функция
    Культурный / Театр
  • общая площадь
    19 800 м2
  • высота
    36 000
  • Большой зрительный зал (900 мест)
    Дубль-сцена – 685 м2
    Музей – 260 м2
    Репетиционные залы – 1300 м
    Детская оперная студия – 490 м2
    Студия звукозаписи – 200 м2
    Многофункциональный зал – 335 м2
    VIP зона с конференц-залом – 325 м2


     
Никита Явейн
Иван Кожин

авторский коллектив

Студия 44:
Никита Явейн, Иван Кожин, Арсений Киргизов, Виктория Новикова, Андрей Патрикеев, 
Соня Сордия, Николай Трофименков, при участии Алены Амелькович, Бориса Немцева, Саши Покатович

Студия  «Шоу Консалтинг»:
Художественный руководитель: Глеб Фильштинский, ГИП: Михаил Брусницын; Гидал Шугаев, Наталья Тузова, Александр Берман

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: Красноярское государственное автономное учреждение культуры Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского (по инициативе губернатора Александра Усса при поддержке компании «Норникель»)
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

28.06.2023

Юлия Тарабарина. Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра

Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.

Я ошиблась. Рассказывая о проекте победителя конкурса на реконструкцию Красноярского театра оперы и балета, бюро Wowhaus, я сообщила, что театр будет снесен полностью, помимо сохраняемых скульптур девушек-муз и воспроизводимого звездчатого витража фо...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44

описание:

Здание Красноярского театра оперы и балета (1978, арх. И. А. Михалёв) принадлежит 
к распространенному в 1960-1980-х годах типу планировки, получившему название «балкон на помещениях», при котором застекленные фойе и вестибюль с гардеробами располагались под верхними ярусами зрительного зала. Большинство зрелищных сооружений того периода состояли из коробки зрительного зала и пристроенных к ней вспомогательных помещений: фойе с билетными кассами (со стороны главного входа), офисов администрации (со стороны тыльного фасада) и т.д. Уступая основному объему по высоте и капитальности, пристроенные помещения быстрее ветшали, устаревали морально и технологически.
 
Нечто подобное произошло и с Красноярским театром оперы и балета. Его зрительный зал со сценической коробкой в целом выдержали испытание временем: все 900 посадочных мест (в партере, бельэтаже, ложах бельэтажа и бенуара) обладают хорошей видимостью, а сценическая коробка нуждается разве что в увеличении площади карманов.

Что же касается театральной машинерии, механики сцены, акустического и светового оборудования, хранения и перемещения декораций, кондиционирования и т.д. все это требует модернизации. Устарела и недостаточна инфраструктура комплекса помещений, обслуживающих сцену: театр остро нуждается в новых грим-уборных, репетиционных залах, кабинетах для сотрудников театра. То же можно сказать и об инфраструктуре приема посетителей.

Но, пожалуй, главное качественное приращение, необходимое Красноярскому театру, связано с новой миссией театров в современном обществе. Сегодня театры все чаще прирастают «сопутствующими» функциями – лекториями, творческими студиями, выставочными залами, становясь якорными объектами многофункциональных культурных центров общегородского значения. Красноярской опере такая «общественная нагрузка» показана хотя бы в силу ее ответственного центрального местоположения в структуре городских пространств.

Если сегодня над плоской кровлей существующего театра возвышается только верхушка сценической коробки с колосниками, то по итогам реконструкции на крыше должен вырасти целый агломерат функциональных блоков различного назначения: вторая сцена, многофункциональный зал, репетиционные залы балета, хоровые залы, вокальные классы, студия звукозаписи, детская студия и наконец ресторан с панорамным видом на Енисей и Коммунальный мост. Большинство вышеперечисленных объемов снабжено обращенными на город витринными окнами.

Городской ландшафт, таким образом, может выступать в качестве естественной декорации или своеобразного задника сцены (при необходимости светоизоляции окна завешиваются складными шторками). Витраж многофункционального зала оборудован прозрачным светодиодным экраном, обращенным на площадь перед театром.

С появлением «сопутствующих» функций в составе театрального организма, последний получает не только двойной количественный прирост полезных площадей, но и новое качество, – становится общественно-культурным центром новой формации.

В окружении новых надстроек на полукруглой кровле зрительного зала устраивается открытый амфитеатр, предназначенный как для отдыха, так и для проведения различных шоу под открытым небом. Мы рассчитываем, что это камерное общественное пространство будет обладать притягательной силой агоры главной городской площади от античности до наших дней. И если «площадь на театре» действительно станет излюбленным местом свиданий, встреч и общения, это будет буквальной материализацией известного красноярского мема «встретимся на опере».

«Площадь на театре» и видовая терраса по периметру кровли здания находятся на отметке +19.600 м; для подъема всех желающих прямо с улицы на эту шестиэтажную высоту проектом предусмотрены остекленные эскалаторы. Верхняя площадь с террасой – завершающий штрих в иерархической системе общественных пространств, куда входят теплые крытые пространства вестибюля и фойе театра, а также связанное с ними визуально и физически городское пространство Театральной площади.

В настоящей концепции коробка зрительного зала и сцены практически полностью сохраняет свои габариты (добавляется дополнительный ряд колосников). Этот смысловой «сердечник» здания со всех сторон взят в корсет новых объемов: с флангов к нему примыкают театральный музей, новый кассовый вестибюль, блок приема VIP-гостей, загрузочные кухонь, склад для хранения декораций, а с тыла – семиэтажная пластина нового административно-артистического блока.

Зона главного входа в театр расширяется в сторону Театральной площади, за счет чего вестибюль и фойе театра становятся гораздо просторней и комфортней. В вестибюле гардеробы организуются ближе ко входу («театр начинается с вешалки»), а на их месте напротив главного входа обустраивается основной буфет. Расположенное уровнем выше фойе театра получает продолжение в виде балкона с роскошным панорамным видом на город.

Архитектурное решение нового театрального центра отражает наше стремление взглянуть на памятники зрелого модернизма 1960–1970-х годов сквозь призму его идейного предтечи – русского авангарда и конструктивизма 1920–1930-х годов. Особенно это влияние чувствуется в оформлении пространства на кровле, где геометрия и графичные силуэты построек вдохновлены эскизами театральных декораций работы Александры Экстер, Александра Веснина и Любови Поповой. В образах «верхнего театра» есть нечто от ярмарочных шатров, от деревянных помостов для выступлений скоморохов, но также – от металлоконструкций производства красноярских заводов.

Многообразие визуальных ракурсов, смены и наложения планов, вольная асимметрия и динамичное напряжение формы сообщают силуэту театрального здания акцентное звучание в панораме левобережной предмостной площади. Ажурные микро-доминанты вступают в диалог с городским окружением, служа ориентиром, витриной, рекламной установкой нового культурно-досугового центра.

Изучая колористические решения российских театров, мы обнаружили любопытный факт: «фирменный» цвет интерьеров Большого театра в Москве называли цветом «раскаленного чугуна». Атласной тканью именно такого «пылающего» цвета были обтянуты стены фойе в конце XIX века. Мы предлагаем использовать в отделке театра панели из окрашенного в массе архитектурного бетона и выкраску красным элементов металлоконструкций. Нам показалось, что этот цвет подойдет к городскому интерьеру Театральной площади, выделит здание театра на фоне рядовой застройки и будет символически транслировать окружению тепло очага культуры.
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вход в театр
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Эскалатор. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Эскалатор
© Студия 44
Афмитеатр на кровле. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Внутренняя площадь
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Фойе
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Зрительный зал
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Фойе
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Ресторан
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Многофункциональный зал
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Ситуационный план
© Студия 44
Генеральный план. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Генеральный план
© Студия 44
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
«Площадь на театре»: открытый амфитеатр на кровле. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Объемно-пространственное рещение. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Объемно-пространственное решение
© Студия 44
«Площадь внутри театра»: общественное пространство в нижнем ярусе: фойе театра. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Функциональное зонирование. Схема распределения функций в пристраиваемых объемах. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Функциональное зонирование
© Студия 44
Функциональное зонирование. Схема распределения функций в пристраиваемых объемах. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Функциональное зонирование
© Студия 44
Аксонометрия. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Планы на отметке -6.300 и -3.300. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Планы на отметке 0.000 и 3.400. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Планы на отметке 6.800 и 10.200. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Планы на отметке 13.600 и 17.000. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Планы на отметке 19.600 и 21.390. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© Студия 44
Схема демонтируемых конструкций. Серым сохраняемые, красным демонтируемые. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема демонтирируемых конструкций
© Студия 44
Востоный фасад (главный вход). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Восточный фасад
© Студия 44
Южный фасад. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Южный фасад
© Студия 44
Северный фасад. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Северный фасад
© Студия 44
Тыльный западный фасад (офисы администрации). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Западный фасад
© Студия 44
Разрез 1-1 (продольный). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Разрез 1-1
© Студия 44
Разрез 2-2 (поперечный). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Разрез 2-2
© Студия 44
Разрез 3-3 (поперечный). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Разрез 3-3
© Студия 44
Разрез 4-4 (поперечный). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Разрез 4-4
© Студия 44
Разрез 5-5 (поперечный). Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Разрез 5-5
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталья Сидорова
  • Алексей Полищук
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Чобан
  • Павел Андреев
  • Евгений Зеленов
  • Екатерина Кузнецова
  • Степан Липгарт
  • Алексей Орлов
  • Григорий Мустафин
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Сухов
  • Юрий Виссарионов
  • Михаил Давыдов
  • Владислав Андреев
  • Константин Ходнев
  • Сергей Орешкин
  • Наталия Шилова
  • Никита Явейн
  • Анастасия Абашева
  • Андрей Михайлов
  • Григориос Гавалидис
  • Егор Донцов
  • Дмитрий Буш
  • Александр Асадов
  • Сергей Труханов
  • Энди Сноу
  • Олег Мединский
  • Ростислав Цайзер
  • Александра Кузьмина
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Роман Леонидов
  • Игорь Членов
  • Илья Уткин
  • Юлий Борисов
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Зураб Басария
  • Михаил Канунников
  • Андрей Чуйков
  • Татьяна Гук
  • Роман Грибанов
  • Антон Надточий
  • Владимир Тихонов
  • Александр Котенков
  • Владимир Ковалёв
  • Евгений Подгорнов
  • Иван Кожин
  • Александр Скокан
  • Сергей Никешкин
  • Константин Таранов
  • Антон Лукомский
  • Валерий Лукомский
  • Александр Самарин
  • Всеволод Медведев
  • Василий Крапивин
  • Левон Айрапетов
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Климов
  • Виталий Лутц
  • Раис Баишев
  • Станислав Белых
  • Вера Бутко
  • Марина Егорова
  • Анна Иванова
  • Илья Машков
  • Валерия Преображенская
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Романов
  • Николай Кикава
  • Полина Воеводина
  • Сергей Кузнецов
  • Анатолий Столярчук

Проект из каталога (случайный выбор)

Торговый комплекс в 39 микрорайоне Люблино
Александр Скокан, Валерий Каняшин, 2005 – 2008
Торговый комплекс в 39 микрорайоне Люблино

Постройки и проекты (новые записи):

  • Академия Единоборств
  • Бизнес-центр на Ходынской
  • ЖК Portland
  • Кафе PIMS в Dubai Hills
  • Офис Stratera
  • Бутик женской одежды «Sashaskvo»
  • Дом на Большом Сампсониевском проспекте
  • Общественное пространство «Садовых кварталов»
  • Ресторан высокой морской кухни «Barca»

Новости российской архитектуры:

Пара театралов
20.12.2024

Пара театралов

Никита Явейн
Звери в пещере
19.12.2024

Звери в пещере

Сергей Падалко
Река и форм, и смыслов
18.12.2024

Река и форм, и смыслов

Антон Надточий, Вера Бутко
Лунка и сопка
18.12.2024

Лунка и сопка

Антон Шаталов

Технологии:

20.12.2024

Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной детской больницы

В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
КНАУФ ГИПС
18.12.2024

Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство стиля и образов

В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Новые горизонты
17.12.2024

Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре с алюминиевыми СПК

С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
РЕХАУ
16.12.2024

​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый квартал»

Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
13.12.2024

Архитектурная вселенная материалов IND

​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
ПАО "СИБУР Холдинг", IND
другие статьи