Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44

Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»

информация:

  • статус
    проект
  • даты
    2016
  • место
    Россия, Санкт-Петербург
    Московский проспект, д. 65, лит. "А"
  • функция
    Жилой / жилой комплекс
  • площадь участка
    3,3 га
  • общая площадь
    87 100 м2
  • Общее количество квартир – 411
Никита Явейн

Никита Явейн /

Nikita Yavein / Россия
Иван Кожин

Иван Кожин /

Ivan Kozhin / Россия
Студия 44

Студия 44 /

Studio 44 / Россия
авторский коллектив
Архитекторы: Н.И. Явейн, Е.Ю. Алёшина, Н.В. Жуков, Д.Ю. Кожин, В.Л. Кулаченков, Р.О. Покровский, В.Б. Пономарёв
Конструкторы: А.С. Кривоносов, А.С. Кривошеина, В.Ю. Кузнецова, М.В. Новосёлов, С.А. Шведов
ГИП'ы: Л.В. Герштейн, М.С. Рогожкина

партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: Legenda Intelligent Development, ООО «Формат»

Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

01.08.2019

Елена Петухова. Поиск стиля

В стремлении найти ответ на давний вопрос о петербургском стиле «Студия 44» соединила контекстуальные аллюзии, современный парафраз северной неоклассики и альтернативный подход к квартальной застройке. Получилось крупно и цельно.

Легенда об архитектуре Архитектура сложносоставной вид искусства, связанный с длительностью реализации и принятием множества решений участниками процесса. Она требует постоянного объяснения и аргументации, архитекторы к этому привыкли, их так учат...   читать дальше
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44

описание:

Градостроительная ситуация
Участок проектирования расположен в западной части Адмиралтейского района на пересечении Московского проспекта с набережной Обводного канала, на территории, где ранее находился молочный комбинат объединения «Петмол».

Участок ограничен:
с севера – набережной Обводного канала;
с запада – участком, на котором располагается недавно построенное многоквартирное жилое здание по адресу: набережная Обводного канала, д. 108, литера «А»;
с юго-запада – участком, отведенным под строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Московский проспект, д. 65, литера Э, П;
с юго-востока – наземным павильоном станции метро «Фрунзенская»;
с востока – Московским проспектом.

Площадь участка составляет 3,3 га. По периметру участка с западной, южной и, частично, с северной стороны расположены постройки объекта культурного наследия федерального значения «Скотопригонный двор» (1823-26, арх. И. И. Шарлемань 1-ый), состоящего из Главного корпуса и двух боковых Флигелей. Вдоль этих корпусов на рассматриваемой территории установлена охранная зона шириной от 4 до 23 метров.

Помимо охраняемых памятников на участке находятся производственные корпуса Молочного завода, возведенные в 1932-34 годах в конструктивистском стиле (арх. В. Ф. Твелькмейер, А. М. Соколов, И. И. Фомин) и радикально перестроенные в 1949-52 годах с изменением объемно-пространственного решения и оформлением в стиле «сталинского ампира» (арх. В. А. Матвеев). В те же годы было перестроено северное крыло исторического здания Скотопригонного двора с устройством нового трехэтажного корпуса проходной со стороны Обводного канала. В соответствии с новым объемно-планировочным решением корпус проходной был сдвинут западнее исторической оси Скотопригонного двора.

Участок проектирования находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2-1. Кроме того, часть территории подпадает под особые требования касательно высоты застройки по фронту набережной Обводного канала и Московского проспекта: не выше 25 м на расстоянии 20 м от красной линии и не выше 30 м на расстоянии 50 м от красной линии. Остальная часть участка находится в зоне ограничений по высоте 28/33 м.

Идеология проекта
Формально площадка проектирования лежит вне границ памятника архитектуры первой трети XIX века, и настоящим проектом намечена полная разборка зданий, которые не являются объектами культурного наследия и не представляют исторической ценности. По сути же проект разворачивается на внутренней территории бывшего Скотопригонного двора, некогда разлинованной параллельными рядами прясел для привязи 5 000 быков. Между пряслами, в направлении с востока на запад, был оставлен широкий проход для покупателей и торговцев – главная планировочная ось комплекса. Перпендикулярная ей вторая ось проходила между северными и южными Загонными воротами для скота. Эта идеальная и, вместе с тем, предельно рациональная планировка восходила к гипподамовой системе градопланирования античной Греции, но в еще большей степени – к более жесткой структурной решетке римского военного лагеря (каструма) с его перекрестием главных улиц: кардо (север-юг) и декумануса (запад-восток).

Ансамбль Скотопригонного двора создан в 1823-26 годах, когда тяготевший к греческим образцам александровский классицизм уже сменялся русским ампиром с его романофилией. Произведение Иосифа Ивановича Шарлеманя 1-го интересно тем, что отразило это пограничное состояние классической традиции.

Александровский классицизм находился под сильным влиянием школы Клода-Николя Леду и «мегаломанов» Королевской Академии архитектуры в Париже, их характерного стиля, основанного на выразительном сочетании простых геометрических объемов. Игорь Грабарь писал о том, что если во Франции «естественное развитие классицизма было прервано холодной диктатурой ампира», то «по странной прихоти судьбы Россия становится второй родиной нового стиля, ибо в Петербурге продолжается развитие блестящих французских идей». Иосиф Шарлемань, ученик Чарльза Камерона, окончил Императорскую Академию художеств в 1804 году, когда «предтеча французского ампира» Леду завершал работу над проектом идеального города Шо и рисовал свои знаменитые «Овчарни».

В проекте жилого комплекса на месте бывшего Скотопригонного двора мы почли своим долгом воспроизвести виртуальный предмет охраны – планировочную структуру памятника – и развить ее на новом этапе градостроительной эволюции территории. Мы стремились к тому, чтобы архитектура новых зданий унаследовала генетический код предшественников – как ампира 1830-х, так и ампира 1930-50-х – и чтобы она стала органичным связующим звеном между ними. 

Объемно-пространственное решение
Проектируемый жилой комплекс состоит из двух объемов (блока «А» и блока «Б»), интегрированных в изначальную планировочную решетку Скотопригонного двора. Ось запад-восток, совпадающая с осью симметрии Главного корпуса Скотопригонного двора, получает свое продолжение в новой планировке. Ось север-юг в проектируемом комплексе проходит по центру пешеходной улицы в интервале между двумя симметричными объемами жилого здания. Логическим завершением этой оси становится воссоздание въездной арки со стороны Обводного канала. Арка спроектирована в стилистике проходной Молокозавода по проекту В. А. Матвеева (эта арка, в свою очередь, являлась репликой главного корпуса Скотопригонного двора); однако она уменьшена в объеме и смещена восточнее.

Каждый из двух жилых корпусов представляет собой каре, разомкнутое по оси запад-восток. Размеры корпуса в плане – 115х65 м с внутренним двором 82х32 м. Двухэтажные входные арки связывают внутренние дворы с внутриквартальными улицами и проездами. Семиэтажные здания увенчаны скатными кровлями, в подкровельном пространстве расположены восьмые этажи, обращенные окнами во внутренние дворы.

Предлагаемая объемно-пространственная композиция создает своеобразный эффект «квартала в квартале», где внешний контур сформирован историческими зданиями и дополняющими их блоками «Д» и «Г», которые замыкают периметр участка. Вновь возводимые корпуса образуют внутренний периметр, окаймляющий пространство дворов. Знаковым местом в системе общественных пространств квартала становится камерная площадь на пересечении современных «кардо» и «декумануса».

Функциональная организация комплекса
Этажи со второго по восьмой – жилые; на первом этаже предусмотрены встроенные помещения общественного пользования, предназначенные для сдачи в аренду. Во встроенных помещениях первого этажа западной стороны жилого комплекса размещается ДДУ на 100 мест. Площадь участка детского учреждения – 0,4 га. Доступ в 16 жилых секций предусмотрен из внутренних дворов каждого блока; входы во встроенные помещения – извне. Основной вход в ДДУ организован с северной стороны, при этом каждая из пяти групповых ячеек имеет индивидуальный выход на игровые площадки, расположенные на территории сада.

Под всем проектируемым зданием в уровне второго подземного этажа предусмотрено устройство гаража (автостоянки), которая обеспечит нормативное количество машиномест для жильцов дома и арендаторов встроенных помещений. Въезд в паркинг осуществляется по двум изолированным двухпутным рампам со стороны Обводного канала и с южной стороны участка. Въездные ворота располагаются в двух павильонах (блоки «Д» и «Г»), которые замыкают периметр участка и потому оформлены в стилистике исторических корпусов. Остальная площадь этих блоков отдана под технические помещения и офисы для сдачи в аренду.

Архитектурное решение
Архитектурное решение новых зданий базируется на основополагающем в эпоху александровского классицизма принципе «выразительного сочетания простых геометрических объемов». В то же время, своей масштабной монументальностью новая архитектура заявляет о преемственности по отношению к неоклассике 1950-х годов.

Фасады блоков «А» и «Б», обращенные на Московский проспект и набережную Обводного канала, соотнесены с архитектурным контекстом Московского проспекта по своей тектонике, членениям, пропорциям оконных проемов, ритму пилястр и трехчетвертных колонн. Фасады строго симметричны; ширина окон и интерколумниев увеличивается от нижних этажей к верхним. Трехчастное членение фасадов по вертикали акцентировано отступом вглубь фасадной плоскости двух верхних этажей, за счет чего образуются террасы по периметру здания. В облицовке фасадов использован естественный камень светлых тонов; западающие вглубь элементы отделаны лицевым кирпичом – таким способом достигается эффект «двухслойного» фасада. Ощущение «двухслойности» (на сей раз – стилевой) усиливают обращенные на пешеходную улицу круглые окна по углам здания. Эти иллюминаторы – своеобразная дань памяти конструктивистскому проекту Молокозавода. Фасады блоков «Д» и «Г» решены как продолжение исторических корпусов и выполнены в аналогичных материалах.

Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол». План 1 этажа на отм. +0,000
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол». План 2 этажа на отм. +3,900,+7,200
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол». План 6,7 этажей на отм. +17,550, +20,850
© Студия 44

Никита Явейн,

другие постройки:
  • Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, 2 очередь, Санкт-Петербург
  • Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь, Одинцово
  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы, Санкт-Петербург
  • Жилой микрорайон в Пушкине, Пушкин
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда», Санкт-Петербург
  • Район Царицыно, Москва
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)», Санкт-Петербург
  • Центральный музей Октябрьской железной дороги, Санкт-Петербург
  • Жилой комплекс на ул. Типанова, Санкт-Петербург

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Дмитрий Реутт
  • Никита Явейн
  • Полина Воеводина
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Наталия Шилова
  • Андрей Гнездилов
  • Арсений Леонович
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Васильев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Надточий
  • Александр Попов
  • Катерина Грень
  • Илья Машков
  • Валерий Лукомский
  • Юлия Тряскина
  • Марк Сафронов
  • Александра Кузьмина
  • Зураб Басария
  • Вероника Дубовик
  • Александр Порошкин
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Уткин
  • Никита Токарев
  • Сергей Чобан
  • Всеволод Медведев
  • Михаил Канунников
  • Иван Кожин
  • Александр Скокан
  • Тотан Кузембаев
  • Кристина Павлова
  • Василий Крапивин
  • Евгений Герасимов
  • Вера Бутко
  • Юрий Сафронов
  • Наталия Порошкина
  • Левон Айрапетов
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Труханов
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Подгорнов
  • Станислав Белых
  • Сергей Орешкин
  • Игорь Шварцман
  • Олег Карлсон
  • Николай Миловидов
  • Иван Рубежанский
  • Александр Асадов
  • Владимир Плоткин
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Романов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Павел Андреев
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Олег Мединский
  • Сергей Кузнецов
  • Роман Леонидов
  • Анатолий Столярчук
  • Рустам Керимов
  • Наталия Зайченко
  • Валерия Преображенская

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом с подземным гаражом на ул. Академика Павлова
  • Загородный дом
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Российский павильон на EXPO 2010 в Шанхае
  • Российский павильон на Всемирной EXPO-2010 в Шанхае
  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция

Новости российской архитектуры:

МАФы vs БАФы: неожиданность, функциональность и уместность
19.09.2019

МАФы vs БАФы: неожиданность, функциональность и уместность

Кирилл Губернаторов, Юлия Бурдова, Арсений Леонович, Илья Мукосей, Никита Асадов, Олег Шапиро, Григорий Гурьянов

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
другие статьи