RSS
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44

Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»

информация:

  • статус
    проект
  • даты
    2016
  • место
    Санкт-Петербург
    Московский проспект, д. 65, лит. "А"
  • координаты
    59.907316, 30.316119
  • функция
    Жилой / жилой комплекс
  • площадь участка
    3,3 га
  • общая площадь
    87 100 м2
  • Общее количество квартир – 411
Никита Явейн
Иван Кожин

авторский коллектив

Архитекторы: Н.И. Явейн, Е.Ю. Алёшина, Н.В. Жуков, Д.Ю. Кожин, В.Л. Кулаченков, Р.О. Покровский, В.Б. Пономарёв
Конструкторы: А.С. Кривоносов, А.С. Кривошеина, В.Ю. Кузнецова, М.В. Новосёлов, С.А. Шведов
ГИП'ы: Л.В. Герштейн, М.С. Рогожкина

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: Legenda Intelligent Development, ООО «Формат»
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

01.08.2019

Елена Петухова. Поиск стиля

В стремлении найти ответ на давний вопрос о петербургском стиле «Студия 44» соединила контекстуальные аллюзии, современный парафраз северной неоклассики и альтернативный подход к квартальной застройке. Получилось крупно и цельно.

Легенда об архитектуре Архитектура сложносоставной вид искусства, связанный с длительностью реализации и принятием множества решений участниками процесса. Она требует постоянного объяснения и аргументации, архитекторы к этому привыкли, их так учат...   читать дальше
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44

описание:

Градостроительная ситуация
Участок проектирования расположен в западной части Адмиралтейского района на пересечении Московского проспекта с набережной Обводного канала, на территории, где ранее находился молочный комбинат объединения «Петмол».

Участок ограничен:
с севера – набережной Обводного канала;
с запада – участком, на котором располагается недавно построенное многоквартирное жилое здание по адресу: набережная Обводного канала, д. 108, литера «А»;
с юго-запада – участком, отведенным под строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Московский проспект, д. 65, литера Э, П;
с юго-востока – наземным павильоном станции метро «Фрунзенская»;
с востока – Московским проспектом.

Площадь участка составляет 3,3 га. По периметру участка с западной, южной и, частично, с северной стороны расположены постройки объекта культурного наследия федерального значения «Скотопригонный двор» (1823-26, арх. И. И. Шарлемань 1-ый), состоящего из Главного корпуса и двух боковых Флигелей. Вдоль этих корпусов на рассматриваемой территории установлена охранная зона шириной от 4 до 23 метров.

Помимо охраняемых памятников на участке находятся производственные корпуса Молочного завода, возведенные в 1932-34 годах в конструктивистском стиле (арх. В. Ф. Твелькмейер, А. М. Соколов, И. И. Фомин) и радикально перестроенные в 1949-52 годах с изменением объемно-пространственного решения и оформлением в стиле «сталинского ампира» (арх. В. А. Матвеев). В те же годы было перестроено северное крыло исторического здания Скотопригонного двора с устройством нового трехэтажного корпуса проходной со стороны Обводного канала. В соответствии с новым объемно-планировочным решением корпус проходной был сдвинут западнее исторической оси Скотопригонного двора.

Участок проектирования находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2-1. Кроме того, часть территории подпадает под особые требования касательно высоты застройки по фронту набережной Обводного канала и Московского проспекта: не выше 25 м на расстоянии 20 м от красной линии и не выше 30 м на расстоянии 50 м от красной линии. Остальная часть участка находится в зоне ограничений по высоте 28/33 м.

Идеология проекта
Формально площадка проектирования лежит вне границ памятника архитектуры первой трети XIX века, и настоящим проектом намечена полная разборка зданий, которые не являются объектами культурного наследия и не представляют исторической ценности. По сути же проект разворачивается на внутренней территории бывшего Скотопригонного двора, некогда разлинованной параллельными рядами прясел для привязи 5 000 быков. Между пряслами, в направлении с востока на запад, был оставлен широкий проход для покупателей и торговцев – главная планировочная ось комплекса. Перпендикулярная ей вторая ось проходила между северными и южными Загонными воротами для скота. Эта идеальная и, вместе с тем, предельно рациональная планировка восходила к гипподамовой системе градопланирования античной Греции, но в еще большей степени – к более жесткой структурной решетке римского военного лагеря (каструма) с его перекрестием главных улиц: кардо (север-юг) и декумануса (запад-восток).

Ансамбль Скотопригонного двора создан в 1823-26 годах, когда тяготевший к греческим образцам александровский классицизм уже сменялся русским ампиром с его романофилией. Произведение Иосифа Ивановича Шарлеманя 1-го интересно тем, что отразило это пограничное состояние классической традиции.

Александровский классицизм находился под сильным влиянием школы Клода-Николя Леду и «мегаломанов» Королевской Академии архитектуры в Париже, их характерного стиля, основанного на выразительном сочетании простых геометрических объемов. Игорь Грабарь писал о том, что если во Франции «естественное развитие классицизма было прервано холодной диктатурой ампира», то «по странной прихоти судьбы Россия становится второй родиной нового стиля, ибо в Петербурге продолжается развитие блестящих французских идей». Иосиф Шарлемань, ученик Чарльза Камерона, окончил Императорскую Академию художеств в 1804 году, когда «предтеча французского ампира» Леду завершал работу над проектом идеального города Шо и рисовал свои знаменитые «Овчарни».

В проекте жилого комплекса на месте бывшего Скотопригонного двора мы почли своим долгом воспроизвести виртуальный предмет охраны – планировочную структуру памятника – и развить ее на новом этапе градостроительной эволюции территории. Мы стремились к тому, чтобы архитектура новых зданий унаследовала генетический код предшественников – как ампира 1830-х, так и ампира 1930-50-х – и чтобы она стала органичным связующим звеном между ними. 

Объемно-пространственное решение
Проектируемый жилой комплекс состоит из двух объемов (блока «А» и блока «Б»), интегрированных в изначальную планировочную решетку Скотопригонного двора. Ось запад-восток, совпадающая с осью симметрии Главного корпуса Скотопригонного двора, получает свое продолжение в новой планировке. Ось север-юг в проектируемом комплексе проходит по центру пешеходной улицы в интервале между двумя симметричными объемами жилого здания. Логическим завершением этой оси становится воссоздание въездной арки со стороны Обводного канала. Арка спроектирована в стилистике проходной Молокозавода по проекту В. А. Матвеева (эта арка, в свою очередь, являлась репликой главного корпуса Скотопригонного двора); однако она уменьшена в объеме и смещена восточнее.

Каждый из двух жилых корпусов представляет собой каре, разомкнутое по оси запад-восток. Размеры корпуса в плане – 115х65 м с внутренним двором 82х32 м. Двухэтажные входные арки связывают внутренние дворы с внутриквартальными улицами и проездами. Семиэтажные здания увенчаны скатными кровлями, в подкровельном пространстве расположены восьмые этажи, обращенные окнами во внутренние дворы.

Предлагаемая объемно-пространственная композиция создает своеобразный эффект «квартала в квартале», где внешний контур сформирован историческими зданиями и дополняющими их блоками «Д» и «Г», которые замыкают периметр участка. Вновь возводимые корпуса образуют внутренний периметр, окаймляющий пространство дворов. Знаковым местом в системе общественных пространств квартала становится камерная площадь на пересечении современных «кардо» и «декумануса».

Функциональная организация комплекса
Этажи со второго по восьмой – жилые; на первом этаже предусмотрены встроенные помещения общественного пользования, предназначенные для сдачи в аренду. Во встроенных помещениях первого этажа западной стороны жилого комплекса размещается ДДУ на 100 мест. Площадь участка детского учреждения – 0,4 га. Доступ в 16 жилых секций предусмотрен из внутренних дворов каждого блока; входы во встроенные помещения – извне. Основной вход в ДДУ организован с северной стороны, при этом каждая из пяти групповых ячеек имеет индивидуальный выход на игровые площадки, расположенные на территории сада.

Под всем проектируемым зданием в уровне второго подземного этажа предусмотрено устройство гаража (автостоянки), которая обеспечит нормативное количество машиномест для жильцов дома и арендаторов встроенных помещений. Въезд в паркинг осуществляется по двум изолированным двухпутным рампам со стороны Обводного канала и с южной стороны участка. Въездные ворота располагаются в двух павильонах (блоки «Д» и «Г»), которые замыкают периметр участка и потому оформлены в стилистике исторических корпусов. Остальная площадь этих блоков отдана под технические помещения и офисы для сдачи в аренду.

Архитектурное решение
Архитектурное решение новых зданий базируется на основополагающем в эпоху александровского классицизма принципе «выразительного сочетания простых геометрических объемов». В то же время, своей масштабной монументальностью новая архитектура заявляет о преемственности по отношению к неоклассике 1950-х годов.

Фасады блоков «А» и «Б», обращенные на Московский проспект и набережную Обводного канала, соотнесены с архитектурным контекстом Московского проспекта по своей тектонике, членениям, пропорциям оконных проемов, ритму пилястр и трехчетвертных колонн. Фасады строго симметричны; ширина окон и интерколумниев увеличивается от нижних этажей к верхним. Трехчастное членение фасадов по вертикали акцентировано отступом вглубь фасадной плоскости двух верхних этажей, за счет чего образуются террасы по периметру здания. В облицовке фасадов использован естественный камень светлых тонов; западающие вглубь элементы отделаны лицевым кирпичом – таким способом достигается эффект «двухслойного» фасада. Ощущение «двухслойности» (на сей раз – стилевой) усиливают обращенные на пешеходную улицу круглые окна по углам здания. Эти иллюминаторы – своеобразная дань памяти конструктивистскому проекту Молокозавода. Фасады блоков «Д» и «Г» решены как продолжение исторических корпусов и выполнены в аналогичных материалах.
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44

пресса:

Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол». План 1 этажа на отм. +0,000
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол». План 2 этажа на отм. +3,900,+7,200
© Студия 44
Жилой комплекс на территории комбината «Петмол». План 6,7 этажей на отм. +17,550, +20,850
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталья Сидорова
  • Александр Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Василий Крапивин
  • Станислав Белых
  • Сергей Чобан
  • Энди Сноу
  • Николай Кикава
  • Дмитрий Сухов
  • Андрей Романов
  • Антон Лукомский
  • Иван Кожин
  • Юлий Борисов
  • Владимир Ковалёв
  • Всеволод Медведев
  • Татьяна Гук
  • Антон Надточий
  • Евгений Подгорнов
  • Сергей Никешкин
  • Илья Уткин
  • Михаил Канунников
  • Александр Котенков
  • Ростислав Цайзер
  • Дмитрий Буш
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Асадов
  • Владислав Андреев
  • Илья Машков
  • Игорь Шварцман
  • Григориос Гавалидис
  • Вера Бутко
  • Антон Яр-Скрябин
  • Полина Воеводина
  • Анна Иванова
  • Раис Баишев
  • Сергей Труханов
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Самарин
  • Зураб Басария
  • Андрей Михайлов
  • Юлия Тряскина
  • Олег Мединский
  • Виталий Лутц
  • Никита Явейн
  • Левон Айрапетов
  • Игорь Членов
  • Егор Донцов
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Климов
  • Антон Ладыгин
  • Владимир Плоткин
  • Григорий Мустафин
  • Даниил Лоренц
  • Степан Липгарт
  • Валерий Лукомский
  • Александр Скокан
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Гнездилов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Алексей Курков
  • Михаил Давыдов
  • Алексей Орлов
  • Анатолий Столярчук
  • Константин Ходнев
  • Павел Андреев
  • Роман Леонидов
  • Анастасия Абашева
  • Сергей Орешкин
  • Дмитрий Селивохин
  • Валерия Преображенская
  • Алексей Полищук
  • Екатерина Кузнецова
  • Наталия Шилова
  • Евгений Зеленов

Проект из каталога (случайный выбор)

Частный загородный дом, пос. Барвиха
Александр Асадов, 2001 – 2002
Частный загородный дом, пос. Барвиха

Постройки и проекты (новые записи):

  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
  • Деловой комплекс FRAME
  • ЖК Дом 56
  • Туристско-информационный центр «Калужский Край»
  • Благоустройство ЖК Symphony 34
  • ЖК на Малой Сухаревской
  • ТЦ в Люберцах
  • ЖК City Bay. Квартал North
  • ЖК KING & SONS

Новости российской архитектуры:

Технологии:

18.04.2024

Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон

В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Элит Фасад/Elit Fasad 
18.04.2024

Обаяние романтизма

Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Dulux
09.04.2024

Навстречу ветрам

Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
08.04.2024

Вся правда о клинкерном кирпиче

​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи