Мировое архитектурное наследие XX века
Постройки великих архитекторов и просто знаковые здания, определяющие облик городов, в начале XXI века как получают статус охраняемых памятников, так и оказываются под угрозой уничтожения.
Сооружения эпохи классического модернизма и более поздних лет нередко не попадают в реестры культурного наследия из-за их небольшого "возраста". Однако по масштабу влияния на современную архитектуру они часто не имеют себе равных.
Но каждый конкретный случай требует особого подхода: иногда сооружения по проектам Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ или Фрэнка Ллойда Райта находятся в ужасном физическом состоянии, когда их легче построить заново, чем реставрировать. Но будут ли эти новоделы иметь художественную ценность?
Замечательные постройки архитекторов второго ряда, находящиеся в частном владении, часто подвергаются реконструкции, чтобы их хозяева могли извлечь из них максимум выгоды. Такова ситуация с музейным зданием Эдварда Дюрелла Стоуна на Коламбес-Серкл в Нью-Йорке. Общественность выступала за сохранение первоначального вида памятника, но городская служба охраны наследия пошла на встречу владельцам и признала,что его ценность не настолько велика, чтобы запрещать любые переделки - и он был значительно перестроен.
Иным архитекторам повезло: так, все наследие выдающегося итальянского архитектора 1-й половины XX века Джузеппе Терраньи тщательно охраняется, постоянно проводятся конференции и выставки, посвященные его творчеству. К счастью, он не одинок, и большинство построек видных архитекторов находятся в безопасности - но во многом благодаря тому, что многочисленные общественные организации и отдельные энтузиасты следят за их судьбой и готовы в любой момент встать на их защиту.
Но каждый конкретный случай требует особого подхода: иногда сооружения по проектам Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ или Фрэнка Ллойда Райта находятся в ужасном физическом состоянии, когда их легче построить заново, чем реставрировать. Но будут ли эти новоделы иметь художественную ценность?
Замечательные постройки архитекторов второго ряда, находящиеся в частном владении, часто подвергаются реконструкции, чтобы их хозяева могли извлечь из них максимум выгоды. Такова ситуация с музейным зданием Эдварда Дюрелла Стоуна на Коламбес-Серкл в Нью-Йорке. Общественность выступала за сохранение первоначального вида памятника, но городская служба охраны наследия пошла на встречу владельцам и признала,что его ценность не настолько велика, чтобы запрещать любые переделки - и он был значительно перестроен.
Иным архитекторам повезло: так, все наследие выдающегося итальянского архитектора 1-й половины XX века Джузеппе Терраньи тщательно охраняется, постоянно проводятся конференции и выставки, посвященные его творчеству. К счастью, он не одинок, и большинство построек видных архитекторов находятся в безопасности - но во многом благодаря тому, что многочисленные общественные организации и отдельные энтузиасты следят за их судьбой и готовы в любой момент встать на их защиту.