- 19.01.2019
Мировое архитектурное наследие XX века
Постройки великих архитекторов и просто знаковые здания, определяющие облик городов, в начале XXI века как получают статус охраняемых памятников, так и оказываются под угрозой уничтожения.

Сооружения эпохи классического модернизма и более поздних лет нередко не попадают в реестры культурного наследия из-за их небольшого "возраста". Однако по масштабу влияния на современную архитектуру они часто не имеют себе равных.
Но каждый конкретный случай требует особого подхода: иногда сооружения по проектам Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ или Фрэнка Ллойда Райта находятся в ужасном физическом состоянии, когда их легче построить заново, чем реставрировать. Но будут ли эти новоделы иметь художественную ценность?
Замечательные постройки архитекторов второго ряда, находящиеся в частном владении, часто подвергаются реконструкции, чтобы их хозяева могли извлечь из них максимум выгоды. Такова ситуация с музейным зданием Эдварда Дюрелла Стоуна на Коламбес-Серкл в Нью-Йорке. Общественность выступала за сохранение первоначального вида памятника, но городская служба охраны наследия пошла на встречу владельцам и признала,что его ценность не настолько велика, чтобы запрещать любые переделки - и он был значительно перестроен.
Иным архитекторам повезло: так, все наследие выдающегося итальянского архитектора 1-й половины XX века Джузеппе Терраньи тщательно охраняется, постоянно проводятся конференции и выставки, посвященные его творчеству. К счастью, он не одинок, и большинство построек видных архитекторов находятся в безопасности - но во многом благодаря тому, что многочисленные общественные организации и отдельные энтузиасты следят за их судьбой и готовы в любой момент встать на их защиту.
Позднее
Но каждый конкретный случай требует особого подхода: иногда сооружения по проектам Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ или Фрэнка Ллойда Райта находятся в ужасном физическом состоянии, когда их легче построить заново, чем реставрировать. Но будут ли эти новоделы иметь художественную ценность?
Замечательные постройки архитекторов второго ряда, находящиеся в частном владении, часто подвергаются реконструкции, чтобы их хозяева могли извлечь из них максимум выгоды. Такова ситуация с музейным зданием Эдварда Дюрелла Стоуна на Коламбес-Серкл в Нью-Йорке. Общественность выступала за сохранение первоначального вида памятника, но городская служба охраны наследия пошла на встречу владельцам и признала,что его ценность не настолько велика, чтобы запрещать любые переделки - и он был значительно перестроен.
Иным архитекторам повезло: так, все наследие выдающегося итальянского архитектора 1-й половины XX века Джузеппе Терраньи тщательно охраняется, постоянно проводятся конференции и выставки, посвященные его творчеству. К счастью, он не одинок, и большинство построек видных архитекторов находятся в безопасности - но во многом благодаря тому, что многочисленные общественные организации и отдельные энтузиасты следят за их судьбой и готовы в любой момент встать на их защиту.
- 08.10.2018
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой архитектуры в общественном сознании»
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.- 28.08.2018
Нина Фролова. Подземелье для «Стеклянного дворца»
Памятник финского функционализма Ласипалатси стал частью нового музея Amos Rex по проекту бюро JKMM в центре Хельсинки.- 21.08.2018
Почему надо спасать бывшее посольство Австралии в ГДР // Deutsche Welle, 20.08.2018
Старинные виллы и брутальный бетон соседствуют на улицах бывшего посольского квартала ГДР в Восточном Берлине. Часть бетонных дворцов, в которых когда-то размещались дипломатические представительства разных стран, пришла в упадок, в других, нашедших в свое время покупателей, разместились фирмы, адвокатские конторы и так далее.- 26.07.2018
Нина Фролова, Василий Бабуров. Красный динозавр
Миланский комплекс на 444 квартиры «Монте Амиата» по проекту Карло Аймонино и Альдо Росси, задуманный в конце 1960-х как прогрессивное социальное жилье, но ставший домом для среднего класса – в фотографиях Василия Бабурова.- 25.06.2018
Нина Фролова. Восемь памятников XX века в кризисе и после него
Санаторий в Паймио Алвара Аалто выставлен на продажу, лондонский комплекс Economist четы Смитсон отреставрирован, к ранней постройке Жана Пруве в Большом Париже пристраивают стометровую башню – а также новости из Детройта, Нью-Йорка и шотландской деревни Кардросс.- 30.05.2018
Нина Фролова. Сиднейский оперный театр // Радио «Маяк», 29.05.2018
Музыкальный театр в Сиднее, одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии и одной из главных достопримечательностей континента. Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире и с 1973 года является, наряду с мостом Харбор-Бридж, визитной карточкой Сиднея. 28 июня 2007 года театр внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.- 28.05.2018
Нина Фролова. Новая жизнь для музея вождя
Бюро MVRDV перестроит бывший музей Энвера Ходжи, коммунистического лидера Албании, в образовательный центр для молодежи.- 05.03.2018
Нина Фролова, Денис Есаков. Крепости «Красной Вены»
Многочисленные дома для рабочих, построенные в Вене социал-демократическими бургомистрами в 1923–1933, положили начало ее сильной традиции муниципального жилья. Массивы «Красной Вены» – в фотографиях Дениса Есакова.- 30.01.2018
Нина Фролова, Денис Есаков. Макеты в масштабе 1:1
Поселок Веркбунда в Вене, идеальное социальное жилье, построенное ведущими европейскими архитекторами для выставки 1932 года – в фотографиях Дениса Есакова.- 29.12.2017
Николай Чеканов. Проблемы японской реновации // ИА REGNUM, 28.12.2017
Слухи о возможной «реновации» капсульной башни Накагин 1972 года, авторства Кисё Курокавы, муссирующиеся вот уже 10 лет, всё это время вдохновляют мировое архитектурное сообщество на ревизию наследия метаболизма. Архитектурная история и критика не стоят на месте. Значимые архитектурные концепты недавнего прошлого наконец вполне систематизированы, пора рассматривать их идейное содержание. Жизнеспособность передовых архитектурных замыслов послевоенного мира преодолела узость рассмотрения строго в контексте своего времени и условий и начинает равноправный диалог с нашим настоящим и будущим.- 23.11.2017
Алина Измайлова. Переосмысление постмодернизма
Бюро Snøhetta перестроит базу знаменитого небоскрёба AT&T Филипа Джонсона на Мэдисон-авеню 550 в Нью-Йорке.- 19.09.2017
Всегда Райт // Лента-недвижимость, 15.09.2017
Минувшим летом исполнилось 150 лет со дня рождения американского архитектора Фрэнка Райта. Основоположник органической архитектуры, стиля прерий и открытого пространства за свою жизнь создал более 500 проектов. Большинство из них реализованы. Райт оказал колоссальное влияние на развитие западной архитектуры, а его творения вдохновляют и по сей день. В честь юбилея «Дом» вспомнил самые знаковые строения, рожденные в голове у главного архитектора США.- 10.07.2017
Наталья Мурадова. В Софии сносят памятник «1300 лет Болгарии»
В столице Болгарии начался демонтаж монумента «1300 лет Болгарии». Защитники памятника утверждают, что власти сносят его по политическим и эстетическим мотивам.- 30.06.2017
- выставка
Игры архитектурного разума: Фрэнк Ллойд Райт и его безграничное воображение // ИА «ТАСС», 28.06.2017
В нью-йоркском Музее современного искусства проходит выставка "Фрэнк Ллойд Райт: 150 лет со дня рождения. Раскрытые архивы".- 13.05.2017
- премия
Нина Фролова. За коллективное жилье
Премией Мис ван дер Роэ – 2017 отмечена реконструкция огромного модернистского дома в Амстердаме; сопутствующая премия начинающим архитекторам также присуждена социальному проекту – корпусу на 5 квартир в пригороде Брюсселя.- 25.04.2017
Анна Броновицкая. Ле Корбюзье (Швейцария — Франция, 1887–1965) // Youtube.com, 19.04.2017
Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж». Ле Корбюзье (настоящее имя — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) родился в Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии 6 октября 1887 года. Будучи многосторонне одаренным, реализовал себя в качестве архитектора, градостроителя, дизайнера, художника и писателя, оставив глубокий след в истории архитектуры не только Европы, но и таких стран, как СССР, Индия, Япония, Бразилия и многие другие. Творчество Ле Корбюзье слишком обширно, чтобы его можно было рассмотреть в одной лекции. В фокусе внимания в этот раз были не столько хрестоматийные произведения, сколько менее известные или недостаточно понятые проекты и теории мастера, а также обстоятельства и люди, книги и путешествия, повлиявшие на его формирование и эволюцию. Отдельный сюжет — политические авантюры Ле Корбюзье: надежды, которые он связывал с СССР, правительством Виши и ООН.- 17.04.2017
Анна Броновицкая. Фрэнк Ллойд Райт (США, 1867–1959) // Youtube.com, 17.04.2017
Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж» в рамках цикла «Архитекторы XX века. Часть 1». Райт происходил из семьи проповедников-нонконформистов и обладал необыкновенной способностью убеждать заказчиков в своей правоте. Так появились великолепные и совершенно непрактичные «Дом над водопадом» (1934–1937) и Музей Гуггенхайма (1959), но так же распространился и открытый план в жилой и офисной архитектуре. Создатель концепции «органической архитектуры», Райт пропагандировал близость к природе и на протяжении всей жизни занимался схемами пригородного расселения, но при этом с увлечением проектировал высокие башни. Среди его последних проектов — грандиозный генплан Большого Багдада (1957–1958) и небоскреб «Иллинойс» высотой в милю (1957), а когда Райт умер, на его столе остались наброски экономичного дома из бетонных блоков заводского изготовления. За почти 70-летнюю карьеру Райт создал более 1000 проектов и реализовал 532 из них. Его неизменно называют величайшим из американских архитекторов.Избранные авторы:
Новости российской архитектуры:
13.05.2025
Лемех, лес и небеса
07.05.2025
По ком звонит колокол
Петр Толпин07.05.2025
Медицинская сталь
Технологии:
30.04.2025
Архитект Дизайн
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости для тех, кто создаёт пространства и идеи
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.Архитект Дизайн
11.04.2025
UNISTEM
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения для архитектурных задач
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.UNISTEM
10.04.2025
SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки и создания GeoJSON
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
02.04.2025
ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев Херсонеса
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
01.04.2025
Компания Славдом
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.Компания Славдом