Дюжина сот в спину «Динамо»

Недавно обнародованная концепция офисно-гостиничного здания Станислава Кулиша на Нижней Масловке-17 претендует не просто на роль нового акцента значимой территории, но, как кажется, еще и на то, чтобы изменить расстановку сил и стилевых предпочтений в районе, который в последние годы развивался скорее в парадигме классического градостроительства. Как его ни оценивать, это определенно здание-вызов. Интересно будет наблюдать, что будет дальше.

mainImg
Архитектор:
Станислав Кулиш
Мастерская:
LabVA Pro (Лаборатория виртуальной архитектуры) https://labva.com/
Проект:
Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс
Россия, Москва, ул. Нижняя Масловка, вл. 17

Авторский коллектив:
Руководитель проектной организации: Станислав Всеволодович Кулиш
Архитектор: Елизавета Цветаева, Анна Савельева
Архитектор-техник: Евгения Молодцова

7.2022 — 8.2022
Когда архитектурный совет Москвы в октябре 2022 обсуждал проект офисной башни UNK Юлия Борисова на треугольном участке нынешнего офиса продаж ВТБ Арена Парка и ее вид в перспективе Нижней Масловки / ТТК с Савеловской эстакады, – то, как кажется, ни разу не прозвучало, что перед башней UNK высотой 150 метров, – но ближе, на другом треугольном участке, – уже давно планируется другая башня, высотой порядка 100 м. 
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Участок можно понять как расположенный на перекрестке: ТКК / Нижней Масловки и Новой Башиловки, а также улиц поменьше, Верхней Масловки и Петровско-Разумовской аллеи, которые отходят от ТТК к северо-западу в сторону Петровского замка и стадиона ВТБ Арена. Перекресток характерен для мегаполиса, поскольку представляет собой крупную развязку по повороте автострады, в которую довольно успешно вписался сквер-бульвар и небольшой отрезок моста-туннеля.
Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс. Макет Студия Модель
Фотография © Станислав Кулиш / предоставлена LabVA Pro
Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс. 3D макет. Ракурс со стороны ул. Новая Башиловка
© LabVA Pro
Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс. 3D макет. Ракурс со стороны ул. Нижняя Масловка
© LabVA Pro

Треугольник, образованный названными улицами, раньше, как и вся территория нынешнего ВТБ Арена Парка, принадлежал обществу Динамо. Построить на нем что-то высокое планировалось давно, один из известных нам относительно ранних проектов – 2014 года, был предложен «Группой АБВ» Никиты Бирюкова, следующий был разработан им же: первый вертикально-полосатый, второй орнаментальный, в этом он вторил тогдашнему названию компании-заказчика «Народные художественные промыслы» и одновременно фасадам управляющей компании ВТБ Арены от СПИЧ. А также актуальным тенденциям московской архитектуры середины 2010-х годов, которая в тот момент не на шутку увлекалась орнаментикой и классическими мотивами, конечно, вторил тоже. Но это было уже лет семь назад.

В 2016 году участок на Нижней Масловке, 17 купила компания Sezar Group, в начале 2021 года сообщалось, что компания может вернуться к проекту апарт-комплекса. На сайте mos.ru в данный момент значится упомянутый выше «орнаментальный» проект высотой 20 этажей с датой сдачи в 2024 году. 
  • zooming
    Многофункциональный комплекс на ул. Нижняя Масловка
    © Архитектурная мастерская «Группа АБВ», 2014
  • zooming
    Многофункциональный комплекс на ул. Нижняя Масловка
    © Архитектурная мастерская «Группа АБВ», 2014

Кроме того, окружающая часть города на протяжении последних 10 лет застраивалась с основном архитектурой сдержанно-классического плана, вертикальных пропорций, орнаментированной, как ЖК «Царская площадь», «сталинской», как достраивающаяся сейчас башня Алкон, или хотя бы каменной и с вертикальными пропорциями фасадов, как ВТБ Арена Парк, расположенная ближе всего.
Башня UNK, к слову сказать, продолжает ту же тему. 

И надо же было такому случиться, что в прошедшем 2022 году Станислав Кулиш и его «Лаборатория виртуальной архитектуры» предложили для Нижней Масловки, 17 совершенно иной подход: башню-инсталляцию, яркую и, в общем-то, откровенно дерзкую. 
  • zooming
    Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс. Ракурс со стороны ул. Нижняя Масловка
    © LabVA Pro
  • zooming
    Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс. Ракурс со стороны ул. Новая Башиловка
    © LabVA Pro

Здесь надо сказать, что предыдущие проекты функционально были гостиницей, то есть апартаментами, то есть, на самом деле, ЖК с 4-этажным торговым центром в его нижней части. В новом проекте типология изменилась: башня на треугольном «носу» участка, обращенном в сторону Савелова, занята офисами, объем пониже со стороны ВТБ Арены Парка – гостиница. Между ними, под навесными переходами, которые идут от гостиницы и «впиваются» в объем башни на достаточно большой высоте, образован открытый проход – променад между Башиловкой и Масловкой. Впрочем перед Нижней Масловкой здесь автомобильная трасса, поэтому променад, нужен, вероятно, не как «прокол» городской ткани, а скорее как площадь, объединяющая входы в башню справа и в гостиницу слева, довольно эффектная из-за нависающего сверху объема. 
  • zooming
    Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс. Ближний ракурс со стороны ул. Новая Башиловка
    © LabVA Pro
  • zooming
    Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс. Генплан
    © LabVA Pro

Гостиница не очень высокая и образована конгломератом асимметричных объемов с ленточными окнами, их планируется облицевать темным глазурованным клинкером, авторы сравнивают ее с «массивом горных пород», «обрамляющих драгоценный кристалл». 

Стеклянная офисная башня абрисом напоминает что-то вроде заостренного клинка или, с другой стороны, парус, все это нередко бывает с башнями. Согласно авторскому описанию, ее конструкция будет «выполнена на основе фахверковой системы», а остекление – джамбо. Поверх стеклянной поверхности мы видим сетку медного цвета в виде крупных шестигранных сот, из композитного материала. На внешних фасадах она наложена как экран, а на внутренних, в частности, со стороны площади входа, сетка соединяется со стеклянной поверхностью, образуя рельефные уступы и выступы, тоже шестигранные. Верх башни решен в виде ступенчатых террас; то есть она столь же беспокойна, как и объем гостиницы, но решена иначе – если малый объем решен как природный, то этот – рукотворно-технологичный. 
Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс
© LabVA Pro
Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс
© LabVA Pro
Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс. Макет Студия Модель
Фотография © Станислав Кулиш / предоставлена LabVA Pro

Не менее любопытен третий объем, граненая стеклянная башня, которая служит для подъема к верхней части офисов. Здесь, в этом проекте, вообще довольно заметно акцентировано всё, что имеет отношение к привилегиям: «в том числе выделенный vip-паркинг с доступом к персональным лифтам руководящего состава». Стеклянный кристалл прорезает труба перехода, ведущего к офисной башне, в нем, под круглым прозрачным козырьком – смотровая площадка в сторону Ленинградки. 
  • zooming
    1 / 3
    Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс
    © LabVA Pro
  • zooming
    2 / 3
    Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс. Размещенная на первом плане городская скульптура принадлежит авторству знаменитого скульптора Александра Колдера, взята из открытого источника и использована как компонент дополненной реальности, демонстрирующий возможный элемент городского дизайна
    © LabVA Pro
  • zooming
    3 / 3
    Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс
    © LabVA Pro

Такая, со всех сторон, яркая, не без декоративного вызова, получается деконструкция. Между тем, по словам авторов, архитектурные решения, с одной стороны, «выполнены на основе индивидуального образного поиска», «исключительно персонифицированы и некопируемы», а, с другой стороны, они «учитывают визуальные створы магистралей <...> и демонстрируют позиционную значимость объекта в городской застройке». 

Действительно, башня на повороте ТТК и, как говорилось выше, в центре довольно сложной развязки, будет хорошо заметна, ее роль как акцента логична и предсказуема.

С другой стороны, она реагирует и на контекст: как минимум, выстраивается вдоль красной линии трассы, а стеклянный фасад офисного лобби, «врезанный» в сетчатую башню, как и темно-коричневые горизонтали гостиницы, в перспективе коррелируют с контурами зданий ВТБ Арена Парка. Впрочем, если сейчас, в существующей ситуации, на повороте ТТК хорошо видно, что сетка БЦ «Арена» продолжает карниз соседнего дома номер 3 прямо-таки идеально, то есть она просчитана один-в-один, то на рендерах LabVA стереометрическая стыковка с соседними зданиями не кажется такой уж точной. То ли расчет на то, что асимметричные «скалы» гостиницы закроют дом и сделают точность менее важной, то ли – мы все же имеем дело с концепцией – проект еще будет уточнен и дорисован. 
Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс
© LabVA Pro
Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс. План 1 этажа
© LabVA Pro
Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс. Функциональная схема
© LabVA Pro

В общем, перед нами здание-скала, проект, аккумулирующий очень большое количество смелых визуальных решений, на вкус каких-то даже, скажем так, – виртуальных, не зря же мастерская Станислава Кулиша так называется. Нельзя сказать, что это очень точное решение, но исключительно яркое, острое и заметное, как будто не отсюда, а из метаверса – это факт. Не слишком ли? Не знаю. Интересно, как построят. И построят ли. Очень хочется задуматься о реальности проекта. 
Архитектор:
Станислав Кулиш
Мастерская:
LabVA Pro (Лаборатория виртуальной архитектуры) https://labva.com/
Проект:
Многофункциональный офисно-гостиничный комплекс
Россия, Москва, ул. Нижняя Масловка, вл. 17

Авторский коллектив:
Руководитель проектной организации: Станислав Всеволодович Кулиш
Архитектор: Елизавета Цветаева, Анна Савельева
Архитектор-техник: Евгения Молодцова

7.2022 — 8.2022

22 Февраля 2023

Похожие статьи
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.
Платан и фонтан
Кафе-терраса в сочинском парке «Ривьера» стремится раствориться в окружающей его буйной растительности: деревья растут сквозь перекрытия, в конструктиве предусмотрены отсеки для высадки растений, а панорамные окна истончают границы пространств.
В гостях у Фрэнка
Интерьеры лобби башен комплекса «Павелецкая сити» посвящены легендам американского кинематографа. Чтобы воссоздать атмосферу голливудской роскоши, бюро Олега Клодта обратилось к приемам ар-деко, фактурным материалам и арт-объектам.
Лучи пустыни
В Дубае по проекту бюро IND architects планируют построить школу, рассчитанную на 1750 учеников. Архитекторы учли локальные особенности, предложили «лучевую» планировку и пространства, в которых детям будет комфортно находиться на протяжении всего дня.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.