Приметы городов

Подробный отчёт о конференции, проведённой на Арх Москве в рамках проекта «Приметы городов».

Наталия Алексеева

Автор текста:
Наталия Алексеева

mainImg
Архитектор:
Никита Жиляков
Проект:
Ресторан-клуб «Дом Печати»
Россия, Екатеринбург

2013 — 2014

Учредитель: Олег Кумыш
0 В рамках V Московской биеннале архитектуры и XXI Международной выставки архитектуры и дизайна Арх Москва прошла конференция «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций». Конференция – часть большого проекта, включающего также общероссийскую премию и выставку, на которой были представлены 14 городов со своими культурными достижениями. В планах организаторов – отправить выставку на гастроли по России, постепенно наращивая количество представленных на ней городов, а также продолжить сбор лучших девелоперских проектов, реализуемых на территории России, с целью изучения и популяризации хороших начинаний.

Инициатором и организатором проекта «Приметы городов» выступило коммуникационное агентство «Правила общения» и его руководитель Юлия Зинкевич – автор и куратор всех частей этой масштабной истории. Соорганизатором конференции стало сообщество ARCHiPEOPLE, а продюсером – Людмила Малкис.
Фото предоставлено ЦСИ «Заря»
Проект «Приметы городов»

В дискуссиях конференции приняли участие девелоперы, архитекторы, инициаторы проектов и специалисты, отвечающие за их развитие, из Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Сочи, Воронежа, Новосибирска, Краснодара, Калининграда, Владивостока, Мурманска и других российских городов.

Программа конференции «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций» состояла из шести блоков:
  • Реновация и реконструкция
  • Новое жилое строительство
  • Общественное здание
  • Общественное пространство
  • Новые курорты
  • Лучшие идеи для городского развития
***

Реновация и реконструкция
В блоке «Реновация и реконструкция» были показаны проекты реконструкции гостиницы «Арктика» в Мурманске, Центра современного искусства «Заря» во Владивостоке, курортного комплекса «Камелия» в Сочи, «Дома печати» в Екатеринбурге. адаптация под ГЦСИ здания Арсенала в Кремле Нижнего Новгорода. Объекты разного масштаба и исторической значимости объединило то, что каждый из них – знаковое место своего города и после реконструкции стал точкой притяжения горожан.
Модераторы блока «Реновация и реконструкция»: Игнат Бушухин, РБК Недвижимость; Эвелина Ишметова, RRG, председатель Экспертного совета по редевелопменту РГУД

Модераторами секции выступили Игнат Бушухин (РБК Недвижимость) и Эвелина Ишметова, RRG, председатель Экспертного совета по редевелопменту РГУД.
Гостиница «Арктика» в Мурманске
zooming
Реновация гостиницы «Арктика» в Мурманске. Azimut Отель Мурманск, архитектор – Николай Лызлов, подрядчик – RD Constuction,

Силами архитектора Николая Лызлова и компании RD Construction, которая входит в международный холдинг RD Group, по заказу сети отелей Azimut гостиница «Арктика» – самое высокое здание Кольского полуострова – превратилась в многофункциональный центр, соответствующий современным требованиям. Построенное в 1980-е годы, она – представитель советского модернизма, и при реконструкции Николай Лызлов, убеждённый последователь данного архитектурного направления, сохранил строгий образ, хорошо знакомый горожанам и любимый ими. Это редкий пример внимательного отношения к советскому наследию.
Виктория Рожок, директор по маркетингу и PR RD Constuction

Виктория Рожок, директор по маркетингу и PR RD Construction:
«Реконструкция всегда сложнее, чем строительство с нуля. Появились выставочные центры, переговорные залы. Внедрена немецкая технология нанесения декоративной штукатурки, которая выполняет функцию утепления. Был сделан подземный паркинг, что непросто в условиях мерзлоты и такого трудного грунта, тем более в условиях уже существующего здания».
Игорь Романов, член совета директоров AZIMUT Hotels

Игорь Романов, член совета директоров AZIMUT Hotels:
«Значительный объем времени ушел на то, чтобы сформулировать новые функционалы для этого здания. В результате было принято решение, что гостиничная функция остается одной из существенных, появилось 184 современных номера. Появилась офисная функция объемом примерно 8 000 м2, а также подземный паркинг, основные ритейлы».
Николай Лызлов, архитектор

Николай Лызлов, архитектор:
«Когда мы в первый раз показывали проект, я переживал – как это будет воспринято городом. Но когда мы сказали, что хотим сохранить облик гостиницы «Арктика» таким, какой он есть, это встретило полное единодушие и одобрение. Тут всё сложилось – заинтересованный инвестор, замечательные строители, городская поддержка, поддержка общественности».
***
Арсенал в Кремле в Нижнем Новгороде
zooming
Реконструкция Арсенала в Кремле в Нижнем Новгород. Адаптация под здание ГЦСИ. Архитектор – Евгений Асс

Памятник архитектуры середины XIX века, одно из самых больших зданий Нижегородского кремля, превратился в выставочную площадку ГЦСИ.
Анна Марковна Гор, директор Нижегородского ГЦСИ

Анна Гор, директор Нижегородского ГЦСИ:
«Концепция реконструкции появилась давно, еще в 1994 году, когда мы поняли, что Нижний Новгород отсутствует на карте международной современной культуры. Здание Арсенала, находящееся в ведомстве Министерства обороны, показалось подходящим. Но затем была долгая, серьезная, сложная работа по убеждению общества в том, что здесь должен быть именно Центр современного искусства. И параллельно шла работа в недрах Минобороны, которому была не нужна лишняя нагрузка в виде памятника архитектуры. Эти две тенденции сошлись, и в 2003 году, то есть фактически после десятилетнего периода осмысления проблемы, мы получили здание Арсенала».
zooming
Евгений Асс, архитектор

Евгений Асс, архитектор:
«Мы смогли найти такие компромиссы и такие формы осовременивания здания, которые не вступили в конфликт с действующими реставрационными правилами и законами об охране памятников. Это одно из тех зданий, которое действительно является индикатором современной жизни Нижнего Новгорода, и именно благодаря тому, что в старом, древнем Нижегородском кремле живет современная культура, культура будущего».
***

Центр современного искусства во Владивостоке
Ещё один центр современного искусства появился в кирпичных корпусах бывшей швейной фабрики «Заря».
ЦСИ «Заря», Владивосток
Алиса Багдонайте, директор по развитию Центра современного искусства «Заря», куратор.

Алиса Багдонайте, куратор ЦСИ «Заря» :
«Заря» – это альтернативное городу место. Здесь есть большая пешеходная зона, студии для жилья художников, детские мастерские, библиотека. Площадь объекта – 25 000 м2. Это семь зданий, каждое из которых последовательно реконструировалось, менялось всё, вплоть до проводки и систем пожаротушения. Проект задумывался как творческий кластер, поэтому в зданиях практически не увеличилась этажность. Вся кирпичная кладка сохранилась, большие окна, высокие потолки».
***

Курортный комплекс «Камелия» в Сочи
Курортный комплекс «КАМЕЛИЯ»: Отель Swissotel Resort Sochi Kamelia 5* и апартаменты, Сочи. Реконструкция – «Галс-Девелопмент», «Гинзбург Архитектс»

Одно из лучших зданий, построенных в Сочи в 1930-е годы. Масштабную реконструкцию провела компания «Галс-Девелопмент» по архитектурному проекту бюро «Гинзбург Архитектс».
Курортный комплекс «КАМЕЛИЯ»: Отель Swissotel Resort Sochi Kamelia 5* и апартаменты, Сочи. Реконструкция – «Галс-Девелопмент», «Гинзбург Архитектс»
Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting (компания-консультант по проекту «Камелия»)

Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting – компании-консультанта по проекту «Камелия»:
«На уникальной территории был сохранен парк площадью 6,5 гектара. Историческое здание, которое изначально служило санаторием, было тщательно восстановлено в мельчайших деталях и является сейчас архитектурной доминантой всего комплекса».
Алексей Гинзбург, архитектор, руководитель мастерской «Гинзбург Архитекс»

Алексей Гинзбург, архитектор:
«В городе Сочи отношение к историческим зданиям очень сильно отличается от Москвы или даже Нижнего Новгорода. Понимание того, что памятники нужно сохранять и реставрировать, здесь начисто отсутствовало и отсутствует. Центральное здание, которое, на мой взгляд, является одним из лучших домов в Сочи, наряду с морским и железнодорожным вокзалами, было доведено до такого состояния, что его можно было только снести. Фактически мы воссоздавали здание в точном соответствии с изначальным проектом. Делалось лазерное сканирование, по чертежам воссоздавались детали. Сложности были и с муниципальными сетями, как везде в Сочи, и с рельефом, перепад на этом участке – около 20 метров, и конечно, с зеленью, которая очень густо покрывала парк и которую не хотелось уничтожать».
***

«Дом печати» в Екатеринбурге
zooming
«Дом Печати», Екатеринбург

Многофункциональный проект открыт в бывшей типографии «Уральский рабочий», в здании-памятнике эпохи конструктивизма 1929-1930-х годов.
Семен Гальперин, управляющий партнер «Дома печати»

Семен Гальперин, управляющий партнер «Дома печати»:
«Очень много эклектики в этом помещении, потому что оно предназначено для самых разных мероприятий. Цель была – создать уникальное мультиформатное культурное пространство для нашего города, новый центр культурно-развлекательной жизни, в котором бы выступали важнейшие артисты, не попсовые, а андеграундные. Дизайном помещения занимался архитектор Никита Жиляков».
***

Новое жилое строительство
БЛОК 2. «Новое жилое строительство» Модераторы: Филипп Третьяков, РСГ «Академическое» основатель Repa; Анастасия Подакина, ВТБ Арена Парк
Вера Квитковская, директор «Брусника. Управляющее бюро».

В шорт-лист категории «Новое жилое строительство» прошли проекты из Красноярска (ЖК «Южный Берег»), Краснодара (экогород «Европея»), Санкт-Петербурга (SMART-проекты), Новосибирска (микрорайон «Европейский берег», ЖК «Кедровый», ЖК «Бавария»), Казани (ЖК «Вишневый сад»). Модерировали блок про жильё Филипп Третьяков, основатель RERA, заместитель генерального директора РСГ «Академическое», и Анастасия Подакина, ВТБ Арена Парк.

Микрорайон «Европейский» в Тюмени
ЖК «Европейский», Тюмень. Компания «Брусника»

Один из примеров улучшения качества городской жизни продемонстрировала Вера Квитковская, директор «Брусника. Управляющее бюро». Она указала на важность формирования комфортной и развитой городской среды, которой до последнего времени уделяли мало внимания как застройщики, так и сами покупатели. «Хорошая новость заключается в том, что люди очень быстро меняются, – отмечает Вера Квитковская. – Мы видим на примере наших микрорайонов, как быстро заполняются дворы, спортивные площадки, площади. Нам кажется важным пропагандировать культуру потребления».
ЖК «Каменный ручей», Екатеринбург. Компания «Брусника»
***

ЖК «Авангардное» в Калининградской области
zooming
ЖК «Авангардное», Калининградская область

Развитие темы комфортной среды продемонстрировали на примере жилых комплексов «Авангардное». Это малоэтажные мини-города общей площадью 400 000 м2, на площади почти порядка 100 гектаров, учитывающие интересы всех групп населения. Это и жильё, и строительство объектов социально-бытовой и спортивной инфраструктуры.
Илья Тиняков, директор по связям с общественностью ГК «ТЕРРА-ЗАПАД»

«Компоненты самого проекта – это малоэтажное и среднеэтажное строительство, описывает проект Илья Тиняков, директор по связям с общественностью компании «Терра-Запад». – В «Балтийском» будет и детский сад, и школа, и торговый центр. Строительство задумано для правильной коммуникации и людей с обычными возможностями, и людей с ограниченными возможностями».
***

ЖК «Европея» в Краснодаре
ЖК «Европея», Краснодар

Ещё более масштабный проект, появившийся в 2007 году, отличается не только продуманной инфраструктурой, но и низкой плотностью застройки.
Алексей Трушин, заместитель Президента ГК «Европея»

Алексей Трушин, заместитель президента ГК «Европея»:
«Первоначально это был мультиформатный коттеджный поселок. Были запланированы пятиэтажные дома, общественный центр, коттеджная застройка. Были сомнения: как будут существовать в рамках одного проекта разные форматы? Жизнь показала, что это вполне возможно. Идея заключалась в том, чтобы создать город-спутник, максимально приближенный к европейскому образу жизни. Площадь, вокруг находятся магазины, места отдыха, искусственные водоемы. Чуть дальше – социальные объекты, школа и детский сад. Мы, реализовав проект, не уходим из него, проводим праздники, мероприятия, совершенствуем инженерную инфраструктуру».
***

Общественные здания
БЛОК 3. «Общественное здание». Юлия Зинкевич, куратор. Модераторы: Анастасия Кременчук, Arendator.ru; Юлия Шишалова, Archspeech. Вадим Науменко, исполнительный директор Президентского центра Б.Н.Ельцина

В секции«Общественное здание» были представлены лучшие примеры общественных зданий, построенных за последние годы в городах России, таких как «Ельцин Центр» в Екатеринбурге, Дворец водных видов спорта в Казани, Академия шахмат в Ханты-Мансийске и другие. Анастасия Кременчук из Arendator.ru и Юлия Шишалова из Archspeech.com модерировали блок и задавали участникам вопросы.

«Ельцин Центр» в Екатеринбурге
«Ельцин-центр», Екатеринбург. Автор архитектурного проекта – Борис Бернаскони
zooming
Концепция музея в «Ельцин-центре» – Ralph Appelbaum Associates

Центр был открыт на родине первого президента России в 2015 году по инициативе Фонда Бориса Ельцина. В 2001 году прошел конкурс на оператора; победила американская компания Ralph Appelbaum Associates, и ей было поручено разработать концепцию музея как культурного пространства. Основой центра стало существующее торгово-офисное здание, архитектурный проект реконструкции которого разрабатывал московский архитектор Борис Бернаскони, «одевший» здание в перфорированный светлый металл.

Вадим Науменко, заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина:
«Было сложно разместить музей в круглой форме (часть здания построена в форме шайбы). Наши американские коллеги предложили образ вращающейся турбины, в которой залы расположены как лопасти. Ты проходишь эту лопасть, тебя выбрасывает в центр, ты входишь в следующую лопасть, и так далее. И в конце ты попадаешь в огромный зал с картиной Эрика Булатова «Свобода». Нам хотелось сложные и неоднозначные девяностые годы показать максимально объективно, но и эмоционально. Для этого мы пригласили режиссера Павла Лунгина, который создал сценарий музея».
***

Дворец водных видов спорта в Казани
zooming
Дворец водных видов спорта, Казань. Спроектирован архитектурным бюро SPEECH

Совсем другой по типологии, но не менее значимый для своего города объект открыт в 2011 году. Построенный по проекту бюро SPEECH, это один из крупнейших спортивных комплексов России, он может использоваться и как универсальный Дворец спорта.
Антон Павлов, управляющий архитектурного бюро SPEECH

О конструктивных особенностях объекта рассказал управляющий SPEECH Антон Павлов: «Мы хотели сделать его максимально экологичным и теплым. Мы изучили много исторических моментов, связанных с Татарстаном и исламом, и обратили внимание, что дерево очень широко представлено в республике. В результате получился объект с открытым деревянным каркасом.

Наша любовь – это прыжковая вышка, настоящий арт-объект. Она оказалась сложной и технологически, и с точки зрения изготовления. Нам даже пришлось заказывать специальную форму на авиационном предприятии». А ещё Антон Павлов рассказал и о других работах SPEECH, в том числе о краснодарском стадионе.
Стадион «Краснодар». Проект разработан архитектурным бюро SPEECH
***

Также на конференции был представлен целый блок новых построек Новосибирска, связанных общим понятием – параметрическая архитектура
zooming
Биотехнопарк «Кольцово», Новосибирск. Параметрическая архитектура SpaceStructure, «Несущие системы»

БЦ «Кобра», павильон «Шарик» (кафе), БЦ Flower, кампус Иннополиса, Биотехнопарк «Кольцово» и другие объекты, которые разрабатывала компания «Несущие системы» (технология SpaceStructure). Это сложная, современная стеклянная архитектура, напоминающая бионические формы – гусеницу, цветок.
Параметрическая архитектура SpaceStructure, «Несущие системы»: БЦ “Flower”, Новосибирск
Павильон «Шар», Новосибирск. Параметрическая архитектура SpaceStructure, «Несущие системы»

Появление такой необычной архитектуры в суровых сибирских условиях объясняет Алексей Кашин, директор компании «Несущие системы»: «Вот уже несколько лет основным критерием нашей работы является новизна. Но как воплотить свою фантазию, нарушив архитектурные законы, но не нарушив самой механики? Нужно снять как можно больше ограничений в конструкции. Сегодня для этого мы имеем производственную базу, экспериментальный цех, проектировщиков, производственников, монтажников. Конечно, такая оболочка дороже стандартной на 50-70 процентов. Зато значительно повышается привлекательность каждого такого здания, для нашего города они буквально уникальные, места притяжения.
Алексей Кашин, директор группы компаний «Несущие системы»

Для региона в целом здания из стекла – мечта, ещё несколько лет назад недостижимая в силу климатических особенностей. У нас разработана уникальная технология фасадов, которые позволяют делать действительно эффективные теплые дома».
***

Академия шахмат в Ханты-Мансийске
Академия шахмат, Ханты-Мансийск. Архитектор: Эрик ван Эгераат

Спроектирована голландским архитектором Эриком ван Эгераатом. Трёхуровневое здание без острых углов с необычными окнами-прорезями, отделанное блестящими цинковыми панелями. Интерьер комплекса – разработка ООО «ЮСИ» в согласовании с главным архитектором объекта. Зал-трансформер вмещает 128 игровых мест и предназначен для проведения мероприятий различной направленности.
Алексей Сафиоллин, Директор ООО «ЮСИ», Президент Ассоциации строителей Сургута и Сургутского района

Алексей Сафиоллин, директор ООО «ЮСИ», президент Ассоциации строителей Сургута и Сургутского района:
«Главная идея проекта – создать необычное здание, где внешняя часть не содержит намеков на то, что происходит внутри. Холодная металлическая оболочка создает контраст с его уютным, теплым интерьером».
Екатерина Семихатова, PR-директор Шахматного клуба в Ханты–Мансийске

Екатерина Семихатова, PR-директор проекта:
«Эрик (ван Эгераат) говорил, что в основу проекта он вкладывал идею, что шахматы – это не просто игра ума, это игра ума на время. А в архитектуре выигрывает тот, чья работа «играет» лучше и дольше всех, будет актуальна долгое время. Повезло, что губернатор города, господин Филипенко, разделял нашу точку зрения и был согласен с тем, что городу необходим какой-то знаковый проект. Потому что такие крупные проекты нуждаются в поддержке и продвижении».
***

Новые аэропорты
Красиков Евгений, директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов»
Аэропорт «Стригино», Нижний Новгород

Важные инфраструктурно значимые объекты, которые дают стимул для развития целого города: Нижний Новгород (Стригино, 2016 г.), Екатеринбург (Кольцово, 2003-2014 гг.), Самара (Курумоч, 2015 г.), Ростов-на-Дону (Южный, 2017 г.). Об их реконструкции рассказали архитекторы проектов, а также Евгений Красиков, директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов»: «Аэропорты Регионов» – один из крупнейших региональных аэропортовых холдингов в России, мы управляем четырьмя аэропортами: в городах Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону. Типовой региональный аэропорт – это сарайчик в поле, наследие позднесоветского периода. Ситуация стала меняться в экономически сильных регионах. Сегодня аэропорт Кольцово в Екатеринбурге – ведущий региональный аэропорт в России, самый крупный, самый современный».
Елена Потемкина – дизайнер и автор интерьеров аэропорта «Кольцово» (Nefa Architects)

Елена Потемкина, архитектурное бюро Nefa Architects, делится впечатлениями от процесса работы над проектом:
«Здесь был унылый ряд колонн, который надо было либо как-то подчеркивать, либо как-то скрывать. Взяли цветовую гамму города, у нас появилась многоцветная палитра, многоцветные колонны, в которые спрятались коммуникации. В центральный объемы поставили «скалы» с возможностью подсветки».
Аэропорт «Курумоч», Самара. Реконструкция: Nefa Research, интерьеры Виктор Колупаев
Виктор Колупаев – архитектор и автор интерьеров аэропорта «Курумоч» (Nefa Architects)

Архитектор Виктор Колупаев по-другому подошел к решению интерьеров аэропорта Курумоч в Самаре:
«Вся концепция проекта была построена на космическом статусе города. Самарцы очень гордятся тем, что лучшие двигатели когда-то делали в их городе. Ещё мы вдохновлялись туризмом шестидесятых, творчеством бразильского архитектора Нимейера, ну и немного «Звездными войнами». И венчает всё «летающая тарелка», что ещё раз раскрывает космическую тему в интерьерах».
***

Общественные пространства
БЛОК 4. «Общественное пространство» Юлия Зинкевич, куратор. Модераторы: Светлана Максимченко, заместитель директора «Мосгорпарк»; Валерия Мозганова, Business FM. Наталия Фишман, помощник Президента Татарстана.

В блоке «Общественные пространства» были представлены парки, музеи, культурные центры. Модераторами секции выступили Светлана Максимченко (Мосгорпарк, заместитель директора) и Валерия Мозганова (Business FM). Объединяющей чертой для многих объектов, представленных в секции, стало их нецентральное расположение, тот факт, что их появление помогло депрессивные, иногда довольно маргинальные районы подтянуть на более высокий уровень, изменить менталитет и поведенческие схемы местных жителей.

Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге
Музей уличного искусства, Санкт-Петербург. Авторы проекта реконструкции и благоустройства: архитектурное бюро «Архатака»

Один из самых показательных проектов. Инвестор – председатель попечительского совета музея Дмитрий Зайцев, а авторы проекта реконструкции и благоустройства территории – архитектурное бюро «Архатака». Расположенный на работающем заводе далеко за пределами исторического центра музей уже второй сезон становится точкой притяжения для активной аудитории. Территория музея делится на две зоны: постоянную экспозицию и публичную площадку, где проходят временные выставки и массовые мероприятия.
zooming
Музей уличного искусства, Санкт-Петербург. Авторы проекта: архитектурное бюро «Архатака»

Андрей Зайцев, основатель и директор Музея уличного искусства:
«Из территории завода мы сделали одно из самых модных и уникальных пространств, где проходят самые крутые фестивали, рейвы и самые модные тусовки. Стены зданий мы используем как холсты. И каждую новую выставку мы все полностью закрашиваем, и все заново рисуется».
Музей уличного искусства, Санкт-Петербург: Татьяна Пинчук, директор по развитию и Андрей Зайцев, основатель и директор

Татьяна Пинчук, директор по развитию Музея уличного искусства:
«Музей стрит-арта – единственный в России, в мире. Производство действующее, и у нас даже была выставка, которая называлась «Искусство производства искусства». Художники взаимодействовали с рабочими завода и делали выставку из материалов, которые производит завод, – из пластика. К нам очень много внимания из-за рубежа – и как к проекту урбанистическому, и как к культурной институции. Плюс мы сейчас инициировали большой проект для правительства Санкт-Петербурга и вообще в масштабах страны к чемпионату мира по футболу 2018 года. Потому что стрит-арт – это мощное направление современного искусства».
***

Проекты Татарстана
В Татарстане идет реализация большого количества крупных проектов. Всё это направлено на развитие среды, на повышение качества жизни и привлекательности территорий. Переосмысляется 140 общественных пространств в 45 муниципальных образованиях Татарстана, модернизируется около 30 объектов.
Наталия Фишман – Помощник Президента Татарстана

Наталья Фишман, помощница президента Республики Татарстан:
«У нас начинается реализация большого количества крупных проектов. Всё это направлено на развитие среды, на повышение качества жизни, на повышение привлекательности территорий. И конечно же, в первую очередь, на реализацию «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Был выделен 1 млрд рублей бюджетных средств, для Татарстана это совершенно фантастическая цифра. И, что очень важно, ещё 900 миллионов рублей было инвестировано в программу местными предпринимателями.

Важная отличительная черта Татарстана: чужих людей нет, все свои. И в каждом районе должно появляться что-то для людей. А ещё у нас все соревнуются. Мы сделали по итогам работы в прошлом году рейтинг и ввели грантовый механизм финансирования. Дали деньги в этом году на развитие территорий у воды тем, кто хорошо работал в прошлом году, десяти районам-лидерам.
zooming
Парк «Шамсинур», Альметьевск, Татарстан
zooming
Парк имени Тукая, Нижнекамск, Татарстан

Одним из таких лидеров стал парк с библиотекой в Нижнекамске, имени Тукая. Мы всё понимаем, что такое парк зимой, а тут есть возможность все активности из парка перенести на холодный сезон в правильно сделанную библиотеку. Посещаемость после нововведений выросла в 18 раз.

Ещё одно новое общественное пространство в Татарстане появилось в Муслюмово, в одном из самых отдаленных районов республики. Сделали сквер, центральную улицу, на которой расположены Дом культуры, обновленная библиотека, музей района. И она продолжается напрямую до набережной, которую мы делаем в этом году.

Это была заброшенная, депрессивная зона, которая превратилась в шестикилометровый канал, вдоль которого расположились разные зоны активности, очень интересные с точки зрения архитектуры, очень нетипичные для Татарстана, потому что нет никакой орнаментальности, нет никакой «красоты и богатства». Плавные линии, доступная среда.

Что ещё мы сделали в Татарстане? Ввели новую практику проектирования. Мы делаем настоящие проектные сценарии, потом определяем функциональное зонирование. На семинарах за столом встречаются люди разного возраста, разного социального статуса. В Татарстане, особенно в не самых крупных городах – совершенно другая степень принадлежности, ощущения принадлежности. В населенном пункте, где проживает от 7 до 15 тысяч человек, место компактного проживания превращается в место совместного проживания, где у людей появляется пространство, куда они ходят каждый вечер».
***https://ssl.gstatic.com/ui/v1/icons/mail/images/cleardot.gif

Парк «Алые паруса» в Воронеже
zooming
Парк «Алые паруса», Воронеж. Автор проекта: архитектор Оливье Даме

Ещё один удачный реализованный пример благоустройства. Реконструкция была доверена в 2011 году французскому ландшафтному архитектору Оливье Доме. Получилось очень значимое для города пространство, изменившее стиль жизни жителей района.

В рекордно короткие сроки из маргинального парк превратился в самое посещаемое и любимое горожанами место. Особая гордость парка – розарий. К открытию было высажено 3 000 розовых кустов. Французская компания Meilland специально вывела новый сорт роз, которые могут цвести с мая по октябрь, и назвали их «Воронежские».
Николай Швыряев, директор по развитию парка «Алые паруса»

Николай Швыряев, директор по развитию парка «Алые паруса»:
«Было высажено заново большое количество цветов, уложены газоны, полностью была проведена реконструкция освещения в парке, установили камеры наблюдения, которые частично помогают, как мы считаем, населению вести себя более достойно. Парк стал востребован для проведения культурных мероприятий, не советского формата, а именно современных. У нас уже шестой год проходит Платоновский фестиваль, парк стал площадкой для проведения спектаклей, концертов, первого фестиваля аниме в стране.

Для нас приятный нюанс, что вся архитектура парка, которая была изначально сделана, практически цела. Жители, которые раньше ломали, коверкали, приводили в негодность имущество, они изменились».
***

Пространство TEXTIL в Ярославле
zooming
Пространство TEXTIL, Ярославль

Похожая история развивается в Ярославле, в пространстве TEXTIL. Оно начало возрождаться в 2013 г. на месте бывших хлопковых складов Ярославской большой мануфактуры с превращения складского двора в городскую площадь. Территория располагается не в центральной части города и ставит дополнительную задачу – работу с местными сообществами и локальными темами.

Сергей Кремнев, архитектор, куратор:
«Площадка находится на закрытой территории, изначально это был город-фабрика, которой уже больше 300 лет, текстильное производство. Мы собрали команду волонтеров, активных горожан, и в этом довольно маргинальном районе стали выстраивать диалог с теми людьми, которые живут здесь, вовлекать их в события, происходящие на площадке, – от дискуссий до фестивалей, от выставок до соседских обедов».
Олег Шапиро, Wowhaus

Систематизировал и обобщил тему Олег Шапиро, бюро Wowhaus:
«Общественные пространства бывают разных типов, я лично вижу их, как минимум, три, по типу городов.

Что касается крупного города, такого как, например, Казань, в нём есть многослойная общественная жизнь, многослойное общественное пространство. Деятельность архитекторов, урбанистов состоит в том, что мы должны восстановить общественную ткань без разрывов, скорректировать ее.

Другое дело – областной город, такой, например, как Калуга. Здесь все происходит на одной центральной улице, и больше мест для проведения общественной жизни просто нет. Здесь мы пытаемся создать совершенно новый, дополнительный центр притяжения.
zooming
Фестиваль городской культуры «Арт-овраг», Выкса

И наконец, третья история – например, Выкса, малый город. Это моногород. Для него мы пытаемся тотально сформировать общественную жизнь. Мы надеемся, что эта тотально сформированная общественная жизнь наложится на те места, которые могли бы быть общественными пространствами, и тогда эти общественные пространства в городе случатся».
Фестиваль городской культуры «Арт-овраг», Выкса

 
***

Новые курорты
БЛОК 5. «Новые курорты». Андрей Воскресенский, «Коммерсантъ». Елена Гудилина, директор по развитию проекта «Дача Винтера»; Юлия Бычкова, продюсер фестиваля «Архстояние»; Марк Каганский, девелопер «Конаково Ривер Клаб»; Алексей Розенберг, архитектор

В блоке «Новые курорты»на конференции «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций» были показаны несколько объектов разного масштаба и организационной формы – от респектабельного комплекса гостиниц и апарт-отелей «Роза Хутор» в Красной поляне до кластера «Никола-Ленивец», от восстановления старинных деревень до современных коттеджных поселков. В модерации этой части конференции помогали Юлия Бычкова (Архстояние, ГЦСИ) и Андрей Воскресенский, «Коммерсантъ».

Природно-творческий кластер «Никола-Ленивец» в Калужской области выделялся среди других объектов из лонг-листа этой номинации как единственный в России парк с масштабными ландшафтными инсталляциями, объектами лэнд-арта от лучших российских и зарубежных авторов. Фаворитами были проекты: «Соборная слобода» – восстановление лучших жилых домов в Плесе и их приспособление для современного комфортабельного круглогодичного проживания или летних дач; реконструкция и развитие села с купеческими усадьбами в историко-культурном комплексе «Вятское» Ярославской области; современный эко-отель «Алтика» в сосновом лесу на берегу реки Катунь на Алтае.

Конаково Ривер Клаб
zooming
Event-отель «Конаково Ривер Клаб», Тверская область

Яркий пример нового курорта – «Конаково Ривер Клаб» в Тверской области, о котором рассказали инвестор, девелопер Марк Каганский и архитектор Алексей Розенберг.
«Конаково Ривер Клаб». Архитектор: Алексей Розенберг
Марк Каганский, девелопер «Конаково Ривер Клаб»

Марк Каганский:
«Мы вернули городскому промышленному пространству несвойственную ему изначально природную органичность, провели дезурбанизацию территории. Помогли горожанам, жителям Конаково, вспомнить, чем славился город. Сверхзадача проекта заключается в том, чтобы зародить новые молекулы общества в виде свободы личности и тяги к прекрасному».

В «Конаково Ривер Клаб» проходит до ста событий в год, в любой сезон здесь есть чем заняться: снегоходы, рыбная ловля, сноукайт, коньки, хоккей, спортивные программы, музыкальные фестивали. Много событий, связанных с парусным спортом. Здесь проходят регаты любой сложности – от детских до чемпионатов России.

Часть территории курорта отдана под действительно хорошую архитектуру. Для реализации проекта были приглашены архитекторы Алексей Розенберг и Петр Костелов.
Алексей Розенберг, архитектор

 «У каждой категории домов в «Конаково Ривер Клаб» свой облик, свой сценарий, – рассказывает Алексей Розенберг. Организация территории строится вокруг гостиницы, от неё расходится круг таунхаусов и домов в аренду – общественная часть посёлка. На периферии курорта – зона частных территорий. А в буферной зоне, посередине, строятся 6-8 групп домов со своими сценариями.

В этом проекте мы затеяли игру. Если вспомнить картины Малевича и посмотреть на наши дома, вы буквально сможете узнать некие принципы, которые здесь заложены. Во-первых, каждый дом как символ, как некая абсолютная форма – первичная, понятная. И второй простейший принцип Малевича – это деление. Вот дома и таунхаусы можно разделить на две части, провести линию. Одна из групп домов организована по принципу «форма делает форму». То есть пространство между домами примерно такое же, как и сами дома. Они организуют такую супрематическую композицию.

Надо сказать, что все наши дома построены по очень простой математике. Это всё время простой прямоугольник, мы манипулируем комбинаторикой. Во всех домах есть свои сценарии, свои архитектурные затеи, свои манипуляции с масштабом».
***

Никола-Ленивец
Природно-творческий кластер Никола-Ленивец, Калужская область. «Бобур» Николая Полисского

Что касается «Никола-Ленивца», отмеченного и экспертным советом, и открытым голосованием премии «Приметы городов. Лучшие региональные решения в области девелопмента и реноваций» как лучший «новый курорт», куда «всегда хочется возвращаться», то его история началась 25 лет назад, в 1989 году, когда архитектор Василий Щетинин уехал в Никола-Ленивец и начал приглашать туда своих творческих друзей, среди которых был и художник Николай Полисский, чьи ландшафтные работы определили стилистику места. Большой толчок развитию уникальной территории вот уже больше 10 лет дает фестиваль «Архстояние», на который его продюсер Юлия Бычкова в этом году пригласила всех приехать 22-24 июля. В этом году тема фестиваля – «Убежище».
Природно-творческий кластер Никола-Ленивец, Калужская область. «Вселенский разум» Николая Полисского
Юлия Бычкова, продюсер фестиваля «Архстояние»
***

«Дача Винтера»
zooming
Парк отель «Дача Винтера», пос. Тарулинна, Карелия, берег Ладожского озера

Более локальный проект. Парк-отель расположен на берегу Ладожского озера, в 300 километрах от Санкт-Петербурга, в карельском посёлке Тарулинна. Это место началось с загородного дома доктора Густава Винтера, который был построен в 1909 году в стиле северного модерна известным финским архитектором Элиэлем Саариненом, и сегодня он составляет ядро курорта.
Елена Гудилина, директор по развитию проекта «Дача Винтера»

Елена Гудилина, директор по развитию отеля, поясняет:
«Мы располагаем очень камерным номерным фондом, мы продвигаем культуру загородного отдыха, поэтому максимальная вместимость «Дачи Винтера» – 110 человек. Перед архитекторами была поставлена задача создать проект, который не разрушит окружающую среду, а дополнит её».
***

Лучшие идеи для городского развития
БЛОК 6. «Лучшая идея для городского развития» Юлия Зинкевич – куратор. Модераторы: Григорий Ревзин, Партнер в Strelka Institute for Media, Architecture and Design; Сергей Георгиевский, агентство стратегического развития «Центр»

В блоке «Лучшая идея для городского развития» были представлены проекты в Казани, Томске, Самаре, Калининграде и даже Якутске. Эту перспективную тему модерировали Григорий Ревзин, партнер в Strelka Institute for Media, Architecture and Design, и Сергей Георгиевский, представляющий агентство территориального развития «Центр».

Набережные озёр Кабан
zooming
Проект развития и благоустройства системы озер Кабан, Казань

Концепция развития набережных и береговой полосы системы озер Кабан в Казани выбиралась по итогам конкурса. Победителем, впервые в истории архитектурных конкурсов в России, стал консорциум, лидером которого выступало бюро из Китая – Turenscape + MAП (Китай, Пекин – Россия, Москва). Целью проекта было создание общественного пространства, в котором вода становится частью города и действует как гибкий элемент для всех, в любой сезон. О нём рассказала Наталия Фишман, помощник президента Татарстана: «Доктор Ю, глава Turenscape, – именитый архитектор, который реализовал проекты в 60 странах и больше сотни проектов в Китае. Их проект для системы озер Кабан – непрерывная система ландшафта вдоль береговой линии трёх озер, которая связывает достаточно выключенные из городской среды водоемы и Казань между собой».
Наталия Фишман, помощник Президента Татарстана

Важная часть – вовлечение местных специалистов в работу над проектом, считает Наталия Фишман: «У нас есть договоренность с партнерами из Китая, что архитекторы, которых мы отобрали в нашу республиканскую команду, будут проектировать вместе с Turenscape».
***

Музей науки и техники
zooming
Проект музея науки и техники, Томск. Архитекторы: «Студия 44»
Проект музея науки и техники, Томск. Архитекторы: «Студия 44»

Проект Музея науки и техники в Томске «Студии 44» Никиты Явейна также стал победителем конкурса. Образ будущего музея содержит в себе аллюзии на деревянную крепость, положившую начало городу, и на лодки-струги, с которых в 1604 году высадились на берег реки Томи сибирские первопроходцы. Опыт русского деревянного зодчества помножен в проекте на инновации конструктивизма 1920-х годов.
Антон Яр-Скрябин, ГАП, «Студия 44», проект Музея науки и техники, Томск

Вот что рассказал о целевой аудитории проекта Антон Яр-Скрябин, архитектор «Студии 44»: «В первую очередь, пространство ориентировано на молодежь, которая учится в Томске. В городе огромное количество молодых людей, нужно было новое современное выставочное пространство, а также лаборатории, в которых будут производиться научные опыты».
***

«Сердце Города»
zooming
Сердце Города, Калининград. Архитекторы: «Студия 44»

Долгосрочный градостроительный проект, отвечающий на вопрос, каким быть историческому центру Калининграда – сердцу города с семивековой историей. Проект охватывает 12 территорий исторического центра. По итогам архитектурного конкурса также победило архитектурное бюро «Студия 44». Развитием проекта занимается Институт территориального развития.
Иван Кожин, ГАП, «Студия 44», проект «Сердце города», Калининград

«Парк на острове Кнайпхоф, где стоит сохранившийся собор, мы предлагаем сделать главным общественным пространством, – рассказывает представитель «Студии 44» архитектор Иван Кожин. – Вокруг парка организуем шесть новых небольших кварталов, которые соответствуют историческим кварталам Кенигсберга и тем историческим городам, которые когда-то составили Кенигсберг. У каждого своя идентичность, и все вместе – это система различных типов пространств, набережных, открытых и закрытых дворов, маленьких улочек, площадей у воды, площадей не у воды».
***

«Фабрика-кухня»
Проект реставрации Фабрики-Кухни под Средневолжский филиал ГЦСИ, Самара

Ещё один перспективный проект – реконструкция «Фабрики-кухни» в Самаре (1930-1932 гг.) под ГЦСИ и развитие центра Самары. Здание выполнено в форме серпа и молота – эта необычная постройка занесена в Фонд мирового наследия ЮНЕСКО. Пока Самарская область ищет деньги на реализацию красивого проекта, в городе создаются и другие очаги сохранения исторического наследия.
Виталий Стадников, Заместитель декана, доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского. Экс-главный архитектор Самары

Виталий Стадников, заместитель декана, доцент Высшей школы урбанистики, экс-главный архитектор Самары, поясняет:
«Мы нашли целый костяк людей, в том числе и депутатов в местных советах, которые начали собирать активистов-землепользователей, гарантов, по сути, поступательного развития территорий. Был проведен «Том Сойер Фест», который показал, что волонтерские технологии экономят не только деньги, но и время в обновлении исторической среды, мы целую часть улицы, полдюжины домов, обновили всего лишь за 1 млн 920 тысяч рублей за два месяца».
***

«Земля Олонхо»
zooming
Земля «Олонхо», Якутия. Конкурсный проект АБ «Атриум»

Один из ключевых проектов Республики Саха (Якутия) по актуализации национального наследия и переустройству Якутска. Он включает создание крупного парка на берегах озера Сайсары и протоки Теплое, нескольких жилых кварталов, бизнес-парка, и главное, масштабного культурного центра.
Антон Надточий,архитектор, АБ «Атриум»

Антон Надточий, бюро «Атриум», один из участников архитектурного конкурса:
«В Якутии очень сильная традиция хороводов. Самый большой хоровод, в который выстроились жители республики, даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. В архитектурном проекте нужна была большая площадь круглой формы, чтобы по праздникам водить хороводы, соответственно, она появилась у нас в общественной зоне. Я был удивлен, насколько там народ действительно дышит своей культурой, проникнут своими традициями, мифологией. И мы постарались максимально насытить территорию символами».
***

Культурно-образовательный центр в Махачкале
zooming
Проект создания нового культурно-образовательного центра – «Периметр», г. Махачкала. Победитель конкурса. Тьютор: Хироки Мацура, команда: Анна Петрова, Патрисия Урлан, Джефри Стивенс

Создается по инициативе частного Фонда ПЕРИ. Цель фонда – создание проектов, обеспечивающих доступ молодежи к инновационному образованию.
Полина Филиппова, директор Фонда ПЕРИ (фонд содействия развитию культурных, образовательных и социальных программ)

Полина Филиппова, директор Фонда ПЕРИ:
«На вопрос, довольны ли вы образованием в Махачкале, 87 процентов отвечают «нет». На вопрос, хотели бы вы получить дополнительное образование, 89 процентов отвечают «да». Поэтому мы хотим создать в Махачкале пространство для нового образования, несоответствующего тем нормам и стандартам, к которым в нашей стране, и в Махачкале в частности, люди привыкли. И вот в связи с этим родилась идея построить Образовательно-культурный центр «Периметр», конкурс идей для которого мы провели совместно со школой МАРШ. Это будет полноценный хаб, в котором будет выставочный зал, много лабораторий, в котором будет хостел для приезжающих лекторов».
***


О проекте «Приметы городов»
Инициатор и организатор проекта «Приметы городов» -коммуникационное агентство «Правила Общения». Соорганизатор-ARCHiPEOPLE (сообщество архитекторов, дизайнеров, творческих людей).

Автор и куратор проекта – Юлия Зинкевич
Продюсер конференции – Людмила Малкис
Выставочный дизайн – Илья Мукосей
Фирменный стиль – Максим Журавлев

Партнеры проекта – Британская высшая школа дизайна, курс иллюстрации Виктора Меламеда; световая компания «Сарос»; компании Barlinek, ROCKFON, RRG.
Технические партнеры – CEOFFICE, Milliken.

Сайт проекта: www.primetygorodov.ru

По всем вопросам пишите primetygorodov@gmail.com

Группа проекта в Facebook – «Приметы Городов»:
 
Юлия Зинкевич – автор проекта, куратор выставки «Приметы городов», конференции и премии «Приметы городов. Лучшие региональные решения в области девелопмента и реноваций». Руководитель коммуникационного агентства «Правила общения»
Экспертный совет проекта «Приметы городов»
Анна Евстигнеева, координатор проекта и Людмила Малкис, продюсер конференции на выставке «Приметы городов»
Архитектор:
Никита Жиляков
Проект:
Ресторан-клуб «Дом Печати»
Россия, Екатеринбург

2013 — 2014

Учредитель: Олег Кумыш

24 Июня 2016

Наталия Алексеева

Автор текста:

Наталия Алексеева
Похожие статьи
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?