RSS
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ)
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ)

информация:

Никита Явейн

авторский коллектив

Архитекторы: Н. Явейн, П. Соколов, Ж. Разумова, В. Парфёнов
при участии Н. Жукова, А. Скорик, Я. Реут, Е. Алёшиной, М. Спивак
Архитекторы-реставраторы: Т. Андреева, А. Карасева, Ю. Комарова, О. Кузеванов, Е. Лабинова, С. Морозова, О. Рогачёва, Е. Сорокина
Конструкторы: И. Ляшко, Д. Кресов, Н. Просветова, А. Денисов
Авторский надзор: Г. Иванов, Д. Ярошевский, В. Антипин

Генподрядчик: ООО «Сэтл Сити»

партнеры, заказчики, смежники

Заказчики - Федеральное Агентство по образованию, Санкт-Петербургский Государственный университет

 

поставщики, технологии

награды:

    Золотой знак. Реализация. Зодчество 2017 
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

Архи.ру об этом объекте:

02.07.2021

Архитектурное наследие 2021: лауреаты

Итоги фестиваля «Архитектурное наследие», который завершился в конце прошлой недели в Калининграде.

Мы уже рассказывали о том, что гран-при фестиваля Архитектурное наследие достался бюро Гинзбург Архитектс за реставрацию Дома Наркомфина. Ниже публикуем список лауреатов, получивших золотые, серебряные и бронзовые награды. Лучший объект сохра...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

описание:

Зданию Конюшенного корпуса (1858-1861, арх. Гарольд Боссе) предстоит стать Главным учебным корпусом ВШМ СПб ГУ, где студенты проводят 80% своего времени. Как следствие, здание увеличит свои площади с 8 477м2 до 20 120м2 При этом внешний облик объекта культурного наследия не претерпит изменений.

В составе Главного учебного корпуса предусмотрено шесть основных функциональных блоков:
 – блок бакалавров с четырьмя большими аудиториями вместимостью по 120 мест каждая в центральной части здания;
 – два изолированных блока для MIB и МВА с аудиториями на 40-50 человек и помещениями для групповых и индивидуальных занятий в боковых флигелях;
 – преподавательские (в том числе, на одного профессора) в корпусах, фланкирующих центральный курдоннер;
 – конференц-зал на 450 мест, компьютерные классы и IT-службы в новой полузаглубленной пристройке, расположенной со стороны С.-Петербургского шоссе;
 – многофункциональные общественные пространства (рекреации, пункты питания, деканаты и пр.).

Главный вход в основной учебный корпус предусмотрен со стороны открытого внутреннего двора. За входным вестибюлем расположен укрытый стеклянной структурой «Форум» – центральное распределительное пространство здания. Из этой рекреации можно попасть в учебные зоны MBA и MIB, в аудитории бакалавриата, в деканаты и другие помещения. Пройдя «Форум» насквозь, по подземным переходам можно попасть в главный лекционный зал и компьютерные классы.

Реставрация здания главного учебного корпуса:
Одним из ключевых вопросов проекта организации загородного кампуса ВШМ СПб ГУ был вопрос о том, в каком из пяти строений бывшей великокняжеской резиденции обустроить Главный учебный корпус, рассчитанный на 1400 студентов, 50 аспирантов и 120 преподавателей. Заказчик и архитекторы сошлись во мнении, что справиться с такой нагрузкой способен только Конюшенный корпус – самое центрально расположенное и вместительное из сохранившихся зданий. К тому же охранный режим памятника был наименее строгим, поскольку к началу XXI века дом, по выражению Никиты Явейна, «был фактически на две трети советским».

Комплекс Конюшенного двора (1859-1861, Гарольд Боссе) изначально включал в себя конюшни на 72 стойла и 18 денников, сараи для 10 экипажей, кузницу, баню, прачечную и пр. Невысокие флигели образовывали сложную композицию с пятью внутренними дворами – двумя замкнутыми и тремя полураскрытыми в сторону Финского залива. В XX веке здание серьезно пострадало от войн и радикальных перестроек: под нужды Техникума сельхозтруда (1930-е), птицефабрики Ленмясокомбината (1950-е) и, наконец, базы отдыха Кировского завода (1967-1979).

В ходе реконструкции 1967-1979 г.г. (Ленпроект, коллектив под руководством М. И. Толстова) два из пяти дворов были застроены. На месте банного двора была возведена столовая, на месте кузнечного двора – актовый зал. Новые флигели были выше исторических, что в корне меняло силуэт, изначальное соотношение объемов и композиционную структуру сооружения. Приспособление под спальные корпуса потребовало разделения ряда объемов на два этажа с соответствующим изменением фасадов. При этом не обошлось без опрощения декора и подмены стилевых характеристик. Своеобразие авторской трактовки Боссе уступило место обезличенной, усредненной неоклассике.

«В 1960-х реконструкция сводилась к механическому приращению с соблюдением стилистического подобия, – комментирует Никита Явейн. – И этого подобия стало так много, что уже возникало сомнение в подлинности самого подлинника. Но еще хуже то, что дом из «транзитного», подчиненного единой логике движения, превратился в конгломерат из нескольких зданий, каждое из которых зажило собственной жизнью и стало развиваться по-своему, независимо от организма в целом».

К моменту передачи Михайловки на баланс СПб ГУ никакой жизни в ней не было. Простояв больше десяти лет без хозяина, Конюшенный корпус превратился в руину, так что планы ВШМ по почти троекратному увеличению его площадей выглядели не кощунственными, но спасительными.

Проанализировав строительные этапы биографии Конюшенного корпуса (в особенности те, что сопровождались изменением его структуры), Студия 44 сформулировала три основополагающих принципа построения этого дома:
– распластанный характер сооружения с корпусами высотой 1,5-2 этажа;
– доминирующая роль главного курдоннера в пространственном и функциональном смыслах;
– ориентация здания на залив и Нижнюю дорогу, а вовсе не на верхнее (С.-Петербургское) шоссе, как полагали непосвященные.

Эти особенности здания стали для авторов проекта своего рода нематериальными предметами охраны, которые надлежало восстановить. «Когда-то Конюшенный корпус представлял собой пронизанный связями единый блок, где дворы выступали главными узлами «сборки», – рассказывает Никита Явейн. – «К сожалению, мы не смогли спасти от застройки боковые дворы, они были приговорены еще до нашего появления в проекте».

«Студии 44» удалось хотя бы отчасти пойти навстречу пожеланиям охраны памятников по сносу диссонирующих пристроек. Актовый зал и столовая были разобраны, на их месте запроектированы новые объемы (блоки для магистров и МВА) в габаритах постройки Боссе и в его стилистике.

В случае с ядром композиции – центральным курдоннером – Студия 44 настояла на своем видении. «Заказчик рассматривал варианты устройства там конференц-зала, который больше никуда не влезал. Но мы для себя такую возможность исключили», – вспоминает Никита Явейн.

В итоге конференц-зал был вынесен за пределы памятника в новый полузаглубленный объем эллипсовидной формы. Его расположили между южным фасадом здания и С.-Петербургским шоссе, где прежде было скаковое поле. Под пологим куполом находится аудитория на 450 мест, амфитеатром уходящая вниз на глубину 3 м. Купол решено покрыть медным листом, чтобы постройка напоминала зеленый холм.

Центральный курдоннер сохранил за собой роль парадного аванзала перед главным входом в здание. Этот двор – аналог университетского клуатра – главное публичное пространство здания, место встреч и общения под открытым небом (предусмотрена возможность временного перекрытия двора в случае проведения какого-либо мероприятия). За входной зоной на центральной оси сооружения организована еще одна рекреация, на сей раз, крытая. Это «Форум», устроенный в бывшем флигеле упряжных лошадей.
«Форум» и курдоннер образуют систему пространств, где происходит важнейший для бизнес-школы процесс социализации – завязывания знакомств между студентами разных курсов, обмена информацией с однокашниками и преподавателями.

«Заказчик настаивал на такой планировке, при которой преподаватель не может тихо юркнуть к себе в кабинет, – улыбается Никита Явейн, – по пути туда он должен вступить в энное количество контактов». Точно так же идеологией ВШМ было продиктовано «принудительное» перемешивание бакалавров и MBA и размещение блока бакалавров в самом «чреве» комплекса, на перекрестке всех траекторий движения.

«Конюшенный корпус – утилитарное здание, в нем никогда не было ценной отделки. Оно интересно своей уникальной структурой и композицией. Мы стремились органично спроецировать современную технологию учебного процесса на эту историческую структуру. Соблюсти функциональное членение памятника и иерархию его осей. Вернуть дому связность, пронизав его развитой системой коммуникаций. Это было для нас даже важнее, чем реставрация отдельных элементов, хотя мы отреставрировали все, что сохранилось», – заключает Явейн.

Текст впервые опубликован в журнале Проект Россия №65 (3/2012)
Автор текста: Лихачева Л.Н.
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

здесь использованы материалы и технологии:

Larta Glass

На объекте применен широкий ассортимент стекла Guardian Glass

пресса:

Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление, 2014
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реконструкция
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Фасад. Реставрация и приспособление
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Фасад. Реставрация и приспособление
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. План. Реконструкция
© Студия 44
Загородный кампус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Аксонометрия. Зона нового строительства
© Студия 44
Загородный кампус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Аксонометрия. Зона реконструкции
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Дмитрий Сухов
  • Юлия Тряскина
  • Евгений Зеленов
  • Иван Кожин
  • Андрей Михайлов
  • Сергей Никешкин
  • Антон Ладыгин
  • Юлий Борисов
  • Василий Крапивин
  • Зураб Басария
  • Михаил Давыдов
  • Илья Уткин
  • Николай Кикава
  • Татьяна Гук
  • Григориос Гавалидис
  • Энди Сноу
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Труханов
  • Александра Кузьмина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Вера Бутко
  • Владислав Андреев
  • Владимир Плоткин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Селивохин
  • Павел Андреев
  • Илья Машков
  • Антон Надточий
  • Левон Айрапетов
  • Алексей Орлов
  • Андрей Романов
  • Александр Котенков
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Асадов
  • Евгений Подгорнов
  • Николай Миловидов
  • Сергей Чобан
  • Валерия Преображенская
  • Александр Асадов
  • Алексей Полищук
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Александр Самарин
  • Дмитрий Климов
  • Валерий Лукомский
  • Никита Явейн
  • Егор Донцов
  • Дмитрий Буш
  • Владимир Ковалёв
  • Полина Воеводина
  • Раис Баишев
  • Михаил Канунников
  • Виталий Лутц
  • Сергей Скуратов
  • Роман Леонидов
  • Степан Липгарт
  • Сергей Орешкин
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Шилова
  • Олег Мединский
  • Анастасия Абашева
  • Антон Лукомский
  • Григорий Мустафин
  • Анна Иванова
  • Игорь Членов
  • Игорь Шварцман
  • Юрий Виссарионов
  • Наталья Сидорова
  • Константин Ходнев
  • Ростислав Цайзер
  • Станислав Белых
  • Алексей Гинзбург
  • Алексей Курков

Проект из каталога (случайный выбор)

Частный жилой дом в поселке «Сокол»
Владислав Платонов, 2005
Частный жилой дом в поселке «Сокол»

Постройки и проекты (новые записи):

  • Резиденция «Черный утес»
  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
  • Деловой комплекс FRAME
  • ЖК Дом 56
  • Туристско-информационный центр «Калужский Край»
  • Благоустройство ЖК Symphony 34
  • ЖК на Малой Сухаревской
  • ТЦ в Люберцах
  • ЖК City Bay. Квартал North

Новости российской архитектуры:

Сверток
07.05.2024

Сверток

Ольга Трейвас
Деревянная струна
06.05.2024

Деревянная струна

Александр Цимайло, Николай Ляшенко

Технологии:

07.05.2024

Новая версия ар-деко

Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
МЛА+, АО «Фирма «КИРИЛЛ»
02.05.2024

KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA

Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
KERAMA MARAZZI
02.05.2024

Российские модульные технологии для всесезонных детских игровых комплексов

Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
«Айра»
18.04.2024

Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон

В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Элит Фасад/Elit Fasad 
18.04.2024

Обаяние романтизма

Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Dulux
другие статьи