RSS
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ)
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ)

информация:

Никита Явейн

авторский коллектив

Архитекторы: Н. Явейн, П. Соколов, Ж. Разумова, В. Парфёнов
при участии Н. Жукова, А. Скорик, Я. Реут, Е. Алёшиной, М. Спивак
Архитекторы-реставраторы: Т. Андреева, А. Карасева, Ю. Комарова, О. Кузеванов, Е. Лабинова, С. Морозова, О. Рогачёва, Е. Сорокина
Конструкторы: И. Ляшко, Д. Кресов, Н. Просветова, А. Денисов
Авторский надзор: Г. Иванов, Д. Ярошевский, В. Антипин

Генподрядчик: ООО «Сэтл Сити»

партнеры, заказчики, смежники

Заказчики - Федеральное Агентство по образованию, Санкт-Петербургский Государственный университет

 

поставщики, технологии

награды:

    Золотой знак. Реализация. Зодчество 2017 
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

Архи.ру об этом объекте:

02.07.2021

Архитектурное наследие 2021: лауреаты

Итоги фестиваля «Архитектурное наследие», который завершился в конце прошлой недели в Калининграде.

Мы уже рассказывали о том, что гран-при фестиваля Архитектурное наследие достался бюро Гинзбург Архитектс за реставрацию Дома Наркомфина. Ниже публикуем список лауреатов, получивших золотые, серебряные и бронзовые награды. Лучший объект сохра...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

описание:

Зданию Конюшенного корпуса (1858-1861, арх. Гарольд Боссе) предстоит стать Главным учебным корпусом ВШМ СПб ГУ, где студенты проводят 80% своего времени. Как следствие, здание увеличит свои площади с 8 477м2 до 20 120м2 При этом внешний облик объекта культурного наследия не претерпит изменений.

В составе Главного учебного корпуса предусмотрено шесть основных функциональных блоков:
 – блок бакалавров с четырьмя большими аудиториями вместимостью по 120 мест каждая в центральной части здания;
 – два изолированных блока для MIB и МВА с аудиториями на 40-50 человек и помещениями для групповых и индивидуальных занятий в боковых флигелях;
 – преподавательские (в том числе, на одного профессора) в корпусах, фланкирующих центральный курдоннер;
 – конференц-зал на 450 мест, компьютерные классы и IT-службы в новой полузаглубленной пристройке, расположенной со стороны С.-Петербургского шоссе;
 – многофункциональные общественные пространства (рекреации, пункты питания, деканаты и пр.).

Главный вход в основной учебный корпус предусмотрен со стороны открытого внутреннего двора. За входным вестибюлем расположен укрытый стеклянной структурой «Форум» – центральное распределительное пространство здания. Из этой рекреации можно попасть в учебные зоны MBA и MIB, в аудитории бакалавриата, в деканаты и другие помещения. Пройдя «Форум» насквозь, по подземным переходам можно попасть в главный лекционный зал и компьютерные классы.

Реставрация здания главного учебного корпуса:
Одним из ключевых вопросов проекта организации загородного кампуса ВШМ СПб ГУ был вопрос о том, в каком из пяти строений бывшей великокняжеской резиденции обустроить Главный учебный корпус, рассчитанный на 1400 студентов, 50 аспирантов и 120 преподавателей. Заказчик и архитекторы сошлись во мнении, что справиться с такой нагрузкой способен только Конюшенный корпус – самое центрально расположенное и вместительное из сохранившихся зданий. К тому же охранный режим памятника был наименее строгим, поскольку к началу XXI века дом, по выражению Никиты Явейна, «был фактически на две трети советским».

Комплекс Конюшенного двора (1859-1861, Гарольд Боссе) изначально включал в себя конюшни на 72 стойла и 18 денников, сараи для 10 экипажей, кузницу, баню, прачечную и пр. Невысокие флигели образовывали сложную композицию с пятью внутренними дворами – двумя замкнутыми и тремя полураскрытыми в сторону Финского залива. В XX веке здание серьезно пострадало от войн и радикальных перестроек: под нужды Техникума сельхозтруда (1930-е), птицефабрики Ленмясокомбината (1950-е) и, наконец, базы отдыха Кировского завода (1967-1979).

В ходе реконструкции 1967-1979 г.г. (Ленпроект, коллектив под руководством М. И. Толстова) два из пяти дворов были застроены. На месте банного двора была возведена столовая, на месте кузнечного двора – актовый зал. Новые флигели были выше исторических, что в корне меняло силуэт, изначальное соотношение объемов и композиционную структуру сооружения. Приспособление под спальные корпуса потребовало разделения ряда объемов на два этажа с соответствующим изменением фасадов. При этом не обошлось без опрощения декора и подмены стилевых характеристик. Своеобразие авторской трактовки Боссе уступило место обезличенной, усредненной неоклассике.

«В 1960-х реконструкция сводилась к механическому приращению с соблюдением стилистического подобия, – комментирует Никита Явейн. – И этого подобия стало так много, что уже возникало сомнение в подлинности самого подлинника. Но еще хуже то, что дом из «транзитного», подчиненного единой логике движения, превратился в конгломерат из нескольких зданий, каждое из которых зажило собственной жизнью и стало развиваться по-своему, независимо от организма в целом».

К моменту передачи Михайловки на баланс СПб ГУ никакой жизни в ней не было. Простояв больше десяти лет без хозяина, Конюшенный корпус превратился в руину, так что планы ВШМ по почти троекратному увеличению его площадей выглядели не кощунственными, но спасительными.

Проанализировав строительные этапы биографии Конюшенного корпуса (в особенности те, что сопровождались изменением его структуры), Студия 44 сформулировала три основополагающих принципа построения этого дома:
– распластанный характер сооружения с корпусами высотой 1,5-2 этажа;
– доминирующая роль главного курдоннера в пространственном и функциональном смыслах;
– ориентация здания на залив и Нижнюю дорогу, а вовсе не на верхнее (С.-Петербургское) шоссе, как полагали непосвященные.

Эти особенности здания стали для авторов проекта своего рода нематериальными предметами охраны, которые надлежало восстановить. «Когда-то Конюшенный корпус представлял собой пронизанный связями единый блок, где дворы выступали главными узлами «сборки», – рассказывает Никита Явейн. – «К сожалению, мы не смогли спасти от застройки боковые дворы, они были приговорены еще до нашего появления в проекте».

«Студии 44» удалось хотя бы отчасти пойти навстречу пожеланиям охраны памятников по сносу диссонирующих пристроек. Актовый зал и столовая были разобраны, на их месте запроектированы новые объемы (блоки для магистров и МВА) в габаритах постройки Боссе и в его стилистике.

В случае с ядром композиции – центральным курдоннером – Студия 44 настояла на своем видении. «Заказчик рассматривал варианты устройства там конференц-зала, который больше никуда не влезал. Но мы для себя такую возможность исключили», – вспоминает Никита Явейн.

В итоге конференц-зал был вынесен за пределы памятника в новый полузаглубленный объем эллипсовидной формы. Его расположили между южным фасадом здания и С.-Петербургским шоссе, где прежде было скаковое поле. Под пологим куполом находится аудитория на 450 мест, амфитеатром уходящая вниз на глубину 3 м. Купол решено покрыть медным листом, чтобы постройка напоминала зеленый холм.

Центральный курдоннер сохранил за собой роль парадного аванзала перед главным входом в здание. Этот двор – аналог университетского клуатра – главное публичное пространство здания, место встреч и общения под открытым небом (предусмотрена возможность временного перекрытия двора в случае проведения какого-либо мероприятия). За входной зоной на центральной оси сооружения организована еще одна рекреация, на сей раз, крытая. Это «Форум», устроенный в бывшем флигеле упряжных лошадей.
«Форум» и курдоннер образуют систему пространств, где происходит важнейший для бизнес-школы процесс социализации – завязывания знакомств между студентами разных курсов, обмена информацией с однокашниками и преподавателями.

«Заказчик настаивал на такой планировке, при которой преподаватель не может тихо юркнуть к себе в кабинет, – улыбается Никита Явейн, – по пути туда он должен вступить в энное количество контактов». Точно так же идеологией ВШМ было продиктовано «принудительное» перемешивание бакалавров и MBA и размещение блока бакалавров в самом «чреве» комплекса, на перекрестке всех траекторий движения.

«Конюшенный корпус – утилитарное здание, в нем никогда не было ценной отделки. Оно интересно своей уникальной структурой и композицией. Мы стремились органично спроецировать современную технологию учебного процесса на эту историческую структуру. Соблюсти функциональное членение памятника и иерархию его осей. Вернуть дому связность, пронизав его развитой системой коммуникаций. Это было для нас даже важнее, чем реставрация отдельных элементов, хотя мы отреставрировали все, что сохранилось», – заключает Явейн.

Текст впервые опубликован в журнале Проект Россия №65 (3/2012)
Автор текста: Лихачева Л.Н.
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

пресса:

Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление, 2014
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реконструкция
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Фасад. Реставрация и приспособление
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Фасад. Реставрация и приспособление
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. План. Реконструкция
© Студия 44
Загородный кампус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Аксонометрия. Зона нового строительства
© Студия 44
Загородный кампус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Аксонометрия. Зона реконструкции
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Валерия Преображенская
  • Энди Сноу
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Виталий Лутц
  • Григориос Гавалидис
  • Илья Машков
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Владимир Плоткин
  • Даниил Лоренц
  • Анастасия Абашева
  • Дмитрий Климов
  • Андрей Михайлов
  • Юлий Борисов
  • Татьяна Гук
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Сухов
  • Юрий Виссарионов
  • Павел Андреев
  • Сергей Чобан
  • Сергей Кузнецов
  • Всеволод Медведев
  • Дмитрий Буш
  • Степан Липгарт
  • Григорий Мустафин
  • Наталия Шилова
  • Владислав Андреев
  • Наталья Сидорова
  • Юлия Тряскина
  • Михаил Давыдов
  • Илья Уткин
  • Егор Донцов
  • Левон Айрапетов
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Орешкин
  • Андрей Чуйков
  • Марина Егорова
  • Екатерина Кузнецова
  • Анна Иванова
  • Иван Кожин
  • Александр Самарин
  • Евгений Зеленов
  • Раис Баишев
  • Василий Крапивин
  • Владимир Тихонов
  • Александр Асадов
  • Михаил Канунников
  • Алексей Орлов
  • Сергей Скуратов
  • Ростислав Цайзер
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Александра Кузьмина
  • Никита Явейн
  • Олег Мединский
  • Вера Бутко
  • Евгений Подгорнов
  • Константин Таранов
  • Роман Грибанов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Константин Ходнев
  • Алексей Полищук
  • Сергей Никешкин
  • Антон Лукомский
  • Александр Котенков
  • Игорь Шварцман
  • Антон Надточий
  • Владимир Ковалёв
  • Станислав Белых
  • Зураб Басария
  • Полина Воеводина
  • Андрей Романов
  • Валерий Лукомский
  • Игорь Членов
  • Николай Кикава
  • Андрей Асадов
  • Роман Леонидов

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Ресторан высокой морской кухни «Barca»
  • Музей Фабрики-кухни. Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре
  • Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
  • Офис трансконтинентальной компании
  • Благоустройство сквера «Стерео» в Сочи
  • Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа
  • Комплекс апартаментов Carre Blanc
  • Каждый атом важен!
  • ЖК Большая Семерка

Новости российской архитектуры:

Золотая коронка
20.11.2024

Золотая коронка

Андрей Чуйков
Гибкость и интеграция
18.11.2024

Гибкость и интеграция

Елена Струговец

Технологии:

21.11.2024

«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду

Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
Новые горизонты
19.11.2024

​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям

Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024

Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре

Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
11.11.2024

​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»

В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
КНАУФ ГИПС
07.11.2024

​За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС

Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи