RSS
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ)
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ)

информация:

Никита Явейн

авторский коллектив

Архитекторы: Н. Явейн, П. Соколов, Ж. Разумова, В. Парфёнов
при участии Н. Жукова, А. Скорик, Я. Реут, Е. Алёшиной, М. Спивак
Архитекторы-реставраторы: Т. Андреева, А. Карасева, Ю. Комарова, О. Кузеванов, Е. Лабинова, С. Морозова, О. Рогачёва, Е. Сорокина
Конструкторы: И. Ляшко, Д. Кресов, Н. Просветова, А. Денисов
Авторский надзор: Г. Иванов, Д. Ярошевский, В. Антипин

Генподрядчик: ООО «Сэтл Сити»

партнеры, заказчики, смежники

Заказчики - Федеральное Агентство по образованию, Санкт-Петербургский Государственный университет

 

поставщики, технологии

награды:

    Золотой знак. Реализация. Зодчество 2017 
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

Архи.ру об этом объекте:

02.07.2021

Архитектурное наследие 2021: лауреаты

Итоги фестиваля «Архитектурное наследие», который завершился в конце прошлой недели в Калининграде.

Мы уже рассказывали о том, что гран-при фестиваля Архитектурное наследие достался бюро Гинзбург Архитектс за реставрацию Дома Наркомфина. Ниже публикуем список лауреатов, получивших золотые, серебряные и бронзовые награды. Лучший объект сохра...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

описание:

Зданию Конюшенного корпуса (1858-1861, арх. Гарольд Боссе) предстоит стать Главным учебным корпусом ВШМ СПб ГУ, где студенты проводят 80% своего времени. Как следствие, здание увеличит свои площади с 8 477м2 до 20 120м2 При этом внешний облик объекта культурного наследия не претерпит изменений.

В составе Главного учебного корпуса предусмотрено шесть основных функциональных блоков:
 – блок бакалавров с четырьмя большими аудиториями вместимостью по 120 мест каждая в центральной части здания;
 – два изолированных блока для MIB и МВА с аудиториями на 40-50 человек и помещениями для групповых и индивидуальных занятий в боковых флигелях;
 – преподавательские (в том числе, на одного профессора) в корпусах, фланкирующих центральный курдоннер;
 – конференц-зал на 450 мест, компьютерные классы и IT-службы в новой полузаглубленной пристройке, расположенной со стороны С.-Петербургского шоссе;
 – многофункциональные общественные пространства (рекреации, пункты питания, деканаты и пр.).

Главный вход в основной учебный корпус предусмотрен со стороны открытого внутреннего двора. За входным вестибюлем расположен укрытый стеклянной структурой «Форум» – центральное распределительное пространство здания. Из этой рекреации можно попасть в учебные зоны MBA и MIB, в аудитории бакалавриата, в деканаты и другие помещения. Пройдя «Форум» насквозь, по подземным переходам можно попасть в главный лекционный зал и компьютерные классы.

Реставрация здания главного учебного корпуса:
Одним из ключевых вопросов проекта организации загородного кампуса ВШМ СПб ГУ был вопрос о том, в каком из пяти строений бывшей великокняжеской резиденции обустроить Главный учебный корпус, рассчитанный на 1400 студентов, 50 аспирантов и 120 преподавателей. Заказчик и архитекторы сошлись во мнении, что справиться с такой нагрузкой способен только Конюшенный корпус – самое центрально расположенное и вместительное из сохранившихся зданий. К тому же охранный режим памятника был наименее строгим, поскольку к началу XXI века дом, по выражению Никиты Явейна, «был фактически на две трети советским».

Комплекс Конюшенного двора (1859-1861, Гарольд Боссе) изначально включал в себя конюшни на 72 стойла и 18 денников, сараи для 10 экипажей, кузницу, баню, прачечную и пр. Невысокие флигели образовывали сложную композицию с пятью внутренними дворами – двумя замкнутыми и тремя полураскрытыми в сторону Финского залива. В XX веке здание серьезно пострадало от войн и радикальных перестроек: под нужды Техникума сельхозтруда (1930-е), птицефабрики Ленмясокомбината (1950-е) и, наконец, базы отдыха Кировского завода (1967-1979).

В ходе реконструкции 1967-1979 г.г. (Ленпроект, коллектив под руководством М. И. Толстова) два из пяти дворов были застроены. На месте банного двора была возведена столовая, на месте кузнечного двора – актовый зал. Новые флигели были выше исторических, что в корне меняло силуэт, изначальное соотношение объемов и композиционную структуру сооружения. Приспособление под спальные корпуса потребовало разделения ряда объемов на два этажа с соответствующим изменением фасадов. При этом не обошлось без опрощения декора и подмены стилевых характеристик. Своеобразие авторской трактовки Боссе уступило место обезличенной, усредненной неоклассике.

«В 1960-х реконструкция сводилась к механическому приращению с соблюдением стилистического подобия, – комментирует Никита Явейн. – И этого подобия стало так много, что уже возникало сомнение в подлинности самого подлинника. Но еще хуже то, что дом из «транзитного», подчиненного единой логике движения, превратился в конгломерат из нескольких зданий, каждое из которых зажило собственной жизнью и стало развиваться по-своему, независимо от организма в целом».

К моменту передачи Михайловки на баланс СПб ГУ никакой жизни в ней не было. Простояв больше десяти лет без хозяина, Конюшенный корпус превратился в руину, так что планы ВШМ по почти троекратному увеличению его площадей выглядели не кощунственными, но спасительными.

Проанализировав строительные этапы биографии Конюшенного корпуса (в особенности те, что сопровождались изменением его структуры), Студия 44 сформулировала три основополагающих принципа построения этого дома:
– распластанный характер сооружения с корпусами высотой 1,5-2 этажа;
– доминирующая роль главного курдоннера в пространственном и функциональном смыслах;
– ориентация здания на залив и Нижнюю дорогу, а вовсе не на верхнее (С.-Петербургское) шоссе, как полагали непосвященные.

Эти особенности здания стали для авторов проекта своего рода нематериальными предметами охраны, которые надлежало восстановить. «Когда-то Конюшенный корпус представлял собой пронизанный связями единый блок, где дворы выступали главными узлами «сборки», – рассказывает Никита Явейн. – «К сожалению, мы не смогли спасти от застройки боковые дворы, они были приговорены еще до нашего появления в проекте».

«Студии 44» удалось хотя бы отчасти пойти навстречу пожеланиям охраны памятников по сносу диссонирующих пристроек. Актовый зал и столовая были разобраны, на их месте запроектированы новые объемы (блоки для магистров и МВА) в габаритах постройки Боссе и в его стилистике.

В случае с ядром композиции – центральным курдоннером – Студия 44 настояла на своем видении. «Заказчик рассматривал варианты устройства там конференц-зала, который больше никуда не влезал. Но мы для себя такую возможность исключили», – вспоминает Никита Явейн.

В итоге конференц-зал был вынесен за пределы памятника в новый полузаглубленный объем эллипсовидной формы. Его расположили между южным фасадом здания и С.-Петербургским шоссе, где прежде было скаковое поле. Под пологим куполом находится аудитория на 450 мест, амфитеатром уходящая вниз на глубину 3 м. Купол решено покрыть медным листом, чтобы постройка напоминала зеленый холм.

Центральный курдоннер сохранил за собой роль парадного аванзала перед главным входом в здание. Этот двор – аналог университетского клуатра – главное публичное пространство здания, место встреч и общения под открытым небом (предусмотрена возможность временного перекрытия двора в случае проведения какого-либо мероприятия). За входной зоной на центральной оси сооружения организована еще одна рекреация, на сей раз, крытая. Это «Форум», устроенный в бывшем флигеле упряжных лошадей.
«Форум» и курдоннер образуют систему пространств, где происходит важнейший для бизнес-школы процесс социализации – завязывания знакомств между студентами разных курсов, обмена информацией с однокашниками и преподавателями.

«Заказчик настаивал на такой планировке, при которой преподаватель не может тихо юркнуть к себе в кабинет, – улыбается Никита Явейн, – по пути туда он должен вступить в энное количество контактов». Точно так же идеологией ВШМ было продиктовано «принудительное» перемешивание бакалавров и MBA и размещение блока бакалавров в самом «чреве» комплекса, на перекрестке всех траекторий движения.

«Конюшенный корпус – утилитарное здание, в нем никогда не было ценной отделки. Оно интересно своей уникальной структурой и композицией. Мы стремились органично спроецировать современную технологию учебного процесса на эту историческую структуру. Соблюсти функциональное членение памятника и иерархию его осей. Вернуть дому связность, пронизав его развитой системой коммуникаций. Это было для нас даже важнее, чем реставрация отдельных элементов, хотя мы отреставрировали все, что сохранилось», – заключает Явейн.

Текст впервые опубликован в журнале Проект Россия №65 (3/2012)
Автор текста: Лихачева Л.Н.
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова

пресса:

Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление, 2014
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реконструкция
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Реставрация и приспособление
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Фасад. Реставрация и приспособление
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Фасад. Реставрация и приспособление
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. Разрез. Реконструкция
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Конюшенный корпус. План. Реконструкция
© Студия 44
Загородный кампус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Аксонометрия. Зона нового строительства
© Студия 44
Загородный кампус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Аксонометрия. Зона реконструкции
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлий Борисов
  • Антон Надточий
  • Михаил Канунников
  • Всеволод Медведев
  • Николай Кикава
  • Татьяна Гук
  • Иван Кожин
  • Павел Андреев
  • Александра Кузьмина
  • Степан Липгарт
  • Игорь Шварцман
  • Юрий Виссарионов
  • Дмитрий Сухов
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Труханов
  • Юлия Солдатенкова
  • Никита Явейн
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Котенков
  • Сергей Скуратов
  • Александр Асадов
  • Валерий Лукомский
  • Игорь Членов
  • Виталий Лутц
  • Андрей Романов
  • Наталья Сидорова
  • Раис Баишев
  • Роман Леонидов
  • Георгий Трофимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Анна Иванова
  • Ростислав Цайзер
  • Даниил Лоренц
  • Полина Воеводина
  • Григориос Гавалидис
  • Илья Машков
  • Зураб Басария
  • Наталия Шилова
  • Сергей Переслегин
  • Марина Егорова
  • Антон Лукомский
  • Вера Бутко
  • Энди Сноу
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Григорий Мустафин
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Асадов
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Михайлов
  • Василий Крапивин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Чобан
  • Евгений Зеленов
  • Константин Ходнев
  • Николай Переслегин
  • Алексей Орлов
  • Сергей Кузнецов
  • Анастасия Абашева
  • Станислав Белых
  • Александр Скокан
  • Олег Мединский
  • Михаил Давыдов
  • Алексей Полищук
  • Сергей Никешкин
  • Александр Самарин
  • Андрей Чуйков
  • Юлия Тряскина
  • Дмитрий Буш
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Левон Айрапетов
  • Владислав Андреев
  • Александр Бровкин
  • Илья Гринберг
  • Олег Карлсон
  • Алексей Курков
  • Антон Ладыгин
  • Николай Макаров
  • Валерия Преображенская
  • Илья Уткин
  • Олег Шурыгин
  • Дмитрий Шурыгин

Проект из каталога (случайный выбор)

Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
Лукаш Качмарчик, Магда Кмита, 2016 – 2017
Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК STARK
  • ЖК Ариша в Дубае
  • Жилой дом Эстет
  • Жилой дом mART
  • Жилой и культурно-досуговый центр на месте здания СЭВ
  • Пилатес Botanica
  • Академия Единоборств
  • Бизнес-центр на Ходынской
  • ЖК Portland

Новости российской архитектуры:

Ковчег в заповеднике
25.04.2025

Ковчег в заповеднике

Илья Гринберг
Pro forma
24.04.2025

Pro forma

Валерия Преображенская, Левон Айрапетов
Вишневая фабрика
23.04.2025

Вишневая фабрика

Сергей Назаров