Метавселенные, цифровое искусство и национальная идентичность архитектуры: на Дизайн заводе прошел фестиваль «День архитектора»

В первые выходные июля в Москве состоялся фестиваль «День архитектора на Дизайн заводе», приуроченный к Международному дню архитектора. Сквозными темами проекта были новые технологии и национальная идентичность современной российской архитектуры. За два дня гостями и участниками этого события стали более 800 человек.
Фотография предоставлена пресс-службой фестиваля

Фестиваль стартовал с открытия NEЙRO КОЛОДЦА – высокотехнологичного арт-объекта, созданного молодыми архитекторами бюро ARCHINFORM для Международной выставки-форума АРХ МОСКВА 2023. Именно NEЙRO КОЛОДЕЦ стал символом «Дня архитектора на Дизайн заводе» и задал концептуальные рамки события: инсталляция объединила цифровые технологии, знаковые архитектурные образы от архаики до современности и философию поиска смыслов в архитектуре.
 
«Мы отталкивались от присущих древним культурам представлений об изначальной сакральности архитектуры, утилитарные функции которой считались вторичными. Один из первообразов такой мистической архитектуры – колодец: человек не только набирал в нем воду, но и пытался разглядеть свое будущее. Так родилась ироничная метафора NEЙRO КОЛОДЦА как мистического портала между человеком и неким глобальным разумом, содержащим ответы на все вопросы. Однако глядящий в колодец человек всегда видел свое отражение, а, значит, ответы ему следовало искать, прежде всего, внутри себя», – рассказал об идее NEЙRO КОЛОДЦА основатель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев.

В программе первого дня фестиваля были профессиональные дискуссии, показы цифровых арт-объектов и перформансы. Ключевые события «Дня архитектора» модерировал Тимур Абдуллаев – руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM, основатель образовательного проекта «Школа главного архитектора», профессор Международной академии архитектуры.

Дискуссионная программа фестиваля началась с паблик-тока о национальной идентичности в архитектуре. В обсуждении участвовали основатель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев, сооснователь бюро Megabudka Кирилл Губернаторов, главный редактор журнала «Проект Россия», куратор спецпроекта Next фестиваля-ярмарки АРХ МОСКВА Юлия Шишалова и исследователь русской культуры, истории, традиций и обрядов, основатель и куратор выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» Элина Туктамишева.  

Общее смысловое поле дискуссии обозначил модератор Тимур Абдуллаев: «В попытке угадать будущее архитектор всегда пытается заглянуть за грань возможного. Каждый амбициозный творец надеется стать провидцем или даже создателем завтрашнего дня. Но действительность такова, что форсайт-сессии всегда основаны на исследованиях опыта прошлого: в поиске уникальной идентичности мы идем к истокам и обращаемся к первообразам».

Оживленная дискуссия развернулась вокруг основных вопросов модератора: что представляет собой русский / российский стиль в архитектуре, как он позиционируется и насколько востребован. Спикеры не стали проводить границу между русским и российским стилем и сошлись во мнении, что поиски национальной архитектурной идентичности отвечают общемировым тенденциям: последние развернулись от потерявшей свою актуальность темы глобализации в сторону локальности.

По мнению Юлии Шишаловой, русский стиль, по большей части, представляет собой искусственный конструкт: на разных исторических этапах его формировали правящая идеология и национальная архитектурная школа. «Русский стиль есть, но его нельзя описать парой архитектурных приемов, – считает Юлия. – Как, к примеру, определяется русская душа? Да, как угодно. И этого у нас никто позаимствовать не может».  

Самым важным в самоидентификации русской архитектуры, согласно рассуждениям Кирилла Губернаторова, являются не формы, детали, узлы или узоры, а базовые качества ее ментальной основы: удаль, юмор, красота. По мнению Кирилла, ярко выразил российскую ментальность в своем творчестве архитектор Александр Бродский. Спикер уточнил, что в русской архитектуре много заимствований, но все они перерабатываются с учетом атмосферы конкретного места.

На тему русского стиля в дизайне высказалась Элина Туктамишева: «Его характеризуют образность, сказочность, мифологичность – эти качества заложены в ДНК русского языка, объединяющего культурное пространство России».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что «русская архитектура» как бренд находится в стадии становления. Спрос на него еще не сформирован ни на внутреннем рынке, где конечный заказчик ориентируется, прежде всего, на удовлетворение базовых потребностей, ни на внешнем, где сильна международная конкуренция архитектурных школ. 

Вторая половина первого фестивального дня была посвящена архитектуре метавселенных – сетевых пространств, объединяющих элементы физической, виртуальной и дополненной реальностей, которые существуют в режиме реального времени и функционируют по своим внутренним законам.
 
О роли нейросетей в создании архитектуры будущего, о том, как они меняют эстетику и подходы к проектированию и влияют на профессию архитектора уже сейчас, говорили основатели и архитекторы ведущих российских бюро, эксперты в сфере гейм-дизайна и цифровых технологий: Александр Салов, (бюро Osetskaya.Salov (Archslon), гейм-дизайнер Даша Насонова и Андрей Киселев (Synthesis).

Модератор дискуссии Тимур Абдуллаев актуализировал этический контекст обсуждения, предложив рассмотреть осознанно провокационный тезис о восприятии искусственного интеллекта как некой «новой религии» и панацеи: «Профессионалов креативных индустрий по всему миру будоражит вопрос о созидательном потенциале нейрореальности: способна ли она, объединив коллективный опыт человечества, дать импульс генерации новых смыслов?». Особый интерес участников вызвали вопросы Тимура о том, кто несет ответственность за потенциальные ошибки нейросетей, и какая роль в ближайшем будущем достанется «белковому» архитектору.

По мнению Александра Салова, новые смыслы невозможно создать, пока не обозначена проблема – именно она является точкой старта для созидательной деятельности, и за ее формулировку отвечает человек. Современные нейросети работают по принципу обучения и решения задач на основе существующих в их библиотеках данных, они могут ответить на поступающий извне запрос, поэтому без постановки задачи не будет и решения.

Нейросеть представляет собой сверхэффективный вычислительный механизм для обработки больших данных, и в таком контексте архитектор выполняет функцию их оператора и тренера, считает Даша Насонова. В конечном счете использование нейросетей экономит время для решения рутинных задач, что оставляет больше ресурсов для творчества.

Использование нейросетей актуализирует и этические проблемы: уже сегодня есть возможность написать алгоритмы, при которых искусственный интеллект сможет и создавать задания для проектирования, и выполнять их. «Готово ли к этому общество?», – задал вопрос Александр Салов. По мнению Андрея Киселева, все риски за последствия действий нейросетей должен взять на себя тот, кто их обучает и контролирует. Даша Насонова, в свою очередь, считает, что многое зависит от уровня развития нейросетей: на данном этапе за все отвечают люди. 

Проект «Архитектура + PHYGITAL», разработанный командой ARCHINFORM в 2022 году на фестивале «Открытый город», визуализировал возможности новых технологий в решении острых проблем.  «Мы хотели уйти от банального развлекательного формата и спроектировали два метапространства (Сity Insight и EXPO Multiverse) с различными сценариями, каждый из которых отвечает на актуальные запросы современности, – поделился руководитель ARCHINFORM Тимур Абдуллаев. – Сity Insight посвящено городской среде и соседскому сообществу, опыту взаимодействия его участников между собой и с окружающей реальностью. Триггером для EXPO Multiverse послужила глобальная повестка – задача выживания человечества – этот вызов рассматривался как главная тема Всемирной выставки EXPO в метавселенной».
 
Основатель платформы метаверс W3rlds Иван Пузырев посвятил свою лекцию «Архитектура информации: от пещеры до метаверс» теме подготовки к реалиям цифрового будущего, которое уже наступает. Переход людей к новому формату коммуникаций с использованием дополненной и виртуальной реальностей, наряду с трансформацией механизмов верификации данных с развитием блокчейн, приводят креаторов, бизнес-сообщества и пользователей к интеграции этих технологий в единую сферу – Spatial Computing, или метавселенную. «Каким бы ни был следующий канал передачи и получения информации, он будет разработан с учетом того, что она уходит с плоскости экрана гаджета, где ей тесно, в открытое бесконечное пространство», – констатировал Иван. Любая метавселенная является примером пересечения важнейших технологий, которыми, как считает спикер, в скором времени будет пользоваться каждый второй житель планеты. Уже сегодня крупнейшие корпорации занимаются созданием своих метавселенных. Google прорабатывает пространство города City Scale, Apple – Room Scale, Microsoft создает решения для бизнеса – Hall Scale. Для построения правдоподобных виртуальных миров в реальном времени компания Nvidia формирует стандарт трехмерной графики Usd.

Финалом первого фестивального дня стала диджитал-вечеринка с треками от дизайнера и музыканта Polly Resonance, цифровыми полотнами и сетами от мультидисциплинарного коммьюнити Bureau 008.
Фотография предоставлена пресс-службой фестиваля

Образовательную программу второго дня фестиваля открыл Милан Стаменкович, магистр архитектуры, доцент МАрхИ, Член Союза Московских Архитекторов, сотрудник кафедры ИТарх МАрхИ, руководитель бюро АБ-РИД и творческого объединения AURA Creation. В своей лекции он рассмотрел нейроархитектуру как методологию создания комфортной среды.

Обращаясь к инструментарию нейронаук, нейроархитектура исследует психофизиологическое состояние человека в определенном пространстве. Разработанная нейроархитекторами среда способствует улучшению когнитивных способностей, стимулированию памяти и минимизации стресса.

Сегодня участники проекта AURA Creation, в числе которых – студенты профильных вузов и действующие профессионалы, – с помощью специального оборудования собирают базу данных когнитивных реакций на градостроительные и объемно-пространственные решения. По словам Милана Стаменковича, к настоящему времени удалось создать методы и инструменты, которые команда AURA Creation стремится упаковать в удобное программное обеспечение для архитекторов. «Разработка и использование специальных приложений по оценке психофизических реакций, возможно, приведет к тому, что эта процедура будет так же важна для проектных документов, как и инсоляция» – прогнозирует Милан. 

Евгений Зеленов (главный архитектор и руководитель META-лаборатории международной проектной компании Генпро) на лекции «Экспозиционный дизайн в реальном и виртуальных мирах» рассказал, как метавселенная становится рабочим инструментом архитектуры.

В феврале 2023 года компания Генпро открыла в метавселенной Spatial свой музей-шоурум с использованием параметрического дизайна – этот метод бюро применяет во многих своих разработках. По мнению Евгения Зеленова, появление такого проекта сформировало новый способ коммуникации с девелоперами и заказчиками. «Музей-шоурум, как виртуальное портфолио в метавселенной, хорошо работал на презентационные цели. Но нам хотелось более продуктивного виртуального общения, и мы пошли дальше», –   поделился Евгений. Новый продукт компании – «Метавселенная 2.0» – ориентирован и на внутреннюю коммуникацию сотрудников всех пяти российских офисов бюро, и на взаимодействие с внешней аудиторией. В «Метавселенной 2.0» можно работать, изучать и согласовывать проекты, учиться, проводить совещания и вечеринки. Это открытая система, куда каждый желающий может зайти со своим аватаром с помощью телефона, компьютера или VR-очков.

Ретроспективный взгляд на технологии и их влияние на типологии и функции архитектурных сооружений и общественных пространств представил Михаил Скворцов, доцент МИТУ МАСИ, ведущий архитектор бюро MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, автор одного из знаковых объектов арт-парка Никола-Ленивец. Архитектор начал свой экскурс в прошлое с последствий первой промышленной революции: изобретенный в 1796 году паровой двигатель коренным образом изменил и производственные отношения, и структуру общества, и типологию зданий: мастерских и работных домов, фабрик, казарм, вокзалов, торговых пассажей и доходных домов. Лекция завершилась XXI веком – эпохой цифровой революции: Михаил показал, как цифровизация породила общество, где тяга к индивидуальности совмещается с коллективным участием, а дифференциация осуществляется согласно общечеловеческим ценностям, а не по социальным классам. В таком контексте архитектура становится концептуальной и утрачивает свою привычную типологию, так как ее основным ценностным критерием становится создание комфортного пространства.

Ксения Наумова и Екатерина Курбатова из студии архитектуры и дизайна Дизайн Драйв раскрыли особенности создания комфортного интерьера с помощью «нейронок». Для оптимизации рабочего времени над проектом спикеры решили протестировать нейросети для дизайнеров: IMAGEN, MIDJORNEY, ROOMJPT.IO и др. Эксперимент выявил несовершенства последних. Поэтому вместе с IT-специалистами МГТУ имени Н.Э. Баумана дизайнеры разработали собственную нейросеть Design Machine, которая за 4 дня может выполнить месячный объем работы рендерщика.

В финале «Дня архитектора» своим видением цифрового будущего, нейросетей и их использования в архитектуре поделился создатель платформы SINTEZ.SPACE, руководитель экспериментальной проектной лаборатории ИОН Школы Дизайна РАНХиГС Андрей Киселев.  

Спикер призвал разделять нейросети и искусственный интеллект, который в настоящий момент еще не существует, и смыслы по-прежнему генерирует сам человек – архитектор. Нейросеть, по словам Андрея, может заниматься «предсказанием вероятностей в зависимости от контекста». Страхи тотального погружения человека в виртуальные миры метавселенных Андрей считает неуместными: имеет смысл говорить о виртуальной надстройке над реальным миром или интеграции метавселенных в него, что благодаря технологиям WEB 3.0 и 5G произойдет в ближайшем будущем. Для подготовки специалистов по работе в новой реальности создан SINTEZ.SPACE – экспериментальный образовательный проект Школы Дизайна ИОН РАНХиГС. В институции обучают гибридных специалистов, работающих на стыке архитектуры, средового и графического дизайна, технологий и мультимедиа. Задания программы позволяют сформировать новые компетенции: от проектирования физических пространств и объектов студенты переходят к созданию виртуальных артефактов и сред, а затем – к разработке концепций смешанной реальности. Развивая навыки работы с нейросетями, студенты обращаются к синтезу естественного и искусственного интеллектов в проектировании и исследованиях.

VR-инсталляция «4D в архитектуре» от проектного бюро MARKS Group в реальном времени погрузила гостей завершающего дня фестиваля в пространство будущего: разработчики представили виртуальную модель нового жилого комплекса «Бадаевский» от Capital Group.
 
Инициаторами и организаторами «Дня архитектора на Дизайн заводе» выступили Дизайн завод и архитектурное бюро ARCHINFORM в партнерстве с фестивалем Москомархитектуры «Открытый город». Событие прошло в павильоне КУБ на Дизайн заводе.

Партнеры фестиваля: LAMINAM, SCHUCO, VEKA.

Фестиваль архитектурного образования и карьеры «Открытый город»  проводится с 2016 года по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Организатор события – Москомархитектура, программная дирекция фестиваля – коммуникационное агентство «Правила общения». Цель фестиваля «Открытый город» – вовлечь студентов архитектурных вузов в реальный производственный процесс с участием ведущих специалистов из архитектурной и девелоперской среды города. Проект включает серию воркшопов, лекций, экскурсий и завершается выставкой в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. Тема «Открытого города» 2023 года – «Ре-формация социального»: участникам предложили амбициозно взглянуть на роль социальной архитектуры в формировании качества городской жизни и разработать широкий инструментарий архитектурных интервенций.

05 Июля 2023

Похожие статьи
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).