Метавселенные, цифровое искусство и национальная идентичность архитектуры: на Дизайн заводе прошел фестиваль «День архитектора»

В первые выходные июля в Москве состоялся фестиваль «День архитектора на Дизайн заводе», приуроченный к Международному дню архитектора. Сквозными темами проекта были новые технологии и национальная идентичность современной российской архитектуры. За два дня гостями и участниками этого события стали более 800 человек.
Фотография предоставлена пресс-службой фестиваля

Фестиваль стартовал с открытия NEЙRO КОЛОДЦА – высокотехнологичного арт-объекта, созданного молодыми архитекторами бюро ARCHINFORM для Международной выставки-форума АРХ МОСКВА 2023. Именно NEЙRO КОЛОДЕЦ стал символом «Дня архитектора на Дизайн заводе» и задал концептуальные рамки события: инсталляция объединила цифровые технологии, знаковые архитектурные образы от архаики до современности и философию поиска смыслов в архитектуре.
 
«Мы отталкивались от присущих древним культурам представлений об изначальной сакральности архитектуры, утилитарные функции которой считались вторичными. Один из первообразов такой мистической архитектуры – колодец: человек не только набирал в нем воду, но и пытался разглядеть свое будущее. Так родилась ироничная метафора NEЙRO КОЛОДЦА как мистического портала между человеком и неким глобальным разумом, содержащим ответы на все вопросы. Однако глядящий в колодец человек всегда видел свое отражение, а, значит, ответы ему следовало искать, прежде всего, внутри себя», – рассказал об идее NEЙRO КОЛОДЦА основатель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев.

В программе первого дня фестиваля были профессиональные дискуссии, показы цифровых арт-объектов и перформансы. Ключевые события «Дня архитектора» модерировал Тимур Абдуллаев – руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM, основатель образовательного проекта «Школа главного архитектора», профессор Международной академии архитектуры.

Дискуссионная программа фестиваля началась с паблик-тока о национальной идентичности в архитектуре. В обсуждении участвовали основатель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев, сооснователь бюро Megabudka Кирилл Губернаторов, главный редактор журнала «Проект Россия», куратор спецпроекта Next фестиваля-ярмарки АРХ МОСКВА Юлия Шишалова и исследователь русской культуры, истории, традиций и обрядов, основатель и куратор выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» Элина Туктамишева.  

Общее смысловое поле дискуссии обозначил модератор Тимур Абдуллаев: «В попытке угадать будущее архитектор всегда пытается заглянуть за грань возможного. Каждый амбициозный творец надеется стать провидцем или даже создателем завтрашнего дня. Но действительность такова, что форсайт-сессии всегда основаны на исследованиях опыта прошлого: в поиске уникальной идентичности мы идем к истокам и обращаемся к первообразам».

Оживленная дискуссия развернулась вокруг основных вопросов модератора: что представляет собой русский / российский стиль в архитектуре, как он позиционируется и насколько востребован. Спикеры не стали проводить границу между русским и российским стилем и сошлись во мнении, что поиски национальной архитектурной идентичности отвечают общемировым тенденциям: последние развернулись от потерявшей свою актуальность темы глобализации в сторону локальности.

По мнению Юлии Шишаловой, русский стиль, по большей части, представляет собой искусственный конструкт: на разных исторических этапах его формировали правящая идеология и национальная архитектурная школа. «Русский стиль есть, но его нельзя описать парой архитектурных приемов, – считает Юлия. – Как, к примеру, определяется русская душа? Да, как угодно. И этого у нас никто позаимствовать не может».  

Самым важным в самоидентификации русской архитектуры, согласно рассуждениям Кирилла Губернаторова, являются не формы, детали, узлы или узоры, а базовые качества ее ментальной основы: удаль, юмор, красота. По мнению Кирилла, ярко выразил российскую ментальность в своем творчестве архитектор Александр Бродский. Спикер уточнил, что в русской архитектуре много заимствований, но все они перерабатываются с учетом атмосферы конкретного места.

На тему русского стиля в дизайне высказалась Элина Туктамишева: «Его характеризуют образность, сказочность, мифологичность – эти качества заложены в ДНК русского языка, объединяющего культурное пространство России».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что «русская архитектура» как бренд находится в стадии становления. Спрос на него еще не сформирован ни на внутреннем рынке, где конечный заказчик ориентируется, прежде всего, на удовлетворение базовых потребностей, ни на внешнем, где сильна международная конкуренция архитектурных школ. 

Вторая половина первого фестивального дня была посвящена архитектуре метавселенных – сетевых пространств, объединяющих элементы физической, виртуальной и дополненной реальностей, которые существуют в режиме реального времени и функционируют по своим внутренним законам.
 
О роли нейросетей в создании архитектуры будущего, о том, как они меняют эстетику и подходы к проектированию и влияют на профессию архитектора уже сейчас, говорили основатели и архитекторы ведущих российских бюро, эксперты в сфере гейм-дизайна и цифровых технологий: Александр Салов, (бюро Osetskaya.Salov (Archslon), гейм-дизайнер Даша Насонова и Андрей Киселев (Synthesis).

Модератор дискуссии Тимур Абдуллаев актуализировал этический контекст обсуждения, предложив рассмотреть осознанно провокационный тезис о восприятии искусственного интеллекта как некой «новой религии» и панацеи: «Профессионалов креативных индустрий по всему миру будоражит вопрос о созидательном потенциале нейрореальности: способна ли она, объединив коллективный опыт человечества, дать импульс генерации новых смыслов?». Особый интерес участников вызвали вопросы Тимура о том, кто несет ответственность за потенциальные ошибки нейросетей, и какая роль в ближайшем будущем достанется «белковому» архитектору.

По мнению Александра Салова, новые смыслы невозможно создать, пока не обозначена проблема – именно она является точкой старта для созидательной деятельности, и за ее формулировку отвечает человек. Современные нейросети работают по принципу обучения и решения задач на основе существующих в их библиотеках данных, они могут ответить на поступающий извне запрос, поэтому без постановки задачи не будет и решения.

Нейросеть представляет собой сверхэффективный вычислительный механизм для обработки больших данных, и в таком контексте архитектор выполняет функцию их оператора и тренера, считает Даша Насонова. В конечном счете использование нейросетей экономит время для решения рутинных задач, что оставляет больше ресурсов для творчества.

Использование нейросетей актуализирует и этические проблемы: уже сегодня есть возможность написать алгоритмы, при которых искусственный интеллект сможет и создавать задания для проектирования, и выполнять их. «Готово ли к этому общество?», – задал вопрос Александр Салов. По мнению Андрея Киселева, все риски за последствия действий нейросетей должен взять на себя тот, кто их обучает и контролирует. Даша Насонова, в свою очередь, считает, что многое зависит от уровня развития нейросетей: на данном этапе за все отвечают люди. 

Проект «Архитектура + PHYGITAL», разработанный командой ARCHINFORM в 2022 году на фестивале «Открытый город», визуализировал возможности новых технологий в решении острых проблем.  «Мы хотели уйти от банального развлекательного формата и спроектировали два метапространства (Сity Insight и EXPO Multiverse) с различными сценариями, каждый из которых отвечает на актуальные запросы современности, – поделился руководитель ARCHINFORM Тимур Абдуллаев. – Сity Insight посвящено городской среде и соседскому сообществу, опыту взаимодействия его участников между собой и с окружающей реальностью. Триггером для EXPO Multiverse послужила глобальная повестка – задача выживания человечества – этот вызов рассматривался как главная тема Всемирной выставки EXPO в метавселенной».
 
Основатель платформы метаверс W3rlds Иван Пузырев посвятил свою лекцию «Архитектура информации: от пещеры до метаверс» теме подготовки к реалиям цифрового будущего, которое уже наступает. Переход людей к новому формату коммуникаций с использованием дополненной и виртуальной реальностей, наряду с трансформацией механизмов верификации данных с развитием блокчейн, приводят креаторов, бизнес-сообщества и пользователей к интеграции этих технологий в единую сферу – Spatial Computing, или метавселенную. «Каким бы ни был следующий канал передачи и получения информации, он будет разработан с учетом того, что она уходит с плоскости экрана гаджета, где ей тесно, в открытое бесконечное пространство», – констатировал Иван. Любая метавселенная является примером пересечения важнейших технологий, которыми, как считает спикер, в скором времени будет пользоваться каждый второй житель планеты. Уже сегодня крупнейшие корпорации занимаются созданием своих метавселенных. Google прорабатывает пространство города City Scale, Apple – Room Scale, Microsoft создает решения для бизнеса – Hall Scale. Для построения правдоподобных виртуальных миров в реальном времени компания Nvidia формирует стандарт трехмерной графики Usd.

Финалом первого фестивального дня стала диджитал-вечеринка с треками от дизайнера и музыканта Polly Resonance, цифровыми полотнами и сетами от мультидисциплинарного коммьюнити Bureau 008.
Фотография предоставлена пресс-службой фестиваля

Образовательную программу второго дня фестиваля открыл Милан Стаменкович, магистр архитектуры, доцент МАрхИ, Член Союза Московских Архитекторов, сотрудник кафедры ИТарх МАрхИ, руководитель бюро АБ-РИД и творческого объединения AURA Creation. В своей лекции он рассмотрел нейроархитектуру как методологию создания комфортной среды.

Обращаясь к инструментарию нейронаук, нейроархитектура исследует психофизиологическое состояние человека в определенном пространстве. Разработанная нейроархитекторами среда способствует улучшению когнитивных способностей, стимулированию памяти и минимизации стресса.

Сегодня участники проекта AURA Creation, в числе которых – студенты профильных вузов и действующие профессионалы, – с помощью специального оборудования собирают базу данных когнитивных реакций на градостроительные и объемно-пространственные решения. По словам Милана Стаменковича, к настоящему времени удалось создать методы и инструменты, которые команда AURA Creation стремится упаковать в удобное программное обеспечение для архитекторов. «Разработка и использование специальных приложений по оценке психофизических реакций, возможно, приведет к тому, что эта процедура будет так же важна для проектных документов, как и инсоляция» – прогнозирует Милан. 

Евгений Зеленов (главный архитектор и руководитель META-лаборатории международной проектной компании Генпро) на лекции «Экспозиционный дизайн в реальном и виртуальных мирах» рассказал, как метавселенная становится рабочим инструментом архитектуры.

В феврале 2023 года компания Генпро открыла в метавселенной Spatial свой музей-шоурум с использованием параметрического дизайна – этот метод бюро применяет во многих своих разработках. По мнению Евгения Зеленова, появление такого проекта сформировало новый способ коммуникации с девелоперами и заказчиками. «Музей-шоурум, как виртуальное портфолио в метавселенной, хорошо работал на презентационные цели. Но нам хотелось более продуктивного виртуального общения, и мы пошли дальше», –   поделился Евгений. Новый продукт компании – «Метавселенная 2.0» – ориентирован и на внутреннюю коммуникацию сотрудников всех пяти российских офисов бюро, и на взаимодействие с внешней аудиторией. В «Метавселенной 2.0» можно работать, изучать и согласовывать проекты, учиться, проводить совещания и вечеринки. Это открытая система, куда каждый желающий может зайти со своим аватаром с помощью телефона, компьютера или VR-очков.

Ретроспективный взгляд на технологии и их влияние на типологии и функции архитектурных сооружений и общественных пространств представил Михаил Скворцов, доцент МИТУ МАСИ, ведущий архитектор бюро MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, автор одного из знаковых объектов арт-парка Никола-Ленивец. Архитектор начал свой экскурс в прошлое с последствий первой промышленной революции: изобретенный в 1796 году паровой двигатель коренным образом изменил и производственные отношения, и структуру общества, и типологию зданий: мастерских и работных домов, фабрик, казарм, вокзалов, торговых пассажей и доходных домов. Лекция завершилась XXI веком – эпохой цифровой революции: Михаил показал, как цифровизация породила общество, где тяга к индивидуальности совмещается с коллективным участием, а дифференциация осуществляется согласно общечеловеческим ценностям, а не по социальным классам. В таком контексте архитектура становится концептуальной и утрачивает свою привычную типологию, так как ее основным ценностным критерием становится создание комфортного пространства.

Ксения Наумова и Екатерина Курбатова из студии архитектуры и дизайна Дизайн Драйв раскрыли особенности создания комфортного интерьера с помощью «нейронок». Для оптимизации рабочего времени над проектом спикеры решили протестировать нейросети для дизайнеров: IMAGEN, MIDJORNEY, ROOMJPT.IO и др. Эксперимент выявил несовершенства последних. Поэтому вместе с IT-специалистами МГТУ имени Н.Э. Баумана дизайнеры разработали собственную нейросеть Design Machine, которая за 4 дня может выполнить месячный объем работы рендерщика.

В финале «Дня архитектора» своим видением цифрового будущего, нейросетей и их использования в архитектуре поделился создатель платформы SINTEZ.SPACE, руководитель экспериментальной проектной лаборатории ИОН Школы Дизайна РАНХиГС Андрей Киселев.  

Спикер призвал разделять нейросети и искусственный интеллект, который в настоящий момент еще не существует, и смыслы по-прежнему генерирует сам человек – архитектор. Нейросеть, по словам Андрея, может заниматься «предсказанием вероятностей в зависимости от контекста». Страхи тотального погружения человека в виртуальные миры метавселенных Андрей считает неуместными: имеет смысл говорить о виртуальной надстройке над реальным миром или интеграции метавселенных в него, что благодаря технологиям WEB 3.0 и 5G произойдет в ближайшем будущем. Для подготовки специалистов по работе в новой реальности создан SINTEZ.SPACE – экспериментальный образовательный проект Школы Дизайна ИОН РАНХиГС. В институции обучают гибридных специалистов, работающих на стыке архитектуры, средового и графического дизайна, технологий и мультимедиа. Задания программы позволяют сформировать новые компетенции: от проектирования физических пространств и объектов студенты переходят к созданию виртуальных артефактов и сред, а затем – к разработке концепций смешанной реальности. Развивая навыки работы с нейросетями, студенты обращаются к синтезу естественного и искусственного интеллектов в проектировании и исследованиях.

VR-инсталляция «4D в архитектуре» от проектного бюро MARKS Group в реальном времени погрузила гостей завершающего дня фестиваля в пространство будущего: разработчики представили виртуальную модель нового жилого комплекса «Бадаевский» от Capital Group.
 
Инициаторами и организаторами «Дня архитектора на Дизайн заводе» выступили Дизайн завод и архитектурное бюро ARCHINFORM в партнерстве с фестивалем Москомархитектуры «Открытый город». Событие прошло в павильоне КУБ на Дизайн заводе.

Партнеры фестиваля: LAMINAM, SCHUCO, VEKA.

Фестиваль архитектурного образования и карьеры «Открытый город»  проводится с 2016 года по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Организатор события – Москомархитектура, программная дирекция фестиваля – коммуникационное агентство «Правила общения». Цель фестиваля «Открытый город» – вовлечь студентов архитектурных вузов в реальный производственный процесс с участием ведущих специалистов из архитектурной и девелоперской среды города. Проект включает серию воркшопов, лекций, экскурсий и завершается выставкой в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. Тема «Открытого города» 2023 года – «Ре-формация социального»: участникам предложили амбициозно взглянуть на роль социальной архитектуры в формировании качества городской жизни и разработать широкий инструментарий архитектурных интервенций.

05 Июля 2023

Похожие статьи
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.