«Стадионы: жизнь до и после Чемпионата» – итоги круглого стола

Проект «Приметы городов. Лучшие региональные практики девелопмента», инициированный коммуникационным агентством «Правила общения», собрал в рамках Арх Москвы большой разговор про новые российские стадионы, построенные или реконструированные к Чемпионату мира по футболу.
Фотография предоставлена агентством «Правила общения»

Какие требования FIFA к стадионам для чемпионата в России? Какова экономика спортивных сооружений такого масштаба? Архитектурные особенности лучших спортивных площадок.

Эти и многие другие вопросы обсудили Алексей Шубкин, руководитель Мастерской №6 архитектурного бюро SPEECH, Сабина Мамедова, глава департамента архитектурного развития АО «ЦНИИПромзданий», Антон Заключаев, руководитель архитектурной мастерской №1 проектного института «Арена», Раймонд Фадель, генеральный директор по России компании AECOM, Кирилл Тихонов, консультант практики оказания услуг спортивным организациям PwC, архитектурный обозреватель Лариса Копылова. Модератором дискуссии выступила Юлия Зинкевич, генеральный директор агентства «Правила Общения», куратор проекта «Приметы городов».

Всего к Чемпионату мира по футболу в России подготовлены 12 стадионов в 11 городах. Это «Лужники» и «Спартак» в Москве, стадион «Санкт-Петербург» в Санкт-Петербурге, «Казань Арена» в Казани, стадион «Нижний Новгород» в Нижнем Новгороде, «Самара Арена» в Самаре, «Фишт» в Сочи, «Ростов Арена» в Ростове-на-Дону, «Екатеринбруг Арена» в Екатеринбурге, «Волгоград Арена» в Волгограде, «Калининград» в Калининграде, «Мордовия Арена» в Саранске. Часть стадионов была реконструирована, часть спроектирована и построена с нуля. Вместимость площадок на полуфинале должна быть порядка 60 тысяч человек, а на открывающем матче и в финале – 80 тысяч человек. Менее масштабные матчи примут стадионы вместимостью от 35 тысяч мест. Кроме того, FIFA ввело для России, с учетом климатических особенностей страны, требования, чтобы все трибуны стадионов чемпионата были размещены под кровлей.

Всего на круглом столе было подробно рассмотрено шесть российских стадионов, готовых принять чемпионат уже меньше чем через месяц.

Столичный раритет или как реконструировали Лужники

Главный стадион страны, вместимостью 81 тыс. человек, на котором пройдут все основные матчи и финал Чемпионата мира по футболу – «Лужники».
Стадион «Лужники». Бюро SPEECH. Фотография © Илья Иванов

О том, как проходили все этапы эпохальной реконструкции большой спортивной арены «Лужники», построенной в 1956 году, рассказал Алексей Шубкин, руководитель Мастерской №6 архитектурного бюро SPEECH. Легендарный стадион пережил несколько реконструкций. Первая была проведена к Олимпиаде-80, тогда были воздвигнуты мачты. Вторая пришлась на 1997 год, когда возвели кровлю к стадиону, а также были поставлены по периметру колонны. Еще одна реконструкция проводилась в 2008 году: стадион изменили, чтобы он мог принимать финал Лиги чемпионов, было увеличено количество мест, обустроены VIP-зоны и помещения для прессы. Нынешняя реконструкция началась в 2013 году и уже практически завершена. «Главная задача на этот раз состояла в том, чтобы вписать 81 тысячу мест, а также сохранить исторический облик площадки, что и было бережно сделано: колоннада, опоясывающая стадион, внутренняя стена, форма и пластика кровли, все сохранило свой первоначальный вид. С одной стороны, нас ограничивали грунтовые воды, с другой – кровля с исторической стеной, при этом пришлось создать новую геометрию чаши, чтобы разместить необходимое количество кресел. В обновленном проекте были созданы каскадные лестницы, лестницы для зрителей с входного уровня до верхней трибуны. В каждом секторе около 11 таких лестниц. И все это сделано с учетом безопасной эвакуации зрителей. Что касается реконструкции непосредственно фасада, то совместно со студией Артемия Лебедева был добавлен широкий металлический фриз с изображениями спортсменов. Кроме того, характерной чертой стадиона является кровля, на которую можно транслировать практически любое изображение благодаря вмонтированным светодиодам».

«Спартак» – первый в России стадион, построенный на частные деньги

Другой столичный стадион, который будет принимать матчи чемпионата, был построен еще в 2014 году на северо-западе Москвы в районе Тушинского аэродрома.
Стадион «Спартак». Бюро AECOM. Фотография предоставлена агентством «Правила общения»

Прежде чем международная компания AECOM получила заказ и приступила к проектированию, столичная экспертиза трижды выдавала отрицательные заключения другим компаниям. Раймонд Фадель, региональный директор по России компании AECOM, так отметил роль компании в проекте: «Основная задача для наших специалистов была в том, чтобы спроектировать функциональный, красивый футбольный стадион, на котором было бы комфортно и спортсменам, и болельщикам. Хочу подчеркнуть, что стадион «Спартак» был построен на частные деньги, и нам, при соблюдении всех параметров качества, необходимо было еще уложиться в заданный бюджет, который изначально составлял 150 миллионов евро. За эталон мы приняли самые современные стадионы Европы, такие как «Альянц Арена» в Германии – в проектировании которых мы также принимали участие. Были учтены все факторы удобства для болельщика: крыша сделана таким образом, что летом на стадионе не душно, а зимой не холодно, звук распределяется без создания гулкого эха, а трибуны расположены так, что впереди сидящий зритель не мешает тому, кто сзади».

Стоит отметить, что стадион занимает третье место на протяжении нескольких лет в международном рейтинге лучших мировых арен с точки зрения функциональности, технологий, комфорта и доступа. Кроме непосредственно аренды стадиона футбольным клубом «Спартак», существенный доход стадиону приносит приобретение мест в VIP-ложах, которых в проекте создано 50, а стоимость аренды такой ложи на один матч начинается от 500 тыс. руб. Однако, как отметил Раймонд Фадель в завершение своего выступления: «Когда мы говорим о футболе, тут экономика отпадает, потому что или мы говорим о спорте, или о коммерции. Данный стадион был сделан для футбола, и создан частным лицом, которое хотело, чтобы всегда помнили этот стадион и того человека, который его построил».

А что предлагают регионы?

В ходе круглого стола подробно были рассмотрены не только столичные стадионы, но и региональные площадки, специально построенные к проведению самого масштабного спортивного первенства в мире. Так, Сабина Мамедова, глава департамента архитектурного развития АО «ЦНИИПромзданий» рассказала о футбольных аренах, построенных в Калининграде и Ростове-на-Дону. «Новые стадионы «Ростов Арена» и «Калининград» находятся в поймах рек, таким образом, задача для конструкторов была непростой, большой этап пришелся на подготовительные работы – намыв территории. Проект ростовского стадиона менялся четыре раза. Первый вариант, предложенный компанией Populous, не проходил по измененным требованиям FIFA. Потом появился очень красивый, воздушный вариант. Но в Ростове-на-Дону, в месте строительства стадиона, сильная роза ветров, и легкая кровля при тестировании в аэродинамической трубе с имитацией максимального напора ветра, просто улетала. Было найдено изящное решение, предлагавшее кровлю в виде двух крыльев. Оно прошло госэкспертизу. В 2015 году появился новый генподрядчик, компания Crocus Group, и проект еще больше оптимизировали: отказались от разделенной кровли и дополнительных террас. В итоге стадион получился лаконичный, классический по форме. В планах – развитие прилегающей территории – знаменитого левого берега Дона, размещение в непосредственной близости от нового стадиона развлекательных и спортивных объектов для массового посетителя».

Проектирование стадиона «Калининград» началось в конце 2015 года, за один год было предложено решение и пройдена госэкспертиза. Но реальное строительство началось на год позже других стадионов. В итоге, остановились на решении построить стадион с металлическим каркасом. Все элементы отливались на заводе и потом собирались на площадке. Таким образом, удалось компенсировать отставание по срокам ввода», –пояснила Сабина Мамедова.

Антон Заключаев, руководитель архитектурной мастерской №1 проектного института «Арена», рассказал, что здания стадионов «Нижний Новгород» и «Волгоград Арена» похожи по своей структуре, но отличаются начинкой.
Стадион «Волгоград Арена». Фотография предоставлена агентством «Правила общения»
Стадион «Нижний Новгород». Фотография предоставлена агентством «Правила общения»

«По-разному устроены входные группы, подтрибунные пространства». 45-тысячный стадион в Волгограде находится на месте старого стадиона «Ротор», который был полностью демонтирован. В качестве составляющей декора стадиона мы использовали образ футбольной сетки или кружева, чтобы придать сооружению воздушность. Кстати, фасад, несмотря на свою ажурность, является несущим элементом». Новый стадион такой же вместимости в Нижнем Новгороде расположен на стрелке Волги и Оки… По периметру здания круглой формы расположены треугольные колонны, благодаря которым образуется крытая галерея. Ее внутренняя стена, служащая фасадом, покрыта мембраной.

Уникальный образ стадиона строился на ассоциациях с темами волжской природы – воды и ветра. В то же время расположение вблизи исторических кварталов продиктовало зданию строгость силуэта, что обеспечивается благодаря легкому каркасу. В вечернее время предусмотрена архитектурная подсветка фасадов.

Можно ли сделать стадион прибыльным объектом недвижимости?

О ключевых трендах управления стадионами после окончания крупных чемпионатов, а также о структуре их доходов рассказал Кирилл Тихонов, консультант практики оказания услуг спортивным организациям PwC. «Основная статья доходов стадионов – порядка 40-60% – арендная плата от футбольных клубов, которые тренируются и проводят матчи на этих площадках. На аренах можно проводить и другие мероприятия, как спортивные, в том числе футбольные, так и развлекательные для массового зрителя. Проведение масштабных концертов на открытых стадионах в нашей стране имеет сезонные ограничения, погодные условия не позволяют принимать много концертов. Но есть такая важная статья дохода стадионов как деловые мероприятия, которые можно проводить и в конференц-залах, предусмотренных инфраструктурой, и даже непосредственно на поле. Мировая статистика показывает, что ориентированные на получение дохода стадионы, проводят около 180 мероприятий в год. В мире есть практика сдачи стадионов в аренду даже для проведения свадеб».

Безусловно, эксперт не мог обойти вниманием интересующий практически всех вопрос окупаемости стадионов. Как оказалось, оптимистичные американцы называют цифры в 10-15 лет, в России же прогнозируемые сроки окупаемости уходят за горизонт 50 лет. Но тут, отметил эксперт, «вопрос в том, могут ли управляющие стадионом компании наполнить его в дни, когда не проводятся матчи, могут ли качественно оказывать дополнительные услуги, чтобы заработать». Офисные помещения, кафе, рестораны – все это есть уже на некоторых стадионах Москвы, что тоже является источником дохода. «Стоит отметить такую возможную инфраструктурную составляющую, как фитнес-центры на территории стадиона. Приятно тренироваться с видом на футбольное поле», – акцентировал внимание эксперт. Ряд современных стадионов предусматривает также обустройство spa-зон и детских комнат, превращаясь в место, интересное всем членам семьи.

В целом, по мнению Кирилла Тихонова, необходимо задействовать все доступные возможности использования стадиона, а также прилегающую территорию, только тогда стадион сможет выйти на самоокупаемость: «Стадион должен стать точкой притяжения для жителей и центром локального развития. Мы видели прекрасный пример парка вокруг стадиона в Краснодаре, куда люди приходят, отдыхают, гуляют, расслабляются. В современной ситуации именно такие стадионы, со всесторонне развитой инфраструктурой можно называть экономически и социально успешными». Если говорить о затратах на управление, то само государство закладывает порядка 300-370 миллионов рублей в год на эксплуатацию одного стадиона, построенного к ЧМ, однако реальные суммы могут оказаться существенно выше.

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что важно продолжить использовать стадионы и после окончания Чемпионата мира, и не только как спортивные площадки, но и создавать на их базе центры притяжения для жителей города. «Несмотря на то, что интерес к футболу после проведения чемпионата вряд ли в нашей стране резко вырастет, именно стадионы могут стать локомотивами, которые дадут городам импульс развития», – подвела итог модератор дискуссии Юлия Зинкевич, куратор проекта «Приметы городов», генеральный директор агентства «Правила Общения».

04 Июня 2018

Похожие статьи
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Пресса: «Общение – такая же потребность, как сон и еда»
Главное событие года в архитектурной жизни столицы - международная выставка АРХ Москва, проходит на этой неделе в ЦДХ на Крымском валу. В среду, 16 мая, ее открыл мэр Москвы Сергей Собянин, подчеркнув в своем выступлении, что при создании новой архитектуры города особое внимание необходимо уделять удобству и комфорту жителей.
Matrix has you
Пожалуй, именно страх перед технологиями стал лейтмотивом вчерашнего «Завтрака архитектора» на Арх Москве. Пересказываем вкратце главное из того, о чем говорили.
Пресса: Макс Дудлер: Строительство для нас — вопрос преемственности
18 мая в рамках деловой программы выставки АРХ Москва состоится встреча с Максом Дудлером. Порталу "Архсовета" швейцарский архитектор рассказал о том, как можно сохранить культурное наследие, наделив его новыми функциями.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.