Историческую гравюру в 1616 выпустил голландский рисовальщик и гравёр Клас Янсон Висхер (Claes Janszoon Visscher), основатель издательского дома Пискаторов. Вид на ней простирается от улицы Уайтхолл до дока Св. Екатерины. Эта работа – одно из немногочисленных источников сведений о средневековом Лондоне, каким он был до Великого пожара, случившегося в 1666 году. Тогда пламя уничтожило около 80% построек: не осталось практически ни одного здания из представленных на гравюре.
Панорама Лондона, 1616. Фотография предоставлена художественной галереей Гилдхолла
Британский художник Робин Рейнольдс решил продолжить дело Висхера и представил собственный вариант панорамы Лондона в его современном виде. При помощи пера и туши Рейнольдс в течение двух лет детально воссоздавал архитектурный облик британской столицы: здесь можно наблюдать Тауэрский мост, галерею Тейт Модерн, башню Ричарда Роджерса Leadenhall, рядом с которой виднеется небоскрёб Нормана Фостера 30 St Mary Axe (знаменитый «корнишон»), и везде – подъёмные краны. Полностью рисунок был готов в январе 2016 года.
Панорама Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Процесс создания панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Вдоль верхнего края современной панорамы нарисован дым: его источником являются Великий пожар и бомбардировки Второй мировой войны – ключевые события, повлиявшие на сегодняшний облик Лондона. Цитаты слева и справа принадлежат свидетелям тех событий: Джону Ивлину (писателю, задокументировавшему события 1666 года) и Уинстону Черчиллю. На панораме также присутствует гравёр Висхер – он изображён недалеко от паба «Якорь» (в центральной части, на противоположном от зрителя берегу Темзы), нашлось место и нынешнему мэру Лондона Борису Джонсону. И, разумеется, на картине присутствуют визуальные отсылки к произведениям Шекспира – 37 пьесам, трём стихотворениям и сонетам.
Например, Робин Рейнольдс поместил на полотно визуальную интерпретацию следующего фрагмента из «Гамлета»:
Соринка, чтоб затмился глаз рассудка.
В высоком Риме, городе побед,
В дни перед тем, как пал могучий Юлий,
Покинув гробы, в саванах, вдоль улиц
Визжали и гнусили мертвецы;
Кровавый дождь, косматые светила,
Смущенья в солнце; влажная звезда,
В чьей области Нептунова держава,
Болела тьмой, почти как в судный день
(перевод Михаила Лозинского)
Фрагмент панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Ниже – иллюстрации к пьесам «Мера за меру» и «Король Иоанн», соответственно:
Фрагмент панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Фрагмент панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Выставка продлится до 20 ноября 2016.