Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.04.2016

1616 vs. 2016: две панорамы Лондона с разницей в 400 лет

Алина Измайлова

Лондонская художественная галерея Гилдхолла (Guildhall Art Gallery) представила две графические панорамы столицы Великобритании. Оба изображения сделаны с одной точки обзора и в одинаковых масштабах, но с разницей в 400 лет. Экспозиция приурочена также к 400-й годовщине со дня смерти Уильяма Шекспира, которая приходится на 2016-й.

Историческую гравюру в 1616 выпустил голландский рисовальщик и гравёр Клас Янсон Висхер (Claes Janszoon Visscher), основатель издательского дома Пискаторов. Вид на ней простирается от улицы Уайтхолл до дока Св. Екатерины. Эта работа – одно из немногочисленных источников сведений о средневековом Лондоне, каким он был до Великого пожара, случившегося в 1666 году. Тогда пламя уничтожило около 80% построек: не осталось практически ни одного здания из представленных на гравюре.

Панорама Лондона, 1616. Фотография предоставлена художественной галереей Гилдхолла
Панорама Лондона, 1616. Фотография предоставлена художественной галереей Гилдхолла

Британский художник Робин Рейнольдс решил продолжить дело Висхера и представил собственный вариант панорамы Лондона в его современном виде. При помощи пера и туши Рейнольдс в течение двух лет детально воссоздавал архитектурный облик британской столицы: здесь можно наблюдать Тауэрский мост, галерею Тейт Модерн, башню Ричарда Роджерса Leadenhall, рядом с которой виднеется небоскрёб Нормана Фостера 30 St Mary Axe (знаменитый «корнишон»), и везде – подъёмные краны. Полностью рисунок был готов в январе 2016 года.
Панорама Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Панорама Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Процесс создания панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Процесс создания панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds

Вдоль верхнего края современной панорамы нарисован дым: его источником являются Великий пожар и бомбардировки Второй мировой войны – ключевые события, повлиявшие на сегодняшний облик Лондона. Цитаты слева и справа принадлежат свидетелям тех событий: Джону Ивлину (писателю, задокументировавшему события 1666 года) и Уинстону Черчиллю. На панораме также присутствует гравёр Висхер – он изображён недалеко от паба «Якорь» (в центральной части, на противоположном от зрителя берегу Темзы), нашлось место и нынешнему мэру Лондона Борису Джонсону. И, разумеется, на картине присутствуют визуальные отсылки к произведениям Шекспира – 37 пьесам, трём стихотворениям и сонетам.

Например, Робин Рейнольдс поместил на полотно визуальную интерпретацию следующего фрагмента из «Гамлета»:

Соринка, чтоб затмился глаз рассудка.
В высоком Риме, городе побед,
В дни перед тем, как пал могучий Юлий,
Покинув гробы, в саванах, вдоль улиц
Визжали и гнусили мертвецы;
Кровавый дождь, косматые светила,
Смущенья в солнце; влажная звезда,
В чьей области Нептунова держава,
Болела тьмой, почти как в судный день


(перевод Михаила Лозинского)
Фрагмент панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Фрагмент панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds

Ниже – иллюстрации к пьесам «Мера за меру» и «Король Иоанн», соответственно:
Фрагмент панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Фрагмент панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Фрагмент панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds
Фрагмент панорамы Лондона, 2016 © Robin Reynolds

Выставка продлится до 20 ноября 2016.