пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Пресса Пресса События События Иностранцы в России Библиотека Библиотека
  история искусства

Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева
Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева

Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева
Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева

Чугреева Н.Н.
Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева
в книге:
XI Филевские чтения. Материалы научной конференции , 2012
выходные данные
стр. 97-100
Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения
На иконе «Благовещение Богородицы» начала XVII века [1] архангел Гавриил и Богоматерь изображены на фоне палат, соединенных чуть круглящейся стеной. Внизу – горки с черной пещерой, символизирующие вертеп, на фоне пещеры надпись золотом: «верт[еп]». Фигура стоящей с пряжей Богоматери близка к изображению на «Устюжском» Благовещении (без Младенца в лоне). В XVI–XVII веках в иконах извода «Устюжского» Благовещения появляется изображение вертепа – прообразовательного знака Рождества Христова [2]. Наиболее ранняя икона этой иконографии (около 1558 года, благословение архиепископа Ростовского Никандра) была вложена в сольвычегодский Благовещенский собор основателем династии Строгановых Аникой (Иоанникием)(СИХМ) [3]. Как вклад Аники Строганова этот образ повлиял на распространение подобной иконографии в строгановских иконах последней четверти XVI – первой трети XVII века. Это «Благовещение, с 26 клеймами Акафиста Богоматери» 1570-х годов из местного ряда иконостаса сольвычегодского Благовещенского собора (ГТГ) [4], «Благовещение, с 18 клеймами жития Богоматери» до 1579 года из того же собора (СИХМ) [5], «Благовещение» 1610-х годов Назария Истомина Савина (собрание М.Е. Елизаветина) [6], шитые пеленыс изображением «Устюжского» Благовещения с вертепом 1620-х и 1660-х годов из сольвычегодского Благовещенского собора (СИХМ) [7].

Особенности иконографии и стилистики иконы из собрания Музея имени Андрея Рублева (стройные пропорции небольших фигур, характер личного письма с розоватым охрением и мягкими белильными высветлениями, колорит с нежными оттенками светло-зеленых, розоватых, светло-серых цветов) позволяют отнести образ к художественной культуре Москвы и приписать его мастеру, работавшему по заказу Строгановых. Стилистической аналогией иконе «Благовещение» является строгановская икона-пядница «Введение во храм» (СИХМ) [8] с близкими соотношениями пропорций фигур и палат, характером колорита, прямыми совпадениями в деталях архитектурного фона.

Редкая икона «Сошествия Святого Духа на апостолов, с 12 клеймами Четыредесятницы и Пятидесятницы» первой четверти XVII века [9] исполнена одним из лучших строгановских мастеров, государевым иконописцем Никифором Истоминым Савиным, сыном крупнейшего государева изографа Истомы Савина. На обороте под верхней шпонкой потертая надпись: «[писмо] Никифорово», характерная и для других икон этого мастера (ГТГ, ПХГ, ГРМ) [10]. В среднике иконы помещено Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы – событие, знаменующее рождение Новозаветной Церкви (Деяния, 2, 1–5). Апостолы из числа 70-ти изображены сидящими полукруглыми рядами. Во втором ряду сверху, в центре на престоле – Богоматерь, в верхнем ряду святые жены. Внизу традиционное изображение «Космоса» (старца в короне и царских одеждах со свитками на плате). В клеймах – изображения событий Великого поста (Четыредесятницы) и следующих за праздником Воскресения Христова (Пятидесятницы), службы которым содержатся в постной и цветной Триоди. На верхнем поле иконы в центре крупная надпись вязью: «Четыредесятница и Пятидесятница».

Состав клейм: 1. Кондак 1 Акафиста Богоматери «Взбранной Воеводе» (Суббота 5-й седмицы Великого поста, Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)). 2. Мать сыновей Зеведеевых молит о них Иисуса Христа (Евангельское чтение в Неделю 5-ю Великого поста, Мк. 10, 35–40). 3. История Марии Египетской (Неделя 5-я Великого поста). 4. Чудо об иссохшей смоковнице, вверху – сцена с Иосифом Прекрасным (Страстная седмица, Великий Понедельник). 5. Притча о десяти девах (Страстная седмица, Великий Вторник). 6. Жена изливает миро на Христа в доме Симона прокаженного, предательство Иуды (Страстная седмица, Великая Среда, Великий Четверг). 7. Исцеление расслабленного (Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном). 6). 8. Преполовение Пятидесятницы (Седмица 4-я по Пасхе). 9. Христос и самарянка (Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне). 10. Исцеление слепого (Неделя 6-я по Пасхе, о слепом). 11. Первый Вселенский Собор (Неделя 7-я по Пасхе, Святых отцов I Вселенского Собора). 12. Суббота Всех святых (Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых). Изображение событий Четыредесятницы и Пятидесятницы известно также, например, на иконе «Триодь цветная» 1620–1630-х годов московского мастера строгановского круга [11].

Композиции на иконе Никифора Савина многофигурные, с многоплановыми построениями в клеймах. Миниатюрное письмо ликов исполнено яркими мазочками белил по светло-оливковому санкирю. Нежные голубовато-зеленоватые, светло-оливковые, розовые цвета сочетаются с яркими красными и темно-зелеными. Рамка средника украшена серебряным растительным орнаментом в виде цветков и волнообразных стеблей. На участках золотых фонов помещены авторские мелкие киноварные надписи. Ближайшей аналогией иконе из Музея имени Андрея Рублева является образ «Воскресение Христово, с 16 клеймами» первойчетверти XVII века Никифора Савина, происходящий из церкви Похвалы Богородицы села Орел Усольского района Пермской области (ПХГ) [12]. Миниатюрное письмо обеих икон близко по композиционным и колористическим особенностям, рамки средников с подобными серебряными орнаментами.

Иконы «Сошествие Святого Духа,с 12-ю клеймами Четыредесятницы и Пятидесятницы» были известны в среде старообрядцев. Список середины XIX века с надписью на верхнем поле «Триодь цветная и постная» повторяет иконографическую программу, схемы композиций и даже, отчасти, стилистику иконы строгановского мастера Никифора Савина [13].


[1] - ЦМиАР, КП 2085, инв. 121-I. 31 × 27 см. Икона поступила в музей в 1975 году через ВПХК с базы Госфондов. Реставрация домузейная.
[2] - Вертеп неоднократно упоминается в богослужебных текстах праздника Рождества Христова, например, в стихире повечерия: «В вертеп вселился еси Христе Боже…».
[3] - Иконы Строгановских вотчин XVI–XVII веков по материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. Каталог–альбом. М., 2003. Кат. № 1. С. 24–25 с ил. Цв. ил.на с. 92.
[4] - Там же. Кат. № 2. С. 25 с ил. Цв. ил.на с. 94.
[5] - Там же. Кат. № 8. С. 28–31 с ил. Цв. ил.на с. 112–113.
[6] - Шесть веков русской иконы. Новые открытия. Выставка из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублева / Авт. вступ. статьи и ред.-сост. Н.И. Комашко. М., 2007. Кат. № 36. С. 171. Ил.на с. 52.
[7] - Силкин А.В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. Кат. № 6. С. 127 с ил. Кат. № 63. С. 208–209 с ил.
[8] - Иконы Строгановских вотчин... Кат. № 53. С. 65 с ил. Цв. ил.на с. 170.
[9] - ЦМиАР, КП 2526, инв. 598-I. 35,5 × 30,5 см. Дар Г.Д. Костаки в 1978 году. Реставрация домузейная.Поля перелевкашены, на них сделаны новые надписи, видимо, старообрядцами. Сведения об иконе см.: Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. М., 2009.С. 574 (размер иконы указан неточно). Изображение публикуется впервые.
[10] - Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. М., 1963. Т. 2. Кат. № 793–797. С. 319–323. Ил. 113, 114; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. Кат. № 32–37 . С. 47–52 с ил.; Власова О.М. Строгановские иконы в собрании Пермской государственной художественной галереи // Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы / Каталог выставки. М., 1991. С. 86–87. Кат. № 55–57. С. 97–100 с ил.; Иконы Строгановских вотчин... Кат № 85, 86. С. 82 с ил.Цв. ил. на с. 210; Вилинбахова Т Б. Строгановская икона конца XVI–начала XVII века. Альбом. СПб., 2005. Кат. №. 73–79. С. 72–77 с ил.
[11] - Шесть веков русской иконы. Кат. № 98. С. 193. Ил.на с. 115.
[12] - Власова О.М. Строгановские иконы… Кат. № 57. С. 100. Ил.на с. 99; Подписные и датированные иконы из коллекции Пермской художественной галереи. Каталог выставки / Сост. О.М. Власова, Н.В. Казаринова. Пермь, 1993. Кат. № 15. С. 22–23. Ил.между с. 20 и 21; Иконы Строгановских вотчин... Кат. № 85. С. 82. Цв. ил.на с. 210.
[13] - Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве / Под общ.ред. Е.М. Юхименко. М., 2005. Кат. № 105. С. 152. Ил.на с. 153. Размер иконы (36 × 31 см) близок иконе Никифора Савина.





Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter