Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

На иконе «Благовещение Богородицы» начала XVII века [1] архангел Гавриил и Богоматерь изображены на фоне палат, соединенных чуть круглящейся стеной. Внизу – горки с черной пещерой, символизирующие вертеп, на фоне пещеры надпись золотом: «верт[еп]». Фигура стоящей с пряжей Богоматери близка к изображению на «Устюжском» Благовещении (без Младенца в лоне). В XVI–XVII веках в иконах извода «Устюжского» Благовещения появляется изображение вертепа – прообразовательного знака Рождества Христова [2]. Наиболее ранняя икона этой иконографии (около 1558 года, благословение архиепископа Ростовского Никандра) была вложена в сольвычегодский Благовещенский собор основателем династии Строгановых Аникой (Иоанникием)(СИХМ) [3]. Как вклад Аники Строганова этот образ повлиял на распространение подобной иконографии в строгановских иконах последней четверти XVI – первой трети XVII века. Это «Благовещение, с 26 клеймами Акафиста Богоматери» 1570-х годов из местного ряда иконостаса сольвычегодского Благовещенского собора (ГТГ) [4], «Благовещение, с 18 клеймами жития Богоматери» до 1579 года из того же собора (СИХМ) [5], «Благовещение» 1610-х годов Назария Истомина Савина (собрание М.Е. Елизаветина) [6], шитые пеленыс изображением «Устюжского» Благовещения с вертепом 1620-х и 1660-х годов из сольвычегодского Благовещенского собора (СИХМ) [7].

Особенности иконографии и стилистики иконы из собрания Музея имени Андрея Рублева (стройные пропорции небольших фигур, характер личного письма с розоватым охрением и мягкими белильными высветлениями, колорит с нежными оттенками светло-зеленых, розоватых, светло-серых цветов) позволяют отнести образ к художественной культуре Москвы и приписать его мастеру, работавшему по заказу Строгановых. Стилистической аналогией иконе «Благовещение» является строгановская икона-пядница «Введение во храм» (СИХМ) [8] с близкими соотношениями пропорций фигур и палат, характером колорита, прямыми совпадениями в деталях архитектурного фона.

Редкая икона «Сошествия Святого Духа на апостолов, с 12 клеймами Четыредесятницы и Пятидесятницы» первой четверти XVII века [9] исполнена одним из лучших строгановских мастеров, государевым иконописцем Никифором Истоминым Савиным, сыном крупнейшего государева изографа Истомы Савина. На обороте под верхней шпонкой потертая надпись: «[писмо] Никифорово», характерная и для других икон этого мастера (ГТГ, ПХГ, ГРМ) [10]. В среднике иконы помещено Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы – событие, знаменующее рождение Новозаветной Церкви (Деяния, 2, 1–5). Апостолы из числа 70-ти изображены сидящими полукруглыми рядами. Во втором ряду сверху, в центре на престоле – Богоматерь, в верхнем ряду святые жены. Внизу традиционное изображение «Космоса» (старца в короне и царских одеждах со свитками на плате). В клеймах – изображения событий Великого поста (Четыредесятницы) и следующих за праздником Воскресения Христова (Пятидесятницы), службы которым содержатся в постной и цветной Триоди. На верхнем поле иконы в центре крупная надпись вязью: «Четыредесятница и Пятидесятница».

Состав клейм: 1. Кондак 1 Акафиста Богоматери «Взбранной Воеводе» (Суббота 5-й седмицы Великого поста, Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)). 2. Мать сыновей Зеведеевых молит о них Иисуса Христа (Евангельское чтение в Неделю 5-ю Великого поста, Мк. 10, 35–40). 3. История Марии Египетской (Неделя 5-я Великого поста). 4. Чудо об иссохшей смоковнице, вверху – сцена с Иосифом Прекрасным (Страстная седмица, Великий Понедельник). 5. Притча о десяти девах (Страстная седмица, Великий Вторник). 6. Жена изливает миро на Христа в доме Симона прокаженного, предательство Иуды (Страстная седмица, Великая Среда, Великий Четверг). 7. Исцеление расслабленного (Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном). 6). 8. Преполовение Пятидесятницы (Седмица 4-я по Пасхе). 9. Христос и самарянка (Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне). 10. Исцеление слепого (Неделя 6-я по Пасхе, о слепом). 11. Первый Вселенский Собор (Неделя 7-я по Пасхе, Святых отцов I Вселенского Собора). 12. Суббота Всех святых (Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых). Изображение событий Четыредесятницы и Пятидесятницы известно также, например, на иконе «Триодь цветная» 1620–1630-х годов московского мастера строгановского круга [11].

Композиции на иконе Никифора Савина многофигурные, с многоплановыми построениями в клеймах. Миниатюрное письмо ликов исполнено яркими мазочками белил по светло-оливковому санкирю. Нежные голубовато-зеленоватые, светло-оливковые, розовые цвета сочетаются с яркими красными и темно-зелеными. Рамка средника украшена серебряным растительным орнаментом в виде цветков и волнообразных стеблей. На участках золотых фонов помещены авторские мелкие киноварные надписи. Ближайшей аналогией иконе из Музея имени Андрея Рублева является образ «Воскресение Христово, с 16 клеймами» первойчетверти XVII века Никифора Савина, происходящий из церкви Похвалы Богородицы села Орел Усольского района Пермской области (ПХГ) [12]. Миниатюрное письмо обеих икон близко по композиционным и колористическим особенностям, рамки средников с подобными серебряными орнаментами.

Иконы «Сошествие Святого Духа,с 12-ю клеймами Четыредесятницы и Пятидесятницы» были известны в среде старообрядцев. Список середины XIX века с надписью на верхнем поле «Триодь цветная и постная» повторяет иконографическую программу, схемы композиций и даже, отчасти, стилистику иконы строгановского мастера Никифора Савина [13].


[1] - ЦМиАР, КП 2085, инв. 121-I. 31 × 27 см. Икона поступила в музей в 1975 году через ВПХК с базы Госфондов. Реставрация домузейная.
[2] - Вертеп неоднократно упоминается в богослужебных текстах праздника Рождества Христова, например, в стихире повечерия: «В вертеп вселился еси Христе Боже…».
[3] - Иконы Строгановских вотчин XVI–XVII веков по материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. Каталог–альбом. М., 2003. Кат. № 1. С. 24–25 с ил. Цв. ил.на с. 92.
[4] - Там же. Кат. № 2. С. 25 с ил. Цв. ил.на с. 94.
[5] - Там же. Кат. № 8. С. 28–31 с ил. Цв. ил.на с. 112–113.
[6] - Шесть веков русской иконы. Новые открытия. Выставка из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублева / Авт. вступ. статьи и ред.-сост. Н.И. Комашко. М., 2007. Кат. № 36. С. 171. Ил.на с. 52.
[7] - Силкин А.В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. Кат. № 6. С. 127 с ил. Кат. № 63. С. 208–209 с ил.
[8] - Иконы Строгановских вотчин... Кат. № 53. С. 65 с ил. Цв. ил.на с. 170.
[9] - ЦМиАР, КП 2526, инв. 598-I. 35,5 × 30,5 см. Дар Г.Д. Костаки в 1978 году. Реставрация домузейная.Поля перелевкашены, на них сделаны новые надписи, видимо, старообрядцами. Сведения об иконе см.: Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. М., 2009.С. 574 (размер иконы указан неточно). Изображение публикуется впервые.
[10] - Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. М., 1963. Т. 2. Кат. № 793–797. С. 319–323. Ил. 113, 114; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. Кат. № 32–37 . С. 47–52 с ил.; Власова О.М. Строгановские иконы в собрании Пермской государственной художественной галереи // Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы / Каталог выставки. М., 1991. С. 86–87. Кат. № 55–57. С. 97–100 с ил.; Иконы Строгановских вотчин... Кат № 85, 86. С. 82 с ил.Цв. ил. на с. 210; Вилинбахова Т Б. Строгановская икона конца XVI–начала XVII века. Альбом. СПб., 2005. Кат. №. 73–79. С. 72–77 с ил.
[11] - Шесть веков русской иконы. Кат. № 98. С. 193. Ил.на с. 115.
[12] - Власова О.М. Строгановские иконы… Кат. № 57. С. 100. Ил.на с. 99; Подписные и датированные иконы из коллекции Пермской художественной галереи. Каталог выставки / Сост. О.М. Власова, Н.В. Казаринова. Пермь, 1993. Кат. № 15. С. 22–23. Ил.между с. 20 и 21; Иконы Строгановских вотчин... Кат. № 85. С. 82. Цв. ил.на с. 210.
[13] - Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве / Под общ.ред. Е.М. Юхименко. М., 2005. Кат. № 105. С. 152. Ил.на с. 153. Размер иконы (36 × 31 см) близок иконе Никифора Савина.


Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева
Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева

18 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Сейчас на главной
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.