Автор текста:
А.А. Воронова

Раннехристианская Салона (Сплит): восточные связи и архитектурные влияния

Тезисы выступления Ариадны Александровны Вороновой на семинаре «Архитектура и градостроительство Востока. Межцивилизационное взаимодействие и творческие новации» 15 марта 2013 года

Как известно, в раннехристианскую эпоху стилистические концепции и архитектурный лексикон церковной и дворцовой архитектуры Империи были укоренены в классической традиции поздней античности. Главной отличительной особенностью формирования средневековой культуры восточно-адриатического прибрежного пояса было постоянное взаимопроникновение различных традиций, происходившее благодаря морским связям внутри достаточно цельной средиземноморской культуры. При этом в далматинских провинциях всегда сохранялась преемственность античной традиции, постепенно трансформировавшейся в средневековую.

Город Салона на перекрестке важных торговых путей далматинского побережья Адриатики был основан в IV в. до Р.Х., завоеван римлянами в I в. до Р.Х. и получил статус римской колонии (Colonia Martia Julia Salonae). Вплоть до своего разрушения в VII веке в результате славяно-аварского нашествия Салона непрерывно расширялась и систематически застраивалась значительными комплексами светской и культовой архитектуры. После всеобщей христианизации Салона пережила свою вторую вершину расцвета. Проповедники из сирийско-месопотамских миссионерских школ пришли сюда из междуречья Тигра и Евфрата и ближних сирийских земель, как и первый епископ Салоны, мученик Домний. В IV – V вв. в Салоне сложился епископальный комплекс из двух базилик (пятинефной и крестообразной), баптистерия и консигнаториума. Вероятно, на формирование раннехристианской архитектуры Салоны оказал влияние находящийся неподалеку дворец Диоклетиана, в который император удалился в конце жизни из своей резиденции в Никомедии (в Вифинии, а кроме того он жил и в Антиохии в Сирии), и который несет на себе печать сирийской архитектуры. Кроме того, несомненным образцом для крестообразной базилики, как и для многих других подобных памятников на Востоке и Западе, очевидно, послужил храм Св. Апостолов в Константинополе.

В Салоне найдено несколько небольших монастырских зданий VI в., когда монашество только пришло с Востока, и его организация еще не была централизована.

Как известно, именно на Востоке христианский культ мучеников особо усиливался в раннехристианский период в виде почитания реликвий. Большое значение в архитектуре и планировке раннехристианской Салоны имели загородные кладбища и их мемориальные сооружения с погребенными там местными мучениками, т.к. по античной традиции было запрещено хоронить внутри городских стен. Около 400 г. на Салону в первый раз нападают готы; затем через краткие интервалы следуют нападения варваров. Базилики на кладбищах разрушались, однако церковью оставался один из нефов, с новой стеной, усиленной контрфорсами. Единственным культовым сооружением раннехристианской Салоны, пережившим разорение города, был ораторий св. Анастасия на кладбище Марусинац, где совершалось богослужение вплоть до раннего средневековья. Это здание с выраженными сирийско-месопотамскими чертами существенно повлияло на средневековую архитектуру во всей средней Далмации. Типология саркофагов была импортирована в Востока в раннехристианское время, о чем свидетельствуют как вид оловянного гроба, особенно известного в Сирии, так и облик каменного саркофага с двускатной крышкой в виде храма с фронтонами и угловыми акротериями. Принимая во внимание географическое положение Салоны и различное этническое происхождение ее населения, можно считать естественным, что здесь примерно в равной степени использовались образцы как латинского Запада, так и греческого Востока.

После падения Салоны в VII в. жители города бежали на окрестные острова, а значительная часть их укрылась во дворце Диоклетиана, и он в результате этого трансформировался в средневековый город. Улицы сохраняли сеть античных коммуникаций, но были редуцированы по ширине. Античные сооружения дворца были адаптированы для новых функций. Решающую роль для ищущего укрытия местного населения сыграли надежные оборонительные стены дворца с башнями и городскими воротами. Над ними появились церкви с колокольнями, как и над и храмом Юпитера, превращенным в баптистерий. Также произошла трансформация мавзолея Диоклетиана в кафедральный собор Св. Домния, первого епископа Салоны, принявшего мученическую смерть во время Диоклетиановых гонений. Остальные градообразующие структуры средневекового Сплита также получили дальнейшее развитие. В пригороде с запада возникло множество периферийных церквей, определивших направления новых улиц. Следуя ландшафту сплитского полуострова, они возникли, главным образом, путем трансформации античных пригородных коммуникаций, сохранившейся и доныне в некоторых улицах Сплита. Этот город являет собой наиболее сохранный пример средневекового урбанизма на восточной Адриатике, а также преобразования позднеантичного дворца в настоящий раннесредневековый город.

Салона, генплан города
Сплит. Перистиль дворца Диоклетиана
Салона. Комплекс раннехристианских церквей, план
Салона. Манастирине, вид на саркофаги и базилику
Сплит, бассейн баптистерия

12 Марта 2013

Автор текста:

А.А. Воронова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Тимур Башкаев: «Ради формирования высококачественных...
Новое видео из серии Генплан. Диалоги: разговор Виталия Лутца с Тимуром Башкаевым – об образе реновации, каркасе общественных пространств, о предчувствии новых технологий и будущем возрождении дерева как материала. С полной расшифровкой.
Белые башни
Жилой комплекс Y-Loft City в городе Чанчжи по проекту пекинского бюро Superimpose Architecture предназначен для поколения Y.
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.