Концепция развития Музея Геста. Существующее положение
© SPEECH
информация:
-
статус
проект -
даты
2011 -
место
Финляндия -
координаты
62.027621, 24.575255 -
функция
Культурный / Музей -
общая площадь
3250 м2
Сергей Чобан
Sergei Tchoban / Россия
Сергей Кузнецов
Sergey Kouznetsov / Россия
СПИЧ
SPEECH / Россияавторский коллектив
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Архитекторы проекта: Е. Муринец, С. Глубокин, Гришанов М., Туманян А., Изотова М.
Архитекторы проекта: Е. Муринец, С. Глубокин, Гришанов М., Туманян А., Изотова М.
партнеры, заказчики, смежники
Serlachius Museums
Концепция развития Музея Геста. Существующее положение
© SPEECH
Концепция развития Музея Геста. Существующее положение
© SPEECH
описание:
В 2010 году один из наиболее активно развивающихся музеев Финляндии – Музей Серлакиуса объявил международный архитектурный конкурс на проект развития музея и строительства на его территории, нового выставочного комплекса, который позволил бы в три раза увеличить экспозиционную площадь, а также расширить диапазон проводимых мероприятий и выставок. Конкурс собрал более 500 участников из 42 стран мира. Бюро SPEECH представило на конкурс три концепции, каждая из которых максимально раскрывала архитектурный, экологический или функциональный потенциал нового музейного комплекса.
Музей был основан в 1945 году Рут Серлакиус, вдовой советника Гёста Серлакиуса, решившей увековечить память мужа, создав на основе его художественной коллекции музей изобразительного искусства. Это был всего лишь четвертый художественный музей во всей Финляндии. Под экспозиционные площади было переоборудовано старинное здание усадьбы семьи Серлакиус Йоенниеми. Эта часть комплекса получила имя Музей Геста. В 1980-е годы внук Геста – Густав реконструировал еще несколько зданий усадьбы, увеличив площадь музея вдвое. В новых помещениях расположился Музей Густава, посвященный истории и обычаям Финляндии.
За прошедшие 20 лет коллекция обоих музеев продолжала пополняться. Кроме того, расширялась их культурная и социальная деятельность. Для объединенного Музея Геста и Густава требовались дополнительные площади и новое вместительное здание. Фонд Музея принял решение о проведении международного конкурса.
Одним из важнейших условий конкурса стало максимально тактичное отношение к зданиям и постройкам старинной усадьбы. Кроме того, будущее здание должно было быть построено преимущественно из дерева. Подразумевалось, что архитектура нового музея вступит в диалог и со старыми постройками и с окружающей природой, создав гармоничный сплав современной архитектуры и ландшафта.
В новом здании должны разместиться три больших выставочных зала, хранилища коллекций музея, офисный блок, а также развитый комплекс обслуживания посетителей, включающий ресторан, магазин и многофункциональное пространство. Для коммуникации между старым и новым зданиями необходимо было предусмотреть крытый проход.
Три проекта SPEECH отразили широкий диапазон концептуальных и методических решений, присущих работам бюро. Первый проект, названный «Мост», представлял собой ажурное здание в стилистике био-архитектуры. Вытянутый объем протянулся от старинной усадьбы через пролив на небольшой остров. Все требуемые помещения сосредоточены в основании «моста» и в его «теле». Гибкая пластичная форма здания образована системой деревянных клееных ребер, пространство между которыми частично заполнено витражами и глухими панелями, а частично оставлено открытым, образуя галерею, идущую вдоль офисного блока музея.
Второй проект, названный «Деревня» представляет собой вариацию на тему хутора – традиционной для Финляндии типологии. Четыре корпуса с характерными скатными кровлями (с плоскими светопрозрачными завершениями, выполняющими функцию зенитных фонарей) располагаются веером вокруг центрального ядра, имеющего подчеркнуто современный облик в виде г-образного обтекаемого объема. Сложная форма ядра опять-таки выполнятся из деревоклееных конструкций. В ядре сосредоточены вспомогательные помещения, а в корпусах размещаются выставочные и многофункциональные залы.
Третий проект получил название «Зеленая терраса», в нем удалось использовать большой перепад рельефа между берегом озера и вершиной холма, на котором стоит усадьба. По оси главного усадебного дома создается подиум, словно парящий над гладью воды. Прямоугольный объем подиума состоит из двух пластин. Верхняя из которых, превращенная в зеленую лужайку, служит кровлей нового корпуса, А нижняя, несколько большая по площади и нависающая над водой, служит основанием для размещения всех необходимых помещений. Внешний периметр между пластинами заполнен витражами, позволяющими солнечным лучам проникать внутрь объема, освещая отраженным светом выставочные залы и общественные зоны комплекса.
Музей был основан в 1945 году Рут Серлакиус, вдовой советника Гёста Серлакиуса, решившей увековечить память мужа, создав на основе его художественной коллекции музей изобразительного искусства. Это был всего лишь четвертый художественный музей во всей Финляндии. Под экспозиционные площади было переоборудовано старинное здание усадьбы семьи Серлакиус Йоенниеми. Эта часть комплекса получила имя Музей Геста. В 1980-е годы внук Геста – Густав реконструировал еще несколько зданий усадьбы, увеличив площадь музея вдвое. В новых помещениях расположился Музей Густава, посвященный истории и обычаям Финляндии.
За прошедшие 20 лет коллекция обоих музеев продолжала пополняться. Кроме того, расширялась их культурная и социальная деятельность. Для объединенного Музея Геста и Густава требовались дополнительные площади и новое вместительное здание. Фонд Музея принял решение о проведении международного конкурса.
Одним из важнейших условий конкурса стало максимально тактичное отношение к зданиям и постройкам старинной усадьбы. Кроме того, будущее здание должно было быть построено преимущественно из дерева. Подразумевалось, что архитектура нового музея вступит в диалог и со старыми постройками и с окружающей природой, создав гармоничный сплав современной архитектуры и ландшафта.
В новом здании должны разместиться три больших выставочных зала, хранилища коллекций музея, офисный блок, а также развитый комплекс обслуживания посетителей, включающий ресторан, магазин и многофункциональное пространство. Для коммуникации между старым и новым зданиями необходимо было предусмотреть крытый проход.
Три проекта SPEECH отразили широкий диапазон концептуальных и методических решений, присущих работам бюро. Первый проект, названный «Мост», представлял собой ажурное здание в стилистике био-архитектуры. Вытянутый объем протянулся от старинной усадьбы через пролив на небольшой остров. Все требуемые помещения сосредоточены в основании «моста» и в его «теле». Гибкая пластичная форма здания образована системой деревянных клееных ребер, пространство между которыми частично заполнено витражами и глухими панелями, а частично оставлено открытым, образуя галерею, идущую вдоль офисного блока музея.
Второй проект, названный «Деревня» представляет собой вариацию на тему хутора – традиционной для Финляндии типологии. Четыре корпуса с характерными скатными кровлями (с плоскими светопрозрачными завершениями, выполняющими функцию зенитных фонарей) располагаются веером вокруг центрального ядра, имеющего подчеркнуто современный облик в виде г-образного обтекаемого объема. Сложная форма ядра опять-таки выполнятся из деревоклееных конструкций. В ядре сосредоточены вспомогательные помещения, а в корпусах размещаются выставочные и многофункциональные залы.
Третий проект получил название «Зеленая терраса», в нем удалось использовать большой перепад рельефа между берегом озера и вершиной холма, на котором стоит усадьба. По оси главного усадебного дома создается подиум, словно парящий над гладью воды. Прямоугольный объем подиума состоит из двух пластин. Верхняя из которых, превращенная в зеленую лужайку, служит кровлей нового корпуса, А нижняя, несколько большая по площади и нависающая над водой, служит основанием для размещения всех необходимых помещений. Внешний периметр между пластинами заполнен витражами, позволяющими солнечным лучам проникать внутрь объема, освещая отраженным светом выставочные залы и общественные зоны комплекса.
