Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
информация:
-
статус
реализовано -
даты
01.2018 — 03.2020 / 2018 — 08. 2020 -
место
Иваново
Вокзальная площадь, дом 3 -
координаты
57.017551, 40.979743 -
функция
Транспортный / вокзал -
общая площадь
5 755 м2 -
строительный объем
65 000 м3 - Вместимость – 2500 человек

Алёна Франчян
Россия
Борис Матвеев
РоссияFABER GROUP
Россияавторский коллектив
Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев
партнеры, заказчики, смежники
Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»
Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Архи.ру об этом объекте:
06.12.2022
Задавая тренды
Рассказываем об итогах первой премии IPI Award. Звание «Выбор года» – у Пакгаузов на Стрелке Нижнего Новгорода, проекта Сергея Чобана и бюро СПИЧ.
В конце ноября в пространстве Empire Lounge в Москва-Сити прошла церемония подведения итогов первой российской профессиональной премии IPI Award Innovative Public Interior Award независимого конкурса лучших реализованных общественных интерьеров. П... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
07.12.2021
Алёна Кузнецова. Свет изнутри
14.09.2020
Юлия Тарабарина. На все времена
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
описание:
Здание железнодорожного вокзала в городе Иваново является культурным наследием и памятником архитектуры. Этот крупнейший в России вокзал берегового типа в стиле конструктивизм был построен в 1933 году по проекту архитектора Владимира Каверинского.
Вокзал в Иваново стал одним из символов города и частью истории России XX века и России современной. С 1933 года и до настоящего времени вокзал перенес три глобальные реконструкции. В 1950-х, 1980-х и в 2020 году. Каждая из реконструкций привнесла в конструктивные, фасадные и интерьерные решения и узнаваемые черты своей эпохи. В результате, здание представляет собой гибрид двух идеологически противоположных, но стилистически дополняющих друг друга архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма.
Реконструкция с элементами реставрации 2020 года должна была привнести в здание все необходимые функции и технологии современного вокзала, но при этом выявить уникальный облик и максимально сохранить оригинальные конструктивные и декоративные элементы.
Разработке проекта реконструкции предшествовало масштабное исследование, которое показало, что от изначального здания в стиле конструктивизма 1933 года остались общий объем и большая часть несущих конструкций, в том числе протяженный фасад длиной 158 метров и высотой 16 метров с большими вертикальными витражами и круглыми окнами. А также, сохранилась организация движения пассажиропотока от вокзальной площади сквозь грандиозное пространство пассажирского зала ожидания к выходу на перрон.
Этот гигантский авангардный пассажирский зал во время реконструкции 1950 – х был разделен на два зала «Синий» и «Красный». «Синий» зал был декорирован в стиле раннего советского модернизма. Декоративный образ «Красного» зала был сформирован в 1980 году. Зал хранит яркие артефакты эпохи позднего советского модернизма. Аскетичный зал украшает гигантская фреска с сюжетом, посвященным революционным событиям России начала XX века. Пол выполнен из полнотелого терраццо. Переход из «Синего» зала в «Красный» украшен отреставрированными мозаичными панно с характерной символикой Советского Союза. Сами переходы между залами значительно увеличены, что позволило подчеркнуть масштаб и замысел первого архитектора вокзала.
При разработке проекта 2020 года командой архитекторов и историков было принято решение сохранить гибридный характер здания и образ, имеющий огромную ценность для жителей и гостей города. Основные элементы интерьеров каждого из залов были сохранены. Новые решения разрабатывались таким образом, чтобы гармонично дополнять сохраняемое.
Фасадам вокзала возвращено характерное для архитектуры авангарда 1920 – 1930 –х годов сочетание цветов красного (caput mortuum или English red), серого и бежевого. В «Синем» зале были сохранены лазоревый и бежевый (алебастровый) цвета стен и потолка. Большие витражи, элементы декора из гипса и пол из разноцветной метлахской плитки были тщательно восстановлены. Синее деревянное покрытие потолка, колонн и стен полностью заменено на аналогичное, но из негорючих материалов. Колонны «Синего» зала покрыты декоративной штукатуркой «устрица» с орнаментом по мотивам арт – проекта «Агитационный текстиль» 30-х годов XX века, созданного в мастерских текстильной мануфактуры города Иваново по спецзаказу АХРР (Ассоциации художников революционной России) для агитации в США и Англии. Использование традиционной трафаретной технологии нанесения орнамента на колонны, позволило добиться эффекта декорирования тканью.
Интерьер «Синего» зала дополнила современная инфраструктура, обеспечивающая удобство и безопасность пассажиров, в том числе, маломобильных. Здесь разместились: билетные кассы, зоны ожидания, кафе, киоски, камера хранения, информационная стойка туристического центра города Иваново и так далее.
Проект 2020 года дал «Красному» залу новую функцию: теперь здесь проводятся выставки, ярмарки, кинопоказы и лекции. В результате реконструкции 2020 года, авангардное здание вокзала стало не только важным объектом транспортной инфраструктуры города, но и центром культурных и общественных мероприятий всего региона, представляя собой редкий для России пример бережного восстановления памятника архитектуры XX века.
Вокзал в Иваново стал одним из символов города и частью истории России XX века и России современной. С 1933 года и до настоящего времени вокзал перенес три глобальные реконструкции. В 1950-х, 1980-х и в 2020 году. Каждая из реконструкций привнесла в конструктивные, фасадные и интерьерные решения и узнаваемые черты своей эпохи. В результате, здание представляет собой гибрид двух идеологически противоположных, но стилистически дополняющих друг друга архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма.
Реконструкция с элементами реставрации 2020 года должна была привнести в здание все необходимые функции и технологии современного вокзала, но при этом выявить уникальный облик и максимально сохранить оригинальные конструктивные и декоративные элементы.
Разработке проекта реконструкции предшествовало масштабное исследование, которое показало, что от изначального здания в стиле конструктивизма 1933 года остались общий объем и большая часть несущих конструкций, в том числе протяженный фасад длиной 158 метров и высотой 16 метров с большими вертикальными витражами и круглыми окнами. А также, сохранилась организация движения пассажиропотока от вокзальной площади сквозь грандиозное пространство пассажирского зала ожидания к выходу на перрон.
Этот гигантский авангардный пассажирский зал во время реконструкции 1950 – х был разделен на два зала «Синий» и «Красный». «Синий» зал был декорирован в стиле раннего советского модернизма. Декоративный образ «Красного» зала был сформирован в 1980 году. Зал хранит яркие артефакты эпохи позднего советского модернизма. Аскетичный зал украшает гигантская фреска с сюжетом, посвященным революционным событиям России начала XX века. Пол выполнен из полнотелого терраццо. Переход из «Синего» зала в «Красный» украшен отреставрированными мозаичными панно с характерной символикой Советского Союза. Сами переходы между залами значительно увеличены, что позволило подчеркнуть масштаб и замысел первого архитектора вокзала.
При разработке проекта 2020 года командой архитекторов и историков было принято решение сохранить гибридный характер здания и образ, имеющий огромную ценность для жителей и гостей города. Основные элементы интерьеров каждого из залов были сохранены. Новые решения разрабатывались таким образом, чтобы гармонично дополнять сохраняемое.
Фасадам вокзала возвращено характерное для архитектуры авангарда 1920 – 1930 –х годов сочетание цветов красного (caput mortuum или English red), серого и бежевого. В «Синем» зале были сохранены лазоревый и бежевый (алебастровый) цвета стен и потолка. Большие витражи, элементы декора из гипса и пол из разноцветной метлахской плитки были тщательно восстановлены. Синее деревянное покрытие потолка, колонн и стен полностью заменено на аналогичное, но из негорючих материалов. Колонны «Синего» зала покрыты декоративной штукатуркой «устрица» с орнаментом по мотивам арт – проекта «Агитационный текстиль» 30-х годов XX века, созданного в мастерских текстильной мануфактуры города Иваново по спецзаказу АХРР (Ассоциации художников революционной России) для агитации в США и Англии. Использование традиционной трафаретной технологии нанесения орнамента на колонны, позволило добиться эффекта декорирования тканью.
Интерьер «Синего» зала дополнила современная инфраструктура, обеспечивающая удобство и безопасность пассажиров, в том числе, маломобильных. Здесь разместились: билетные кассы, зоны ожидания, кафе, киоски, камера хранения, информационная стойка туристического центра города Иваново и так далее.
Проект 2020 года дал «Красному» залу новую функцию: теперь здесь проводятся выставки, ярмарки, кинопоказы и лекции. В результате реконструкции 2020 года, авангардное здание вокзала стало не только важным объектом транспортной инфраструктуры города, но и центром культурных и общественных мероприятий всего региона, представляя собой редкий для России пример бережного восстановления памятника архитектуры XX века.
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Красный зал. Вид на арт-пространство. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Красный зал. Вид на барную стойку. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Олег Мелехин
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Разрезы. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Колористическая карта. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Предоставлено FABER GROUP
Синий зал. схема зонирования. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Схема напольного покрытия терраццо. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Проект. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Схема разверток. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Проект. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. План-схема помещений. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Схема пола. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема лавки длительного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема лавки краткосрочного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема зоны бара. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема циферблата. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Фронтальный вид на дверной блок «Вход 2» со стороны перрона. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Фронтальный вид на дверной блок. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Киоски. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
В проекте декоративный фриз, осужденный эспертами, был, в реализации его нет. Северный и южный фасады. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Алёна Франчян,
другие постройки:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)

Алексей Гинзбург, 2015 – 2017
Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина» (2015–2017)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
19.05.2025
Кит идентичности будущего
Антон Надточий, Вера Бутко19.05.2025
Никита Токарев: «Архитектура – не только форма, но и переживание»
Никита Токарев19.05.2025
Мосты и мостки
15.05.2025
Большой Алтай: план системного развития
Технологии:
19.05.2025
АЛЮТЕХ
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий стали языком науки
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».АЛЮТЕХ
30.04.2025
Архитект Дизайн
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости для тех, кто создаёт пространства и идеи
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.Архитект Дизайн
11.04.2025
UNISTEM
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения для архитектурных задач
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.UNISTEM
10.04.2025
SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки и создания GeoJSON
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
02.04.2025
ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев Херсонеса
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
01.04.2025
Компания Славдом
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.Компания Славдом