информация:
-
статус
реализовано -
даты
01.2018 — 03.2020 / 2018 — 08. 2020 -
место
Иваново
Вокзальная площадь, дом 3 -
функция
Транспортный / вокзал -
общая площадь
5 755 м2 -
строительный объем
65 000 м3 - Вместимость – 2500 человек
Алёна Франчян
РоссияБорис Матвеев
РоссияFABER GROUP
Россияавторский коллектив
Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев
партнеры, заказчики, смежники
Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»
Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
Архи.ру об этом объекте:
06.12.2022
Задавая тренды
Рассказываем об итогах первой премии IPI Award. Звание «Выбор года» – у Пакгаузов на Стрелке Нижнего Новгорода, проекта Сергея Чобана и бюро СПИЧ.
В конце ноября в пространстве Empire Lounge в Москва-Сити прошла церемония подведения итогов первой российской профессиональной премии IPI Award Innovative Public Interior Award независимого конкурса лучших реализованных общественных интерьеров. П... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
07.12.2021
Алёна Кузнецова. Свет изнутри
14.09.2020
Юлия Тарабарина. На все времена
описание:
Здание железнодорожного вокзала в городе Иваново является культурным наследием и памятником архитектуры. Этот крупнейший в России вокзал берегового типа в стиле конструктивизм был построен в 1933 году по проекту архитектора Владимира Каверинского.
Вокзал в Иваново стал одним из символов города и частью истории России XX века и России современной. С 1933 года и до настоящего времени вокзал перенес три глобальные реконструкции. В 1950-х, 1980-х и в 2020 году. Каждая из реконструкций привнесла в конструктивные, фасадные и интерьерные решения и узнаваемые черты своей эпохи. В результате, здание представляет собой гибрид двух идеологически противоположных, но стилистически дополняющих друг друга архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма.
Реконструкция с элементами реставрации 2020 года должна была привнести в здание все необходимые функции и технологии современного вокзала, но при этом выявить уникальный облик и максимально сохранить оригинальные конструктивные и декоративные элементы.
Разработке проекта реконструкции предшествовало масштабное исследование, которое показало, что от изначального здания в стиле конструктивизма 1933 года остались общий объем и большая часть несущих конструкций, в том числе протяженный фасад длиной 158 метров и высотой 16 метров с большими вертикальными витражами и круглыми окнами. А также, сохранилась организация движения пассажиропотока от вокзальной площади сквозь грандиозное пространство пассажирского зала ожидания к выходу на перрон.
Этот гигантский авангардный пассажирский зал во время реконструкции 1950 – х был разделен на два зала «Синий» и «Красный». «Синий» зал был декорирован в стиле раннего советского модернизма. Декоративный образ «Красного» зала был сформирован в 1980 году. Зал хранит яркие артефакты эпохи позднего советского модернизма. Аскетичный зал украшает гигантская фреска с сюжетом, посвященным революционным событиям России начала XX века. Пол выполнен из полнотелого терраццо. Переход из «Синего» зала в «Красный» украшен отреставрированными мозаичными панно с характерной символикой Советского Союза. Сами переходы между залами значительно увеличены, что позволило подчеркнуть масштаб и замысел первого архитектора вокзала.
При разработке проекта 2020 года командой архитекторов и историков было принято решение сохранить гибридный характер здания и образ, имеющий огромную ценность для жителей и гостей города. Основные элементы интерьеров каждого из залов были сохранены. Новые решения разрабатывались таким образом, чтобы гармонично дополнять сохраняемое.
Фасадам вокзала возвращено характерное для архитектуры авангарда 1920 – 1930 –х годов сочетание цветов красного (caput mortuum или English red), серого и бежевого. В «Синем» зале были сохранены лазоревый и бежевый (алебастровый) цвета стен и потолка. Большие витражи, элементы декора из гипса и пол из разноцветной метлахской плитки были тщательно восстановлены. Синее деревянное покрытие потолка, колонн и стен полностью заменено на аналогичное, но из негорючих материалов. Колонны «Синего» зала покрыты декоративной штукатуркой «устрица» с орнаментом по мотивам арт – проекта «Агитационный текстиль» 30-х годов XX века, созданного в мастерских текстильной мануфактуры города Иваново по спецзаказу АХРР (Ассоциации художников революционной России) для агитации в США и Англии. Использование традиционной трафаретной технологии нанесения орнамента на колонны, позволило добиться эффекта декорирования тканью.
Интерьер «Синего» зала дополнила современная инфраструктура, обеспечивающая удобство и безопасность пассажиров, в том числе, маломобильных. Здесь разместились: билетные кассы, зоны ожидания, кафе, киоски, камера хранения, информационная стойка туристического центра города Иваново и так далее.
Проект 2020 года дал «Красному» залу новую функцию: теперь здесь проводятся выставки, ярмарки, кинопоказы и лекции. В результате реконструкции 2020 года, авангардное здание вокзала стало не только важным объектом транспортной инфраструктуры города, но и центром культурных и общественных мероприятий всего региона, представляя собой редкий для России пример бережного восстановления памятника архитектуры XX века.
Вокзал в Иваново стал одним из символов города и частью истории России XX века и России современной. С 1933 года и до настоящего времени вокзал перенес три глобальные реконструкции. В 1950-х, 1980-х и в 2020 году. Каждая из реконструкций привнесла в конструктивные, фасадные и интерьерные решения и узнаваемые черты своей эпохи. В результате, здание представляет собой гибрид двух идеологически противоположных, но стилистически дополняющих друг друга архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма.
Реконструкция с элементами реставрации 2020 года должна была привнести в здание все необходимые функции и технологии современного вокзала, но при этом выявить уникальный облик и максимально сохранить оригинальные конструктивные и декоративные элементы.
Разработке проекта реконструкции предшествовало масштабное исследование, которое показало, что от изначального здания в стиле конструктивизма 1933 года остались общий объем и большая часть несущих конструкций, в том числе протяженный фасад длиной 158 метров и высотой 16 метров с большими вертикальными витражами и круглыми окнами. А также, сохранилась организация движения пассажиропотока от вокзальной площади сквозь грандиозное пространство пассажирского зала ожидания к выходу на перрон.
Этот гигантский авангардный пассажирский зал во время реконструкции 1950 – х был разделен на два зала «Синий» и «Красный». «Синий» зал был декорирован в стиле раннего советского модернизма. Декоративный образ «Красного» зала был сформирован в 1980 году. Зал хранит яркие артефакты эпохи позднего советского модернизма. Аскетичный зал украшает гигантская фреска с сюжетом, посвященным революционным событиям России начала XX века. Пол выполнен из полнотелого терраццо. Переход из «Синего» зала в «Красный» украшен отреставрированными мозаичными панно с характерной символикой Советского Союза. Сами переходы между залами значительно увеличены, что позволило подчеркнуть масштаб и замысел первого архитектора вокзала.
При разработке проекта 2020 года командой архитекторов и историков было принято решение сохранить гибридный характер здания и образ, имеющий огромную ценность для жителей и гостей города. Основные элементы интерьеров каждого из залов были сохранены. Новые решения разрабатывались таким образом, чтобы гармонично дополнять сохраняемое.
Фасадам вокзала возвращено характерное для архитектуры авангарда 1920 – 1930 –х годов сочетание цветов красного (caput mortuum или English red), серого и бежевого. В «Синем» зале были сохранены лазоревый и бежевый (алебастровый) цвета стен и потолка. Большие витражи, элементы декора из гипса и пол из разноцветной метлахской плитки были тщательно восстановлены. Синее деревянное покрытие потолка, колонн и стен полностью заменено на аналогичное, но из негорючих материалов. Колонны «Синего» зала покрыты декоративной штукатуркой «устрица» с орнаментом по мотивам арт – проекта «Агитационный текстиль» 30-х годов XX века, созданного в мастерских текстильной мануфактуры города Иваново по спецзаказу АХРР (Ассоциации художников революционной России) для агитации в США и Англии. Использование традиционной трафаретной технологии нанесения орнамента на колонны, позволило добиться эффекта декорирования тканью.
Интерьер «Синего» зала дополнила современная инфраструктура, обеспечивающая удобство и безопасность пассажиров, в том числе, маломобильных. Здесь разместились: билетные кассы, зоны ожидания, кафе, киоски, камера хранения, информационная стойка туристического центра города Иваново и так далее.
Проект 2020 года дал «Красному» залу новую функцию: теперь здесь проводятся выставки, ярмарки, кинопоказы и лекции. В результате реконструкции 2020 года, авангардное здание вокзала стало не только важным объектом транспортной инфраструктуры города, но и центром культурных и общественных мероприятий всего региона, представляя собой редкий для России пример бережного восстановления памятника архитектуры XX века.
Алёна Франчян,
другие постройки:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
27.03.2024
Энергия [пост]модернизма
Владимир Кубасов27.03.2024
Кристаллы и минералы
Дмитрий Серегин26.03.2024
Модернизация – 3
26.03.2024
Там русский дух
Кирилл ГубернаторовТехнологии:
28.03.2024
Северсталь
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».Северсталь
25.03.2024
Arlight
Между светильником и трековой системой – модульная система APRIORI
Российский бренд светодиодного оборудования Arlight представляет модульную систему APRIORI, универсальный конструктор, каждый элемент которого призван воплотить уникальную дизайнерскую задумку.Arlight
19.03.2024
HILTI
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных архитектурных идей
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.HILTI
11.03.2024
ГК «Интер-Росс»
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.ГК «Интер-Росс»