RSS
Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов

Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново

скачать все изображения одним архивом

информация:

  • статус
    реализовано
  • даты
    01.2018 — 03.2020 / 2018 — 08. 2020
  • место
    Иваново
    Вокзальная площадь, дом 3
  • координаты
    57.017551, 40.979743
  • функция
    Транспортный / вокзал
  • общая площадь
    5 755 м2
  • строительный объем
    65 000 м3
  • Вместимость – 2500 человек
Алёна Франчян

Алёна Франчян

Россия
Борис Матвеев

Борис Матвеев

Россия

FABER GROUP

Россия

авторский коллектив

Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев

партнеры, заказчики, смежники

Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»

Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
 
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков

Архи.ру об этом объекте:

06.12.2022

Задавая тренды

Рассказываем об итогах первой премии IPI Award. Звание «Выбор года» – у Пакгаузов на Стрелке Нижнего Новгорода, проекта Сергея Чобана и бюро СПИЧ.

В конце ноября в пространстве Empire Lounge в Москва-Сити прошла церемония подведения итогов первой российской профессиональной премии IPI Award Innovative Public Interior Award независимого конкурса лучших реализованных общественных интерьеров. П...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов

описание:

Здание железнодорожного вокзала в городе Иваново является культурным наследием и памятником архитектуры. Этот крупнейший в России вокзал берегового типа в стиле конструктивизм был построен в 1933 году по проекту архитектора Владимира Каверинского.

Вокзал в Иваново стал одним из символов города и частью истории России XX века и России современной. С 1933 года и до настоящего времени вокзал перенес три глобальные реконструкции. В 1950-х, 1980-х и в 2020 году. Каждая из реконструкций привнесла в конструктивные, фасадные и интерьерные решения и узнаваемые черты своей эпохи. В результате, здание представляет собой гибрид двух идеологически противоположных, но стилистически дополняющих друг друга архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма.

Реконструкция с элементами реставрации 2020 года должна была привнести в здание все необходимые функции и технологии современного вокзала, но при этом выявить уникальный облик и максимально сохранить оригинальные конструктивные и декоративные элементы.

Разработке проекта реконструкции предшествовало масштабное исследование, которое показало, что от изначального здания в стиле конструктивизма 1933 года остались общий объем и большая часть несущих конструкций, в том числе протяженный фасад длиной 158 метров и высотой 16 метров с большими вертикальными витражами и круглыми окнами. А также, сохранилась организация движения пассажиропотока от вокзальной площади сквозь грандиозное пространство пассажирского зала ожидания к выходу на перрон.

Этот гигантский авангардный пассажирский зал во время реконструкции 1950 – х был разделен на два зала «Синий» и «Красный». «Синий» зал был декорирован в стиле раннего советского модернизма. Декоративный образ «Красного» зала был сформирован в 1980 году. Зал хранит яркие артефакты эпохи позднего советского модернизма. Аскетичный зал украшает гигантская фреска с сюжетом, посвященным революционным событиям России начала XX века. Пол выполнен из полнотелого терраццо. Переход из «Синего» зала в «Красный» украшен отреставрированными мозаичными панно с характерной символикой Советского Союза. Сами переходы между залами значительно увеличены, что позволило подчеркнуть масштаб и замысел первого архитектора вокзала.

При разработке проекта 2020 года командой архитекторов и историков было принято решение сохранить гибридный характер здания и образ, имеющий огромную ценность для жителей и гостей города. Основные элементы интерьеров каждого из залов были сохранены. Новые решения разрабатывались таким образом, чтобы гармонично дополнять сохраняемое.

Фасадам вокзала возвращено характерное для архитектуры авангарда 1920 – 1930 –х годов сочетание цветов красного (caput mortuum или English red), серого и бежевого. В «Синем» зале были сохранены лазоревый и бежевый (алебастровый) цвета стен и потолка. Большие витражи, элементы декора из гипса и пол из разноцветной метлахской плитки были тщательно восстановлены. Синее деревянное покрытие потолка, колонн и стен полностью заменено на аналогичное, но из негорючих материалов. Колонны «Синего» зала покрыты декоративной штукатуркой «устрица» с орнаментом по мотивам арт – проекта «Агитационный текстиль» 30-х годов XX века, созданного в мастерских текстильной мануфактуры города Иваново по спецзаказу АХРР (Ассоциации художников революционной России) для агитации в США и Англии. Использование традиционной трафаретной технологии нанесения орнамента на колонны, позволило добиться эффекта декорирования тканью.

Интерьер «Синего» зала дополнила современная инфраструктура, обеспечивающая удобство и безопасность пассажиров, в том числе, маломобильных. Здесь разместились: билетные кассы, зоны ожидания, кафе, киоски, камера хранения, информационная стойка туристического центра города Иваново и так далее.

Проект 2020 года дал «Красному» залу новую функцию: теперь здесь проводятся выставки, ярмарки, кинопоказы и лекции. В результате реконструкции 2020 года, авангардное здание вокзала стало не только важным объектом транспортной инфраструктуры города, но и центром культурных и общественных мероприятий всего региона, представляя собой редкий для России пример бережного восстановления памятника архитектуры XX века.

Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Красный зал. Вид на арт-пространство. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Красный зал. Вид на барную стойку. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Олег Мелехин
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Разрезы. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Колористическая карта. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Предоставлено FABER GROUP
Синий зал. схема зонирования. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Схема напольного покрытия терраццо. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Проект. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Схема разверток. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Проект. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. План-схема помещений. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Схема пола. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема лавки длительного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема лавки краткосрочного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема зоны бара. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема циферблата. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Фронтальный вид на дверной блок «Вход 2» со стороны перрона. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Фронтальный вид на дверной блок. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Киоски. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
В проекте декоративный фриз, осужденный эспертами, был, в реализации его нет. Северный и южный фасады. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP

Алёна Франчян,

другие постройки:
  • Офис компании OLTRI (ОЛТРИ), Москва

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Екатерина Кузнецова
  • Валерий Каняшин
  • Илья Машков
  • Алексей Орлов
  • Игорь Шварцман
  • Антон Надточий
  • Энди Сноу
  • Виталий Лутц
  • Наталия Шилова
  • Григорий Мустафин
  • Даниил Лоренц
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владислав Андреев
  • Сергей Никешкин
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Скуратов
  • Александр Самарин
  • Всеволод Медведев
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Сухов
  • Раис Баишев
  • Александр Котенков
  • Николай Переслегин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Юлия Тряскина
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Михайлов
  • Сергей Труханов
  • Татьяна Гук
  • Юлий Борисов
  • Андрей Асадов
  • Николай Кикава
  • Марина Егорова
  • Антон Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Степан Липгарт
  • Андрей Чуйков
  • Григориос Гавалидис
  • Юлия Солдатенкова
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Остроумов
  • Ростислав Цайзер
  • Полина Воеводина
  • Никита Явейн
  • Валерий Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Павел Андреев
  • Владимир Плоткин
  • Зураб Басария
  • Анастасия Абашева
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Переслегин
  • Олег Мединский
  • Георгий Трофимов
  • Олег Шапиро
  • Михаил Канунников
  • Анна Иванова
  • Дмитрий Буш
  • Вера Бутко
  • Константин Ходнев
  • Евгений Зеленов
  • Александра Кузьмина
  • Елена Пучкова
  • Игорь Членов
  • Михаил Давыдов
  • Андрей Романов
  • Евгений Новосадюк
  • Сергей Чобан
  • Василий Крапивин
  • Иван Кожин
  • Александр Скокан
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Александр Асадов
  • Тимур Абдуллаев
  • Екатерина Абдуллаева
  • Маргарита Авдышева
  • Левон Айрапетов
  • Александр Аношкин
  • Алексей Афоничкин
  • Владислав Бек-Булатов
  • Антон Белов
  • Александр Бровкин
  • Татьяна Бузулукова
  • Петр Васильев
  • Алина Георгиевская
  • Павел Гордеев
  • Илья Гринберг
  • Никита Демидов
  • Никита Дергунов
  • Наталья Жилкина
  • Алексей Зародов
  • Екатерина Зырина
  • Алексей Ильин
  • Дарья Ильина
  • Олег Карлсон
  • Алексей Кибкало
  • Анна Куликова
  • Алексей Курков
  • Евгений Кутай
  • Мария Кутай
  • Антон Ладыгин
  • Дмитрий Лапин
  • Борис Левянт
  • Екатерина Ляпунова
  • Николай Макаров
  • Сергей Марков
  • Станислав Михаловский
  • Олеся Могилевская
  • Мария Николаева
  • Виктор Перов
  • Алексей Полищук
  • Роман Пономарёв
  • Валерия Преображенская
  • Виктория Раубо
  • Василий Рыбаков
  • Мария Салех
  • Александр Стариков
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Шурыгин
  • Олег Шурыгин

Проект из каталога (случайный выбор)

ЖК «Ландыши» на ул. Островитянова
Александр Асадов, Карен Сапричян, 2014 – 2015
ЖК «Ландыши» на ул. Островитянова

Постройки и проекты (новые записи):

  • Вторая ось
  • Концепция проекта храмового комплекса в Куркино, Москва
  • Пять часовен
  • Концепция экспозиционного проекта «Русский логос» в культурно-просветительском центре «Башня»
  • Музей Царской семьи на станции Дно Псковской области
  • Новый облик кампуса РАНХиГС, конкурсный проект
  • Погодинская
  • ЖК Капранова, 3
  • Магнитогорский музыкальный театр

Новости российской архитектуры:

Яркое, народное
26.12.2025

Яркое, народное

Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Подлесок нового капрома
25.12.2025

Подлесок нового капрома

Сергей Переслегин, Николай Переслегин, Георгий Трофимов

Технологии:

24.12.2025

Юбилейный год РЕХАУ

В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
РЕХАУ
23.12.2025

​Формула Real Brick

Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
Брикус
22.12.2025

​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств

В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
Новые горизонты
19.12.2025

«Марсианская колония» на ВДНХ

Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Шелби
18.12.2025

​ЖК Voxhall: выбор материала и технические решения

Эксперты компании Славдом делятся опытом реализации фасадов жилого комплекса бизнес-класса Voxhall в центре Москвы: от подбора материала до его индивидуальной разработки.
Компания Славдом
18.12.2025

Материал как метод

Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
ОРТОСТ-ФАСАД
другие статьи