English version

Союз искусства и техники

Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.

mainImg
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК «Amo»
Россия, Санкт-Петербург, 12-я линия В.О., д. 41

Авторский коллектив:
​Автор проекта фасадных решений, руководитель авторского коллектива для планировочных решений: Степан Липгарт
ГАП: Александр Гаврилов
Архитекторы: Оксана Андрианова, Виктория Гребень

 А-Архитектс: стадии П, РД 

8.2018 — 2019

Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг «AAG»
Это второй дом Степана Липгарта на Васильевском острове и третий – в Петербурге (ЖК «Ренессанс» уже построен), все три спроектированы для заказчика ААG. «Маленькая Франция», дом, который строится на 20-й линии – это попытка принести в современность красоту Каменноостровского проспекта, переосмыслить доходный дом Серебряного века как идеал современного жилья. Гостинично-жилой комплекс «Amo» на 12-й линии продолжает и развивает эту идею.

Он будет возведен в центре Васильевского острова, между Малым и Средним проспектами, в окружении домов периода историзма: с эркерами в бельэтажах, обилием мелкой пластики и с петербургской колористикой, перемежающиеся вкраплениями советского и постсоветского времени. 

Дом Бремме как символический капитал
ЖК «Amo» заполняет лакуну, оставшуюся после сноса зданий фабрики эфирных масел, эссенций и красок, построенной братьями Бремме в 1897–1898. В течение всего XX века она выпускала витамины и другие медикаменты; фабрику снесли только в 2006 году. Деревянный особняк старше, он построен в начале XIX века, реконструирован в 1851 и в 1906 – тогда на фасаде появились керамические панно, которые сейчас хранятся в Музее архитектурной художественной керамики «Керамарх». Во время блокады и позднее в особняке работала хорошо известная в городе аптека витаминов.

Несколько лет назад общественность была обеспокоена планами сноса деревянного дома и компенсацией в виде воспроизведения его фасада в составе нового жилого комплекса. Затем изменился инвестор и архитектор проекта, а особняк, к началу XXI века ощутимо обветшавший, получил статус памятника федерального значения. Сейчас его планируется отреставрировать и сделать частью идентичности места. Будущая функция пока уточняется, предположительно там расположится частная школа или офис. Новый дом огибает особняк крыльями, не приближаясь к нему. Новый дом получает курдонёр, как и «Маленькая Франция», но он трактован иначе – центральное место на красной линии занимает отреставрированный памятник.
Общий вид с птичьего полёта с южной стороны. ЖК «Amo»
© Липгарт Архитектс
Генплан участка. ЖК «Amo»
© Липгарт Архитектс

Инфраструктура счастья
Второе отличие от проекта на 20-й линии – южный корпус «Amo» – гостиница. Владелец земли уже имеет по соседству, на 11-й линии, гостиницу «Наш отель», тот же оператор будет обслуживать новую. Гостинице отведена часть территории двора, при ней запланированы ресторан на первом этаже и фитнес-клуб на последнем, доступные жителям дома. Таким образом, кроме уникального особняка, жители получат и «инфраструктуру счастья» – спорт, еду и место для встреч (не говоря уже о французских окнах до пола с балконами и таких «нью-йоркских» форматах жилья, как двухэтажные сити-хаусы с отдельными входами, террасы и мансарды – короче, в таком доме хочется жить).

Гостиница примыкает южной стеной к существующему зданию больницы, а окна ее выходят на западную и северную стороны. С другой стороны комплекса расположен зеленый двор с отдельностоящим двухэтажным сталинским зданием бывшего детского сада.
  • zooming
    1 / 5
    Перспектива по 12-й линии с южной стороны, на переднем плане – гостиница. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 5
    Общий вид дворового фасада гостиницы. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 5
    Первый этаж гостиницы. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 5
    Типовой этаж гостиницы. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 5
    Разрез гостиницы. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс

Стиль дома можно определить как ар-деко, причем уличные пятиэтажные фасады ближе к масштабу исторической застройки, прорисованы детальнее, украшены сандриками над входом в отель и раскрепованными фронтонами над входом в ресторан, а линия карнизов продолжает карниз существующего здания больницы.

Органический Петербург: соединение рукотворного и природного
cic =
«Органический Петербург – идея, предложенная мной совместно с Алексеем Левчуком, метод организации жилой застройки городских территорий, основанный на переосмыслении градостроительных принципов исторического Петербурга. Речь идёт не о парадных, регулярных частях города с их жесткой иерархичной структурой, а, напротив, о наиболее пластичной городской ткани, в первую очередь застройке южной части Петроградской стороны. Мы трактуем историческое городское домовладение, как пространство для клетки, в роли которой выступает объём доходного дома с его усреднёнными габаритами и этажностью. Как известно, основной «злокачественный» признак такой клетки – это принцип организации двора – тёмного и тесного, плохо пригодного для комфортной жизни. Решение мы видим, во-первых, в размыкании дворового пространства, в использовании открытых курдонеров, то, что было найдено ещё в начале ХХ века. Наибольших успехов здесь достиг, на мой взгляд, Федор Лидваль. Во-вторых, в построении структуры всего квартала, где центральную часть занимает озеленение, по сути дела объединённый супердвор, в который раскрывается часть упомянутых курдонеров. Внешняя сторона застройки, обращенная к улице регулярна, держит красные линии квартала, внутренняя же наоборот пластична, проникает, перетекает в живую, природную среду.

Мы видим большой потенциал в упомянутой идее и планируем в дальнейшем её развивать. В практическом же плане объёмно-планировочная структура дома на 12-й линии – первый опыт реализации принципов Органического Петербурга».

  • zooming
    1 / 3
    Концепция «Органический Петербург», предложенная Алексеем Левчуком и Степаном Липгартом в рамках кураторской работы для воркшопа «Оттепель», организованного журналом «Проект Балтия» при поддержке КГА СПб и компании AAG, 2018 год
    © Степан Липгарт, Алексей Левчук
  • zooming
    2 / 3
    Концепция «Органический Петербург», предложенная Алексеем Левчуком и Степаном Липгартом в рамках кураторской работы для воркшопа «Оттепель», организованного журналом «Проект Балтия» при поддержке КГА СПб и компании AAG, 2018 год
    © Степан Липгарт, Алексей Левчук
  • zooming
    3 / 3
    Концепция «Органический Петербург», предложенная Алексеем Левчуком и Степаном Липгартом в рамках кураторской работы для воркшопа «Оттепель», организованного журналом «Проект Балтия» при поддержке КГА СПб и компании AAG, 2018 год
    © Степан Липгарт, Алексей Левчук

Дома на средневековой площади
Питерские дворы имеют довольно прихотливую форму. Они хоть и часть мифологии города, но все же дворы-колодцы и особой красотой не отличаются, за исключением некоторых, например в Таврическом доме Лидваля на улице Рубинштейна. Двор «Amo» – никоим образом не «колодец», он достаточно просторен, но внутренние стены выстроены зигзагообразно. Что, в частности, позволяет лучше раскрыть южную стену для солнечных лучей, обеспечив достаточную инсоляцию. С другой стороны, изрезанный контур дворовых фасадов работает на разнообразие ритма и композиции: каждый фрагмент подчинен общему замыслу, но имеет и собственное лицо – как будто перед нами группа небольших домов с узкими фасадами, структурированными тягами и карнизами, эркерами и окнами, ярусами со смещением осей. И у каждого объема – своя роспись, что облегчает навигацию, делая восприятие жилья небанальным: вместо номера подъезда здесь можно будет говорить о фасаде с растительным или морским узором.

Человеку тяжело воспринять монотонный фасад длиной сто метров, идеальная длина – 20-30 м, как в историческом городе. На это указывал, в частности, Алан Джейкобс в книге «Великие улицы». В свое время Михаил Филиппов в «Итальянском квартале» применил прием композиции большого дома, как бы состоящего из небольших построек разных эпох, с фасадами в три-пять осей, и так воспроизвел гуманный принцип исторической застройки. В «Amo» предложен несколько иной принцип: соединение небольших домов вокруг площади, но цель по большому счету та же.
  • zooming
    Общий вид южного дворового фасада жилого дома. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    Перспектива западного дворового фасада жилого дома. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс

В отличие от парадного курдонера «Франции», внутриквартальная площадь «Amo» неправильной формы. Вообще благоустройство двора в наше время – добродетель. Поэтому тип двора важен. Московские «беньяминовские» дворы, в которых прячется русская деревня, нам уже не подходят, поскольку имеют тенденцию превращаться в пустыри. Петербургские дворы-колодцы, выразительные, но мрачноватые, – тоже. А вот двор как средневековая площадь, позволяющий выделить приватные, полуприватные и общественные пространства, – вполне. Камилло Зитте в книге «Художественные основы градостроительства» утверждает, что нерегулярность средневековых площадей сообщает им живописность, и от них возникает чувство гармонии, они кажутся правильными, несмотря на неровные очертания, потому что есть главный «герой» – собор. В комплексе на Васильевском роль «собора» сыграет особняк Бремме.

Узорчатый стиль: союз искусства и техники
Узорчатые фасады – несколько типов узоров для филенок с райскими цветами и деревьями нарисовала выпускница петербургской Академии Художеств Анастасия Директоренко – адресуются к «Ажурному» блочному дому Андрея Бурова на Ленинградском проспекте и к его же дому № 25 на Тверской с росписями в технике сграффито по эскизам Фаворского. Он умел сочетать технологичность с искусством и собирался тиражировать свой «Ажурный дом», который мы теперь считаем уникальным.
  • zooming
    1 / 5
    Перспектива по 12-й линии с северной стороны. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 5
    Фрагмент юго-западной части жилого дома, вид со стороны двора. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 5
    Первый этаж жилого дома. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 5
    Третий этаж жилого дома. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 5
    Разрез жилого дома. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс

Цвета Степан Липгарт предложил сдержанно-современные, подходящие для насыщенного декором дома: жемчужный, пепел, шоколадный, кофе с молоком.

Отдельной задачей стала реализация техники сграфитто, любимой архитекторами Ренессанса и их последователями середины XX века, в современных условиях. С XV по XX век сграффито воплощался на нескольких слоях штукатурки. В ЖК «Amo» ренессансную технику решено имитировать с помощью трехметровых керамических панелей с резьбой, где под первым красочным слоем обнаруживается второй, контрастный – что более надежно и долговечно, чем штукатурка, а следовательно, лучше соответствует требованиям к современному фасаду. Карнизы планируется изготовить целиком из фибробетона. Весьма вероятно, что у этой технологии есть будущее. Разграфленные на прямоугольники стены отсылают не только к росписям ар-деко и ар-нуво, но и к мраморным интарсиям кватроченто. Мера плоскостности и рельефности фасадов за счет разработанных карнизов соблюдена. Важен малый масштаб дворовых фасадов – частный, камерный, буквально в две филенки – часто совпадающий с размером квартир. С масштабом квартиры соотносятся и структурированные ризалитами уличные фасады, а значит, достигнута соотнесенность с человеком – главное условие долгой и счастливой жизни дома в историческом городе.
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК «Amo»
Россия, Санкт-Петербург, 12-я линия В.О., д. 41

Авторский коллектив:
​Автор проекта фасадных решений, руководитель авторского коллектива для планировочных решений: Степан Липгарт
ГАП: Александр Гаврилов
Архитекторы: Оксана Андрианова, Виктория Гребень

 А-Архитектс: стадии П, РД 

8.2018 — 2019

Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг «AAG»

02 Июля 2020

Липгарт Архитектс: другие проекты
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Похожие статьи
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.