Архитектурный бетон. Определение

Вплоть до XX века бетон оставался материалом черновой отделки, и лишь в период экстенсивного развития промышленности в мире сформировался запрос на новую эстетику, созвучную новым активно внедряемым технологиям.

mainImg
Честность, функциональность, минималистичность, брутальность – многие архитекторы первой половины XX века хотели отразить в создаваемых ими зданиях именно эти качества, и бетон подошел для решения данной задачи едва ли не лучше всего. Со временем сложилась и традиция называть бетон, применяемый без какой-либо отделки, архитектурным. Синонимами этого определения, в зависимости от контекста, могут также являться словосочетания «лицевой бетон», «арт бетон», «художественный бетон».
Библиотека Wormhole Library
© MAD

По большому счету, все они означают одно и то же – материал, из которого можно создать законченные архитектурные объекты, завораживающие своей цельностью, неповторимой цветовой гаммой и тактильностью, а также, конечно, возможностью эффективно решать и эстетические задачи, и конструктивные, поскольку именно бетон реализует элементы, способные быть одновременно и декоративными, и несущими. И в современной мировой архитектуре этот материал – долговечный, высокопрочный и позволяющий получить самые разные геометрические формы, – безусловно, является одним из самых востребованных.

Если пытаться дать словосочетанию «архиктектурный бетон» более развернутое определение, то можно сказать, что это бетонная поверхность заданного класса, цветовая палитра и уникальность структуры которой определены архитектором в соответствии с пространственно-художественным замыслом, положенным в основу проекта сооружения.
Музей Collection Pinault в здании Товарной биржи в Париже
Bourse de Commerce – Pinault Collection © Tadao Ando Architect & Associates, Niney et Marca Architectes, Agence Pierre-Antoine Gatier Photo Patrick Tourneboeuf

Всего существует 5 классификаций бетонной поверхности: А3, А4, А5, А6 и А7. Каждый класс соответствует своим допускам, к числу которых относятся линейные отклонения и кривизна поверхности на погонный метр, пористость и методы обработки. Для определения качества поверхности замеряется линейная разница между неровностями и впадинами на единице длины и по этим данным устанавливается ее класс.

Все параметры классов прописаны либо в ГОСТе 13015.0-83 (для прямолинейных поверхностей), либо в рабочей документации (для сложных криволинейных поверхностей). Чем меньше дефектов, тем выше класс, то есть А7 – это скрываемые бетонные поверхности (предназначенные, например, для оштукатуривания), а архитектурный бетон – это поверхность класса А3 и выше. Впрочем, поскольку сооружения из архитектурного бетона всегда реализуются по индивидуальным проектам, требования к качеству, как правило, куда шире, чем формальное соответствие классу поверхности – эти критерии составляются на этапе разработки архитектуры будущего объекта и затем (в идеале) неукоснительно соблюдаются на строительной площадке.

Важно подчеркнуть, что все приведенные выше нормативы регулируют лишь качество бетонной поверхности. Но нюансы работы с архитектурным бетоном этим, конечно, не исчерпываются – для того, чтобы несущая конструкция была способна определять облик пространства, важно учесть огромное количество факторов и правил, но главное – необходимо понимать характер самого материала, чутко следовать за его особой эстетикой. Учебников и тем более нормативов, описывающих эти процессы, не существует (возможно, пока), поэтому успех работы с бетоном всегда зиждется на опыте и квалификации конкретных специалистов.
  • zooming
    Стадион в Цюйчжоу
    Фотография CreatAR Images © MAD Architects
  • zooming
    Художественный музей 798CUBE в Пекине
    Фотография © Zhu Runzi / предоставлена Studio Zhu Pei

Технические характеристики архитектурного бетона отличаются надежностью и долговечностью. Этот материал может похвастаться повышенной устойчивостью к воздействию агрессивных сред и перепадам температур, хорошо поглощает звуки, безопасен с пожарной точки зрения и газонепроницаем, крайне неприхотлив в повседневной эксплуатации (легко моется, не скользит и т. д.) и экологичен. И тут, конечно, следует особо оговориться: таков, конечно же, и обычный конструкционный бетон. Архитектурным его делает, в первую очередь, качество работы с ним.

Но было бы несправедливо утверждать, что популярность архитектурного бетона основана только на практичности этого материала. Конечно, нет. И для архитекторов, и для конечных потребителей не менее (а может, и более) важны его эстетические качества – прежде всего, интересная фактура. Неоднородность структуры и преимущественно нейтральные оттенки бетона позволяют воплотить законченное оформление пространств, даже очень масштабных по площади. Одновременно с такой отделкой можно комбинировать самые разные материалы – дерево, металл, стекло, кирпич, ткани. Бетон обладает уникальной способностью, за счет собственной визуальной плотности и брутальности, проявлять характер фактуры и цвета других материалов, заставлять их звучать сильнее и громче.
  • zooming
    Посетительский центр Нидерландского американского кладбища
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    Стадион в Цюйчжоу
    Фотография Aogvision © MAD Architects

Именно эти качества объясняют столь широкую популярность архитектурного бетона во всем мире. С применением этого материала создаются офисные здания и общественные интерьеры, частные дома, объекты культурного назначения (особенно часто галереи, поскольку поверхность из бетона – это идеальный фон для экспонирования произведений искусства), рестораны, винодельни и, конечно, индустриальные и транспортные сооружения.
  • zooming
    Дорожная станция в деревне Миньцзян
    Фото © Arch-Exist
  • zooming
    Дорожная станция в деревне Миньцзян
    Фото © Arch-Exist

Традиционно страной наиболее широкого применения архитектурного бетона считается Япония, где сочетание вековых традиций минимализма и строительных технологий высочайшего уровня создало условия для поистине виртуозного владения этим материалом. Однако в XXI веке Япония уже далеко не единственная бетонная держава в мире. Этот материал очень популярен и в соседнем Китае, и в странах Западной Европы, и в Канаде с США, и, например, в Чили.
Штаб-квартира ST International и арт-пространство SONGEUN
Фото © Iwan Baan
Станция «Порт-де-Клиши». Северный участок 14-й линии парижского метро.
Фотография © Sergio Grazia / предоставлена бюро AZC
Гостиница Sindhorn Kempinski Hotel
Фото © Ketsiree Wongwan

Россия столь же повсеместной модой на архитектурный бетон похвастаться пока не может, однако все чаще и смелее пробует себя на этом поприще.
Церковь блаженной Марии Реституты
Фото © BoysPlayNice

Реализация бетонной поверхности высокого класса – это комплексная технологическая задача, состоящая из нескольких этапов, каждый из которых критически важен с точки зрения получения качества. Это и состав смеси, отвечающий задачам конкретного проекта, и технология ее укладывания, и качество опалубки, в которую она заливается, и, конечно, уход за полученной конструкцией. Залог успешной реализации проекта из архитектурного бетона – в слаженной командной работе архитекторов, инженеров, технологов, строителей. Неслучайно считается, что основной недостаток архитектурного бетона заключается в сложности поиска исполнителей подобных работ. В России лишь начинают появляться компании, умеющие работать с архитектурным бетоном. Данное издание объединяет этих профессионалов во имя того, чтобы сделать их опыт и знания доступными для как можно более широкой аудитории. Помимо обзоров различных аспектов практики реализации объектов из архитектурного бетона и примеров уже построенных в России зданий мы собрали целую коллекцию наиболее часто возникающих у архитекторов вопросов по работе с этим материалом и подготовили развернутые ответы на них.

Книга, задуманная как первая в своем роде отечественная энциклопедия по воплощению архитектурных объектов из бетона, издана по инициативе и при поддержке компаний CTMК, PERI, Sika, KEIM
  • zooming
    Частная школа Wunderpark International School
    Фотография предоставлена Archstruktura
  • zooming
    Винодельня в Гай-Кодзоре. Реализация, 2013-2017
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Kleinewelt Architekten

17 Апреля 2024

Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
информационный проект