В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
В этом году одной из ведущих тем семинара «Городские кварталы», который компания «КИРИЛЛ» ежегодно проводит для практикующих архитекторов, стали истоки традиции кирпичного строительства. В своем выступлении перед участниками архитектор Роман Леонидов рассказал о кирпиче в контексте истории мировой культуры, продемонстрировав его краеугольное значение с точки зрения прогресса строительной технологии.
Изобретение кирпича – настолько же мощный импульс для развития мировой культуры, как изобретение колеса
Ростки сложной строительной технологии появились задолго до первых городов, уже в 8-10 тысячелетии до н.э., во времена позднего палеолита, когда еще не было ни бронзы, ни железа, только начиналась керамика, но уже появились поселения с сооружениями из хитро сложенных камней, как например, храмовый комплекс Гёбекли-Тепе на территории современной Турции, датируемый 9.5 тыс. лет до н.э. А около 8 тыс. лет назад в Месопотамии, кроме камня, появляется и новый строительный материал – похожий на нарезной батон кирпич ручной работы.
Что подвигло человека использовать для строительства глину – неясно, но с тех пор именно кирпич превратился в такой мельчайший атом архитектуры, из которого на планете построено абсолютное большинство сооружений.
Милан, Северная Италия. Средневековая кирпичная кладка
Фото Юлии Тарабариной
Церковь Михаила Архангела на Пристани, Смоленск
Фото Юлии Тарабариной
Кирпичная кладка церкви монастыря Хора, Турция
Фото Юлии Тарабариной
Как подчеркивает Роман Леонидов, древний кирпич – это еще и первый композитный материал, поскольку для прочности в него добавлялась солома, овечья или конская шерсть. Архитектор сравнил его с современными фиброцементными плитами с добавлением полимерного волокна.
Кирпич в эпоху древнего Вавилона использовался, как бы мы сегодня сказали, в массовом строительстве: вполне естественно, что в таких объемах он был необожжённым, то количество энергии, которое требовалось на обжиг, неоткуда было взять. Но в 1 тысячелетии до н.э., в той же древней Месопотамии вдруг появляется глазурованный кирпич, то есть керамика. На таких сооружениях, как например, знаменитые ворота Иштар, он используется уже как декоративный элемент, ради чего его начинают по-особому формовать.
Базилика Максенция–Константина, Рим
Фото Юлии Тарабариной
Пантеон, Рим
Фото Юлии Тарабариной
Роман Леонидов считает, что этот технологический цикл – от применения кирпича в качестве базового строительного материала до трансформации его роли как элемента в большей степени декоративного, встречается во многих культурах.
Древний кирпич – это тот атом, на котором мы стояли и будем стоять еще долго
В древнем Риме кирпич использовался очень широко, но своеобразно – как опалубка, которую потом забутовывали бетоном. Эта техника позволяла строить циклопические сооружения, вроде терм Каракаллы. Но в какой-то момент кирпич опять приобретает новое свойство и проявляет самодостаточные декоративные характеристики – до нас дошли фрагменты зданий, где кирпичная кладка очевидно не была оштукатурена изначально. Микс кирпича и камня в строительстве обретает особую популярность в византийскую эпоху, которая известна изобретением кирпича особого длинного формата – так называемой плинфы.
Византийская кирпичная кладка монастыря Липса, Турция
Фото Юлии Тарабариной
Византийская кирпичная кладка монастыря Липса, Турция
Фото Юлии Тарабариной
Византийская кирпичная кладка монастыря Хора, Турция
Фото Юлии Тарабариной
Тем временем, в Исламском мире применение кирпича также эволюционирует от утилитарной основы с постепенным переходом к мегадекоративности. Уровень, который древние мастера достигали в строительстве культовых сооружений, где из глазурованного кирпича выкладывались многометровые цитаты из священных текстов и многоярусные михрабы, потрясает воображение и свидетельствует в пользу того факта, что в работе с кирпичом у строителя в принципе нет никаких ограничений. За исключением, может быть, времени, поскольку зачастую непонятно, в какие сроки возводились эти потрясающие здания.
Без кирпича, разумеется, невозможно себе представить ни традиционную европейскую, ни русскую архитектуру. Принцип работы с материалом схожий, меняются лишь детали: например, мастера каменщики на севере Голландии увлекались кирпичом нестандартного маленького формата, за счет чего плотная городская застройка их городов сбивает привычный масштаб и обладает ощущением кукольности. Русские мастера, многому научившиеся у европейцев, доводят в XVII веке работу с кирпичом до виртуозных декоративных ковров или так называемого узорочья.
Церковь Святого Николы в Хамовниках, Москва
Фото Кирилла Постернака
Церковь Святой Троицы в Никитниках, Москва
Фото Кирилла Постернака
Что их всех объединяло, так это характер: у старой кирпичной кладки он всегда индивидуальный, видно, где какой мастер работал.
Если ты относишься к постройке сарая как к вызову – ты построишь шедевр, если ты строишь сарай – то он и получится
Казалось бы, XX век навсегда покончил с этой индивидуальностью и кирпичная кладка, хранящая тепло рук конкретного мастера, навсегда канула в лету. На волне научно-технического прогресса кирпич входит в палитру современных архитекторов совсем в новом качестве. Так, например, в роли материала ограждающих фасадных конструкций кирпич активно начал применяться, начиная с небоскребов Манхеттена.
Впрочем, кирпичная архитектура и в век индустриализации может быть сколь угодно выразительной и сложной, декоративной и авторской, уверен Роман Леонидов. Все дело в уровне мастерства. И чем больше у тебя в руках инструментов, тем свободнее ты владеешь этим ремеслом.