Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с юго-запада
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
информация:
-
статус
проект -
даты
01.2021 -
место
Уфа берег реки Белой -
координаты
54.714551, 55.944118 -
функция
Культурный / Музей -
общая площадь
18 772 м2 -
другие объекты
2021Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе2021Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе

Левон Айрапетов
Levon Ayrapetov / Россия
Валерия Преображенская
Valeria Preobrazhenskaya / РоссияTOTEMENT/PAPER
TOTEMENT/PAPER / Россияпартнеры, заказчики, смежники
Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с запада
© TOTEMENT/PAPER
Архи.ру об этом объекте:
24.12.2021
Юлия Тарабарина. Форма диалога
Конкурсный проект Музея современного искусства для Уфы от архитекторов ТОТЕМЕНТ / PAPER отличается пластичной диалогичностью и скульптурностью формы, не чуждой wow-эффекта, что не мешает зданию быть «укорененным» как в ландшафте, так и в контексте.
Проект музея современного искусства в Уфе от Левона Айрапетова и Валерии Преображенской третий в подборке вариантов, предложенных на закрытом конкурсе, проведенном заказчиками в начале 2021 года. О проектах двух других участников: АБ Меганом и С... читать дальшеАрхитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с юго-востока
© TOTEMENT/PAPER
описание:
Музей современного искусства в Уфе (MAMU) должен стать местом культурной коммуникации, собирающим и презентующим образы, созданные художниками (восточного региона) России, раскрывающие и преобразующие опыт прошлого в материю настоящего и сообщающие нам идеи будущего. Объекты искусства идентифицируют и фиксируют Смыслы и Формы существования каждого индивидуума, отдельной общности, народа, страны и обеспечивают «вживление» данной культурной традиции в общечеловеческий культурный контекст.
MAMU, как «коммуникационная труба», осуществляет связь между художником, зрителем, национальной, этнической и глобальной культурой, становится центром притяжения, магнитом, удерживающим вечно ускользающую красоту, пренебрегающую границами времени и пространства. Но этот центр должен быть не конечной точкой, тупиком, а местом пересечения, коммуникаций, обмена и диалога, разнонаправленным сгустком, возникающим, порой, из совершенно противоположных идей и сущностей.
Зачастую «современное движение» жестко рвет связи во времени, опираясь лишь на интеллект и чувственность индивида. Также непримиримо нередко выступает и «традиционная культура», как бы неся прошлое сквозь поток времени, озаботясь лишь идеей сохранения. Мы уверены, что обе эти идеи обречены на поражение. Отказ от диалога, размена, уступки, внедрения, закрывает дорогу к возможности изменения, преобразования, перерождения, «опространстливания времени» и «овременения пространства».
Основной идеей проекта стало Взаимодействие различных, зачастую противоположных, движений, идей, культур, смыслов и форм. Горизонталь и вертикаль, модернизм и необарокко, современная будущность и «культурная память», река и гора, власть и искусство, светлое и темное, жесткое и мягкое, Запад и Восток – все это объединилось, начало беседу, обменялось формами и смыслами, подверглось влиянию, определило границы, презентовало себя, тем самым создавая фон для «другого», рождая новые неожиданные связки, невозможные в отсутствие «иного».
Толчком для создания объемно-пространственной композиции стало само место строительства. Горизонталь реки Белой и вертикаль холма (возвышенности склона) организовали эту центральную идею взаимопроникновения.
Река – горизонталь, символизирующая текучесть, изменчивость времени, движения – изменяемое Настоящее. Гора – это точка постоянства, опоры, культуры и памяти. Идея «реки/времени» сформировалась в горизонтальный белый объем, где «белый» – это и название реки, и идея чистого листа, начала искусства, объема, укорененного на востоке и парящего к западу. Гора/основание стала опорой, (конструктивной, смысловой и визуальной) для парящего/Невероятного/белого параллелепипеда. Проходя сквозь него, форма не теряет себя, лишь вырезает в нем световые колодцы, вздымается, разворачивается, изгибается, стремясь вверх, нависая над всем окружением горизонталью ресторана с великолепными видами, отвернув «голову» на восток.
MAMU, как «коммуникационная труба», осуществляет связь между художником, зрителем, национальной, этнической и глобальной культурой, становится центром притяжения, магнитом, удерживающим вечно ускользающую красоту, пренебрегающую границами времени и пространства. Но этот центр должен быть не конечной точкой, тупиком, а местом пересечения, коммуникаций, обмена и диалога, разнонаправленным сгустком, возникающим, порой, из совершенно противоположных идей и сущностей.
Зачастую «современное движение» жестко рвет связи во времени, опираясь лишь на интеллект и чувственность индивида. Также непримиримо нередко выступает и «традиционная культура», как бы неся прошлое сквозь поток времени, озаботясь лишь идеей сохранения. Мы уверены, что обе эти идеи обречены на поражение. Отказ от диалога, размена, уступки, внедрения, закрывает дорогу к возможности изменения, преобразования, перерождения, «опространстливания времени» и «овременения пространства».
Основной идеей проекта стало Взаимодействие различных, зачастую противоположных, движений, идей, культур, смыслов и форм. Горизонталь и вертикаль, модернизм и необарокко, современная будущность и «культурная память», река и гора, власть и искусство, светлое и темное, жесткое и мягкое, Запад и Восток – все это объединилось, начало беседу, обменялось формами и смыслами, подверглось влиянию, определило границы, презентовало себя, тем самым создавая фон для «другого», рождая новые неожиданные связки, невозможные в отсутствие «иного».
Толчком для создания объемно-пространственной композиции стало само место строительства. Горизонталь реки Белой и вертикаль холма (возвышенности склона) организовали эту центральную идею взаимопроникновения.
Река – горизонталь, символизирующая текучесть, изменчивость времени, движения – изменяемое Настоящее. Гора – это точка постоянства, опоры, культуры и памяти. Идея «реки/времени» сформировалась в горизонтальный белый объем, где «белый» – это и название реки, и идея чистого листа, начала искусства, объема, укорененного на востоке и парящего к западу. Гора/основание стала опорой, (конструктивной, смысловой и визуальной) для парящего/Невероятного/белого параллелепипеда. Проходя сквозь него, форма не теряет себя, лишь вырезает в нем световые колодцы, вздымается, разворачивается, изгибается, стремясь вверх, нависая над всем окружением горизонталью ресторана с великолепными видами, отвернув «голову» на восток.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с северо-востока
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с моста через реку Белая
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с севера
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид на вход в музей
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Интерьер зала постоянной экспозиции
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Интерьер вестибюля, внутренний дворик
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Виды на эксплуатируемую кровлю
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Транспортная схема
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант, планы
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Выбранный вариант
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасады
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Конструктивные решения
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функционально-планировочная структура
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План цокольного этажа
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 1 этажа
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План антресоли 1 этажа
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 2 и 3 этажей
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. разрез 1-1
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 2-2
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 3-3
© TOTEMENT/PAPER
ARTMILE. Схема включения музея в ткань города. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Стиль и оформление
© TOTEMENT/PAPER
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)

Андрей Савин, Виктор Чельцов, Михаил Лабазов, 2002 – 2004
Офисно-торговый центр «Новинский бульвар, 31»
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
29.04.2025
Все в школу
Илья Юсупов, Дарья Кирса28.04.2025
Создавая миры: финалисты
28.04.2025
Золото юго-запада
28.04.2025