RSS
Большой Гостиный Двор. Внутренний двор. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44

Проект регенерации Большого Гостиного Двора

информация:

Никита Явейн

авторский коллектив

Архитекторы: Никита Явейн, Александр Кошарный (Архитектурное бюро «Студия 44»); Сергей Аксёнов, Александр Берзинг, Андрей Воронов, Георгий Снежкин, Илья Спиридонов (Архитектурная мастерская «ЛЕС»)

Большой Гостиный Двор. Певческая линия. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

17.06.2015

Юлия Тарабарина. Урбанистическая реконструкция

Проект реконструкции Большого Гостиного двора возвращает план и облик здания к началу XX века, а во дворе – тонко сочетает версальский дух с идеалами современной урбанистики, ориентированной на спокойное существование человека в городе.

В Петербурге намечается реконструкция Большого Гостиного двора по проекту Студии 44 Никиты Явейна. В декабре прошедшего года проект одобрили петербургский КГИОП и, как пишут СМИ, 88% совета директоров компании-заказчика. Согласно проекту Гостинка...   читать дальше
Большой Гостиный Двор. Садовая линия. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44

описание:


Проект регенерации внутренней территории Большого Гостиного Двора предусматривает возвращение старинному торговому сооружению его уникальной исторической структуры – с двумя кольцами торговых рядов, пешеходной улицей между ними и садом в центральном внутреннем дворе. При этом комплекс становится многофункциональным, а его полезные площади возрастают за счет рационального использования пространств, сокращения складских зон и подземного строительства.


Большой Гостиный Двор в Петербурге (БГД) выделялся среди прочих качеством архитектуры в стиле раннего классицизма, значительными размерами и не имеющей аналогов планировочной структурой. Его торговые ряды общей протяженностью более километра обнимали целый квартал и состояли из 294 секций (лавок) – 147 по внешним линиям и стольких же по внутреннему кольцу. Идея устройства внутреннего кольца принадлежала еще предшественнику Валлен-Деламота Франческо Бартоломео Растрелли. В таком виде Большой Гостиный Двор существовал вплоть до 1955 г., когда было решено преобразовать его в единый универмаг. Изолированные до того магазины превратили в сквозную анфиладу торговых залов. Внутренняя улица перестала существовать как торговая, двор закрылся для публики и стал заполняться утилитарными постройками.


Предложения «Студии 44» состоят в следующем (в последовательности этапов реализации проекта):

1. Реставрация внутреннего кольца и приспособление под культурно-развлекательные функции. В неоднократно перестраивавшихся в советский период частях внутреннего кольца предлагается разместить крупные общественные функции: мультиплекс, театральную студию, музыкальный клуб с концертной площадкой, фитнес-центр, рынок ремесел и народных промыслов, выставочные помещения, рестораны, бистро и т.д. Для создания пространств значительного объема в ряде мест намечен частичный демонтаж внутренних стен и перекрытий. Верхние этажи приспосабливаются, по преимуществу, под офисы и коворкинги. Под корпусом вдоль Садовой линии устраивается четырехэтажный подземный паркинг кассетного типа. Фасады внутреннего кольца по Садовой линии оформляются единообразно и максимально лаконично в духе безордерного классицизма, что отвечает изначальному замыслу создателей ансамбля. В зданиях, имеющих лучшую историческую сохранность, внутренняя структура не изменится, а фасадная пластика будет восстановлена на базе архивных материалов и дополнительных натурных обследований. Корпуса вдоль Перинной линии отведены, в основном, под офисы с предприятиями общественного питания в первых этажах. Внутренний корпус, параллельный Невской линии БГД, уже приспособлен по проекту Студии 44 под Академию вокального мастерства Елены Образцовой.

2. Благоустройство внутренней улицы. Улица между внешним и внутренним контуром застройки вновь становится полноценным торговым пассажем, главным коммуникационным и распределительным пространством БГД. Под пешеходной артерией устраивается одноуровневый подземный проезд с паркингом для автомобилей посетителей. Пространство улицы освобождается от поздних диссонирующих строений, в частности, от переходов между корпусами. Доступ на внутреннюю улицу организован: через входные арки Перинной, Садовой и Ломоносовской линий; сквозь зону торговли в наружном кольце (по всему периметру комплекса); на лифтах из подземного паркинга; а также со станции метро «Гостиный Двор».

3. Разбивка сада во внутреннем дворе БГД. «Собственный сад» БГД задуман как череда различных по характеру ландшафтных композиций. К Академии вокального мастерства примыкает сценическая площадка под открытым небом. Ее концентрический рисунок сменяет пейзажный парк с вольным хитросплетением дорожек, лужайками и водоемами. Живописные купы деревьев окружают отреставрированный Дом Комитета по управлению Гостиным Двором, где расположится экспозиция, посвященная истории БГД. Своего рода контрапунктом пейзажной части выступает камерный регулярный парк с боскетами, трельяжами и шпалерами в духе XVIII века. Ближе к Перинной линии расположены восемь площадок для игры в мини-гольф и «гастрономический» парк с огородом и открытыми террасами ресторанов. «Собственный сад» БГД призван восполнить дефицит зеленых рекреаций в центре Санкт-Петербурга. Он может стать самостоятельным фокусом притяжения и дополнительным поводом к посещению Большого Гостиного Двора.

4. Реставрация внешнего контура с сохранением торгового назначения. Внешнему кольцу возвращается его исконная структура в виде системы отдельных магазинов-лавок. Небольшой модуль секции позволяет гибко варьировать размеры арендуемых площадей. Попасть в магазины первого этажа можно будет как с внутренней улицы, так и снаружи, с окаймляющих БГД городских улиц. Доступ в торговые помещения второго этажа обеспечат исторические лестницы и новые панорамные лифты, устанавливаемые на внутренней улице. Единственным мероприятием реконструктивного характера в зданиях внешнего кольца станет переустройство лестнично-лифтовых групп. Они сохранят свое местоположение, но будут решать большее количество задач, нежели теперь (доставка товаров в торговые залы из подземных складов; доступ посетителей к торговым залам второго этажа и сотрудников администрации из подземного паркинга в офисные помещения мансардного этажа).


В проекте регенерации внутренней территории БГД Студия 44 избегает «общих мест» реконструктивных операций последних лет – в частности, перекрытия дворов и улиц стеклянными кровлями. Тем самым петербургские архитекторы оптимизируют бюджет строительства, противопоставляют натуральную атмосферу открытых публичных пространств искусственной «оранжерейной» природе крытых атриумов и проявляют максимальную деликатность к памятнику архитектуры XVIII века. 
Большой Гостиный Двор. Внутренняя площадь. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44

пресса:

Большой Гостиный Двор. Внутренний парк. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Большой Гостиный Двор. Амфитеатр. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Существующее положение. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Ситуационный план. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Разрезы. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
Разрезы. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Новые функции внутреннего корпуса. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
Новые функции внутреннего корпуса. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Схема внутреннего парка. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
План -1 этажа. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
План 1 этажа. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
План 2 этажа. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
План 3 этажа. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
План 4 этажа. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Стадийность. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Буш
  • Даниил Лоренц
  • Александра Кузьмина
  • Левон Айрапетов
  • Наталья Сидорова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Илья Уткин
  • Марина Егорова
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Сухов
  • Николай Кикава
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Климов
  • Зураб Басария
  • Андрей Михайлов
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Гнездилов
  • Анастасия Абашева
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Скуратов
  • Раис Баишев
  • Никита Явейн
  • Антон Надточий
  • Илья Машков
  • Полина Воеводина
  • Роман Леонидов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Алексей Орлов
  • Григориос Гавалидис
  • Валерий Лукомский
  • Степан Липгарт
  • Александр Асадов
  • Александр Котенков
  • Станислав Белых
  • Александр Самарин
  • Олег Мединский
  • Юрий Виссарионов
  • Энди Сноу
  • Андрей Романов
  • Владимир Тихонов
  • Василий Крапивин
  • Егор Донцов
  • Виталий Лутц
  • Павел Андреев
  • Владислав Андреев
  • Михаил Давыдов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Константин Ходнев
  • Ростислав Цайзер
  • Юлия Тряскина
  • Вера Бутко
  • Анна Иванова
  • Наталия Шилова
  • Владимир Плоткин
  • Алексей Полищук
  • Антон Лукомский
  • Сергей Никешкин
  • Татьяна Гук
  • Андрей Чуйков
  • Юлий Борисов
  • Сергей Чобан
  • Екатерина Кузнецова
  • Роман Грибанов
  • Игорь Членов
  • Евгений Зеленов
  • Сергей Кузнецов
  • Константин Таранов
  • Иван Кожин
  • Григорий Мустафин

Проект из каталога (случайный выбор)

Дом в квартале ЖК ЗИЛАРТ
Антон Барклянский, 2016
Дом в квартале ЖК ЗИЛАРТ

Постройки и проекты (новые записи):

  • Ресторан высокой морской кухни «Barca»
  • Музей Фабрики-кухни. Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре
  • Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
  • Офис трансконтинентальной компании
  • Благоустройство сквера «Стерео» в Сочи
  • Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа
  • Комплекс апартаментов Carre Blanc
  • Каждый атом важен!
  • ЖК Большая Семерка

Новости российской архитектуры:

Эволюция по плану
22.11.2024

Эволюция по плану

Андрей Асадов
Плач, затмение и городище
21.11.2024

Плач, затмение и городище

Юлия Седых, Артём Брусененко, Антон Логунов
Золотая коронка
20.11.2024

Золотая коронка

Андрей Чуйков
Гибкость и интеграция
18.11.2024

Гибкость и интеграция

Елена Струговец

Технологии:

22.11.2024

Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите

Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
АЛЮТЕХ
21.11.2024

«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду

Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
Новые горизонты
19.11.2024

​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям

Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024

Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре

Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
11.11.2024

​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»

В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
КНАУФ ГИПС
другие статьи