Музей «Дом Мельникова»
информация:
-
статус
проект -
даты
2013 -
место
Москва
Кривоарбатский переулок -
координаты
55.748048, 37.589472 -
функция
Культурный / Музей -
общая площадь
297 м2
Всеволод Медведев
Vsevolod Medvedev / РоссияЗураб Басария
Zurab Bassaria / РоссияМихаил Канунников
Mikhail Kanunnikov / РоссияОлег Мединский
Oleg Medinsky / РоссияЧетвертое измерение
4izmerenie / Россияпартнеры, заказчики, смежники
Ю. П. Волчок
описание:
Цель
Создать благоприятные условия для изучения (специалистами) и знакомства (большинства посетителей) с собственным Домом архитектора К.С. Мельникова при безоговорочном условии: максимально содействовать сохранности Дома в его первозданном (подлинном) состоянии как несомненной историко-культурной Ценности.
Правила и самоограничения, определившие содержание
Объект музейной экспозиции – собственный Дом архитектора К.С. Мельникова.
Зритель повседневно имеет возможность познакомиться только с внешним обликом Дома. Доступ в интерьеры Дома ограничен. Специалисты-исследователи и организованные группы экскурсантов (по 7-10 человек) попадают в Дом по предварительной записи-договоренности с сотрудниками Музея.
Наряду с необходимой реставрацией и ремонтом Дома осуществляются технические мероприятия, окончательно изолирующие участок и Дом от нагрузок, связанных с недопустимо близким от территории Дома новым строительством. Приводится в порядок гидрология участка, понижается уровень грунтовых вод.
Ландшафт на территории участка приобретает облик, приближающийся к своему первоначальному состоянию – на время первых лет жизни в Доме.
Повседневно интерьеры Дома показываются зрителю вне его стен при помощи интерактивных технологий и на макете разреза Дома, представленном на участке.
Вспомогательные (обсуживающие) помещения Дома-музея располагаются в квартире на первом этаже многоквартирного дома №12, примыкающего к участку Дома Мельникова.
Сценарный план организации пространства Дома – Музея
Исторически сложилось так, что окружение Дома Мельникова, к сожалению, противостоит предъявлению его масштаба и значения в истории мировой культуры. Отсюда вполне закономерно Дом «отгораживается» от нашей современности, активно формируя вокруг себя ощущение времени своего появления и счастливой, творчески насыщенной жизни семьи архитектора в собственном доме.
Предпроектное предложение как своеобразная «машина времени» создает условия для полноценного, интеллектуального и эмоционально емкого общения с Домом каждому из приходящих к нему.
Устройство музейного пространства: Дом – улица – город
Для предотвращения внешнего воздействия на Дом и проникновения грунтовых вод по периметру проводятся необходимые технические мероприятия.
Над землей с трех сторон по границам участка ставим высокую стену практически в высоту Дома. Стена возводится из естественного камня – полированного гранита темного, желательно графитового тона. Природный камень передает ощущение естественности, закономерной обусловленности создания Дома-музея. Темный, практически черный, глубокий цвет стен подчеркивает светлую окраску Дома, делает его в многочисленных отражениях в полированной стене – «зеркале» графичнее, выше, крупнее.
Вдоль стены по периметру создается стеклянная обходная галерея, «позволяющая» двигаться по ней друг за другом, что в данном случае можно рассматривать как достоинство «вынужденного» композиционного решения. Каждый зритель, пришедший к Дому (одни – познакомиться, другие – в очередной раз поклониться ему), получает право общаться с Домом наедине, выстраивая свой личный диалог с ним, его автором, временем создания Дома.
Ощущение времени 1920-30-х годов создается с помощью проекции на огораживающую Дом стену – вдоль одной (длинной) стены со стороны входа в галерею – видов городской арбатской застройки того периода. На фоне темной полированной стены зритель сможет увидеть также свое отражение, равно как и идущих вдоль галереи до и после него людей. Этот прием позволяет добиться буквально физического «погружения» в прошлое – контекст того времени, которое предлагает нам Дом.
С торцевой стороны Дома, двигаясь по галерее, посетитель сможет познакомиться (в отражениях на стене) с «картинами» строительства Дома. Отразившись в стене, зритель и сам «окажется на стройке», как бы общаясь с участниками строительства и автором Дома. Стесненность в галерее только подчеркнет «близость общения» зрителя с судьбой Дома.
В нише, появляющейся в правом дальнем углу участка (благодаря его геометрии) планируется поставить макет Дома в разрезе, на котором становится очевидно понятным внутреннее устройство Дома, его планировка и композиционные тонкости. Здесь же на экранах мониторов демонстрируются чертежи Дома и фотографии его интерьеров (как реальные, документальные, так и художественные, в частности, работы фотохудожника И.А. Пальмина). В прозрачное стекло галереи «впаяны» информационные экраны, позволяющие получить дополнительные сведения о Доме, архитекторе, Арбате.
По второй продольной стене галереи предлагается разместить (опять – в отражениях) проектные чертежи К.С. Мельникова для Арбатской площади. Благодаря предлагаемому сценарию движения вдоль галереи зритель переживает погружение в город периода «арбатской цивилизации» (Г.С. Кнабе), ощущает себя со-участником строительства Дома.
Создание обходной галереи и благоустройство участка может опережать реставрацию Дома или совмещаться с ней по времени. Совсем неплохо, если зритель увидит процесс реставрации и ощутит себя, пусть и ненадолго, ее участником. Просветительская, воспитательная роль Дома-Музея благодаря этому только возрастет.
Вход в галерею и выход из нее размещаются в плоскости стеклянной преграды, возведенной на уровне красной линии застройки – на месте нынешнего забора, который в настоящее время перекрывает вид на Дом со стороны улицы. Движение посетителей по галерее организовано в одном направлении (по часовой стрелке). Вход в галерею возможен как с улицы, так и из музейного помещения, расположенного в примыкающем к Дому здании.
Участок улицы (переулка) перед Домом-Музеем поднят над уровнем проезжей части до высоты тротуаров, выделен белым цветом и ограничен с обеих сторон «лежачим полицейским». Таким образом, перед Домом «лежит подрамник», на котором реализуется творчество архитектора. Автомобили в соответствии с правилами и знаками дорожного движения будут тормозить перед «подрамником». Сбрасывая скорость, они оказывают знаки внимания творению великого архитектора. В торжественные для Дома дни движение транспорта по переулку может на некоторое время перекрываться. «Подрамник» становится городской площадью.
Зрители вряд ли захотят сразу расходиться после посещения Дома-Музея. На противоположной стороне переулка организовано пространство для общения и бесед. Поставлены две длинные скамьи и рядом, на общем с ними подиуме, но отдельно стоит стул – стул для Константина Степановича. Ситуация в целом передает ощущение бесед Мельникова с гостями Дома в его мастерской, зачастую со студентами архитектурных вузов и искусствоведческих кафедр. Позднее традицию этих бесед продолжил сын зодчего художник Виктор Константинович. Среди нас еще достаточное число участников таких бесед, которые могут помочь возродить и развить эту традицию, перенеся ее из мастерской в город. На края скамей рядом со стулом наброшена карта Москвы с объектами, над которыми работал в свое время К.С. Мельников.
Создать благоприятные условия для изучения (специалистами) и знакомства (большинства посетителей) с собственным Домом архитектора К.С. Мельникова при безоговорочном условии: максимально содействовать сохранности Дома в его первозданном (подлинном) состоянии как несомненной историко-культурной Ценности.
Правила и самоограничения, определившие содержание
Объект музейной экспозиции – собственный Дом архитектора К.С. Мельникова.
Зритель повседневно имеет возможность познакомиться только с внешним обликом Дома. Доступ в интерьеры Дома ограничен. Специалисты-исследователи и организованные группы экскурсантов (по 7-10 человек) попадают в Дом по предварительной записи-договоренности с сотрудниками Музея.
Наряду с необходимой реставрацией и ремонтом Дома осуществляются технические мероприятия, окончательно изолирующие участок и Дом от нагрузок, связанных с недопустимо близким от территории Дома новым строительством. Приводится в порядок гидрология участка, понижается уровень грунтовых вод.
Ландшафт на территории участка приобретает облик, приближающийся к своему первоначальному состоянию – на время первых лет жизни в Доме.
Повседневно интерьеры Дома показываются зрителю вне его стен при помощи интерактивных технологий и на макете разреза Дома, представленном на участке.
Вспомогательные (обсуживающие) помещения Дома-музея располагаются в квартире на первом этаже многоквартирного дома №12, примыкающего к участку Дома Мельникова.
Сценарный план организации пространства Дома – Музея
Исторически сложилось так, что окружение Дома Мельникова, к сожалению, противостоит предъявлению его масштаба и значения в истории мировой культуры. Отсюда вполне закономерно Дом «отгораживается» от нашей современности, активно формируя вокруг себя ощущение времени своего появления и счастливой, творчески насыщенной жизни семьи архитектора в собственном доме.
Предпроектное предложение как своеобразная «машина времени» создает условия для полноценного, интеллектуального и эмоционально емкого общения с Домом каждому из приходящих к нему.
Устройство музейного пространства: Дом – улица – город
Для предотвращения внешнего воздействия на Дом и проникновения грунтовых вод по периметру проводятся необходимые технические мероприятия.
Над землей с трех сторон по границам участка ставим высокую стену практически в высоту Дома. Стена возводится из естественного камня – полированного гранита темного, желательно графитового тона. Природный камень передает ощущение естественности, закономерной обусловленности создания Дома-музея. Темный, практически черный, глубокий цвет стен подчеркивает светлую окраску Дома, делает его в многочисленных отражениях в полированной стене – «зеркале» графичнее, выше, крупнее.
Вдоль стены по периметру создается стеклянная обходная галерея, «позволяющая» двигаться по ней друг за другом, что в данном случае можно рассматривать как достоинство «вынужденного» композиционного решения. Каждый зритель, пришедший к Дому (одни – познакомиться, другие – в очередной раз поклониться ему), получает право общаться с Домом наедине, выстраивая свой личный диалог с ним, его автором, временем создания Дома.
Ощущение времени 1920-30-х годов создается с помощью проекции на огораживающую Дом стену – вдоль одной (длинной) стены со стороны входа в галерею – видов городской арбатской застройки того периода. На фоне темной полированной стены зритель сможет увидеть также свое отражение, равно как и идущих вдоль галереи до и после него людей. Этот прием позволяет добиться буквально физического «погружения» в прошлое – контекст того времени, которое предлагает нам Дом.
С торцевой стороны Дома, двигаясь по галерее, посетитель сможет познакомиться (в отражениях на стене) с «картинами» строительства Дома. Отразившись в стене, зритель и сам «окажется на стройке», как бы общаясь с участниками строительства и автором Дома. Стесненность в галерее только подчеркнет «близость общения» зрителя с судьбой Дома.
В нише, появляющейся в правом дальнем углу участка (благодаря его геометрии) планируется поставить макет Дома в разрезе, на котором становится очевидно понятным внутреннее устройство Дома, его планировка и композиционные тонкости. Здесь же на экранах мониторов демонстрируются чертежи Дома и фотографии его интерьеров (как реальные, документальные, так и художественные, в частности, работы фотохудожника И.А. Пальмина). В прозрачное стекло галереи «впаяны» информационные экраны, позволяющие получить дополнительные сведения о Доме, архитекторе, Арбате.
По второй продольной стене галереи предлагается разместить (опять – в отражениях) проектные чертежи К.С. Мельникова для Арбатской площади. Благодаря предлагаемому сценарию движения вдоль галереи зритель переживает погружение в город периода «арбатской цивилизации» (Г.С. Кнабе), ощущает себя со-участником строительства Дома.
Создание обходной галереи и благоустройство участка может опережать реставрацию Дома или совмещаться с ней по времени. Совсем неплохо, если зритель увидит процесс реставрации и ощутит себя, пусть и ненадолго, ее участником. Просветительская, воспитательная роль Дома-Музея благодаря этому только возрастет.
Вход в галерею и выход из нее размещаются в плоскости стеклянной преграды, возведенной на уровне красной линии застройки – на месте нынешнего забора, который в настоящее время перекрывает вид на Дом со стороны улицы. Движение посетителей по галерее организовано в одном направлении (по часовой стрелке). Вход в галерею возможен как с улицы, так и из музейного помещения, расположенного в примыкающем к Дому здании.
Участок улицы (переулка) перед Домом-Музеем поднят над уровнем проезжей части до высоты тротуаров, выделен белым цветом и ограничен с обеих сторон «лежачим полицейским». Таким образом, перед Домом «лежит подрамник», на котором реализуется творчество архитектора. Автомобили в соответствии с правилами и знаками дорожного движения будут тормозить перед «подрамником». Сбрасывая скорость, они оказывают знаки внимания творению великого архитектора. В торжественные для Дома дни движение транспорта по переулку может на некоторое время перекрываться. «Подрамник» становится городской площадью.
Зрители вряд ли захотят сразу расходиться после посещения Дома-Музея. На противоположной стороне переулка организовано пространство для общения и бесед. Поставлены две длинные скамьи и рядом, на общем с ними подиуме, но отдельно стоит стул – стул для Константина Степановича. Ситуация в целом передает ощущение бесед Мельникова с гостями Дома в его мастерской, зачастую со студентами архитектурных вузов и искусствоведческих кафедр. Позднее традицию этих бесед продолжил сын зодчего художник Виктор Константинович. Среди нас еще достаточное число участников таких бесед, которые могут помочь возродить и развить эту традицию, перенеся ее из мастерской в город. На края скамей рядом со стулом наброшена карта Москвы с объектами, над которыми работал в свое время К.С. Мельников.
пресса:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
20.11.2024
Золотая коронка
Андрей Чуйков18.11.2024
Гибкость и интеграция
Елена Струговец17.11.2024
Начало новой жизни
16.11.2024
И свет, и тень
Технологии:
21.11.2024
Новые горизонты
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.Новые горизонты
19.11.2024
ПАО "СИБУР Холдинг"
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.11.11.2024
КНАУФ ГИПС
И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).КНАУФ ГИПС
07.11.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.АО «Фирма «КИРИЛЛ»