RSS
Музей «Дом Мельникова»
© Четвертое измерение

Музей «Дом Мельникова»

информация:

  • статус
    проект
  • даты
    2013
  • место
    Москва
    Кривоарбатский переулок
  • координаты
    55.748048, 37.589472
  • функция
    Культурный / Музей
  • общая площадь
    297 м2
Всеволод Медведев
Зураб Басария
Михаил Канунников
Олег Мединский

партнеры, заказчики, смежники

Ю. П. Волчок
Музей «Дом Мельникова»
© Четвертое измерение
Музей «Дом Мельникова»
© Четвертое измерение

описание:

Цель
Создать благоприятные условия для изучения (специалистами) и знакомства (большинства посетителей) с собственным Домом архитектора К.С. Мельникова при безоговорочном условии: максимально содействовать сохранности Дома в его первозданном (подлинном) состоянии как несомненной историко-культурной Ценности.

Правила и самоограничения, определившие содержание
Объект музейной экспозиции – собственный Дом архитектора К.С. Мельникова.
Зритель повседневно имеет возможность познакомиться только с внешним обликом Дома. Доступ в интерьеры Дома ограничен. Специалисты-исследователи и организованные группы экскурсантов (по 7-10 человек) попадают в Дом по предварительной записи-договоренности с сотрудниками Музея.

Наряду с необходимой реставрацией и ремонтом Дома осуществляются технические мероприятия, окончательно изолирующие участок и Дом от нагрузок, связанных с недопустимо близким от территории Дома новым строительством. Приводится в порядок гидрология участка, понижается уровень грунтовых вод.

Ландшафт на территории участка приобретает облик, приближающийся к своему первоначальному состоянию – на время первых лет жизни в Доме.

Повседневно интерьеры Дома показываются зрителю вне его стен при помощи интерактивных технологий и на макете разреза Дома, представленном на участке.
Вспомогательные (обсуживающие) помещения Дома-музея располагаются в квартире на первом этаже многоквартирного дома №12, примыкающего к участку Дома Мельникова.

Сценарный план организации пространства Дома – Музея
Исторически сложилось так, что окружение Дома Мельникова, к сожалению, противостоит предъявлению его масштаба и значения в истории мировой культуры. Отсюда вполне закономерно Дом «отгораживается» от нашей современности, активно формируя вокруг себя ощущение времени своего появления и счастливой, творчески насыщенной жизни семьи архитектора в собственном доме.

Предпроектное предложение как своеобразная «машина времени» создает условия для полноценного, интеллектуального и эмоционально емкого общения с Домом каждому из приходящих к нему.

Устройство музейного пространства: Дом – улица – город
Для предотвращения внешнего воздействия на Дом и проникновения грунтовых вод по периметру проводятся необходимые технические мероприятия.

Над землей с трех сторон по границам участка ставим высокую стену практически в высоту Дома. Стена возводится из естественного камня – полированного гранита темного, желательно графитового тона. Природный камень передает ощущение естественности, закономерной обусловленности создания Дома-музея. Темный, практически черный, глубокий цвет стен подчеркивает светлую окраску Дома, делает его в многочисленных отражениях в полированной стене – «зеркале» графичнее, выше, крупнее.

Вдоль стены по периметру создается стеклянная обходная галерея, «позволяющая» двигаться по ней друг за другом, что в данном случае можно рассматривать как достоинство «вынужденного» композиционного решения. Каждый зритель, пришедший к Дому (одни – познакомиться, другие – в очередной раз поклониться ему), получает право общаться с Домом наедине, выстраивая свой личный диалог с ним, его автором, временем создания Дома.

Ощущение времени 1920-30-х годов создается с помощью проекции на огораживающую Дом стену – вдоль одной (длинной) стены со стороны входа в галерею – видов городской арбатской застройки того периода. На фоне темной полированной стены зритель сможет увидеть также свое отражение, равно как и идущих вдоль галереи до и после него людей. Этот прием позволяет добиться буквально физического «погружения» в прошлое – контекст того времени, которое предлагает нам Дом.

С торцевой стороны Дома, двигаясь по галерее, посетитель сможет познакомиться (в отражениях на стене) с «картинами» строительства Дома. Отразившись в стене, зритель и сам «окажется на стройке», как бы общаясь с участниками строительства и автором Дома. Стесненность в галерее только подчеркнет «близость общения» зрителя с судьбой Дома.

В нише, появляющейся в правом дальнем углу участка (благодаря его геометрии) планируется поставить макет Дома в разрезе, на котором становится очевидно понятным внутреннее устройство Дома, его планировка и композиционные тонкости. Здесь же на экранах мониторов демонстрируются чертежи Дома и фотографии его интерьеров (как реальные, документальные, так и художественные, в частности, работы фотохудожника И.А. Пальмина). В прозрачное стекло галереи «впаяны» информационные экраны, позволяющие получить дополнительные сведения о Доме, архитекторе, Арбате.
По второй продольной стене галереи предлагается разместить (опять – в отражениях) проектные чертежи К.С. Мельникова для Арбатской площади. Благодаря предлагаемому сценарию движения вдоль галереи зритель переживает погружение в город периода «арбатской цивилизации» (Г.С. Кнабе), ощущает себя со-участником строительства Дома.
Создание обходной галереи и благоустройство участка может опережать реставрацию Дома или совмещаться с ней по времени. Совсем неплохо, если зритель увидит процесс реставрации и ощутит себя, пусть и ненадолго, ее участником. Просветительская, воспитательная роль Дома-Музея благодаря этому только возрастет.

Вход в галерею и выход из нее размещаются в плоскости стеклянной преграды, возведенной на уровне красной линии застройки – на месте нынешнего забора, который в настоящее время перекрывает вид на Дом со стороны улицы. Движение посетителей по галерее организовано в одном направлении (по часовой стрелке). Вход в галерею возможен как с улицы, так и из музейного помещения, расположенного в примыкающем к Дому здании.

Участок улицы (переулка) перед Домом-Музеем поднят над уровнем проезжей части до высоты тротуаров, выделен белым цветом и ограничен с обеих сторон «лежачим полицейским». Таким образом, перед Домом «лежит подрамник», на котором реализуется творчество архитектора. Автомобили в соответствии с правилами и знаками дорожного движения будут тормозить перед «подрамником». Сбрасывая скорость, они оказывают знаки внимания творению великого архитектора. В торжественные для Дома дни движение транспорта по переулку может на некоторое время перекрываться. «Подрамник» становится городской площадью.

Зрители вряд ли захотят сразу расходиться после посещения Дома-Музея. На противоположной стороне переулка организовано пространство для общения и бесед. Поставлены две длинные скамьи и рядом, на общем с ними подиуме, но отдельно стоит стул – стул для Константина Степановича. Ситуация в целом передает ощущение бесед Мельникова с гостями Дома в его мастерской, зачастую со студентами архитектурных вузов и искусствоведческих кафедр. Позднее традицию этих бесед продолжил сын зодчего художник Виктор Константинович. Среди нас еще достаточное число участников таких бесед, которые могут помочь возродить и развить эту традицию, перенеся ее из мастерской в город. На края скамей рядом со стулом наброшена карта Москвы с объектами, над которыми работал в свое время К.С. Мельников.
Музей «Дом Мельникова». Проект, 2013
© Четвертое измерение

пресса:

Музей «Дом Мельникова». Проект, 2013
© Четвертое измерение

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Павел Андреев
  • Даниил Лоренц
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Переслегин
  • Марина Егорова
  • Роман Грибанов
  • Сергей Кузнецов
  • Илья Машков
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Скокан
  • Александр Котенков
  • Раис Баишев
  • Андрей Романов
  • Сергей Никешкин
  • Екатерина Кузнецова
  • Юлия Тряскина
  • Всеволод Медведев
  • Игорь Шварцман
  • Анна Иванова
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Сухов
  • Андрей Чуйков
  • Константин Таранов
  • Роман Леонидов
  • Михаил Канунников
  • Константин Ходнев
  • Татьяна Гук
  • Никита Явейн
  • Алексей Полищук
  • Александр Самарин
  • Юлий Борисов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Николай Кикава
  • Вера Бутко
  • Сергей Труханов
  • Анастасия Абашева
  • Ростислав Цайзер
  • Сергей Скуратов
  • Георгий Трофимов
  • Александр Асадов
  • Олег Мединский
  • Виталий Лутц
  • Юрий Виссарионов
  • Степан Липгарт
  • Антон Надточий
  • Алексей Гинзбург
  • Василий Крапивин
  • Алексей Орлов
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Буш
  • Александра Кузьмина
  • Иван Кожин
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владимир Плоткин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Евгений Зеленов
  • Николай Переслегин
  • Григориос Гавалидис
  • Антон Лукомский
  • Станислав Белых
  • Григорий Мустафин
  • Наталья Сидорова
  • Михаил Давыдов
  • Полина Воеводина
  • Зураб Басария
  • Энди Сноу
  • Игорь Членов
  • Андрей Михайлов
  • Левон Айрапетов
  • Владислав Андреев
  • Александр Бровкин
  • Олег Карлсон
  • Николай Макаров
  • Валерия Преображенская
  • Илья Уткин

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом Эстет
  • Жилой дом mART
  • Жилой и культурно-досуговый центр на месте здания СЭВ
  • Пилатес Botanica
  • Академия Единоборств
  • Бизнес-центр на Ходынской
  • ЖК Portland
  • Кафе PIMS в Dubai Hills
  • Офис Stratera

Новости российской архитектуры:

Классика для статуса
11.03.2025

Классика для статуса

Александр Иванов, Нурсултан Ергалиев
Женская доля: что говорят архитекторы
08.03.2025

Женская доля: что говорят архитекторы

Наталья Бавыкина, Дарья Мирошниченко, Мария Шапченко, Мария Яско, Наталия Зайченко, Юлия Наполова, Анна Куликова, Наталья Сидорова, Мария Николаева, Мария Ахременкова, Татьяна Осецкая, Катерина Грень, Алёна Каширина, Вера Бутко, Зоя Рюрикова, Наринэ Тютчева, Дарья Листопад, Виктория Гавалиди
Акценты для луга
07.03.2025

Акценты для луга

Станислав Горшунов, Мария Юдина, Екатерина Крылова
Здоровый дух
05.03.2025

Здоровый дух

Глеб Сивчиков