RSS
Музей «Дом Мельникова»
© Четвертое измерение

Музей «Дом Мельникова»

информация:

  • статус
    проект
  • даты
    2013
  • место
    Москва
    Кривоарбатский переулок
  • координаты
    55.748048, 37.589472
  • функция
    Культурный / Музей
  • общая площадь
    297 м2
Всеволод Медведев
Зураб Басария
Михаил Канунников
Олег Мединский

партнеры, заказчики, смежники

Ю. П. Волчок
Музей «Дом Мельникова»
© Четвертое измерение
Музей «Дом Мельникова»
© Четвертое измерение

описание:

Цель
Создать благоприятные условия для изучения (специалистами) и знакомства (большинства посетителей) с собственным Домом архитектора К.С. Мельникова при безоговорочном условии: максимально содействовать сохранности Дома в его первозданном (подлинном) состоянии как несомненной историко-культурной Ценности.

Правила и самоограничения, определившие содержание
Объект музейной экспозиции – собственный Дом архитектора К.С. Мельникова.
Зритель повседневно имеет возможность познакомиться только с внешним обликом Дома. Доступ в интерьеры Дома ограничен. Специалисты-исследователи и организованные группы экскурсантов (по 7-10 человек) попадают в Дом по предварительной записи-договоренности с сотрудниками Музея.

Наряду с необходимой реставрацией и ремонтом Дома осуществляются технические мероприятия, окончательно изолирующие участок и Дом от нагрузок, связанных с недопустимо близким от территории Дома новым строительством. Приводится в порядок гидрология участка, понижается уровень грунтовых вод.

Ландшафт на территории участка приобретает облик, приближающийся к своему первоначальному состоянию – на время первых лет жизни в Доме.

Повседневно интерьеры Дома показываются зрителю вне его стен при помощи интерактивных технологий и на макете разреза Дома, представленном на участке.
Вспомогательные (обсуживающие) помещения Дома-музея располагаются в квартире на первом этаже многоквартирного дома №12, примыкающего к участку Дома Мельникова.

Сценарный план организации пространства Дома – Музея
Исторически сложилось так, что окружение Дома Мельникова, к сожалению, противостоит предъявлению его масштаба и значения в истории мировой культуры. Отсюда вполне закономерно Дом «отгораживается» от нашей современности, активно формируя вокруг себя ощущение времени своего появления и счастливой, творчески насыщенной жизни семьи архитектора в собственном доме.

Предпроектное предложение как своеобразная «машина времени» создает условия для полноценного, интеллектуального и эмоционально емкого общения с Домом каждому из приходящих к нему.

Устройство музейного пространства: Дом – улица – город
Для предотвращения внешнего воздействия на Дом и проникновения грунтовых вод по периметру проводятся необходимые технические мероприятия.

Над землей с трех сторон по границам участка ставим высокую стену практически в высоту Дома. Стена возводится из естественного камня – полированного гранита темного, желательно графитового тона. Природный камень передает ощущение естественности, закономерной обусловленности создания Дома-музея. Темный, практически черный, глубокий цвет стен подчеркивает светлую окраску Дома, делает его в многочисленных отражениях в полированной стене – «зеркале» графичнее, выше, крупнее.

Вдоль стены по периметру создается стеклянная обходная галерея, «позволяющая» двигаться по ней друг за другом, что в данном случае можно рассматривать как достоинство «вынужденного» композиционного решения. Каждый зритель, пришедший к Дому (одни – познакомиться, другие – в очередной раз поклониться ему), получает право общаться с Домом наедине, выстраивая свой личный диалог с ним, его автором, временем создания Дома.

Ощущение времени 1920-30-х годов создается с помощью проекции на огораживающую Дом стену – вдоль одной (длинной) стены со стороны входа в галерею – видов городской арбатской застройки того периода. На фоне темной полированной стены зритель сможет увидеть также свое отражение, равно как и идущих вдоль галереи до и после него людей. Этот прием позволяет добиться буквально физического «погружения» в прошлое – контекст того времени, которое предлагает нам Дом.

С торцевой стороны Дома, двигаясь по галерее, посетитель сможет познакомиться (в отражениях на стене) с «картинами» строительства Дома. Отразившись в стене, зритель и сам «окажется на стройке», как бы общаясь с участниками строительства и автором Дома. Стесненность в галерее только подчеркнет «близость общения» зрителя с судьбой Дома.

В нише, появляющейся в правом дальнем углу участка (благодаря его геометрии) планируется поставить макет Дома в разрезе, на котором становится очевидно понятным внутреннее устройство Дома, его планировка и композиционные тонкости. Здесь же на экранах мониторов демонстрируются чертежи Дома и фотографии его интерьеров (как реальные, документальные, так и художественные, в частности, работы фотохудожника И.А. Пальмина). В прозрачное стекло галереи «впаяны» информационные экраны, позволяющие получить дополнительные сведения о Доме, архитекторе, Арбате.
По второй продольной стене галереи предлагается разместить (опять – в отражениях) проектные чертежи К.С. Мельникова для Арбатской площади. Благодаря предлагаемому сценарию движения вдоль галереи зритель переживает погружение в город периода «арбатской цивилизации» (Г.С. Кнабе), ощущает себя со-участником строительства Дома.
Создание обходной галереи и благоустройство участка может опережать реставрацию Дома или совмещаться с ней по времени. Совсем неплохо, если зритель увидит процесс реставрации и ощутит себя, пусть и ненадолго, ее участником. Просветительская, воспитательная роль Дома-Музея благодаря этому только возрастет.

Вход в галерею и выход из нее размещаются в плоскости стеклянной преграды, возведенной на уровне красной линии застройки – на месте нынешнего забора, который в настоящее время перекрывает вид на Дом со стороны улицы. Движение посетителей по галерее организовано в одном направлении (по часовой стрелке). Вход в галерею возможен как с улицы, так и из музейного помещения, расположенного в примыкающем к Дому здании.

Участок улицы (переулка) перед Домом-Музеем поднят над уровнем проезжей части до высоты тротуаров, выделен белым цветом и ограничен с обеих сторон «лежачим полицейским». Таким образом, перед Домом «лежит подрамник», на котором реализуется творчество архитектора. Автомобили в соответствии с правилами и знаками дорожного движения будут тормозить перед «подрамником». Сбрасывая скорость, они оказывают знаки внимания творению великого архитектора. В торжественные для Дома дни движение транспорта по переулку может на некоторое время перекрываться. «Подрамник» становится городской площадью.

Зрители вряд ли захотят сразу расходиться после посещения Дома-Музея. На противоположной стороне переулка организовано пространство для общения и бесед. Поставлены две длинные скамьи и рядом, на общем с ними подиуме, но отдельно стоит стул – стул для Константина Степановича. Ситуация в целом передает ощущение бесед Мельникова с гостями Дома в его мастерской, зачастую со студентами архитектурных вузов и искусствоведческих кафедр. Позднее традицию этих бесед продолжил сын зодчего художник Виктор Константинович. Среди нас еще достаточное число участников таких бесед, которые могут помочь возродить и развить эту традицию, перенеся ее из мастерской в город. На края скамей рядом со стулом наброшена карта Москвы с объектами, над которыми работал в свое время К.С. Мельников.
Музей «Дом Мельникова». Проект, 2013
© Четвертое измерение

пресса:

Музей «Дом Мельникова». Проект, 2013
© Четвертое измерение

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Кузнецов
  • Степан Липгарт
  • Ростислав Цайзер
  • Василий Крапивин
  • Олег Мединский
  • Владимир Тихонов
  • Виталий Лутц
  • Александр Котенков
  • Евгений Зеленов
  • Александр Самарин
  • Юрий Виссарионов
  • Дмитрий Климов
  • Игорь Членов
  • Андрей Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Скуратов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Алексей Орлов
  • Андрей Михайлов
  • Юлия Тряскина
  • Анна Иванова
  • Сергей Никешкин
  • Михаил Давыдов
  • Антон Надточий
  • Михаил Канунников
  • Владимир Плоткин
  • Наталья Сидорова
  • Зураб Басария
  • Сергей Орешкин
  • Александр Скокан
  • Павел Андреев
  • Левон Айрапетов
  • Энди Сноу
  • Вера Бутко
  • Александр Асадов
  • Валерий Лукомский
  • Николай Кикава
  • Константин Таранов
  • Наталия Шилова
  • Сергей Чобан
  • Константин Ходнев
  • Евгений Подгорнов
  • Татьяна Гук
  • Григорий Мустафин
  • Станислав Белых
  • Антон Яр-Скрябин
  • Игорь Шварцман
  • Всеволод Медведев
  • Илья Уткин
  • Никита Явейн
  • Илья Машков
  • Марина Егорова
  • Владислав Андреев
  • Дмитрий Буш
  • Алексей Полищук
  • Раис Баишев
  • Иван Кожин
  • Анатолий Столярчук
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Чуйков
  • Антон Лукомский
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Григориос Гавалидис
  • Екатерина Кузнецова
  • Полина Воеводина
  • Роман Леонидов
  • Роман Грибанов
  • Егор Донцов
  • Андрей Романов
  • Владимир Ковалёв
  • Анастасия Абашева
  • Дмитрий Сухов
  • Юлий Борисов
  • Сергей Труханов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Валерия Преображенская

Проект из каталога (случайный выбор)

Комплекс зданий «Малый Ахун»
Алексей Гинзбург, 2011 – 2012
Комплекс зданий «Малый Ахун»

Постройки и проекты (новые записи):

  • Ресторан высокой морской кухни «Barca»
  • Музей Фабрики-кухни. Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре
  • Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
  • Офис трансконтинентальной компании
  • Благоустройство сквера «Стерео» в Сочи
  • Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа
  • Комплекс апартаментов Carre Blanc
  • Каждый атом важен!
  • ЖК Большая Семерка

Новости российской архитектуры:

Золотая коронка
20.11.2024

Золотая коронка

Андрей Чуйков
Гибкость и интеграция
18.11.2024

Гибкость и интеграция

Елена Струговец

Технологии:

21.11.2024

«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду

Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
Новые горизонты
19.11.2024

​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям

Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024

Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре

Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
11.11.2024

​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»

В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
КНАУФ ГИПС
07.11.2024

​За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС

Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи