Музей «Дом Мельникова»
информация:
-
статус
проект -
даты
2013 -
место
Москва
Кривоарбатский переулок -
координаты
55.748048, 37.589472 -
функция
Культурный / Музей -
общая площадь
297 м2
Всеволод Медведев
Vsevolod Medvedev / РоссияЗураб Басария
Zurab Bassaria / РоссияМихаил Канунников
Mikhail Kanunnikov / РоссияОлег Мединский
Oleg Medinsky / РоссияЧетвертое измерение
4izmerenie / Россияпартнеры, заказчики, смежники
Ю. П. Волчок
описание:
Цель
Создать благоприятные условия для изучения (специалистами) и знакомства (большинства посетителей) с собственным Домом архитектора К.С. Мельникова при безоговорочном условии: максимально содействовать сохранности Дома в его первозданном (подлинном) состоянии как несомненной историко-культурной Ценности.
Правила и самоограничения, определившие содержание
Объект музейной экспозиции – собственный Дом архитектора К.С. Мельникова.
Зритель повседневно имеет возможность познакомиться только с внешним обликом Дома. Доступ в интерьеры Дома ограничен. Специалисты-исследователи и организованные группы экскурсантов (по 7-10 человек) попадают в Дом по предварительной записи-договоренности с сотрудниками Музея.
Наряду с необходимой реставрацией и ремонтом Дома осуществляются технические мероприятия, окончательно изолирующие участок и Дом от нагрузок, связанных с недопустимо близким от территории Дома новым строительством. Приводится в порядок гидрология участка, понижается уровень грунтовых вод.
Ландшафт на территории участка приобретает облик, приближающийся к своему первоначальному состоянию – на время первых лет жизни в Доме.
Повседневно интерьеры Дома показываются зрителю вне его стен при помощи интерактивных технологий и на макете разреза Дома, представленном на участке.
Вспомогательные (обсуживающие) помещения Дома-музея располагаются в квартире на первом этаже многоквартирного дома №12, примыкающего к участку Дома Мельникова.
Сценарный план организации пространства Дома – Музея
Исторически сложилось так, что окружение Дома Мельникова, к сожалению, противостоит предъявлению его масштаба и значения в истории мировой культуры. Отсюда вполне закономерно Дом «отгораживается» от нашей современности, активно формируя вокруг себя ощущение времени своего появления и счастливой, творчески насыщенной жизни семьи архитектора в собственном доме.
Предпроектное предложение как своеобразная «машина времени» создает условия для полноценного, интеллектуального и эмоционально емкого общения с Домом каждому из приходящих к нему.
Устройство музейного пространства: Дом – улица – город
Для предотвращения внешнего воздействия на Дом и проникновения грунтовых вод по периметру проводятся необходимые технические мероприятия.
Над землей с трех сторон по границам участка ставим высокую стену практически в высоту Дома. Стена возводится из естественного камня – полированного гранита темного, желательно графитового тона. Природный камень передает ощущение естественности, закономерной обусловленности создания Дома-музея. Темный, практически черный, глубокий цвет стен подчеркивает светлую окраску Дома, делает его в многочисленных отражениях в полированной стене – «зеркале» графичнее, выше, крупнее.
Вдоль стены по периметру создается стеклянная обходная галерея, «позволяющая» двигаться по ней друг за другом, что в данном случае можно рассматривать как достоинство «вынужденного» композиционного решения. Каждый зритель, пришедший к Дому (одни – познакомиться, другие – в очередной раз поклониться ему), получает право общаться с Домом наедине, выстраивая свой личный диалог с ним, его автором, временем создания Дома.
Ощущение времени 1920-30-х годов создается с помощью проекции на огораживающую Дом стену – вдоль одной (длинной) стены со стороны входа в галерею – видов городской арбатской застройки того периода. На фоне темной полированной стены зритель сможет увидеть также свое отражение, равно как и идущих вдоль галереи до и после него людей. Этот прием позволяет добиться буквально физического «погружения» в прошлое – контекст того времени, которое предлагает нам Дом.
С торцевой стороны Дома, двигаясь по галерее, посетитель сможет познакомиться (в отражениях на стене) с «картинами» строительства Дома. Отразившись в стене, зритель и сам «окажется на стройке», как бы общаясь с участниками строительства и автором Дома. Стесненность в галерее только подчеркнет «близость общения» зрителя с судьбой Дома.
В нише, появляющейся в правом дальнем углу участка (благодаря его геометрии) планируется поставить макет Дома в разрезе, на котором становится очевидно понятным внутреннее устройство Дома, его планировка и композиционные тонкости. Здесь же на экранах мониторов демонстрируются чертежи Дома и фотографии его интерьеров (как реальные, документальные, так и художественные, в частности, работы фотохудожника И.А. Пальмина). В прозрачное стекло галереи «впаяны» информационные экраны, позволяющие получить дополнительные сведения о Доме, архитекторе, Арбате.
По второй продольной стене галереи предлагается разместить (опять – в отражениях) проектные чертежи К.С. Мельникова для Арбатской площади. Благодаря предлагаемому сценарию движения вдоль галереи зритель переживает погружение в город периода «арбатской цивилизации» (Г.С. Кнабе), ощущает себя со-участником строительства Дома.
Создание обходной галереи и благоустройство участка может опережать реставрацию Дома или совмещаться с ней по времени. Совсем неплохо, если зритель увидит процесс реставрации и ощутит себя, пусть и ненадолго, ее участником. Просветительская, воспитательная роль Дома-Музея благодаря этому только возрастет.
Вход в галерею и выход из нее размещаются в плоскости стеклянной преграды, возведенной на уровне красной линии застройки – на месте нынешнего забора, который в настоящее время перекрывает вид на Дом со стороны улицы. Движение посетителей по галерее организовано в одном направлении (по часовой стрелке). Вход в галерею возможен как с улицы, так и из музейного помещения, расположенного в примыкающем к Дому здании.
Участок улицы (переулка) перед Домом-Музеем поднят над уровнем проезжей части до высоты тротуаров, выделен белым цветом и ограничен с обеих сторон «лежачим полицейским». Таким образом, перед Домом «лежит подрамник», на котором реализуется творчество архитектора. Автомобили в соответствии с правилами и знаками дорожного движения будут тормозить перед «подрамником». Сбрасывая скорость, они оказывают знаки внимания творению великого архитектора. В торжественные для Дома дни движение транспорта по переулку может на некоторое время перекрываться. «Подрамник» становится городской площадью.
Зрители вряд ли захотят сразу расходиться после посещения Дома-Музея. На противоположной стороне переулка организовано пространство для общения и бесед. Поставлены две длинные скамьи и рядом, на общем с ними подиуме, но отдельно стоит стул – стул для Константина Степановича. Ситуация в целом передает ощущение бесед Мельникова с гостями Дома в его мастерской, зачастую со студентами архитектурных вузов и искусствоведческих кафедр. Позднее традицию этих бесед продолжил сын зодчего художник Виктор Константинович. Среди нас еще достаточное число участников таких бесед, которые могут помочь возродить и развить эту традицию, перенеся ее из мастерской в город. На края скамей рядом со стулом наброшена карта Москвы с объектами, над которыми работал в свое время К.С. Мельников.
Создать благоприятные условия для изучения (специалистами) и знакомства (большинства посетителей) с собственным Домом архитектора К.С. Мельникова при безоговорочном условии: максимально содействовать сохранности Дома в его первозданном (подлинном) состоянии как несомненной историко-культурной Ценности.
Правила и самоограничения, определившие содержание
Объект музейной экспозиции – собственный Дом архитектора К.С. Мельникова.
Зритель повседневно имеет возможность познакомиться только с внешним обликом Дома. Доступ в интерьеры Дома ограничен. Специалисты-исследователи и организованные группы экскурсантов (по 7-10 человек) попадают в Дом по предварительной записи-договоренности с сотрудниками Музея.
Наряду с необходимой реставрацией и ремонтом Дома осуществляются технические мероприятия, окончательно изолирующие участок и Дом от нагрузок, связанных с недопустимо близким от территории Дома новым строительством. Приводится в порядок гидрология участка, понижается уровень грунтовых вод.
Ландшафт на территории участка приобретает облик, приближающийся к своему первоначальному состоянию – на время первых лет жизни в Доме.
Повседневно интерьеры Дома показываются зрителю вне его стен при помощи интерактивных технологий и на макете разреза Дома, представленном на участке.
Вспомогательные (обсуживающие) помещения Дома-музея располагаются в квартире на первом этаже многоквартирного дома №12, примыкающего к участку Дома Мельникова.
Сценарный план организации пространства Дома – Музея
Исторически сложилось так, что окружение Дома Мельникова, к сожалению, противостоит предъявлению его масштаба и значения в истории мировой культуры. Отсюда вполне закономерно Дом «отгораживается» от нашей современности, активно формируя вокруг себя ощущение времени своего появления и счастливой, творчески насыщенной жизни семьи архитектора в собственном доме.
Предпроектное предложение как своеобразная «машина времени» создает условия для полноценного, интеллектуального и эмоционально емкого общения с Домом каждому из приходящих к нему.
Устройство музейного пространства: Дом – улица – город
Для предотвращения внешнего воздействия на Дом и проникновения грунтовых вод по периметру проводятся необходимые технические мероприятия.
Над землей с трех сторон по границам участка ставим высокую стену практически в высоту Дома. Стена возводится из естественного камня – полированного гранита темного, желательно графитового тона. Природный камень передает ощущение естественности, закономерной обусловленности создания Дома-музея. Темный, практически черный, глубокий цвет стен подчеркивает светлую окраску Дома, делает его в многочисленных отражениях в полированной стене – «зеркале» графичнее, выше, крупнее.
Вдоль стены по периметру создается стеклянная обходная галерея, «позволяющая» двигаться по ней друг за другом, что в данном случае можно рассматривать как достоинство «вынужденного» композиционного решения. Каждый зритель, пришедший к Дому (одни – познакомиться, другие – в очередной раз поклониться ему), получает право общаться с Домом наедине, выстраивая свой личный диалог с ним, его автором, временем создания Дома.
Ощущение времени 1920-30-х годов создается с помощью проекции на огораживающую Дом стену – вдоль одной (длинной) стены со стороны входа в галерею – видов городской арбатской застройки того периода. На фоне темной полированной стены зритель сможет увидеть также свое отражение, равно как и идущих вдоль галереи до и после него людей. Этот прием позволяет добиться буквально физического «погружения» в прошлое – контекст того времени, которое предлагает нам Дом.
С торцевой стороны Дома, двигаясь по галерее, посетитель сможет познакомиться (в отражениях на стене) с «картинами» строительства Дома. Отразившись в стене, зритель и сам «окажется на стройке», как бы общаясь с участниками строительства и автором Дома. Стесненность в галерее только подчеркнет «близость общения» зрителя с судьбой Дома.
В нише, появляющейся в правом дальнем углу участка (благодаря его геометрии) планируется поставить макет Дома в разрезе, на котором становится очевидно понятным внутреннее устройство Дома, его планировка и композиционные тонкости. Здесь же на экранах мониторов демонстрируются чертежи Дома и фотографии его интерьеров (как реальные, документальные, так и художественные, в частности, работы фотохудожника И.А. Пальмина). В прозрачное стекло галереи «впаяны» информационные экраны, позволяющие получить дополнительные сведения о Доме, архитекторе, Арбате.
По второй продольной стене галереи предлагается разместить (опять – в отражениях) проектные чертежи К.С. Мельникова для Арбатской площади. Благодаря предлагаемому сценарию движения вдоль галереи зритель переживает погружение в город периода «арбатской цивилизации» (Г.С. Кнабе), ощущает себя со-участником строительства Дома.
Создание обходной галереи и благоустройство участка может опережать реставрацию Дома или совмещаться с ней по времени. Совсем неплохо, если зритель увидит процесс реставрации и ощутит себя, пусть и ненадолго, ее участником. Просветительская, воспитательная роль Дома-Музея благодаря этому только возрастет.
Вход в галерею и выход из нее размещаются в плоскости стеклянной преграды, возведенной на уровне красной линии застройки – на месте нынешнего забора, который в настоящее время перекрывает вид на Дом со стороны улицы. Движение посетителей по галерее организовано в одном направлении (по часовой стрелке). Вход в галерею возможен как с улицы, так и из музейного помещения, расположенного в примыкающем к Дому здании.
Участок улицы (переулка) перед Домом-Музеем поднят над уровнем проезжей части до высоты тротуаров, выделен белым цветом и ограничен с обеих сторон «лежачим полицейским». Таким образом, перед Домом «лежит подрамник», на котором реализуется творчество архитектора. Автомобили в соответствии с правилами и знаками дорожного движения будут тормозить перед «подрамником». Сбрасывая скорость, они оказывают знаки внимания творению великого архитектора. В торжественные для Дома дни движение транспорта по переулку может на некоторое время перекрываться. «Подрамник» становится городской площадью.
Зрители вряд ли захотят сразу расходиться после посещения Дома-Музея. На противоположной стороне переулка организовано пространство для общения и бесед. Поставлены две длинные скамьи и рядом, на общем с ними подиуме, но отдельно стоит стул – стул для Константина Степановича. Ситуация в целом передает ощущение бесед Мельникова с гостями Дома в его мастерской, зачастую со студентами архитектурных вузов и искусствоведческих кафедр. Позднее традицию этих бесед продолжил сын зодчего художник Виктор Константинович. Среди нас еще достаточное число участников таких бесед, которые могут помочь возродить и развить эту традицию, перенеся ее из мастерской в город. На края скамей рядом со стулом наброшена карта Москвы с объектами, над которыми работал в свое время К.С. Мельников.
пресса:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Александр Бровкин, Николай Макаров, Полина Воеводина, Сергей Труханов, 2016 – 2016
Концепция благоустройства прилегающей территории к станции метро «Парк Победы»
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
23.04.2024
Преображение Анны
23.04.2024
Парадокс временного
22.04.2024
Крепость у реки
22.04.2024
Форум времени
Алексей ОрловТехнологии:
23.04.2024
Riverclack
Парк «Притяжение»: инновационные кровельные и фасадные решения на новых объектах в портфолио Riverclack
Riverclack
18.04.2024
Элит Фасад/Elit Fasad
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.Элит Фасад/Elit Fasad
18.04.2024
Dulux
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.Dulux
09.04.2024
KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
08.04.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Вся правда о клинкерном кирпиче
На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.АО «Фирма «КИРИЛЛ»