Музей «Дом Мельникова». Проект, 2013 © Четвертое измерение
Музей «Дом Мельникова». Проект, 2013 © Четвертое измерение открыть большое изображение

Музей «Дом Мельникова»

информация:

Всеволод Медведев

Всеволод Медведев /

Vsevolod Medvedev / Россия
Михаил Канунников

Михаил Канунников /

Mikhail Kanunnikov / Россия
Олег Мединский

Олег Мединский /

Oleg Medinsky / Россия
Зураб Басария

Зураб Басария /

Zurab Bassaria / Россия
Четвертое измерение

Четвертое измерение /

4izmerenie / Россия

Музей «Дом Мельникова». Проект, 2013 © Четвертое измерение
Музей «Дом Мельникова». Проект, 2013 © Четвертое измерение открыть большое изображение

описание:

Цель
Создать благоприятные условия для изучения (специалистами) и знакомства (большинства посетителей) с собственным Домом архитектора К.С. Мельникова при безоговорочном условии: максимально содействовать сохранности Дома в его первозданном (подлинном) состоянии как несомненной историко-культурной Ценности.

Правила и самоограничения, определившие содержание
Объект музейной экспозиции – собственный Дом архитектора К.С. Мельникова.
Зритель повседневно имеет возможность познакомиться только с внешним обликом Дома. Доступ в интерьеры Дома ограничен. Специалисты-исследователи и организованные группы экскурсантов (по 7-10 человек) попадают в Дом по предварительной записи-договоренности с сотрудниками Музея.

Наряду с необходимой реставрацией и ремонтом Дома осуществляются технические мероприятия, окончательно изолирующие участок и Дом от нагрузок, связанных с недопустимо близким от территории Дома новым строительством. Приводится в порядок гидрология участка, понижается уровень грунтовых вод.

Ландшафт на территории участка приобретает облик, приближающийся к своему первоначальному состоянию – на время первых лет жизни в Доме.

Повседневно интерьеры Дома показываются зрителю вне его стен при помощи интерактивных технологий и на макете разреза Дома, представленном на участке.
Вспомогательные (обсуживающие) помещения Дома-музея располагаются в квартире на первом этаже многоквартирного дома №12, примыкающего к участку Дома Мельникова.

Сценарный план организации пространства Дома – Музея
Исторически сложилось так, что окружение Дома Мельникова, к сожалению, противостоит предъявлению его масштаба и значения в истории мировой культуры. Отсюда вполне закономерно Дом «отгораживается» от нашей современности, активно формируя вокруг себя ощущение времени своего появления и счастливой, творчески насыщенной жизни семьи архитектора в собственном доме.

Предпроектное предложение как своеобразная «машина времени» создает условия для полноценного, интеллектуального и эмоционально емкого общения с Домом каждому из приходящих к нему.

Устройство музейного пространства: Дом – улица – город
Для предотвращения внешнего воздействия на Дом и проникновения грунтовых вод по периметру проводятся необходимые технические мероприятия.

Над землей с трех сторон по границам участка ставим высокую стену практически в высоту Дома. Стена возводится из естественного камня – полированного гранита темного, желательно графитового тона. Природный камень передает ощущение естественности, закономерной обусловленности создания Дома-музея. Темный, практически черный, глубокий цвет стен подчеркивает светлую окраску Дома, делает его в многочисленных отражениях в полированной стене – «зеркале» графичнее, выше, крупнее.

Вдоль стены по периметру создается стеклянная обходная галерея, «позволяющая» двигаться по ней друг за другом, что в данном случае можно рассматривать как достоинство «вынужденного» композиционного решения. Каждый зритель, пришедший к Дому (одни – познакомиться, другие – в очередной раз поклониться ему), получает право общаться с Домом наедине, выстраивая свой личный диалог с ним, его автором, временем создания Дома.

Ощущение времени 1920-30-х годов создается с помощью проекции на огораживающую Дом стену – вдоль одной (длинной) стены со стороны входа в галерею – видов городской арбатской застройки того периода. На фоне темной полированной стены зритель сможет увидеть также свое отражение, равно как и идущих вдоль галереи до и после него людей. Этот прием позволяет добиться буквально физического «погружения» в прошлое – контекст того времени, которое предлагает нам Дом.

С торцевой стороны Дома, двигаясь по галерее, посетитель сможет познакомиться (в отражениях на стене) с «картинами» строительства Дома. Отразившись в стене, зритель и сам «окажется на стройке», как бы общаясь с участниками строительства и автором Дома. Стесненность в галерее только подчеркнет «близость общения» зрителя с судьбой Дома.

В нише, появляющейся в правом дальнем углу участка (благодаря его геометрии) планируется поставить макет Дома в разрезе, на котором становится очевидно понятным внутреннее устройство Дома, его планировка и композиционные тонкости. Здесь же на экранах мониторов демонстрируются чертежи Дома и фотографии его интерьеров (как реальные, документальные, так и художественные, в частности, работы фотохудожника И.А. Пальмина). В прозрачное стекло галереи «впаяны» информационные экраны, позволяющие получить дополнительные сведения о Доме, архитекторе, Арбате.
По второй продольной стене галереи предлагается разместить (опять – в отражениях) проектные чертежи К.С. Мельникова для Арбатской площади. Благодаря предлагаемому сценарию движения вдоль галереи зритель переживает погружение в город периода «арбатской цивилизации» (Г.С. Кнабе), ощущает себя со-участником строительства Дома.
Создание обходной галереи и благоустройство участка может опережать реставрацию Дома или совмещаться с ней по времени. Совсем неплохо, если зритель увидит процесс реставрации и ощутит себя, пусть и ненадолго, ее участником. Просветительская, воспитательная роль Дома-Музея благодаря этому только возрастет.

Вход в галерею и выход из нее размещаются в плоскости стеклянной преграды, возведенной на уровне красной линии застройки – на месте нынешнего забора, который в настоящее время перекрывает вид на Дом со стороны улицы. Движение посетителей по галерее организовано в одном направлении (по часовой стрелке). Вход в галерею возможен как с улицы, так и из музейного помещения, расположенного в примыкающем к Дому здании.

Участок улицы (переулка) перед Домом-Музеем поднят над уровнем проезжей части до высоты тротуаров, выделен белым цветом и ограничен с обеих сторон «лежачим полицейским». Таким образом, перед Домом «лежит подрамник», на котором реализуется творчество архитектора. Автомобили в соответствии с правилами и знаками дорожного движения будут тормозить перед «подрамником». Сбрасывая скорость, они оказывают знаки внимания творению великого архитектора. В торжественные для Дома дни движение транспорта по переулку может на некоторое время перекрываться. «Подрамник» становится городской площадью.

Зрители вряд ли захотят сразу расходиться после посещения Дома-Музея. На противоположной стороне переулка организовано пространство для общения и бесед. Поставлены две длинные скамьи и рядом, на общем с ними подиуме, но отдельно стоит стул – стул для Константина Степановича. Ситуация в целом передает ощущение бесед Мельникова с гостями Дома в его мастерской, зачастую со студентами архитектурных вузов и искусствоведческих кафедр. Позднее традицию этих бесед продолжил сын зодчего художник Виктор Константинович. Среди нас еще достаточное число участников таких бесед, которые могут помочь возродить и развить эту традицию, перенеся ее из мастерской в город. На края скамей рядом со стулом наброшена карта Москвы с объектами, над которыми работал в свое время К.С. Мельников.

Всеволод Медведев,

другие постройки:
  • Станция «Хорошевская», Москва
  • Загородный жилой дом P-House,
  • «Ильинские поляны». Концепция застройки сельского поселения Ильинское,
  • Концепция гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside, Москва
  • Концепция обновления общественных пространств в Туле, Тула
  • Студенческий проект на тему «Жилой дом», Видное
  • Концепция развития набережной Тараса Шевченко. Конкурсный проект, Москва
  • Музей Гуггенхайма в Хельсинки (конкурсный проект), Хельсинки
  • Проект жилого квартала на ул. Красноказарменная «Аннегофская роща», Москва

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Станислав Белых
  • Валерий Лукомский
  • Даниил Лоренц
  • Константин Ходнев
  • Наталья Сидорова
  • Левон Айрапетов
  • Игорь Шварцман
  • Александр Попов
  • Карен Сапричян
  • Иван Рубежанский
  • Владимир Ковалёв
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Мединский
  • Иван Кожин
  • Сергей Кузнецов
  • Юрий Сафронов
  • Зураб Басария
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Романов
  • Владимир Плоткин
  • Олег Карлсон
  • Олег Шапиро
  • Павел Андреев
  • Владимир Биндеман
  • Антон Надточий
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Рустам Керимов
  • Никита Токарев
  • Наталия Зайченко
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Антон Бондаренко
  • Юлия Тряскина
  • Антон Барклянский
  • Андрей Асадов
  • Александр Бровкин
  • Полина Воеводина
  • Илья Машков
  • Андрей Гнездилов
  • Роман Леонидов
  • Михаил Канунников
  • Николай Миловидов
  • Александр Скокан
  • Антон Лукомский
  • Дмитрий Ликин
  • Никита Бирюков
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Орешкин
  • Наталия Шилова
  • Сергей Труханов
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Грень
  • Всеволод Медведев
  • Александра Кузьмина
  • Никита Явейн
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Яр-Скрябин
  • Василий Крапивин
  • Валерия Преображенская
  • Тотан Кузембаев
  • Марк Сафронов
  • Сергей Чобан

Проект из каталога (случайный выбор)

Офисное здание на улице Щепкина, вл.61/2
Александр Скокан, Валерий Каняшин, 2006 – 2010
Офисное здание на улице Щепкина, вл.61/2

Постройки и проекты (новые записи):

  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»
  • Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
  • Архитектурная концепция жилых зданий 18-20G многофункционального комплекса «Красный Октябрь»
  • Многофункциональный жилой и деловой комплекс на месте фабрики «Красный Октябрь»
  • Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной / варианты 2016

Новости российской архитектуры:

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
23.11.2018

130-летняя история

Архитектурные обмеры и моделирование здания венгерского государственного оперного театра.
GRAPHISOFT
другие статьи