Жилой дом в Зубовском проезде

/ Residential building in Zubovsky lane

информация:

  • статус
    реализация
  • даты
    1997 / 2000
  • место
    Россия, Москва
    ЦАО
    Зубовский проезд, владение 1
  • функция
    Жилой / многоквартирный дом
  • общая площадь
    5927 м2
  • строительный объем
    18100 м3
Сергей Киселев

Сергей Киселев /

Sergey Kisselev / Россия
Сергей Скуратов

Сергей Скуратов /

Sergey Skuratov / Россия
АМ Сергей Киселев и Партнеры

АМ Сергей Киселев и Партнеры /

Sergey Kisselev & Partners / Россия
Сергей Скуратов ARCHITECTS

Сергей Скуратов ARCHITECTS /

Sergey Skuratov architects / Россия
авторский коллектив
Архитекторы: Сергей Скуратов, Михаил Чирков
При участии: Сергея Киселёва, Евгения Анваера, Ольги Марченко, Натальи Хайкиной, Галины Харитоновой, Тамары Барсуковой
Инженеры: Игорь Шварцман, Игорь Каникаев, Александр Новиков

партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: РИА «Новости»

награды:

    Лауреат смотра Московской архитектуры 2002г за лучшее построенное здание
    Лауреат конкурса на лучшее здание в исторической среде в г. Москве 2001г.

описание:

Основной социальной идеей при проектировании жилого дома на Зубовском проезде было смягчение контраста, который возник в этом участке города в результате планомерного вымачивания исторической застройки и строительства в глубине переулка 12-ти этажной кирпичной башни, которая хорошо просматривалась с Садового кольца и диссонировала с особняком «дворцового ведомства» – памятником архитектуры XIX века. Одинокое существование этого здания усиливала и известная постройка 60-х годов архитектора Стампо, расположенная слева от него по Садовому кольцу.

Портик, запроектированный на северном фасаде жилого дома, – стилистическая жертва, элемент композиции, заимствованный из классики, дань уважения памятнику архитектуры, попытка его поддержки, своеобразный диалог через века.

Созидание неклассического ансамбля, построенного на диалоге, а не на монологе частей, разнесенных во времени, причем с явным предпочтением и уважением к «старшему», стало основной, сложной и увлекательной задачей, которую пытались решить авторы.

Поскольку признаки «духа места» или контекстуальности являются для нас определяющими, именно они стали основой формирования композиции здания.

Факторами, которые закрепили конкретные объемные параметры дома были:
- отвод участка под застройку;
- существующие здания и подземные сооружения;
- рисунок и характер существующей застройки и снесенных строений;
- размер и форма окружающих домов;
- их стиль, жанр и характер;
- существующие композиционные взаимоотношения и визуальные связи застройки;
- градостроительная миссия постройки;
- ее историческая идентифицированность.

Не менее важным, если не определяющим моментом было наличие на участке застройки двух хорошо сохранившихся дубов XIX века, памятников природы, стоящих на охране и связанных, по преданию, в именем А.С. Пушкина. Безопасное для их жизнедеятельности расстояние (7 м от ствола каждого) и определило размеры здания по фронту Зубовского проезда.

Оба дерева участвуют в средовой композиции. Первое, ближнее к Садовому кольцу, «авансирует» здание, прикрывает его нижнюю глухую часть. Хочется отметить, что этот прием сознательно выбран для выделения достоинств дерева, его размеров и формы. Горизонтальный рисунок отделки стены сознательно усиливает контраст, подчеркивает монументальность природного исполина.

Второе, дальнее от Садового кольца, – в центре композиции, построенной на смещении двух корпусов, флигелей здания. На него отрываются большие витражи и окна. Дуб становится своеобразной частью интерьера квартир жилого дома.

Решение проблемы изменения размера визуального восприятия объема здания, его вторичности, подчиненности в ситуации привело к появлению двухчастной композиции. Комплекс состоит из двух домов-флигелей, смещенных друг по отношению к другу вдоль улицы и незаметно соединенных вместе.

Мы видим с Садового кольца два близко стоящих дома с разными характеристиками, которые при ближайшем рассмотрении становятся общими. При движении по Зубовскому проезду воспринимается основной, главный парадный флигель, подчеркнуто стройный, с «высоко поднятой головой».

Его главный, северный фасад развернут вдоль Зубовского проезда в сторону Садового кольца. Глухой, до 5-го этажа ризалит завершается 5-тиколонным «портиком» (6-тиколонный – классический на соседнем особняке XIX века). Эта классическая и в то же время остросовеменая трактовка темы является визуальной карточкой дома, знаком, основой его художественного образа.

Восточный фасад главного флигеля, расположенный вдоль Зубовского проезда, нарочито прост и однороден, он рассчитан на скользящее восприятие. Стеклянный, утопленный по отношению к плоскости фасада, 6-ой этаж практически не участвует в композиции. Лишь с дальних точек мы воспринимает объем здания в целом.

Вертикальная, на 4 этажа, ниша на восточном фасаде определяет зону входа, визуально расчленяет объем дома на две асимметричные части, создает ритм движения, формирует членения, сомасштабные ритму и метру окружающей застройки.

Южный фасад, в отличие от северного, максимально открытый и демократичный. В нем много стекла и глубины, рассчитанной на игру света и тени. Ветви дуба почти проникают внутрь лоджий.

Ритмичный, ярко выраженный горизонтальный рисунок отделки фасада камнем, призван уменьшить, смягчить вертикальный размер дома.

Флигель, расположенный внутри территории, более спокойный, внешне почти рядовой, традиционный. Но и в нем разыгрывается сложная композиционная интрига.

Асимметричность (из-за скатной кровли) казалось бы должного быть симметричным северного фасада продиктована внутренней силой, стремлением к отделению, на контрасте к симметричному фасаду главного входа. Помимо асимметрии этот фасад наделен ярко выраженной динамикой форм. Открытость этого фасада продиктована ориентированностью его в сад особняка «Дворцового ведомства».

Южный фасад, в отличие от северного, – на четыре этажа закрытый, слегка выпуклый. Его гранитно-металлическая стена «как бы» защищает дом от рядом стоящей 12-тиэтажной кирпичной башни, с своеобразно компенсирует «сжатость» южного фасада главного флигеля. Этот элемент, пожалуй, единственный признак внутреннего характера, больше говорящий о закрытости, скрытости, деликатности, чем об агрессии. И единственное место, где авторы позволили себе оставить стилистический автограф.

Неправильно, да и невозможно мотивировать все в архитектуре этого здания. Нюансы и тонкости являются продолжением профессионального метода, подчерка, философии, и, наконец, личности авторов дома. Его индивидуальность есть попытка соединения в единое целое «духа места», «духа времени» и «духа личности».

пресса:

Сергей Киселев,

другие постройки:
  • Реконструкция кинотеатра «София», Москва
  • Pallau RB: Административно-деловой центр, 1-й км Рублево-Успенского шоссе,
  • Деловой центр на Новорязанской улице (на территории завод «Мосавтотех»), Москва
  • Деловой центр «Вивальди-плаза», Москва
  • Конкурсный проект жилого комплекса в г. Мытищи, Москва
  • Клиника естественного оздоровления на 100 мест (предпроектное предложение), Краснодар
  • Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае, Краснодар
  • Fingerscape. Конкурсный проект, Юрмала
  • Деловой центр «Кронштадтский», Москва

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Дмитрий Ликин
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Романов
  • Никита Токарев
  • Станислав Белых
  • Олег Карлсон
  • Анатолий Столярчук
  • Карен Сапричян
  • Александр Порошкин
  • Михаил Канунников
  • Всеволод Медведев
  • Евгений Герасимов
  • Валерия Преображенская
  • Евгений Подгорнов
  • Константин Ходнев
  • Кристина Павлова
  • Андрей Асадов
  • Василий Крапивин
  • Наталия Зайченко
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Порошкина
  • Павел Андреев
  • Александр Бровкин
  • Даниил Лоренц
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владимир Ковалёв
  • Владимир Плоткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Илья Уткин
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Скуратов
  • Полина Воеводина
  • Андрей Гнездилов
  • Валерий Лукомский
  • Зураб Басария
  • Вероника Дубовик
  • Никита Явейн
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Васильев
  • Юлий Борисов
  • Иван Кожин
  • Юлия Тряскина
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Скокан
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Машков
  • Наталия Шилова
  • Сергей Чобан
  • Катерина Грень
  • Олег Мединский
  • Александр Попов
  • Антон Лукомский
  • Вера Бутко
  • Олег Шапиро
  • Дмитрий Реутт
  • Сергей Кузнецов
  • Николай Миловидов
  • Александр Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Арсений Леонович
  • Наталья Сидорова
  • Антон Надточий
  • Иван Рубежанский
  • Сергей Труханов

Проект из каталога (случайный выбор)

Офисное здание энергетической компании
Всеволод Медведев, Олег Мединский, Михаил Канунников, Зураб Басария, 2003
Офисное здание энергетической компании

Постройки и проекты (новые записи):

  • Особняк Данилова
  • Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
  • Жилой комплекс «Счастье на Серпуховке»
  • Торговый центр Brosko Mall
  • Павильон в Днепропетровской области
  • Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
  • Общественное пространство «Презервация тишины»
  • Дворец единоборств в Лужниках
  • Проект благоустройства Павелецкой площади и строительства под ней торгового центра с паркингом

Новости российской архитектуры:

Архсовет Москвы – 62
16.08.2019

Архсовет Москвы – 62

Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов
Пространство взаимодействия
14.08.2019

Пространство взаимодействия

Сергей Чобан, Владимир Плоткин, Сергей Кузнецов
Не такой, как все
13.08.2019

Не такой, как все

Роман Леонидов, Павел Сороковов

Технологии:

14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
02.08.2019

Живой дизайн для фасадов

Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.
RHEINZINK
01.08.2019

Baumit Klima: чистый воздух в вашем доме

Продукты линейки Baumit Klima на натуральной известковой основе очищают воздух в помещении, не содержат вредных примесей и поддерживают влажность на оптимальном уровне.
Baumit
другие статьи