RSS
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна

Реконструкция библиотеки им. Гладиной

информация:

Степан Бугаев
Россия

авторский коллектив

Автор дизайн-проекта: Анастасия Юхневич
Арт-директор проекта: Степан Бугаев
Авторский надзор: Анастасия Юхневич и Степан Бугаев
Визуализация: Александр Бурушенков

партнеры, заказчики, смежники

Авторы проектной документации ген.проектировщик, кап. ремонт: СОЮЗ-ПРОЕКТ

Заказик: сложилось ощущение, будто организовался своего рода художественный совет, в который вошли губернатор области, руководство библиотеки, местная администрация и телеведущий Андрей Малахов. Команда студии «Точка дизайна» умеет работать с такими многоплановыми группами, которые формируют единый образ заказчика, и учитывать интересы всех.

награды:

    Победитель в народном голосовании на G8
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна

Архи.ру об этом объекте:

22.01.2024

Хибинская сокровищница

Модернистское здание библиотеки в Апатитах после реконструкции превратилось в серьезный культурный центр: внутри экспонируется современное искусство, проходят концерты и мастер-классы. Один из участников проекта – телеведущий и коллекционер Андрей Малахов. Интерьерную концепцию разработала студия «Точка дизайна».

Описание предоставлено авторами проекта Основатель студии Точка дизайна Степан Бугаев попал в Апатиты по приглашению телеведущего и коллекционера Андрея Малахова, который родился в этом городе и остается неравнодушным к его развитию. Одним из ярк...   читать дальше
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна

история проекта:

Арт -директор проекта Степан Бугаев рассказывает: «В августе 2020 года мы с ребятами из группировки ЗИП (титулованные краснодарские художники) отправились в Апатиты, чтобы познакомиться с городом и впоследствии предложить скульптуру в городском пространстве. Наша поездка была организована Андреем Малаховым – пожалуй, самым известным в стране апатитчанином. Большой шумной компанией мы гуляли по маленькому городу и радовались всему сохранившемуся из советских времен. Андрей привел нас в детскую библиотеку, где показал свой читательский билет. Здание поразило нас незабываемой архитектурой. Тогда же нас познакомили с замечательной девушкой Юлией Яковлевой – руководителем отдела по культуре и делам молодежи города Апатиты. Пообщавшись, мы выясняли, что библиотека носит имя ее бабушки – Ларисы Гладиной.
 
Ко всеобщему сожалению, мы заметили ухудшающееся состояние здания и после долго размышляли о будущем библиотеки. И буквально через месяц мне в руки попали достаточно ужасные рендеры будущего обновленного интерьера и экстерьера библиотеки, которые уже скоро собирались реализовать. Мне стало очень грустно от того, что такую красоту вот-вот хотели превратить в очередной «турецкий туалет». 
 
Параллельно мы с Андреем Малаховым обсуждали его планы поиска в городе пространства для будущего центра современного искусства. Я предложил временно сделать первую выставку на втором этаже библиотеки. Андрею понравилась идея. Тогда я взял на себя организацию выставки. Отобрать работы для выставки мы попросили куратора Архангельского регионального центра современного искусства «ARKA» Кристину Дрягину. 
 
Работая над выставкой, я показал Андрею имеющиеся на тот момент 3D – визуализации предполагаемой реконструкции библиотеки – это и была моя основная ставка и вследствие огромная поддержка. Картинки ужаснули Андрея. Я предложил все переделать. У меня и моей команды возник огромный вызов: у нас была пара недель, чтобы показать результат. Всю работу мы решили сделать бесплатно. Буквально за несколько дней у нас с дизайнером Анастасией Юхневич появилась модель библиотеки. Сложностей было много: здание «делили» между собой несколько ведомств – библиотека на первом этаже и ДК, который контролировал второй этаж с музейным пространством. Поговорив буквально с каждым, кто имел отношение к библиотеке, мы предложили концепцию будущего здания. Сначала у нас появились планировки и пара вариантов фасада. Интерьерные решения мы показали чуть позже, но и без них было понятно, что наши идеи заинтересовали всех. 
 
Тем временем Кристина отбирала работы из коллекции Андрея Малахова. Долго и кропотливо мы монтировали выставку, которую назвали «В холодном климате, с любовью». Наконец, выставка был готова. На открытии собрался московский и мурманский бомонд. Приехал губернатор Мурманской области. Библиотека уже совсем по – другому заиграла в разговорах.
 
Мы обратили внимание всех на реконструкцию. К тому времени у нас уже был ее проект, который я показал аппарату Губернатора и ему лично. Наш проект понравился, было решено делать реконструкцию именно по нему. Это была отличная новость для нас под конец года».

описание:

Описание проекта
Модернистская архитектура здания и богатая история локации вдохновили дизайнеров на сохранение советского наследия. Они сфокусировались на бережном восстановлении исходных архитектурных особенностей и материалов – песчаника, мрамора, паркета и «парящей» лестницы. При создании визуальной концепции проекта команда студии «Точка дизайна» вдохновлялась эстетикой советской эпохи. Например, необычными фасадами: из-за назначения здания в выполненных в форме флагштоков изгибах люди стали узнавать страницы открытой книги. Архитекторы дополнили их контурной подсветкой, благодаря которой мягкие линии смотрятся особенно интересно в течение полярной ночи. Работа над интерьером началась с обновления инженерных коммуникаций и вентиляции. Первоначальная планировка объекта была удачной, поэтому основные функциональные блоки остались на прежних местах. Изменения коснулись только хозяйственных помещений, которые соседствовали с лифтовой зоной: их пришлось уменьшить, чтобы сделать пространство более инклюзивным. Высокие окна наполнили залы естественным светом, а воссозданное историческое остекление придало сложную игру бликов и отсветов на полу и стенах. 

 

Зонирование и планировочные решения
На первом этаже, отведенном под библиотеку, разместились входная зона с холлом и гардеробной, большая читательская зона, зал отраслевой литературы и арт-гостиная, подходящая для мастер-классов и камерных встреч. Каждое помещение Анастасия Юхневич постаралась адаптировать под интересы людей разных возрастов, которые будут приходить сюда в будущем. Главной точкой притяжения посетителей стала зона взрослого и детского абонементов. Ее продуманное наполнение обеспечило многофункциональность пространства: на полукруглых диванах могут собираться участники книжного клуба, а в отделенной портьерами с градиентом части зала – играть дети. Для них установлена отдельная секция детских книг, закуплены бизиборды, мягкие пуфы и столы для рисования. Задорное настроение тут задают круглые ковры, мягкие фактуры и цветные подушки на низких подоконниках для чтения. В помещении напротив, наоборот, царит умиротворяющая атмосфера: сценарии движения строятся вокруг длинного стола на четырнадцать человек. Возле окон расположились индивидуальные рабочие места с доступом к интернет-библиотеке, а в глубине пространства – «трибуна» для отдыха и проведения лекций. Малый зал, выполненный в духе арт-галереи,  подходит для узконаправленных мастер-классов, которые будут регулярно проводиться по графику. Акцентной деталью интерьера выступила лестница из белого мрамора, ведущая на второй уровень. За ней скрывается кофе-пойнт с яркими оранжевыми столиками и креслами. Панорамное остекление этой зоны открывает живописный вид на березовую рощу, а оформленные светлым камнем клумбы с живыми растениями обеспечивают ее визуальную связь с экстерьером и «впускают» природу в холл. 

Площадь верхнего этажа была разделена между краеведческим музеем, современным выставочным пространством и концертным залом с роялем. Три года назад в этом самом месте проходила выставка работ из коллекции Андрея Малахова «В холодном климате, с любовью», сразу после которой библиотеку закрыли на реконструкцию. То есть еще до преображения здания оно уже начало работать по-новому: события стали более масштабными, возрос интерес жителей к библиотеке. Более того, именно организованная московскими дизайнерами и куратором Кристиной Дрягиной выставка помогла привлечь внимание общественности к реконструкции здания и добиться увеличения бюджета. Всего за несколько недель команда студии «Точка дизайна» подготовила сильный дизайн-проект, который кратно превосходил предыдущий план реновации и был быстро согласован – так началась работа над проектом. Перед долгожданным открытием здесь появились постоянные и временные экспозиции, положившие начало насыщенной культурной программе. Ее художественный совет также разрабатывал вместе с Андреем Малаховым, который активно участвует в развитии своего родного города. В пространстве уже выставлялись картины Энди Уорхола и японского художника Такаши Мураками. Обновленный центр продолжит вовлекать жителей Апатитов в культурные процессы и ближе знакомить их с современным искусством. Особое внимание в проекте уделено небольшой комнате, которая изначально была оформлена дермантиновыми панелями. Во времена выставки «В холодном климате, с любовью» там сделали инсталляцию: расставили живые цветы и встроили УФ-лампы, напоминающие о местной традиции использования искусственного освещения для домашних растений. Тогда это пространство стало визитной карточкой библиотеки, а неоновая надпись с названием выставки натолкнула основателя студии «Точка дизайна» Степана Бугаева на идею о сочетании акцентного розового цвета с коричневой отделкой стен. В результате дермантин сменился гипсовыми панелями из-за требований пожарной безопасности, но расслабленная атмосфера и тактильные материалы были сохранены. Мягкие диваны с пастельно-розовой обивкой здесь соседствуют с большим столом и креслами в том же оттенке: оформление выглядит настолько неформальным и стильным, что даже глава городской администрации проводит там планерки и онлайн-встречи. 

 

Палитра и контекст
Холодная палитра цветов, использованных на фасадах, легла в основу интерьерных решений. Мурманская область, к которой относятся Апатиты, расположена в северном регионе и соседствует со Скандинавскими странами. Активный культурный обмен с Данией, Финляндией и Швецией повлиял на визуальные предпочтения горожан.

Привычные сочетания серого, белого и красного интуитивно понятны местным жителям, поэтому их решили сохранить и дополнить фактурными деталями. Мебель в проекте довольно нейтральная: стулья из светлого дерева, отреставрированные кресла и перетянутые диваны не изменяют прежнее настроение интерьера, а просто делают его более современным. Бархатистые ткани обивок сбалансировали строгие отделочные материалы – природный мрамор, характерный для советских учреждений ракушечник и декоративную штукатурку под бетон на стенах одного из залов.

Анастасия Юхневич и другие дизайнеры старались во всем сохранить и достоверно повторить оригинальную отделку: даже поврежденный временем кусок мрамора был заботливо заменен подобранным в тон материалом. Ощущением уюта и тепла интерьер наполнили яркие акценты – в том числе, оранжевые светильники, отсылающие к образу солнца. Его силуэт часто дублируется в круглых коврах, а оттенок – в текстиле и декоре.

Симметрии и дополнительного объема в помещение привнесли зеркальные потолки и гипсовая лепнина. Специальная система освещения с разными сценариями была разработана командой студии вместе с петербургскими светодизайнерами MDM Light. В дизайн-проект были интегрированы лаконичные лампы и абажуры, которые облегчили торжественность найденных на Авито люстр под хрусталь. Так обычная городская библиотека в Апатитах превратилась в культурный центр, миссия которого – сделать литературу и искусство более доступными для жителей города. Благодаря обновлению пространства они больше вовлекаются в современный контекст и обретают место для общения и досуга. Здесь проводятся кружки, концерты, встречи по интересам и детские развивающие мероприятия.

В работе над проектом участвовали десятки неравнодушных людей – дизайнеры и архитекторы, представители администрации, губернатор области и телеведущий Андрей Малахов. По инициативе последнего к оформлению пространства присоединился художник Валерий Чтак: из-под его руки вышли аккуратные росписи на стенах галереи. Фрески, пострадавшие из-за потопа в ходе ремонта, восстанавливали при помощи выпускников Суриковского училища. Им удалось передать авторскую стилистику изображений и дух разных временных периодов, от образов Кирилла и Мефодия до Владимира Маяковского.

 
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
Фотография © Варвара Чеснокова / предоставлена Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
© Студия Точка дизайна
Реконструкция библиотеки им. Гладиной
© Студия Точка дизайна

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Гнездилов
  • Михаил Канунников
  • Владимир Плоткин
  • Никита Явейн
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Сухов
  • Александр Асадов
  • Олег Мединский
  • Алексей Полищук
  • Николай Кикава
  • Владимир Тихонов
  • Вера Бутко
  • Егор Донцов
  • Дмитрий Буш
  • Алексей Орлов
  • Энди Сноу
  • Полина Воеводина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Труханов
  • Андрей Романов
  • Владислав Андреев
  • Илья Машков
  • Роман Грибанов
  • Сергей Чобан
  • Валерия Преображенская
  • Станислав Белых
  • Роман Леонидов
  • Марина Егорова
  • Евгений Зеленов
  • Андрей Михайлов
  • Александр Самарин
  • Григориос Гавалидис
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Валерий Лукомский
  • Александр Котенков
  • Зураб Басария
  • Раис Баишев
  • Илья Уткин
  • Виталий Лутц
  • Анастасия Абашева
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Орешкин
  • Константин Таранов
  • Анна Иванова
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Надточий
  • Евгений Подгорнов
  • Наталья Сидорова
  • Екатерина Кузнецова
  • Юлий Борисов
  • Юрий Виссарионов
  • Антон Лукомский
  • Андрей Чуйков
  • Юлия Тряскина
  • Михаил Давыдов
  • Александра Кузьмина
  • Дмитрий Климов
  • Сергей Скуратов
  • Владимир Ковалёв
  • Наталия Шилова
  • Василий Крапивин
  • Степан Липгарт
  • Сергей Никешкин
  • Ростислав Цайзер
  • Даниил Лоренц
  • Константин Ходнев
  • Андрей Асадов
  • Игорь Членов
  • Григорий Мустафин
  • Павел Андреев
  • Всеволод Медведев
  • Иван Кожин
  • Левон Айрапетов
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Скокан
  • Татьяна Гук

Проект из каталога (случайный выбор)

Отделение банка «Российский кредит»
Владислав Платонов, Олег Карлсон, 2002 – 2002
Отделение банка «Российский кредит»

Постройки и проекты (новые записи):

  • Ресторан высокой морской кухни «Barca»
  • Музей Фабрики-кухни. Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре
  • Офис трансконтинентальной компании
  • Благоустройство сквера «Стерео» в Сочи
  • Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа
  • Комплекс апартаментов Carre Blanc
  • Каждый атом важен!
  • ЖК Большая Семерка
  • ЖК Матвеевский парк

Новости российской архитектуры:

Технологии:

19.11.2024

​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям

Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024

Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре

Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
11.11.2024

​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»

В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
КНАУФ ГИПС
07.11.2024

​За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС

Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
06.11.2024

Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности

Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Лаб Индастрис
другие статьи