Появилось еще несколько мнений по Закону об архитектурной деятельности

03 Сентября 2020
Дискуссия по ряду пунктов законопроекта Об архитектурной деятельности, текст которого, согласованный Союзом архитекторов, НОПРИЗом и РААСН, уже передан в Минстрой РФ, получила продолжение.
1. 
Вчера, 2 сентября, Союз архитекторов опубликовал три эмоциональных комментария, в целом поддерживающих позицию главы САР.

Председатель анапской организации САР Юрий Рыбин акцентирует внимание на отсутствии профессиональных критериев при отборе градостроителей: «Код ОКВЭД 71.11.2 Деятельность по территориальному планированию и планировке территории, есть (по данным Гипрогора) у 9000 организаций страны, и они имеют право проектировать города». Вице-президент САР Елена Баженова подчеркивает, что Мария Элькина не архитектор, а искусствовед, а также: «...государственный профессиональный стандарт «Архитектор» предполагает для бакалавров 10-летний, а для магистров 8-летний период работы перед сдачей квалификационного экзамена», сопоставимый с обозначенным в законе 10-летним сроком стажа для будещего ГАПа. Из комментария также узнаем, что внесенная в Минстрой версия законопроекта – 31-я по счету. Директор Центра оценки квалификаций САР Мария Котельникова высказалась на странице СМА. Она также указывает на стандарт «Архитектор» и на «ФЗ №238 от 03.07.2016 «О независимой оценке квалификации», в котором четко определено, каким образом создаются Центры оценки квалификации и каким образом аттестуются эксперты Центров». 

«В жесткие советские времена мне ничего не помешало стать ГАПом в 30 лет, а в 33 (1988 г.) создать и возглавить крупнейшее в стране Первое творческо-производственное архитектурное объединение Союза архитекторов СССР. В моей мастерской архитектор Даша Хаустова стала ГАПом через 1 год после окончания МАРХИ, по моему желанию, так как была к этому способна, и сегодня она у меня лучший ГАП! Ничего не мешало и не мешает делать карьеру. Карьера у архитектора – это не движение по службе, а реализованный творческий потенциал (успех), помноженный на опыт принятия решений»,отмечает вице-президент САР Вячеслав Осипов. Эти четыре сообщения собраны на сайте Союза архитекторов.
 
2. 
Мария Элькина, также 2 сентября, ответила на письмо Николая Шумакова.

Очевидно, что одним из камней преткновения развернувшейся дискуссии вокруг законопроекта стал подсчет того возраста, когда архитектор в среднем сможет согласно закону получить право на полноценную творческую деятельность, статус ГАПа и открытие собственного бюро. К примеру, в письме Николая Шумакова сказано, что архитектор учится с 17 лет до 21 года, Мария Котельникова говорит о 22-летнем выпускнике, а Ольга Головина здесь же в комментариях ей возражает – возраст выпускника не 22, а 25 лет. Сергей Чобан упоминает, что он закончил учебу в 24 года.

Мария Элькина и Сергей Чобан также напоминают о необходимости прерывать образование для того, чтобы зарабатывать на учебу, и – что не менее важно – об женских отпусках по уходу за ребенком, которые удлиняют все сроки. Мария Элькина также отмечает: «Строгое требование 10-летного стажа под началом российского ГАПа не включает в себя работу в разных бюро мира», – иными словами, будущий ГАП в течение 10 лет должен будет работать в РФ, а иностранный стаж ему не засчитается.

В отношении квалификационных экзаменов Мария Элькина занимает позицию: «Выдача лицензии должна быть результатом соблюдения прозрачных критериев и не зависеть от субъективного мнения экзаменаторов. А так мы только за».

И одним из самых сложных вопросов остается ограничение на работу иностранных граждан. С одной стороны защита рынка, с другой его конкуренстное развитие: «многие выпускники российских вузов работают в Европе. К нам едут в том числе и самые лучшие специалисты из других стран, зачем закрывать для них дверь?».




Еще один ответ опубликован на странице Buromoscow – тот же текст можно увидеть у нас на странице письма Николая Шумакова за подписью Артема Ольховского, но повторим для полноты:




Позднее – 8 сентября, достаточно подробно разобрал вопросы к закону архитектор Алексей Карачинский. Наиболее примечательны в его разборе слова о судьбе молодых бюро: "Не вполне ясно, что в новых условиях предлагается моим сверстникам, которым сейчас уже от 30 до 40, и многие из них владеют собственными маленькими бюро в тех сферах, куда их вытеснили СРО. Бросать своё выстраданное дело, сворачивать базы клиентов и идти к работодателям на стартовые позиции, чтобы вписаться в систему? Это тысячи специалистов, и смотреть на их квалификацию нужно не формально, а по гамбургскому счёту".



Там же Александр Острогорский упомянул о подборке мнений, которую МАРШ и Проект Россия опубликовали по результатам круглого стола, посвященного законопроекту и прошедшего в октябре 2019.

Напомним, что неделю назад Николай Шумаков опубликовал ответ на письмо Сергея Чобана, Олега Шапиро и Марии Элькиной. Обсуждение письма было начато в посте Марии Элькиной. Сбор подписей продолжается. Последнее общественное обсуждение законопроекта перед его передачей в Минстрой проходило осенью 2019 года, в том числе он-лайн на платформе архитектура.рф.

Довольно сложная и эмоциональная выдалась дискуссия. Будем и дальше наблюдать за процессом.

03 Сентября 2020

comments powered by HyperComments
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.