Автор текста:
Алина Измайлова

Летающее авто от MVRDV, трактор на электротяге от OMA: две концепции транспорта будущего

Что, если летающие автомобили, о которых ученые грезили еще сто лет назад, в скором времени появятся в городах? При нынешних темпах развития технологий этот сценарий кажется вполне реальным. Но как приспособить авиа-авто к среде, заточенной под наземный транспорт? Свою концепцию по внедрению воздушного транспорта в жизнь больших городов предложило архитектурное бюро MVRDV. В работе над проектом также принимали участие авиастроительная компания Airbus, исследовательский центр Bauhaus Luftfahrt, Федеральная высшая техническая школа в Цюрихе (ETH Zürich) и инженерно-консалтинговая группа Systra.
Проект Urban Air Mobility (UAM) City Integration. Вертипорт расширяет возможности для отдыха в Халф Мун Бэй, штат Калифорния, США
© MVRDV

Ключевым элементом транспортной системы будущего станут вертипорты – «вертикальные» мини-аэропорты, предназначенные для обслуживания летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Их планируют строить не только на свободных участках, но и встраивать в существующие здания. Вертипорты будут разного масштаба, варьируясь, если брать реальные примеры, от рядовой остановки общественного транспорта до автовокзала мегаполиса.
Проект UAM City Integration. Вертипорт в Шэньчжэне, Китай
© MVRDV

Вертипорт – не просто «остановка для летающего автомобиля»: он объединяет под одной крышей транспортный хаб, генератор «зеленой» энергии, дата-центр и объекты социальной инфраструктуры. В слаборазвитых районах «вертикальные аэропорты» дополнительно сыграют роль образовательных центров, медицинских учреждений, бизнес-инкубаторов. Авторы проекта подчеркивают, что воздушные суда не нуждаются в линейной инфраструктуре, т.е. для них не придется отстраивать дороги, тоннели или что-то подобное. Такая «неприхотливость» новой системы позволит, во-первых, минимизировать расходы при ее внедрении, во-вторых, даст возможность напрямую связать удаленные и труднодоступные пункты, в-третьих, сведет к минимуму вмешательство в сложившийся ландшафт.
Проект UAM City Integration. Мультимодальный хаб, совмещенный с научно-исследовательским центром, в Сан-Франциско, штат Калифорния, США
© MVRDV

«Воздушное такси» ни в коем случае не претендует на замену традиционных видов транспорта – они скорее будут дополнять друг друга. В результате город получит мультимодальную транспортную сеть, которая сможет доставлять пассажира чуть ли не к двери его дома – примерно так архитекторы MVRDV видят решение проблемы «последней мили», самого последнего и самого сложного этапа в логистике.
  • zooming
    1 / 5
    Проект UAM City Integration. Джакарта, Индонезия
    © MVRDV
  • zooming
    2 / 5
    Проект UAM City Integration. Шэньчжэнь, Китай
    © MVRDV
  • zooming
    3 / 5
    Проект UAM City Integration. Вертипорт, включенный в структуру аэропорта в Сан-Франциско, штат Калифорния, США
    © MVRDV
  • zooming
    4 / 5
    Проект UAM City Integration. Шэньчжэнь, Китай
    © MVRDV
  • zooming
    5 / 5
    Проект UAM City Integration. Лос-Анджелес, штат Калифорния, США
    © MVRDV

Как исследователи намерены вписать «воздушное такси» в ткань реальных городов, можно увидеть на рендерах. Так, в Сан-Франциско вертипорт «построили» над водой и связали с пешеходным мостом, в Сан-Паулу аэродрому нашли место в транспортной развязке, в Шэньчжэне взлетные площадки встроили в небоскребы. На одном из рендеров показано, как летающие машины будут доставлять гостей на музыкальный фестиваль «Коачелла».
  • zooming
    1 / 5
    Проект UAM City Integration. Вертипорт в Сан-Франциско, Калифорния, США
    © MVRDV
  • zooming
    2 / 5
    Проект UAM City Integration. Вертипорт в Сан-Паулу, Бразилия
    © MVRDV
  • zooming
    3 / 5
    Проект UAM City Integration. Вертипорт в Шэньчжэне
    © MVRDV
  • zooming
    4 / 5
    Проект UAM City Integration. Вертипорт для фестиваля «Коачелла»
    © MVRDV
  • zooming
    5 / 5
    Проект UAM City Integration. Лос-Анджелес, США
    © MVRDV

«Плотность населения в городах растет, технологии совершенствуются, и становится все более очевидно, что по-настоящему трехмерный город с летающим транспортом – одна из [возможных] моделей будущего ... город, в котором моя мобильность находится у меня на балконе!», – подытоживает основатель MVRDV Вини Маас. Результаты исследования бюро и его партнеров были продемонстрированы в Шэньчжэне на выставке под названием «Город и небо над ним», проходившей в рамках Международной биеннале урбанистики и архитектуры.
  • zooming
    1 / 5
    Проект UAM City Integration. Принципы UAM. Мобильные возможности
    © MVRDV
  • zooming
    2 / 5
    Проект UAM City Integration. Пространственные возможности для развития города
    © MVRDV
  • zooming
    3 / 5
    Проект UAM City Integration. Методология UAM – разнообразие при реализации проекта
    © MVRDV
  • zooming
    4 / 5
    Проект UAM City Integration. Сети UAM – разнообразие целей
    © MVRDV
  • zooming
    5 / 5
    Проект UAM City Integration – модель городской сети
    © MVRDV

В свою очередь, AMO – исследовательское подразделение бюро OMA – занялся разработкой… сельскохозяйственной техники. Совместно с концерном Volkswagen аналитики AMO придумали трактор, работающий от солнечных батарей. Высокотехнологичное изобретение призвано облегчить труд простых фермеров из Черной Африки – одного из самых солнечных районов планеты – и увеличить продуктивность крестьян, ведущих натуральное хозяйство.
  • zooming
    1 / 4
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
    Изображение предоставлено Volkswagen
  • zooming
    2 / 4
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
    Изображение предоставлено Volkswagen
  • zooming
    3 / 4
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
    Изображение предоставлено Volkswagen
  • zooming
    4 / 4
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
    Изображение предоставлено Volkswagen

Тракторы будут подпитываться от древовидных зарядных станций, поддерживающих солнечные панели. Аккумуляторы планируют сделать сменными: после того, как производительность батареи снизится, ее заменят на новую.
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW. Экспозиция в Музее Гуггенхайма
Изображение предоставлено Volkswagen

Изобретатели собираются запустить в производство тракторы с разными видами плугов, а также особые модели, предназначенные для бурения скважин и перевозки людей. «Электротрактор – проект, в котором идеально сочетаются творческий подход и технологии, – считает Бенита фон Мальцан, директор по коммуникациям в VW. – Он служит [воплощением идеи] мобильности, если ее понимать как социальное право».
  • zooming
    1 / 6
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
    Изображение предоставлено Volkswagen
  • zooming
    2 / 6
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
    Изображение предоставлено Volkswagen
  • zooming
    3 / 6
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
    Изображение предоставлено Volkswagen
  • zooming
    4 / 6
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
    Изображение предоставлено Volkswagen
  • zooming
    5 / 6
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
    Изображение предоставлено Volkswagen
  • zooming
    6 / 6
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
    Изображение предоставлено Volkswagen

Рисунки и рендеры, которые появились в результате совместной работы AMO и Volkswagen, можно увидеть в нью-йоркском Музее Гуггенхайма в рамках выставки «Сельский ландшафт: будущее».
  • zooming
    1 / 4
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW. Экспозиция в Музее Гуггенхайма
    Изображение предоставлено Volkswagen
  • zooming
    2 / 4
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW. Экспозиция в Музее Гуггенхайма
    Изображение предоставлено Volkswagen
  • zooming
    3 / 4
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW. Экспозиция в Музее Гуггенхайма
    Изображение предоставлено Volkswagen
  • zooming
    4 / 4
    Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW. Экспозиция в Музее Гуггенхайма
    Изображение предоставлено Volkswagen


23 Марта 2020

Автор текста:

Алина Измайлова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне. Эффектное здание, спроектированное архитектурным бюро из Базеля Herzog & de Meuron, одновременно является выставочной площадкой, экспериментальной лабораторией и флагманом швейцарского производителя мебели. По случаю десятой годовщины здания Vitra представляет совершенно новый интерьер VitraHaus, который объединяет в себе накопленный опыт, идеи и тенденции, которые определяли и продолжают задавать тон в индустрии дизайна с 2010-х по 2020-е годы.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Цельная оболочка
На острове Хайнань, на берегу Южно-Китайского моря строится павильон-библиотека по проекту пекинского бюро MAD.
Квартальный подход
Квартал актуальная тема, и архитекторы бюро Кашириных трактуют частный дом, состоящий из нескольких объемов на небольшой территории, как квартал с внутренним двором. И даже сопоставляют свой дом – типологически загородный, – с городской застройкой в микромасштабе.
Ганзейский молл
Торговый центр для малого города, в котором главным «якорем» выступает не сетевой арендатор, а зеленая кровля и «пряничные» фасады.
По принципам каллиграфии
Художественная галерея в уезде Шуян посвящена традиционно развитому там искусству каллиграфии. Авторы проекта – Архитектурный проектно-исследовательский институт Чжэцзянского университета.
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.