Что, если летающие автомобили, о которых ученые грезили еще сто лет назад, в скором времени появятся в городах? При нынешних темпах развития технологий этот сценарий кажется вполне реальным. Но как приспособить авиа-авто к среде, заточенной под наземный транспорт? Свою концепцию по внедрению воздушного транспорта в жизнь больших городов предложило архитектурное бюро MVRDV. В работе над проектом также принимали участие авиастроительная компания Airbus, исследовательский центр Bauhaus Luftfahrt, Федеральная высшая техническая школа в Цюрихе (ETH Zürich) и инженерно-консалтинговая группа Systra.
Проект Urban Air Mobility (UAM) City Integration. Вертипорт расширяет возможности для отдыха в Халф Мун Бэй, штат Калифорния, США
Ключевым элементом транспортной системы будущего станут вертипорты – «вертикальные» мини-аэропорты, предназначенные для обслуживания летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Их планируют строить не только на свободных участках, но и встраивать в существующие здания. Вертипорты будут разного масштаба, варьируясь, если брать реальные примеры, от рядовой остановки общественного транспорта до автовокзала мегаполиса.
Проект UAM City Integration. Вертипорт в Шэньчжэне, Китай
Вертипорт – не просто «остановка для летающего автомобиля»: он объединяет под одной крышей транспортный хаб, генератор «зеленой» энергии, дата-центр и объекты социальной инфраструктуры. В слаборазвитых районах «вертикальные аэропорты» дополнительно сыграют роль образовательных центров, медицинских учреждений, бизнес-инкубаторов. Авторы проекта подчеркивают, что воздушные суда не нуждаются в линейной инфраструктуре, т.е. для них не придется отстраивать дороги, тоннели или что-то подобное. Такая «неприхотливость» новой системы позволит, во-первых, минимизировать расходы при ее внедрении, во-вторых, даст возможность напрямую связать удаленные и труднодоступные пункты, в-третьих, сведет к минимуму вмешательство в сложившийся ландшафт.
Проект UAM City Integration. Мультимодальный хаб, совмещенный с научно-исследовательским центром, в Сан-Франциско, штат Калифорния, США
«Воздушное такси» ни в коем случае не претендует на замену традиционных видов транспорта – они скорее будут дополнять друг друга. В результате город получит мультимодальную транспортную сеть, которая сможет доставлять пассажира чуть ли не к двери его дома – примерно так архитекторы MVRDV видят решение проблемы «последней мили», самого последнего и самого сложного этапа в логистике.
Как исследователи намерены вписать «воздушное такси» в ткань реальных городов, можно увидеть на рендерах. Так, в Сан-Франциско вертипорт «построили» над водой и связали с пешеходным мостом, в Сан-Паулу аэродрому нашли место в транспортной развязке, в Шэньчжэне взлетные площадки встроили в небоскребы. На одном из рендеров показано, как летающие машины будут доставлять гостей на музыкальный фестиваль «Коачелла».
Проект UAM City Integration. Вертипорт в Сан-Франциско, Калифорния, США
«Плотность населения в городах растет, технологии совершенствуются, и становится все более очевидно, что по-настоящему трехмерный город с летающим транспортом – одна из [возможных] моделей будущего ... город, в котором моя мобильность находится у меня на балконе!», – подытоживает основатель MVRDV Вини Маас. Результаты исследования бюро и его партнеров были продемонстрированы в Шэньчжэне на выставке под названием «Город и небо над ним», проходившей в рамках Международной биеннале урбанистики и архитектуры.
Проект UAM City Integration. Принципы UAM. Мобильные возможности
В свою очередь, AMO – исследовательское подразделение бюро OMA – занялся разработкой… сельскохозяйственной техники. Совместно с концерном Volkswagen аналитики AMO придумали трактор, работающий от солнечных батарей. Высокотехнологичное изобретение призвано облегчить труд простых фермеров из Черной Африки – одного из самых солнечных районов планеты – и увеличить продуктивность крестьян, ведущих натуральное хозяйство.
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
Изображение предоставлено Volkswagen
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
Изображение предоставлено Volkswagen
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
Изображение предоставлено Volkswagen
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
Изображение предоставлено Volkswagen
Тракторы будут подпитываться от древовидных зарядных станций, поддерживающих солнечные панели. Аккумуляторы планируют сделать сменными: после того, как производительность батареи снизится, ее заменят на новую.
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW. Экспозиция в Музее Гуггенхайма
Изображение предоставлено Volkswagen
Изобретатели собираются запустить в производство тракторы с разными видами плугов, а также особые модели, предназначенные для бурения скважин и перевозки людей. «Электротрактор – проект, в котором идеально сочетаются творческий подход и технологии, – считает Бенита фон Мальцан, директор по коммуникациям в VW. – Он служит [воплощением идеи] мобильности, если ее понимать как социальное право».
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
Изображение предоставлено Volkswagen
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
Изображение предоставлено Volkswagen
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
Изображение предоставлено Volkswagen
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
Изображение предоставлено Volkswagen
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
Изображение предоставлено Volkswagen
Концепция е-Трактора, разработанная AMO и VW
Изображение предоставлено Volkswagen
Рисунки и рендеры, которые появились в результате совместной работы AMO и Volkswagen, можно увидеть в нью-йоркском Музее Гуггенхайма в рамках выставки «Сельский ландшафт: будущее».