В своей работе авторы изучают то, как постоянное и повсеместное наблюдение за человеком при помощи современных технологий влияет на него и на общество в целом. Сперва посетителям предлагается познакомиться с первой частью действа: пройдя по чёрному ходу через мрачные бункеры, они попадают в большой тёмный зал. В жутковатом и дезориентирующем пространстве каждое движение зрителей фиксируется инфракрасными камерами, а изображение проецируется на пол в онлайн-режиме; над головами посетителей летают жужжащие дроны. При этом часть площадки – по периметру комнаты у стен – остаётся погружённой во мрак. «Можно раствориться в этой темноте, – говорит Ай Вэйвэй. – Это такое облегчение».
Архитекторы отмечают неоднозначность атмосферы: с одной стороны, присутствующих в зале наполняет чувство тревоги от полумрака, шумящих беспилотников и датчиков, постоянно следящих за перемещениями посетителей. С другой стороны, во всём этом присутствует элемент игры: люди начинают двигаться «надуманно», чтобы посмотреть, как это изображается в проекции, некоторые пытаются обогнать дроны, многие ложатся на пол и позируют для селфи с собственными цифровыми двойниками.
Инсталляция получила название «Гензель и Гретель» – по сказке братьев Гримм, где рассказывается о детях, которых отец по наущению их мачехи заводит в лес. Чтобы не заблудиться и найти дорогу домой, брат и сестра оставляют за собой дорожку из сухарей и камешков.
На открытии выставки Ай Вэйвэй отметил: «Я полагаю, что у нас у всех есть личный опыт нахождения под наблюдением, но особенность слежки заключается в том, что мы видим только часть истории». Надо сказать, что китайскому художнику не раз приходилось в режиме 24/7 испытывать на себе пристальное внимание и контроль со стороны властей. На выставке «Гензель и Гретель» у посетителей наконец появилась возможность попробовать себя в обеих ролях: и объекта для слежки, и наблюдателя. Вторая часть выставки включает «шпионскую лабораторию»; чтобы сюда попасть, нужно зайти уже через главный вход. Здесь на длинных столах с множеством iPad`ов можно увидеть получившиеся видеозаписи, познакомиться с материалами о беспилотных летательных аппаратах, технологиях наблюдения, программном обеспечении для распознавания лиц, а также узнать историю вопроса. Трансляция с прямом эфире также доступна на сайте проекта.
Отметим, что Жак Херцог и Пьер де Мёрон и Ай Вейвэй вместе работали, помимо прочего, над проектом знаменитого стадиона для Олимпийских игр в Пекине в 2008 и над павильоном галереи Серпентайн в Лондоне в 2012 году.