Дом новой культуры на о. Русский
© SPEECH
информация:
-
статус
проект -
даты
2013 / — 2015 -
место
о. Русский, бухта Балка -
функция
Культурный / Культурный центр

Сергей Чобан
Sergei Tchoban / Россия
Сергей Кузнецов
Sergey Kouznetsov / Россия
СПИЧ
SPEECH / Россияавторский коллектив
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Глубокин
Архитекторы проекта: Матвей Иванов, Любовь Широкова, Ирина Федоровичева
Графический дизайн: Кирилл Заев
Участник проекта: Николай Полисский
Архитекторы проекта: Матвей Иванов, Любовь Широкова, Ирина Федоровичева
Графический дизайн: Кирилл Заев
Участник проекта: Николай Полисский
партнеры, заказчики, смежники
Министерство культуры РФ
Дом новой культуры на о. Русский
© SPEECH
Дом новой культуры на о. Русский
© SPEECH
описание:
В 2012 году по инициативе вице-премьера Правительства РФ Владислава Суркова и при поддержке Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева Министерство культуры РФ запустило масштабную программу строительства творческих многофункциональных центров, получивших первоначально название Дома новой культуры (ДНК) в различных регионах страны. Цель программы – популяризировать современное искусство и научно-технические достижения, а также дать возможность как можно большему кругу россиян получить непосредственный доступ к культурным и инновационным достижениям.
Согласно концепции, каждый ДНК должен представлять из себя достаточно компактный объект с гибкой планировкой, позволяющей реализовать различные выставочные проекты, проводить концерты, лекции, мастер-классы и обучающие семинары, объединив в одну структуру общественное пространство, творческие мастерские и образовательные центр. Предполагалось, что архитектурные решения каждого ДНК будут индивидуальны и к их разработке будут привлекаться ведущие проектные команды России. Отлаженные коммуникации, обмен опытом и реализованными проектами позволит соединить несколько десятков центров в единую культурную сеть, вовлекающую в свою деятельность горожан и жителей прилегающих территорий.
В качестве пилотных были выбраны три площадки: в Калуге, Первоуральске и во Владивостоке, точнее, на острове Русский, который получил международную известность благодаря масштабному строительству комплекса Дальневосточного Федерального Университета, в непосредственной близости от которого и будет построен Дом новой культуры.
Проект ДНК на острове Русский разработало бюро SPEECH, с самого начала программы принимавшее активное участие в ее формировании и развитии. В качестве прообраза будущего центра были взяты несколько взаимодополняющих типологий и идей. Прежде всего, характерный для северных областей традиционный тип жилища куполообразной формы, а также его более масштабные и модернистские аналоги, которые предлагали на протяжении 20 века в своих проектах выдающиеся российские архитекторы, такие как И. Леонидов, М. Гинсбург, Л. Павлов и другие. Отталкиваясь от этих концепций, было предложено оригинальное объемно-пространственное решение из двух куполов, большого и малого, соединенных стеклянным вестибюлем. Внешняя оболочка куполов представляет собой ярусную структуру, облицованную металлом и заполненную энергоэффективными стеклопакетами. А в качестве несущих используются надежные и эстетичные дерево-клееные конструкции.
Планировочное решение ДНК позволяет максимально эффективно использовать весь внутренний объем куполов, совмещая просторные многосветные и многофункциональные залы в центре сфер с практичной нарезкой на кабинеты и классы для групповых занятий по периметру. Верхнюю часть малого купола целиком занимает универсальный зал на 264 места, плюс 88 дополнительных. Внутри большого купола на трех уровнях расположены учебные и офисные помещения. Соединяет все уровни спиральный пандус, идущий по вокруг центрального зала. Этот элемент призван напомнить о таких известных центрах мировой культуры, как Музей Гугенхайма в Нью-Йорке и многих других зданиях, пространства которых украшают аналогичные конструкции. Поскольку одной из основных функций будущих ДНК станет коммуникация, общение между людьми, архитекторы предложили использовать в качестве главного смыслового акцента интерьера большого купола традиционный объединяющий символ – очаг, трансформировав его в современный открытый камин из стекла и металла, расположенный в середине центрального зала, в окружении широких деревянных ступеней, амфитеатром спускающихся к огню, на которых посетители центра могу посидеть, выпить кофе и обсудить интересные проекты или события в культурной жизни города.
Третьим элементом объемно-пространственной композиции комплекса ДНК на острове Русский по замыслу авторов может стать масштабная художественная инсталляция, спроектировать которую был приглашен известный российских художник Николай Полисский. В перспективе, на этой площадке могут проходить сменяемые выставки объектов паблик-арта. На окружающей центр территории также расположены открытый амфитеатр, скейтпарк с универсальной спортивной площадкой и паркинг для автомобилей и автобусов.
Согласно концепции, каждый ДНК должен представлять из себя достаточно компактный объект с гибкой планировкой, позволяющей реализовать различные выставочные проекты, проводить концерты, лекции, мастер-классы и обучающие семинары, объединив в одну структуру общественное пространство, творческие мастерские и образовательные центр. Предполагалось, что архитектурные решения каждого ДНК будут индивидуальны и к их разработке будут привлекаться ведущие проектные команды России. Отлаженные коммуникации, обмен опытом и реализованными проектами позволит соединить несколько десятков центров в единую культурную сеть, вовлекающую в свою деятельность горожан и жителей прилегающих территорий.
В качестве пилотных были выбраны три площадки: в Калуге, Первоуральске и во Владивостоке, точнее, на острове Русский, который получил международную известность благодаря масштабному строительству комплекса Дальневосточного Федерального Университета, в непосредственной близости от которого и будет построен Дом новой культуры.
Проект ДНК на острове Русский разработало бюро SPEECH, с самого начала программы принимавшее активное участие в ее формировании и развитии. В качестве прообраза будущего центра были взяты несколько взаимодополняющих типологий и идей. Прежде всего, характерный для северных областей традиционный тип жилища куполообразной формы, а также его более масштабные и модернистские аналоги, которые предлагали на протяжении 20 века в своих проектах выдающиеся российские архитекторы, такие как И. Леонидов, М. Гинсбург, Л. Павлов и другие. Отталкиваясь от этих концепций, было предложено оригинальное объемно-пространственное решение из двух куполов, большого и малого, соединенных стеклянным вестибюлем. Внешняя оболочка куполов представляет собой ярусную структуру, облицованную металлом и заполненную энергоэффективными стеклопакетами. А в качестве несущих используются надежные и эстетичные дерево-клееные конструкции.
Планировочное решение ДНК позволяет максимально эффективно использовать весь внутренний объем куполов, совмещая просторные многосветные и многофункциональные залы в центре сфер с практичной нарезкой на кабинеты и классы для групповых занятий по периметру. Верхнюю часть малого купола целиком занимает универсальный зал на 264 места, плюс 88 дополнительных. Внутри большого купола на трех уровнях расположены учебные и офисные помещения. Соединяет все уровни спиральный пандус, идущий по вокруг центрального зала. Этот элемент призван напомнить о таких известных центрах мировой культуры, как Музей Гугенхайма в Нью-Йорке и многих других зданиях, пространства которых украшают аналогичные конструкции. Поскольку одной из основных функций будущих ДНК станет коммуникация, общение между людьми, архитекторы предложили использовать в качестве главного смыслового акцента интерьера большого купола традиционный объединяющий символ – очаг, трансформировав его в современный открытый камин из стекла и металла, расположенный в середине центрального зала, в окружении широких деревянных ступеней, амфитеатром спускающихся к огню, на которых посетители центра могу посидеть, выпить кофе и обсудить интересные проекты или события в культурной жизни города.
Третьим элементом объемно-пространственной композиции комплекса ДНК на острове Русский по замыслу авторов может стать масштабная художественная инсталляция, спроектировать которую был приглашен известный российских художник Николай Полисский. В перспективе, на этой площадке могут проходить сменяемые выставки объектов паблик-арта. На окружающей центр территории также расположены открытый амфитеатр, скейтпарк с универсальной спортивной площадкой и паркинг для автомобилей и автобусов.
Дом новой культуры на о. Русский
© SPEECH
Дом новой культуры на о. Русский
© SPEECH
Дом новой культуры на о. Русский. План 1-го этажа
© SPEECH
Дом новой культуры на о. Русский. План 2-го этажа. Реализация, 2015 © SPEECH
© SPEECH
Дом новой культуры на о. Русский. План 3-го этажа
© SPEECH
Дом новой культуры на о. Русский. Разрез 1-1
© SPEECH
Дом новой культуры на о. Русский. Генплан
© SPEECH
Сергей Чобан,
другие постройки:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
12.09.2025
Шепот песка
Павел Хегай, Алексей Авдохин12.09.2025
Петербург vs Рим
Сергей Чобан, Евгений Герасимов11.09.2025
На волне
Антон Надточий, Вера Бутко10.09.2025
Пятое измерение МАРХИ
Сергей Кузнецов, Иван ГрековТехнологии:
08.09.2025
ООО «Фьюче БИМ»
Архитектура управления. Как цифровая доска Futurello экономит время бизнесу
Современное архитектурное бюро тонет в коммуникационном хаосе: тысячи писем, задачи в мессенджерах, замечания в PDF. Российская разработка Futurello предлагает решение – единое пространство для управления проектом.ООО «Фьюче БИМ»
08.09.2025
РЕХАУ
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.РЕХАУ
28.08.2025
Новоторжский ЛПК
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.Новоторжский ЛПК
20.08.2025
Tarkett
Безопасность в движении: инновационные спортивные покрытия Omnisports Action и Multiflex MR от Tarkett
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.Tarkett
19.08.2025
Тепловин
Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от окон к комплексной оболочке здания
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.Тепловин
14.08.2025
АЛЮТЕХ, АБ «Остоженка»
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы гравитации
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.АЛЮТЕХ, АБ «Остоженка»