Модернизация системы Домов и Дворцов культуры: уровень одного ДК

С любезного разрешения авторов публикуем главу новой книги, посвященной проекту «Идентичность в типовом», вышедшей в издательстве Tatlin.

mainImg
Книга суммирует результаты исследования, длившегося два года и посвященного сохранившимся в нашей стране зданиям типовых ДК и перспективам их ревитализации. Тематически она состоит из трех частей: прошлое, настоящее и будущее. Глава, посвященная будущему, делится на три части по масштабности взгляда: вначале авторы рассматривают уровень конкретных зданий, затем региона, затем страны.
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

Исследование не ограничивается архитектурно-градостроительной проблематикой, в значительной части затрагивает социологию и претендует на комплексное осмысление проблемы. Оно содержит схемы, сопоставления и подборки примеров, в том числе – реальных проектов обновления ДК, разработанных авторами исследования. [См. наш рассказ о городском ДК в Воронеже и о проекте обновления ДК в Ельце]. 
  • zooming
    1 / 5
    А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
    Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
  • zooming
    2 / 5
    А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
    Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
  • zooming
    3 / 5
    А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
    Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
  • zooming
    4 / 5
    А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
    Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
  • zooming
    5 / 5
    А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
    Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

Авторы текста и проектов – Алексей Боев и Дарья Наугольнова, основатели АБ VISOTA architects. Руководитель и координатор проекта «Идентичность в типовом» – Елена Петухова.

Вашему вниманию – фрагмент главы о будущем, посвященный уровню одного ДК. Фрагмент интересен тем, что именно он прежде всего стал результатом работы архитекторов и координатора над обновлением конкретных клубов. 

 
  
Модернизация системы Домов и Дворцов культуры на трех уровнях


В прошлых главах мы познакомились с уроками, которые мы вынесли из истории системы домов и дворцов культуры, и разобрали, в чём ее ценность для современного общества. В этой главе мы представляем вашему вниманию наше видение её возможного развития в будущем.
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

В данный момент большинство ДК не реализуют и одной трети своего потенциала. Это происходит по множеству причин, но главная из них – это непонимание требований времени и запросов современного общества.
 
Требование времени сегодня – это необходимость развития креативной экономики. Экономика такого типа основывается на творческом потенциале людей, благодаря которому, они разрабатывают новые подходы в предпринимательстве, искусстве, дизайне и совершают научные открытия.
 
Креативная экономика предъявляет иные, чем индустриальная экономика, требования к людям и пространству города. Креативный город должен быть местом, где есть все условия для созидательного досуга и творчества. При переформатировании ДК смогут предоставить всем без исключения жителям возможность реализовывать свой творческий потенциал, создавать коллаборации и стартапы.

За время существования нашего проекта мы прошли путь от работы над проектами реновации отдельных ДК до понимания того, что без воздействия на всю систему масштабные изменения невозможны. Поэтому мы расширили наш проект и рассматриваем проблемы системы ДК на трёх уровнях: на уровне отдельных ДК, на уровне региона и на уровне всей страны.
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
Масштаб одного ДК

Существующее состояние

Проблема угасания системы ДК заключается не в том, что современным людям не нужна культура или они не хотят развиваться. Упадок обусловлен тем, что ДК предоставляют услуги творческого и духовного развития в обществе, где у многих людей не удовлетворены базовые потребности. Во времена, когда ДК принадлежали предприятиям, их функции были намного востребованнее, потому что они определялись самими пользователями через профсоюзы. 
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

С нашей точки зрения, ДК должны пересмотреть свой подход к предоставляемым услугам и поставить в приоритет те, которые могут в короткий срок помочь людям изменить их жизнь к лучшему. В случае когда базовые потребности закрыты, у человека появляется необходимость в творческом и духовном развитии. Но даже тем людям, которые приходят в учреждение заняться творчеством, ДК не кажутся привлекательными площадками. Большинство ДК не имеют качественной инфраструктуры, к которой сегодня привыкли люди. 
  1. Услуги ДК не соответствуют потребностям посетителей. Сегодня большинство ДК подчинены местным управлениям культуры и устав их деятельности предписывает удовлетворять культурные и духовные потребности населения. Согласно пирамиде Маслоу, творческая реализация – одна из высших потребностей человека. Но высшие потребности становятся актуальны только тогда, когда удовлетворены базовые. Из истории мы знаем, что 70 лет назад целью деятельности ДК было, как раз всестороннее улучшение качества жизни рабочего. 
     
  2. Пространства используются неэффективно. ДК работают в основном вечером, так как большинство их посетителей – дети и пенсионеры. Творческие студии часто размещаются в ДК неравномерно: большие коллективы могут занимать целые залы и работать там всего несколько часов в неделю, не пуская при этом другие студии. В итоге здание ДК и его окружение используются максимум на 30–50% от возможной мощности.
     
  3. Нет вовлечения в процесс. В типовых зданиях ДК, как правило, есть большое парадное фойе, но остальная часть здания – это коридоры и кабинеты. Занимаясь чем-то в ДК или приводя туда ребёнка, люди не знают, что происходит в других репетиционных залах и студиях. Спонтанное вовлечение в процесс невозможно: чтобы стать частью какого-либо коллектива или объединения в ДК, туда нужно записаться и посещать его на регулярной основе. Процесс создания и перформанса в ДК по прежнему очень академичен: занятия по жесткому расписанию, а после отчётное мероприятие.
     
  4. Посетители – в основном дети и пожилые. Из истории системы ДК мы знаем, что очень долгий период истории основными посетителями ДК были как раз молодежь и люди трудоспособного возраста. Сейчас ДК посещают в основном дети до 12 лет и люди старше 65. Это аудитория, несомненно, важна, но без привлечения платёжеспособных посетителей ДК не сможет выйти на уровень устойчивого развития и инвестировать в социальные проекты. 

А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»


Предложение по модернизации

Создание комфортной инфраструктуры и актуального ассортимента услуг необходимый минимум в модернизации каждого ДК, причём одно невозможно без другого. Но обновление здания и набора функций – это лишь начальный этап перезапуска ДК и его устойчивого развития. Следующий этап это понимание потребностей посетителей, налаживание взаимодействия с активными сообществами, обучение персонала ДК, привлечение креативных индустрий и многое другое.

Понятие культуры не синонимично понятию искусства. Это и культура общения, и семьи, и работы в команде, и отношения к своей стране и истории. ДК должны стать учреждениями культуры в широком смысле этого слова. Проанализировав историю системы ДК, мы поняли, что ответ на вопрос «Как сделать ДК востребованными и эффективными?» уже заложен в тех выводах, которые мы получили. ДК должны отвечать требованиям времени, запросам общества, зарабатывать и быть мультифункциональными – это и есть условия дальнейшего существования и развития системы ДК. 
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021
Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»
  1. Услуги ДК складываются из потребностей посетителей. Для удовлетворения в первую очередь базовых потребностей людей в ДК должна быть, как минимум, создана инфраструктура: кафе, уютное фойе, комната матери и ребенка. Потребность в знаниях удовлетворят библиотека и коворкинг, спортзал – потребность в физической активности, сообщества – потребность в общении. Помимо основных функций, ДК может брать на себя и решение различных социальных проблем. Например, в некоторых районах могут быть востребованы услуги, связанные с интеграцией мигрантов: оказание им психологической поддержки, программы профориентации и дополнительного образования. 
     
  2. Полная занятость пространств. Если большинство помещений ДК будут многофункциональны, это даст возможность коллективам разной численности работать в одном помещении. ДК может заполнять свободные студии анонсируя график заполнения на сайте. Часть помещений можно сдавать на платной основе, а часть – бесплатно, но с учётом того, что арендатор привлечёт в ДК новую аудиторию. 
     
  3. Любой желающий может стать участником процесса. Пространства современного ДК должны быть открытыми, чтобы посетители могли почувствовать себя участниками процесса. Это важно, потому что современный подход к обучению основывается на принципе «сделай и пойми» – доказано, что новые знания лучше усваиваются в ходе творческой деятельности. Креативные решения чаще рождаются в неформальной, дружелюбной обстановке. 
     
  4. ДК посещают люди всех возрастов. Для привлечения посетителей всех возрастов ДК необходимо постоянно отслеживать потребности жителей и адаптировать под них свою инфраструктуру и услуги. Одной из основных, задач ДК является привлечение платежеспособных посетителей и креативных предпринимателей, чтобы обеспечить себе финансовую устойчивость. Оплачивая аренду и коммерческие услуги, они дают ДК возможность инвестировать в социальные проекты и своё развитие.
Книгу можно приобрести за 2000 р. на сайте издательства Tatlin.

28 Сентября 2021

Похожие статьи
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.