Иркутск как Дрезден

Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.

mainImg
Книга «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров» вышла сначала на немецком языке, а в 2020 увидела свет и на русском, в московском издательстве «Курс». Книга выросла из кандидатской диссертации, подготовленной на кафедре Технического университета Дрездена, где Анастасия Малько продолжила обучение после Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) – эти два учебных заведения сотрудничают на протяжении многих лет.

Анастасия анализирует немецкий опыт градостроительного регулирования, эффективного для сохранения исторической архитектурно-градостроительной среды. В книге сформулированы возможности использования немецких правовых и градостроительных инструментов в исторических городах России. Выводы исследования могут быть использованы в муниципальном законодательстве и органах планирования исторических городов.
cic =

Анастасия Малько

Уникальность немецкого опыта – в скрупулезности проведения историко-архитектурного анализа и в тщательном подборе нужного комплекса инструментов для сохранения и развития историко-архитектурной среды. Четвертая глава раскрывает практическое применение данных инструментов для трех кварталов, и этот опыт может быть очень полезен для исторических городов России, в особенности «Регламент по сохранению градостроительных особенностей», благодаря которому достигается сохранение исторического облика города.


Публикуем фрагмент четвертой главы, в котором рассмотрены инструменты сохранения и градостроительного развития исторического наследия в Германии и вопросы их практической реализации в Дрездене в кварталах Ойсере Нойштадт, Иннере Нойштадт, Блазевитц-Штризен-Нордост. Здесь будет приведен небольшой отрывок, посвященный анализу инструментов, примененных в квартале Иннере Нойштадт.

Район Иннере Нойштадт расположен с правой стороны реки Эльбы и является продолжением исторического ядра Дрездена района Альтштадт («Старого города»). В Иннере Нойштадт гармонично сочетается архитектура разных эпох, олицетворяющая свидетельство выдающейся европейской городской культуры.

Благодаря тщательно подобранным инструментам градостроительного развития и сохранения достигнут баланс интересов, позволяющий обеспечить не только сохранение аутентичности исторического облика архитектуры периода грюндерства, но и обеспечить диалог между застройкой более поздних эпох, сохраняя гармонию исторического городского пространства и обеспечивая его дальнейшее развитие.
Вид на исторический центр города и прилегающий район Иннере Нойштадт, Отто Герхард (Otto, Gerhard), 1998.05.09, Aufn.-Nr.: df_hauptkatalog_0749317, SLUB / Deutsche Fotothek)
© Изображение предоставлено Анастасией Малько
Охрана исторических памятников архитектуры в районе Иннере Нойштадт

В районе Иннере Нойштадт находится большое количество памятников архитектуры, состояние которых регулируется Саксонским законом о защите памятников регионального уровня. Любые действия, по отношению к данным объектам (реставрация, ремонт, а также иные вмешательства) контролируются Управлением культуры и охраны памятников архитектуры города Дрездена (нем. Amt für Kultur und Denkmalschutz).
Район Иннере Нойштадт, карта памятников 2009, по материалам Управления культуры и охраны памятников города Дрездена (LH Dresden Amt für Kultur und Denkmalschutz)
© Изображение предоставлено Анастасией Малько

Однако несмотря на традиционное наличие статуса охраны объектов культурного наследия и охранных зон было решено ввести дополнительные регламенты для сохранения целостности исторического облика и уникального исторически ценного городского пространства. Для этого был разработан и принят в 1990-е годы ряд законодательных инструментов. Району Иннере Нойштадт присвоен особый статус «Района градостроительной охраны памятников» (нем. Städtebauliches Denkmalschutzgebiet) в рамках специализированной программы, введенной Федеральным министерством Германии совместно с Саксонским банком развития (нем. Sächsischer Aufbaubank) для сохранения исторически ценных районов, находящихся под угрозой. Для проведения мероприятий по градостроительной охране исторической среды в 2001 году был разработан «Регламент по сохранению градостроительных особенностей» Н-30 (нем. Erhaltungssatzung H-30).

В отрывке рассматривается эффективность данных дополнительных немецких инструментов по охране и развитию историко-архитектурной среды по следующим критериям: цели инструмента по отношению к сохранению исторической архитектурно-градостроительной среды, применимость данных инструментов для достижения целей, действие инструментов (временной отрезок) и границы применимости инструментов. Эти категории следует понимать следующим образом:

Цели инструмента. Инструменты анализируются с точки зрения степени целевой установки, направленной на сохранение исторической архитектурно-градостроительной среды. «Непосредственная» целевая установка в этом контексте означает, что инструмент в первую очередь направлен на сохранение исторической архитектурно-градостроительной среды. В случае классифицирования «опосредованной» целевой установки, данный инструмент в основном ориентирован на другую проблему и лишь косвенно связан с сохранением ценной исторической среды.

Применимость инструмента. Анализ применимости инструментов позволяет определить «успешность» инструмента для сохранения исторической архитектурно-градостроительной среды на практике. При обеспечении инструментом полного сохранения ценной исторической среды он классифицируется как инструмент с «высоким достижением цели». При частичном улучшении состояния предыдущего состояния исторической среды на непродолжительное время, инструмент классифицируется как инструмент со «средним достижением цели». При незначительном сохранении исторической среды инструмент классифицируется «низким достижением цели».

Действие инструментов (временной отрезок). Проводится анализ продолжительности действия инструментов.

Границы инструмента. В этом аспекте объясняются пределы диапазона каждого инструмента.
Программа «Градостроительная охрана памятников» для района Иннере Нойштадта

В марте 1994 года в рамках программы «Градостроительная охрана памятников» была выделена часть района Иннере Нойштадта, практически не пострадавшая во время войны и имеющая особое историко-культурное значение для архитектурного наследия Германии.
  • zooming
    Район, Иннере Нойштадт, исторические здания на дворцовой площади / Palaisplatz, вид с юго-запада, 1954.08, Foto: Möbius, Walter, Aufn.-Nr.: df_hauptkatalog_0125174, SLUB / Deutsche Fotothek; 2014, Малько А.
    © Изображения предоставлены Анастасией Малько

Данная программа была выбрана для района Иннере Нойштадта по нескольким причинам:
  • собственная доля инвестирования средств города Дрездена в рамках программы «Градостроительной охраны памятников» составляла 20% что значительно ниже, чем в «Районах регенерации» (33%);
  • в ходе выполнения мероприятий программы предоставляется возможность налаживания диалога с землевладельцами для расходования средств на городское развитие с целью сохранения особенностей исторических среды;
  • согласно Градостроительному праву в Строительном уставе Германии (нем. Städtebaurecht im Baugesetzbuch) проведение мер по обновлению исторических кварталов имеет первоочередное значение в процессе регенерации городов;
  • в 1991 году в районе Иннере Нойштадт площадь пустующих квартир, увеличилась на 50%. Этот социальный аспект указал на необходимость принятия дополнительных мер, обосновав недостаточность действий, ранее проводимых согласно Строительному уставу Германии.
Основой для реализации Программы и разработки дополнительных инструментов, «Концепции регенерации» и «Регламента по сохранению градостроительных особенностей», является Генеральный план 715.1 для района Иннере Нойштадта (нем. Rahmenplan 715.1 für die Innere Neustadt), который был разработан в начале 1990-х годов. Во время его разработки были проведены детальные исследования исторического квартала, предложены возможные стратегии для восстановления и регенерации района, а также проведен анализ текущих потребностей в области использования этого района. Объем финансирования на период 1993-2013 годов был оценен примерно в 12,6 млн. евро. При этом программа предусматривала средства для сохранения исторически ценных зданий. Особое значение в процессе тщательной реставрации (нем. behutsame Sanierung) было уделено зданиям в стиле барокко и периода грюндерства. Таким образом, владельцам памятников, находящихся в частной собственности, предъявлялись высокие требования к реставрации зданий, являющихся памятниками. Процентная доля средств, финансируемых за счет программы, выглядит следующим образом:

- 71% финансирование для преобразования дорог, пешеходных путей, площадей
- 21% финансирование реконструкции жилых и коммерческих зданий
- 6% финансирование для восстановления муниципальных объектов
- 2% подготовка, проведение и последующий контроль за состоянием.
Оценка эффективности программы Градостроительная охрана памятников

Цель инструмента: после анализа Программы, данный инструмент можно отнести к категории «непосредственная целевая установка», направленная на сохранение исторической архитектурно-градостроительной среды, так как ключевая задача программы заключается в сохранении целостных градостроительных фрагментов, а не единичных объектов.

Применимость инструмента для достижения цели: в ходе Программы было решено большое количество поставленных задач, однако по-прежнему стоит вопрос о разрешении конфликта между барочной застройкой и массовой жилой застройкой периода 1960-х годов. Границы между зданиями разных архитектурных стилей и типологий должны быть улучшены. Несмотря на неполное достижение поставленных целей, данный инструмент можно классифицировать как инструмент с «высоким достижением цели», так как в результате проведения мероприятий данной Программы была не только сохранена, но и по-новому развита исторически сложившаяся планировочная структура квартала.

Действие инструмента (временной отрезок)/границы инструмента: объем финансирования был рассчитан на период 1993-2013 годов. По сравнению с другими инструментами данная Программа может рассматриваться как долгосрочная мера с положительными эффектами. Критерии оценки воздействия включают: коэффициент проведенной реставрации зданий и площадей, положительное изменение демографической ситуации, преобразование и реорганизация общественных пространств, улучшение городской среды, наличие пустующего жилого фонда и объем финансирования.
Мероприятия, проведенные в ходе проведения программы «Градостроительная охрана памятников» по состоянию на 2014 год, по материалам Отдела генерального планирования города Дрездена (Stadtplanungsamt Dresden 22.01.2014)
© Изображение предоставлено Анастасией Малько

Поставленные цели Программы в большей степени достигнуты. Следует отметить, что частные инвесторы внесли весомый вклад в процесс регенерации, помимо средств самой Программы.

Регламенты и рекомендации для района Иннере Нойштадта

В «Регламенте по сохранению градостроительных особенностей» H-30 (нем. Erhaltungssatzung H-30) Городской совет города Дрездена (нем. Stadtrat der Landeshauptstadt Dresden) на заседании 13 сентября 2001 поставил перед собой следующие цели:

- сохранение и восстановление исторического городского облика;
- сохранение исторически ценной архитектурно-градостроительной среды;
- улучшение жилой и деловой среды путем преобразования улиц и площадей, а также благоустройства зеленых насаждений;
- обеспечение функциональной взаимосвязи отдельных подрайонов;
- восстановление городского исторического масштаба.

Первый «Регламент по сохранению градостроительных особенностей» H-03 «Альтендресден и Грюнринг в районе Иннере Нойштадт» (Erhaltungssatzung H-03 „Altendresden und Grünring in der Inneren Neustadt“ ), разработанный в 1990 году заложил основные положения для деятельности Отдела генерального планирования города Дрездена, при проведении консультации с владельцами недвижимости, которые были заинтересованы в сохранении исторических зданий.

Благодаря введенному Регламенту исторически ценная архитектурно-градостроительная среда была сохранена согласно предписанным правилам регенерации и реставрации, а также были улучшены некоторые жилые единицы и объекты общественного назначения.
  • zooming
    Район, Иннере Нойштадт, 1980-е, архив отдела генерального планирования города Дрездена / 2011, Малько А.
    © Изображения предоставлены Анастасией Малько

Применимость инструмента для достижения цели можно оценить как «высокую», исследуемый район был проанализирован в полном объеме, включая проведение мероприятий с участием горожан, все необходимые этапы были последовательно проработаны и проведены. Регламент служит основополагающим документом для района Иннере Нойштадта с «непосредственной целевой установкой», направленной на сохранение исторической среды. Благодаря данному инструменту район рассматривается как целостный комплекс с архитектурными и градостроительными особенностями.

Действие инструмента (временной отрезок)/границы инструмента: Регламент действует с 1993 года и не ограничен во времени.

В дополнение к данному Регламенту, приняты дополнительные «Регламенты по использованию рекламы и формообразованию архитектурных форм и оформлению фасадов» (нем. Werbe- und Gestaltungssatzung), «Стандарт проектирования общественного пространства города Дрездена» (нем. Gestaltungshandbuch für den öffentlichen Raum der Stadt Dresden), «Генеральный план освещения Дрездена» (нем. Lichtmasterplan Dresden) и был разработан проект «Концепции использования городских площадей» (нем. Nutzungskonzepte für städtische Plätze). Комплекс данных инструментов позволяет обеспечить высококачественный дизайн городского пространства в этом районе.
Участие горожан

Положительное развитие района возможно только благодаря четкой координации законодательных и планировочных инструментов с активным вовлечением жителей в их разработку. Именно поэтому в Отделе генерального планирования города Дрездена были проведены мероприятия разного формата для привлечения внимания жителей города и их интеграция в процессы планирования исторического квартала. Важным инструментом для определения проблем района стала «Карта чувственного восприятия района» (нем. Wohlfühlkarte), где участники могли отметить благополучные и проблемные места с помощью зеленого или красного символа. После обработки данных полученные результаты были включены в корректировку «Рамочного плана Иннере Нойштадта» (нем. Rahmenplans Innere Neustadt). Систематически с 2012 года проводились дальнейшие обсуждения и диалог с жителями по мере выполнения запланированных этапов.
Район, Иннере Нойштадт, «Карта чувственного восприятия района» (Wohlfühlkarte) 14 октября 2011 после окончания дискуссии по материалам Отдела генерального планирования города Дрездена, Dresdner Debatte, стр. 59
© Изображение предоставлено Анастасией Малько


Об авторе:

Анастасия Малько – архитектор, градостроитель, специалист по охране архитектурного наследия. Научный сотрудник проектов: «Unloved Heritage? Socialist City», «The Future of Modernist Housing. Living Labs Socialist City» Технологического университета Карлсруэ. Член ИКОМОС в Германии и Европейской ассоциации истории градостроительства (EAUH).

Подробнее о книге можно узнать здесь.

04 Февраля 2021

Похожие статьи
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.